Двуязычное обучение и проблемы этнической и языковой идентичности в СССР и современной России
- Авторы: Марусенко М.А.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2019)
- Страницы: 190-203
- Раздел: Языковые контакты
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/329654
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2019-16-2-190-203
- ID: 329654
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается связь двуязычного обучения с проблемами этнической и языковой идентификации в СССР и современной России. Концепция защиты прав национальных меньшинств включает в себя обширный комплекс языковых прав, включая право на обучение на языках меньшинств. Это право защищается многими международными соглашениями и документами международных организаций и считается безусловным завоеванием борцов за права человека. Однако при этом игнорируются случаи несовпадения этнической и языковой идентичности, все более частые в современном мире, и право граждан на свободное этническое и языковое самоопределение. Планирование в сфере двуязычного обучения и подготовки педагогических кадров требует объективной информации о реальной численности желающих обучаться на языках меньшинств, которая может быть получена в результате языковых мониторингов и переписей.
Об авторах
Михаил Александрович Марусенко
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mamikhail@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего образования РФ, заведующий кафедрой романской филологии СПбГУ
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9Список литературы
- Phillipson, R. 1990. Linguistic Imperialism. Oxford: Oxford University Press.
- Obrazovanie v mnogoyazychnom mire [Education in the Popylingual World]. 2002. Ustanovochnyi dokument YUNESKO. Parizh: YUNESKO. Print. (In Russ.)
- Leont’ev, A. Yazykovye prava cheloveka [Language Rights of a Human]. Web. URL: http://www. observer.materik.ru/observer/N01_94/1_09.htm (accessed: 14.01.2019).
- Tollefson, J.W. 2002. Language Policies in Education: Critical Issues. Oxford: Blackwell. Print.
- Vickers, I. 1996. Defoe and the New Sciences. Cambridge: Cambridge University Press. Print.
- Gupta, A.F. 1997. “When Mother-tongue Education is not Preferred”. Journal of Multilingual and Multicultural Development. 18 (6): 496-506.
- Le Page, P.B. 1992. Sociolinguistic Aspects of Literacy. K. Bolton, H. Kwok (Еds). Sociolinguistics Today: International Perspectives. London: Routledge. Print.
- May, S. 2003. “Rearticulating the Case for Minority Language Rights”. Current Issues in Language Planning. 4 (2): 95-125. Print.
- Calve, L.-J., and L. Varela. 2000. XXIe siècle: le crépuscule des langues? Critique du discours Politico-Linguistiquement Correct. Estudios de Sociolinguistica. 1 (2): 47-64. Print.
Дополнительные файлы

