Лингвистические особенности эргономического пространства центральных улиц Йошкар-Олы и Казани
- Авторы: Иванова И.Г.1, Хабибуллина Ф.Я.1
-
Учреждения:
- Марийский государственный университет
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025): ФИННО-УГОРСКИЙ НАРОД МАРИ: ЯЗЫК, ТРАДИЦИОННАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
- Страницы: 49-66
- Раздел: Языковая система
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/326869
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2025-22-1-49-66
- EDN: https://elibrary.ru/GCPBSP
- ID: 326869
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Эргономическое пространство городов, являясь неотъемлемой частью ономастического пространства, имеет ряд особенностей и является средством выражения языковой личности номинаторов. В исследовании рассматривается эргономический ландшафт центральных улиц городов Йошкар-Олы - столицы Республики Марий Эл и Казани - столицы Республики Татарстан в сравнительном аспекте. Актуальность изучения эргонимиконов региональных городов в современной России важна в силу особой динамичности и отражающихся в них общественных процессов. Урбанонимы как наименования объектов различного функционального профиля являются индикатором предпочтительных языков для наименования городских объектов, а также выступают маркером сфер функционирования языков на данной территории. Цель исследования - выявление специфики эргонимов г. Йошкар-Олы и г. Казани на лексико-семантическом уровне в дихотомии прямая мотивация / косвенная мотивация. Процесс номинации обусловлен рядом факторов как собственно лингвистического, так и лингвокультурного характера. Лингвистические характеристики проявляются в лексико-семантических особенностях наименований различных типов предприятий, которые указывают на свойства объекта и содержат компонент, указывающий на признак наименования. Среди эргонимов с прямой мотивацией выделены семантические группы, которые характеризуются отличительными признаками, лежащими в основе номинации: профиль предприятия, геолокация объекта, указание на адресата (потребителя), указание на адресанта (владельца предприятия). Наименования с косвенной мотивацией содержат компонент, сигнализирующий о признаке объекта мотивации и построенный на тропах. Являясь лингвокультурным образованием, эргонимы выступают в качестве культурных ориентиров и социальных приоритетов современного общества изученных российских регионов. Выявлено, что процессом, способствующим изменению эргонимикона городов Йошкар-Олы и Казани, является проявление национальной идентичности. Рассмотрены наиболее частотные производящие основы эргонимов, представлены их тематические классификации. Материалом послужили 486 наименований предприятий общественного питания, торгово-промышленных центров, объектов культурно-развлекательного назначения, салонов красоты, пунктов сервисного обслуживания, туристических агентств и др., отобранных методом полевого исследования, наблюдения и дескрипции, которые были реализованы в приемах сбора, систематизации, классификации, обобщения и интерпретации языкового материала с привлечением статистического анализа. В результате исследования выявлены наиболее употребительные источники номинирования: региональные - марийские и татарские - заимствования из русского, западноевропейских и восточных языков, в том числе стран СНГ. Наиболее репрезентативными являются эргонимы, указывающие на национальную специфику и региональную принадлежность.
Ключевые слова
Об авторах
Ираида Геннадьевна Иванова
Марийский государственный университет
Email: iraida44@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5247-0125
SPIN-код: 4081-7299
кандидат филологических наук, доцент
Российская Федерация, 420000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1Флёра Яхиятовна Хабибуллина
Марийский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: khflora@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5438-1828
SPIN-код: 2883-1021
кандидат педагогических наук, доцент
Российская Федерация, 420000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1Список литературы
- Ziyatdinova, L.R., and A.R. Ismagilova. 2020. “Overview of the ergonymic space of the central streets of Kazan.” Terra Linguae, issue 7, pp. 35–39. EDN: SLDDDV Print. (In Russ.)
- Solnyshkina, M.I., and A.R. Ismagilova. 2017. “Toponyms and anthroponyms in the ergonymicon of Kazan.” Bulletin of Vyatka State University, no. 8, pp. 54-57. EDN: ZEUPRD Print. (In Russ.).
- Amirova, R.M. 2016. “Historical ergonyms related to trade as part of the ergonymic space of Kazan in the 17th — early 20th centuries.” Philological Sciences. Questions of theory and practice, vol. 60, no. 6–3, pp. 64–67. Print. (In Russ.)
- Salimova, D.A. 2023. “Linguocreative trends in the design of the modern ergonymicon: based on the names of bilingual Kazan.” Multilingualism in the educational space, vol. 15, no. 2, pp. 203–208. https://doi.org/10.35634/2500-0748-2023-15-2-203-208 EDN: HBRPLE Print. (In Russ.)
- Alekseeva, A.V., and A.R. Ismagilova. 2020. “Ergonymic languages of the central streets of Kazan and Salamanca.” Terra Linguae, issue 7, pp. 7–11. EDN: CDXUBR Print. (In Russ.)
- Medvedeva, D.V. 2020. “Structural and semantic paradigms of ergonyms of the central and peripheral streets of Madrid and Kazan.” Terra Linguae, issue 8, pp. 34–39. EDN: VOEZBE Print. (In Russ.)
- Stafievskaya, M.V., and D.A. Zhukov. 2017. “The influence of Russian-Hungarian relations on the historical and cultural space of the city of Yoshkar-Ola.” Bulletin of the Mari State University, vol. 3, no. 1, pp. 26–31. EDN: YMZGKH Print. (In Russ.)
- Khabibullina, F.Ya, and I.G. Ivanova. 2022. “Borrowings in urbanonyms of Yoshkar-Ola with an otanthroponymic component.” Finno-Ugric world, vol.14, no. 1, pp. 58–77. https://doi.org/10.15507/2076-2577.014.2022.01.58-77 EDN: MCRNRU Print. (In Russ.)
- Khabibullina, F.Ya., and I.G. Ivanova. 2022. National and borrowed geographical onyms in the regional linguistic and cultural space: monograph. Yoshkar-Ola: Mari State University. EDN: MOSVAI Print. (In Russ.)
- Mukhitov, R.K. 2018. “The relevance of functional monitoring of the pedestrian zone of the historical city (on the example of Bauman Street in Kazan)”. Izvestiya KGASU, no. 1 (43), pp. 55–62. EDN: UOVUWB Print. (In Russ.)
- Podolskaya, N.V. 1988. Dictionary of Russian onomastic terminology. 2nd ed., revised and add. Moscow: Science. Print. (In Russ.)
- Perepelitsa, V.V. 1997. How to make advertising effective or how to become famous? Rostov-on-Don: Phoenix Publishing House. EDN: YYZVOL Print. (In Russ.)
- Mikhailyukova, N.V. 2014. Texts of city signage as a special speech genre (based on the language of Vladivostok). Vladivostok. Print. (In Russ.)
- Taylor, K., and J. Lennon. 2012. Cultural landscape management. London and New York: Rutledge. https://doi.org/10.4324/9780203128190 Print.
- Martin, O., and J. Piatti. 2009. World Heritage and buffer zone. Paris: UNESCO. Print. 16.
- Krieger, L. 2009. Architecture of the community. Washington: Island Press. Print.
Дополнительные файлы
