Джинны в турецкой и татарской культуре: невидимое соседство
- Авторы: Давлетшина Л.Х.1
-
Учреждения:
- Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024): РАЗМЫКАЯ КРУГ: ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО ТАТАР В МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ДИАЛОГАХ
- Страницы: 591-600
- Раздел: Культура и искусства
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/326925
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2024-21-3-591-600
- EDN: https://elibrary.ru/POMCPM
- ID: 326925
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Джинн как мифологический персонаж, восходящий своими корнями к мусульманской традиции, находит широкое распространение в культуре народов, исповедующих ислам, и не теряет своей актуальности по сей день. В настоящей статье рассмотрены модели взаимоотношений джиннов и людей в турецкой и татарской культуре в аспекте категории соседства. Основные задачи: обобщить имеющийся репрезентативный материал о джиннах в турецком и татарском фольклоре, сопоставить комплекс представлений об основных характеристках джинна в обеих культурах, рассмотреть практику взаимоотношений между джиннами и людьми. В результате проведенного исследования выявлено, что модели взаимоотношений между представителями людей и их невидимых соседей в турецкой и татарской культуре во многом базируются на похожих семантических элементах: джинны вездесущи, легко нарушают границы и проникают в человеческий мир, вредят людям, что приводит к возникновению системы запретов и ритуальных практик, которые перекликаются с социокультурными моделями коммуникации в обществе. Однако степень регламентации поведения между джиннами и людьми имеет свою национальную специфику в каждой рассматриваемой культуре.
Об авторах
Лейла Хасановна Давлетшина
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Автор, ответственный за переписку.
Email: leyla.davletshina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1222-957X
SPIN-код: 6333-5552
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела народного творчества
Российская Федерация, 420111, г. Казань, Республика Татарстан, ул. Баумана, д. 20Список литературы
- Bogdanova, E., Brednikova O., and O. Zaporozhets. 2021. “How to understand and explore the neighborhood?” Laboratorium: Journal of social research, vol. 13, no. 2. pp. 139–171. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2021-13-2-139-171.
- Trofimova, K.P., and A.A. Yarlykapov. 2022. “Invisible neighbors and visible neighborhood: jinn and people in Muslim cultures (introduction to the special topic of the issue).” Siberian Historical Research, no. 3, pp. 6–13. https://doi.org/10.17223/2312461X/37/1.
- Grinberg, S.A. 2023. “Ambivalence of the image of fire in Belarusian national culture.” Polylinguality and Transcultural practices, vol. 20, no. 4. pp. 627–635. https://doi.org/10.22363/23128127-2023-20-4-627-635.
- Basharin, P.V. 2019. “The image of jinn in Muslim magic.” In Umbra: demonology as a semiotic system: almanac. Composed by O.B. Antonov. Moscow: RSUH publ., pp. 106–141. Print. (In Russ.)
- Nalich, T.S. 2009. Angels and other supernatural beings in Islam. Moscow: Znak publ. Print. (In Russ.)
- Günther, S., and D. Pielow. 2018. Magie in arabischen Quellen und in der Forschungsliteratur. Leiden; Boston; Cologne: E.J. Brill.
- Küçükyildiz Gözelce, D. 2022. “Türkiye sahasi efsane ve memoratlarında cin tasavvuru/” Kafkas Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi, vol. 30, pp. 719–757. https://doi.org/10.56597/kausbed.1165458
- Tatar halyk iҗaty: 25 tomda. 2021. Kazan: Tatar. whale. nəshr. 1 volume: Mythology. Kazan. Print. (In Tat.)
- Myths of the peoples of the world: Encyclopedia: In 2 volumes. 2003. Vol. 1. Edited by S.A. Tokarev. Moscow: Great growth publ.
Дополнительные файлы
