«Память жанра» как категория сопоставительной поэтики (на материале элегии в русской и татарской литературе второй половины XX-XXI вв.)
- Авторы: Хабибуллина А.З.1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024): РАЗМЫКАЯ КРУГ: ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО ТАТАР В МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ДИАЛОГАХ
- Страницы: 493-504
- Раздел: Художественное измерение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/326916
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2024-21-3-493-504
- EDN: https://elibrary.ru/UXZWPE
- ID: 326916
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено рассмотрению «памяти жанра» как теоретического понятия на материале элегии, сложившейся в русской литературе во второй половине XX-XXI в. (А. Драгомощенко, Б. Попов, С. Гандлевский) и в творчестве современных татарских поэтов: Ф. Сафина, Г. Мората, Р. Зайдуллы. Цель работы - рассмотрение трансформации элегической поэтики в национальных литературах в свете проблемы «памяти жанра». Сделан вывод о том, что обращение к разноязычной элегии дает возможность исследовать категорию жанровой «памяти» не только в свете достижений исторической поэтики, но и в научном дискурсе компаративистики, и в частности сопоставительной поэтики. Установлено, что элегия в лирике А. Драгомощенко и Б. Попова утрачивает свою идентичность и приобретает ироническое начало. В «Элегии второй по счету» Драгомощенко изменения в поэтике обусловлены выходом за пределы привычной силлабо-тонической структуры стихотворения, обращением к совершенно иной «логике письма». Особое внимание в работе уделяется приему интертекстуальности. Сделан вывод о том, что интертекстуальность в элегической поэзии современных татарских авторов имеет нюансы отличия от того внимания к «чужому» слову, которое сложилось в русской литературе. Обращение к «другим» текстам в элегиях Ф. Сафина, Р. Зайдуллы, Г. Мората не ведет к иронии, а, напротив, возвращает читателя к традиционным образам национальной поэзии и фольклора, усиливает в жанре «татарское звучание», придает черты самобытности (к примеру, в элегии Г. Мората возникают образы Сак и Сок, в стихотворении Ф. Сафина упоминается праздник Сабантуй). Вместе с тем данный прием - фактор трансформации «памяти» элегического жанра, которая проявляется в ее постепенном сближении с другими формами и дискурсами в литературе.
Ключевые слова
Об авторах
Алсу Зарифовна Хабибуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: alsu_zarifovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3332-4066
доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы и методики ее преподавания
Российская Федерация, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, корп. 1Список литературы
- Lejderman, N.L. 2010. Genre theory: scientific edition. Institut filol. issledovanij i obrazov. strategij «Slovesnik» UrO RAO, Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg: UrGU. Print. (In Russ.)
- Khabibullina, A.Z. 2022. Elegy, elegiac, elegism in Russian and Tatar poetry. Diss. Thesis. Kazan. Print. (In Russ.).
- Bakhtin, M.M. 1972. Problems of F.M. Dostoevsky’s poetics. 3rd edition. Moscow: Khudozh. lit-ra publ. Print. (In Russ.)
- Jurchenko, T.G. 2001. Genre memory. Literary encyclopedia of terms and concepts. Moscow: NPK “Intelvak” publ. Print. (In Russ.)
- Gachev, G.D. 1968. The content of artistic forms (Epos. Lyrics. Theatre). Moscow: Prosveshhenie publ. Print. (In Russ.)
- Averincev, S.S. 1996. “Genre as abstraction and genre as reality: the dialectic of closedness and openness.” In Rhetoric and the origins of the European literary tradition. Moscow: Shkola ‘Yazyki russkoi kultury’. Print. (In Russ.)
- Lipoveckij, M.N. 1990. ‘Genre memory’ as a theoretic problem (to the history of issue). Modifications of artistic systems in the historical and literary process: collection of scientific works. Sverdlovsk: UrGU. Print. (In Russ.)
- Artjomova, S.Ju. 2020. Transformation of genres of Russian lyrics in the XX century: Doctor Diss. Thesis. Tver. Print. (In Russ.)
- Zejfert, E.I. 2021. “ ‘Premature work’ by Arkady Dragomoschenko.” Novoe literaturnoe obozrenie, no. 170, pp. 197–215. Print. (In Russ.)
- Senderovich, S. 1982. Alethea. Pushkin’s elegy “Recollection” and the problems of his poetics. Wien: Wiener Slawistischer Almanach. Print. (In Russ.)
- Orlickij, Ju.B. 2021. “Features of “quantum” writing of Arkady Dragomoschenko.” Novoe literaturnoe obozrenie, no 170, pp. 219–236.
- Zagidullina D.F. 2023. “Ozyn Shigyr” in modern Tatar poetry.” Polylinguality and Transcultural practice, vol. 20, no. 2, pp. 322–333. https://doi.org/10.22363/2312-8127-2023-20-2-322-333 (In Russ.).
- Skvorcov A.Je. “Modern Russian elegy. About a poem by Oleg Chuhontsev.ˮ Day by day. Nauka, obrazovanie, kul’tura. (In Russ.). 20 Dec. 2023, https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1479
Дополнительные файлы
