Зарубежная классика на татарской сцене
- Авторы: Шевченко Е.Н.1
-
Учреждения:
- Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024): РАЗМЫКАЯ КРУГ: ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО ТАТАР В МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ДИАЛОГАХ
- Страницы: 547-557
- Раздел: Культура и искусства
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/326921
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2024-21-3-547-557
- EDN: https://elibrary.ru/PDHVSL
- ID: 326921
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Процесс становления татарского театра был связан как с формированием национальной драматургии, так и с освоением русской и зарубежной классики. Татарский театр обращался к мировой драматургии с первых лет своего существования. Она являлась важной школой режиссерского и актерского мастерства, способствовала формированию профессиональных навыков и художественного вкуса деятелей молодого татарского театра. В зависимости от характера эпохи, режиссёрских предпочтений и особенностей труппы в пьесах зарубежных драматургов подчёркивалось социальное звучание, героическое или романтическое начало, психологизм или универсальный характер человеческих отношений. И хотя основной упор в татарском театре всегда делался на национальную драматургию, пьесы зарубежных классиков неизменно входили в его репертуар. В исследовании рассматриваются особенности рецепции татарским театром наследия Шекспира, Мольера и Шиллера.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Николаевна Шевченко
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Автор, ответственный за переписку.
Email: elenachev@inbox.ru
ORCID iD: 0009-0007-4719-0314
SPIN-код: 5137-2223
кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра искусствоведения
Российская Федерация, 420111, Казань, ул. Карла Маркса, д. 12/4Список литературы
- Salikhova, A.R. 2016. Features of the formation and development of Tatar stage art. Kazan: IYALI. Print. (In Russ.)
- Ilyalova, I.I. 2016. “The modern sound of world classics on the Tatar stage.” Tatarica, vol. 1, no. 6, pp. 137–162. Print. (In Russ.)
- Salamatova, G. 2019. “Mukhtar Mutin — Othello of the twentieth century.” Bashkir State Academic Drama Theater named after Mazhit Gafuri — 100 years [Essays on history and modernity]. Ufa: Kitap, pp. 152–165. Print. (In Russ.)
- Ilyalova, I.I. 1986. Kamal Theater: an essay on history. Kazan: Tatar Publishing House. Print. (In Russ.)
- World classics on the provincial stage: Russian and Tatar theaters of Kazan for two centuries. 2018. Edited by O.O. Nesmelova, V.B. Shamina, E.N. Shevchenko, etc. Kazan: Kazan University Press. Print. (In Russ.)
- Ilyalova, I.I. 2002. Tinchurin Theater. Kazan: IDELPRESS publ. Print. (In Russ.)
- Arslanov, M.G. 1992. Tatar directorial art (1906–1941). Kazan: Tatar Publishing House. Print. (In Russ.)
- Tatar Soviet theaters (essays). 1975. Composed by A. Akhmadullin, H. Gobeidullin. Kazan: Tatar Publishing House. Print. (In Tat.)
- Arslanov, M.G. 2004. Director Shiryazran Sarymsakov. Kazan: Tatar Publishing House. Print. (In Russ.)
- Sultanova, R.R. 2009. “Brecht on the Kazan stage (problems of scenography).” Bulletin of the N.I. Dobrolyubov Nizhny Novgorod University, vol. 6, no. 2, pp. 182–187. Print. (In Russ.)
- Sultanova, R.R. 2019. The scenography of the Tatar theaters: the main stages and patterns of development (XX — the beginning of the XXI century). Kazan: Publishing house “Kazan real estate.” Print. (In Russ.)
Дополнительные файлы
