Морфологические особенности русской речи двух поколений билингвов и монолингвов
- Авторы: Беляева А.П.1, Московкин Л.В.1, Цховребов А.С.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 636-649
- Раздел: Языковая система
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/326668
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2023-20-4-636-649
- EDN: https://elibrary.ru/MHQNLY
- ID: 326668
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования - анализ морфологических особенностей русской речи двух поколений русско-немецких билингвов, проживающих в Германии, и русских монолингвов, проживающих в России. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения состояния русского языка за рубежом, его сохранения и развития. В исследовании приняли участие четыре группы информантов: 22 взрослых билингва, 26 их детей, 19 взрослых монолингвов, 23 их ребенка. Возраст родителей - 35-50 лет, возраст детей - 10-15 лет. Материалом исследования послужили транскрипты аудиозаписей устных рассказов по картинкам из книги М. Майера «Лягушка: где ты?». Методы исследования: метод направленной выборки, описательный метод, метод систематизации, статистический и сравнительный методы. Отклонения от морфологических норм группировались по двум структурным типам: 1) отклонения от норм построения словоформ; 2) отклонения от норм выбора словоформ. В ходе исследования определено среднее количество отклонений от морфологических норм в рассказах четырех групп информантов. Установлено, что в семьях, стремящихся сохранить русский язык в условиях эмиграции, морфологическая система остается относительно стабильной. При этом средняя доля отклонений от морфологических норм в речи билингвов выше, чем в речи монолингвов, и в речи детей выше, чем в речи их родителей. Определены средние значения количества типичных отклонений от норм в каждой из групп. Выявлена неоднородность количества отклонений от норм у отдельных представителей каждой из групп информантов. Установлено, что в одних семьях сохраняются нормы литературного языка и не выявлено влияния немецкого языка, в других в основном употребляются просторечные формы и обороты, а некоторые отклонения от морфологических норм могут быть вызваны межъязыковой интерференцией. Следует отметить, что наибольшую трудность для всех носителей русского языка представляют нормы употребления падежных форм и предложно-падежных сочетаний. Общий характер морфологических отклонений позволяет говорить о том, что у обеих категорий информантов предложно-падежная система является наименее стабильным участком морфологической системы русского языка.
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Павловна Беляева
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: nas97erm@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7418-8507
лаборант-исследователь филологического факультета
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9Леонид Викторович Московкин
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: l.moskovkin.leonid@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4818-1205
доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9Алан Солтанович Цховребов
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: alanec1985@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5199-1460
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9Список литературы
- Tseitlin, S.N. 2009. Essays on word formation and form formation in children’s speech. Moscow: Znak publ. Print. (In Russ.).
- Voeikova, M.D. 2015. Formation of a name: early stages of mastering the nominal morphology of the Russian language by children. Moscow: YaSK: Foundation for the Development of Fundamental Linguistic Research. Print. (In Russ.).
- Gagarina, N.V. 2008. Formation of grammatical categories of the Russian verb in children’s speech. St. Petersburg: Nauka publ. Print. (In Russ.).
- Dulay, H., and M. Burt. 1973. Should we teach children syntax? Language Learning 23: 245–258.
- Bailey, K., Madden, C., Krashen, S. 1974. Is there a “natural sequence” in adult second language learning? Language Learning 21: 235–243.
- Larsen-Freeman, D. 1976. An explanation for the morpheme acquisition order of second language learners. Language Learning 26: 125–134.
- Panov, M.V. 1989. Work on morphological errors. In Panov, M.V., Sukunov, Kh.Kh., Ekba, N.B. Phonetic, morphological and syntactical errors in the Russian speech of students of national schools. Moscow: Research Institute of National Schools of the Ministry of Education of the RSFSR. Pp. 42–110. (In Russ.).
- Tseitlin, S.N. 2009. Grammatical errors in the development of the Russian language as a first and as a second. Questions of psycholinguistics 9; 43–53. (In Russ.).
- Akhnina, K.V. 2015. Grammatical errors of bilingual students in medical discourse. Polylinguality and transcultural practices 5: 145–148. (In Russ.).
- Krutikova, A.Yu. 2021. Interference morphological errors in the speech of Russian-Tajik bilinguals. Science and education today 4 (63): 64–68. (In Russ.).
- Polinsky, M. 2008. Gender under incomplete acquisition: Heritage speakers’ knowledge of noun categorization. Heritage Language Journal 69 (1): 40–71.
- Laleko, O. 2018. What is difficult about grammatical gender? Evidence from heritage Russian. Journal of Language Contact 11 (2): 233–267.
- Lemmerth, N., Hopp, H. 2019. Gender processing in simultaneous and successive bilingual children: Cross-linguistic lexical and syntactic influences. Language Acquisition 26 (1): 21–45.
- Janssen, B.E. 2016. The acquisition of gender and case in Polish and Russian: A study of monolingual and bilingual children. thesis. Amsterdam: Pegasus.
- Anstatt, Т. 2008. Aspect and tense in storytelling by Russian, German and bilingual children. Russian Linguistics 32: 1–26.
- Anstatt, Т. 2008. Aspektfehler im russischen mono- und bilingualer kinder. Deutsche Beiträge zum 14 Internationalen Slavistenkongress Ohrid 2008. München: Sagner. Pp. 13–25/
- Laleko, O. 2011. Restructuring of Verbal Aspect in Heritage Russian: Beyond Lexicalization. International Journal of Language Studies 5 (3): 13–26.
- Mikhailova, A. 2011. Interaction of Aspectual Morphology in L2 and Heritage Russian. In Granena G. et al. (eds.) Selected Proceedings of the 2010 Second Language Research Forum. Somerville, MA: Cascadilla Proceedings Project. Pp. 63–77.
- Sergeev, F.P. 2010. Speech errors and their prevention. Volgograd: Teacher Publ.
- Sichinava, D.V. 2019. Slavic pluperfect: spaces of possibilities. Questions of linguistics 1: 30–57. (In Russ.).
- Tseitlin, S.N. 1997. Speech errors and their prevention. Moscow, Librokom Book House. (In Russ.).
Дополнительные файлы
