Эрзянская поэзия на Урале: художественный мир Дмитрия Таганова
- Авторы: Арзамазов А.А.1
-
Учреждения:
- Казанский научный центр Российской академии наук
- Выпуск: Том 20, № 2 (2023): МЕЖДУ ЛЕСОМ И СТЕПЬЮ: ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И УРАЛА
- Страницы: 346-357
- Раздел: Художественное измерение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/326704
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2023-20-2-346-357
- EDN: https://elibrary.ru/LEKHFA
- ID: 326704
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье в различных проблемно-тематических контекстах рассматривается поэтическое творчество одного из наиболее ярких представителей современной мордовской (эрзянской) литературы Дмитрия Таганова. Родившийся и живущий на Урале, Д. Таганов своей биографией, стихотворениями олицетворяет литературную диаспору мордвы. В ходе интерпретации выявляется, что его поэтический мир отличается аскетизмом образной системы, устойчивым, почти не меняющимся от сборника к сборнику набором образно-символических элементов. В сферу исследования попадают не только оригинальные, написанные на эрзянском языке тексты, но и сделанные автором русские подстрочники, позволяющие сразу в двух лингвопоэтических «проекциях» интерпретировать художественные особенности, стилистические детали. Установлено, что Д. Таганов в своих стихах преимущественно избегает актуализации этнокультурной компоненты, предпочитает этнически нейтральные лирические сюжеты, уделяет повышенное внимание психологическим реалиям любовной экзистенции. Проявлены некоторые мотивно-образные элементы, связанные с профессиональной деятельностью поэта - медициной. Важный аспект данной работы - анализ художественных переводов стихотворений Д. Таганова на русский язык. На примере отдельных текстов аналитически продемонстрированы сложность понимания переводчиком исходных произведений, факты невнимательного отношения к стержневым параметрам текста-оригинала.
Об авторах
Алексей Андреевич Арзамазов
Казанский научный центр Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: arzami@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-7577-5917
доктор филологических наук, заведующий лабораторией многофакторного гуманитарного анализа и когнитивной филологии
Российская Федерация, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31Список литературы
- Antonov, Yu.G., Karpov, N.V. 2022. “The motif-imaginative world of the lyrics of Dmitry Taganov”. Yearbook of Finno-Ugric Studies 3: 462–469. DOI: https://doi.org/10.35634/2224-9443-202216-3-462-469 (In Russ.).
- Zav’yalov, S.A. 2007. “Through the Moss of Silence: Poetry of East Finnish Ethnofuturism”. Novoe literaturnoe obozrenie 85: 339–353. (In Russ.).
- Ibragimov, M.I. 2018. National Identity of Tatar Literature: Modern Research Methods. Kazan: IYaLI im. G. Ibragimova publ. Print. (In Russ.).
- Katorova, A.M. 2013. “The main directions of development of Mordovian literature at the beginning of the XXI century”. Vestnik NII gumanitarnykh nauk pri Pravitel’stve Respubliki Mordoviya 1 (25): 122–131. (In Russ.).
- Manaeva-Chesnokova, S.P. 2004. Artistic world of modern Mari poetry: monograph.YoshkarOla: MarNIIYaLI publ. Print. (In Russ.).
- Naldeeva, O.I. 2012. Genre system of Mordovia poetry: genesis, evolution, poetics: monograph. Saransk: Mordovian State Pedagogical Institute publ. Print. (In Russ.).
- Ostapova, E.V. 2016. Komi literature in the mirror of translation. Syktyvkar, Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet im. Pitirima Sorokina publ. Print. (In Russ.).
- Safiullin, Ya.G. 2021. From Romanticism to Comparison of Literatures. Kazan: IYaLI im. G. Ibragimova publ. Print. (In Russ.).
- Sultanov, K.K. 2019. Refraction angle. Literature and identity: the communicative aspect. Moscow: IMLI RAN publ. Print. (In Russ.).
- Khuzangai, A.P. 2017. Without illusions: my temporary. Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izdatel’stvo publ. Print. (In Russ.).
Дополнительные файлы
