Sarah Shakulova: New details to the biography
- Authors: Gallyamova A.G.1, Khanipova I.I.1
-
Affiliations:
- Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
- Issue: Vol 9, No 1 (2024)
- Pages: 68-78
- Section: Involving Tatar women in the field of education: a retrospective view
- URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1636/article/view/265675
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2024-9-1.68-78
- ID: 265675
Cite item
Full Text
Abstract
The name of Sarah Kasymovna Shakulova, the daughter of an honorary citizen of Kasimov, is widely known. Having received brilliant mathematical education, Shakulova’s outstanding career, successful work in the field of education, and active life position have been adequately reflected in historical works. However, her personal century-old documents have not been researched in women’s history. These are the formular and biographical questionnaire discovered by us in the funds of the State Archive of the Russian Federation, which are introduced into scientific circulation for the first time in this article. They are weighty sources about important biographical markers of Tatar ‘Sophia Kovalevskaya’ and her relatives. The answers “from the first person” recorded the difficulties that stood in the way of the “other faith” in professional work in the field of education. The content of the submitted documents sheds light on the material component of the teacher's work at the end of the politically turbulent 1910s and at the beginning of the formation of secular education in the young Soviet state. Written by the hand of an outstanding woman, these documents are important historical artifacts of the national culture of the Tatars. In addition, the presented documents complement the source base on the problem of studying the processes of women’s emancipation in the early twentieth century and their high need to acquire societal status.
Full Text
О Саре Касымовне Шакулове (1887–1964) – представительнице известного рода касимовских татар – уже писали, как об одной из первых татарских женщин с высшим математическим образованием (Биктимирова, 2003: 110–111), как о женщине, сумевшей сделать профессиональную карьеру и внесшую свою лепту в создание национальной светской школы татар (Галлямова, Ханипова, 2023). Подробный анализ жизнедеятельности С. Шакуловой, в том числе в первые десятилетия советской власти представлен в статье Э. Самакаевой (Самакаева, 2012). В фондах Национального музея Республики Татарстан сохранились авторские методические пособия для национальной школы, которые наглядно свидетельствуют о высоком профессионализме С.К. Шакуловой (Самакаева, 2012: 142). В целом о повышении среди татарских женщин престижа высшего образования и профессии учительницы (мугаллимы) обстоятельно пишет Л.Р. Габдрафикова (Габдрафикова, 2019).
Во время поиска документов по истории касимовских татар в советский период в Государственном архиве Российской Федерации нами были обнаружены карточка-формуляр и анкета С. Шакуловой, заполненная ею собственноручно 15 ноября 1923 г. (ГА РФ. Ф. А–2306. Оп. 63. Д. 15. Л. 6–9). Данные документы (анкета, карточка-формуляр) относятся к группе делопроизводственных материалов, прагматическая значимость которых заключалась в аккумуляции информации о работниках формирующегося аппарата Наркомата просвещения РСФСР.
Удостоверение С.К. Шакуловой. ГА РФ. Ф. А–2306. Оп. 63. Д. 15. Л. 1
Анкета ответственного работника С.К. Шакуловой. ГА РФ. Ф. А–2306. Оп. 63. Д. 15. Л. 8
Карточка-формуляр С.К. Шакуловой. ГА РФ. Ф. А–2306. Оп. 63. Д. 15. Л. 10
Типографский бланк анкеты, специально разработанный для ответственных работников Учетно-распределительного подотдела Наркомата просвещения РСФСР, включал 30 пунктов, охватывающих разные аспекты из биографии заполнявшего анкету работника – от личных биографических данных, занятий в дореволюционный период, до сведений, не предусмотренных анкетой. Существенной характеристикой документа является помета: «На все вопросы анкеты должны даваться точные и ясные ответы. Вопросы без ответа или замена их чертой не допускаются» (ГА РФ. Ф. А–2306. Оп. 63. Д. 15. Л. 8).
Анкета, заполненная Шакуловой в 35-летнем возрасте (см. документ ниже), предоставляет читателю информацию об ее образовании, общественной и профессиональной деятельности, передвижениях по стране и за рубежом, вызванные в первую очередь потребностями получения высшего образования.
Карточка-формуляр (ГА РФ. Ф. А–2306. Оп. 63. Д. 15. Л. 10) представляет собой типографский бланк. Документ не датирован, но судя по его содержанию, подписи работодателя, он заполнен 15 ноября 1923 г. На момент его заполнения С. Шакулова работала в системе Наркомпроса. Из карточки мы также узнаем, что Сара Касымовна уже с 1918 г. состояла членом союза профессиональных работников, хотя, как она сама отмечала, подтвердить это документально может только с 1919 г. на основе удостоверения от Бюро учительского союза.
Пункт 7 о служебном стаже (с момента первого найма до момента опроса) позволяет определить важные трудовые вехи в биографии С. Шакуловой в ее собственной интерпретации. Так, с 1912 по 1915 г. место ее работы и должность обозначены как «частное, преподавала». В январе 1915 г. С. Шакулова поступает преподавателем в Реальное училище г. Зарайска Рязанской губернии с окладом в 112 руб., с 1916 г. – 185 руб. С 1917 г. преподавательскую деятельность она продолжила уже в г. Казани, где до 1919 г. работала в Казанском городском женском коммерческом училище Эккерта, Казанской художественной школе, татарской женской гимназии1, Учительской семинарии2, получая зарплату в 1000–1500 руб. В 1919 г. Шакулова становится инструктором при Губернском отделе народного образования. Следующая запись за 1920–1922 г. – «председатель Баш[кирского] проф[ессионально-технического] образ[ования] Наркомпроса БАССР. До мая 1922 г. – числится инспектором в орг.отделе РСФСР3, далее – методистом «совнацмен» (Совета национальных меньшинств – А.Г., И.Х.) Наркомата просвещения. При этом, заполняя разряд по тарифу до 1919 г. С. Шакулова пишет о том, что разряд ей неизвестен, в 1920–1921 г. она получает по 17 разряду, далее – по 14–16 разряду. В период работы методистом за ноябрь 1923 г. получила 22 миллиарда руб. по 15–16 разряду. Таким образом, на основе рассматриваемого пункта можно представить уровень материального положения С. Шакуловой и на этом конкретном примере проследить тенденции в изменении экономического статуса учителей в предреволюционные и ранний советский период, когда происходило становление светского образования.
Весьма важным с точки зрения регионоведения Москвы и популяризации деятельности знаменитой касимовской татарки является указанный в карточке адрес проживания семьи: Малая Никитская, д. 12, квартира «внизу с правого фасада».
Интерес для исследователя представляет заполненный С. Шакуловой раздел «Особые замечания»: «[В] 1912 г. дала 5–6 уроков на Пречистенских курсах, но, так как «инородка» – не была утверждена инспектором народных училищ. [В] 1913–1914 гг. готовилась и сдавала экзамены на муж[скую] и ун[иверсите]т. Октябрь 1914 г. получила удостоверение из Москов[ского] ун[иверсите]та. Январь 1915 г. начала служить в гос[ударственных] учреждениях, до этого же хлопотала о разрешении на организацию тат[арской] уч[ительской] школы, что было, напр., [...]4 Моск[овским] учеб[ным] округом».
Заметим, что С. Шакулова – не единственная татарка, кто в дореволюционные времена не был допущен к преподавательской деятельности вне татарских учебных заведений. К примеру, Рукия Губаева, окончившая Ксенинскую гимназию г. Казани, будучи мусульманкой, лишалась права работать в русских учебных заведениях, а также и в русских семьях в качестве домашней учительницы, о чем ей было отписано управляющим казанским учебным округом А.А. Остроумовым (Биктимирова, 2003: 57).
Материалы представленных документов взаимодополняют друг друга. Например, если из карточки-формуляра исследователь узнает, что семья 35-летней Сары состояла из живущих с ней матери – Ф.А. Шакуловой, 65 лет, брата Ахмета, 38 лет, сестер Лейлы, 23 лет и Амины, возрастом 21 год, то анкета уточняет занятия сестер – учеба на курсах иностранного языка (ГА РФ. Ф. А–2306. Оп. 63. Д. 15. Л. 8).
Таким образом, найденные документы добавляют существенные штрихи к портрету С. Шакуловой, представляющей яркий пример участия татарских женщин в модернизационных процессах росийского общества. Они могут служить серьезным подспорьем для научного анализа проблем развития образования в первые годы советской власти, показа конкретных акторов в его организации, а также для освещения истории культуры касимовских татар в ХХ в.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 24*
Анкета ответственного работника
Вопросы | Ответы | ||||
1 | Фамилия | Шакулова | |||
2 | Имя и отчество | Сара Касимовна | |||
3 | Отдел | Ц[ентральное] Тат[аро]-баш[кирское] бюро | |||
4 | Занимаемая должность | Методист | |||
5 | Время поступления | Июнь 1922 г. инспектором, май 1921 г. методистом | |||
6 | Год рождения | 1887 г. | |||
7 | Место рождения | Касимов Рязанской губ[ернии] | |||
8 | Отношение к воинской повинности | – | |||
9 | Семейное положение, состав семьи и ее местонахождение | Мать 65 л., 2 сестры учатся на курсах иностр[анного] яз[ыка] | |||
10 | Национальность | Татарка | |||
11 | Какие местности России хорошо знаете, сколько лет там прожили и были ли за границей | Центральную Россию, в частности Рязанскую губ., Москву, Петроград хорошо; Казань, Уфу, Оренбург, Башкирию и Тат[арскую] республику; Францию и Французскую Швейцарию. | |||
12 | Родной и какие др. языки знаете и насколько хорошо | Татар[ский], рус[ский], французский. Из этих 3-х языков лучше всех знаю русский | |||
13 | Общее (низшее, гимн., универс.): в каких учебных заведениях учились, окончили ли, если нет, то ск[олько] прошли классов или курсов | Гимназия, 2 г. курсы Лесгафта, Парижский ун[иверситет], экстерном по физ[ико]-мат[ематического] факультета Москов[ского] ун[иверситет]а | |||
14 | Специальное (технич., сельско-хозяйствен. и т.п.) |
| |||
15 | Военное: какие военно-учебные заведен. кончили (военное училище, курсы, школу прапорщик., академию, курсы красных командиров, учебную команду и т. п.) |
| |||
16 | Участвовали ли в войнах и в качестве кого (звание, должность)? |
| |||
17 | Какие знаете специальности? | Преподавательница | |||
18 | Социальное положение до 1917 г. и основное занятие | Преподавание | |||
19 | К какому профессиональному союзу принадлежите в настоящее время (№ бил[ета]) | Союз раб[отников] просвещения | |||
20 | Какую работу выполнили по день заполнения анкеты (кроме партии) | ||||
Когда? | Где (губерния, уезд, город, армия, дивизия) | В каком учреждении | Какую работу выполняли | ||
1912–1914 | Москва | При Моск. ун-те, Елатом[ская] гимназия | Держала экстерном [экзамены] на мужскую гимназию и физ.-мат. факультет ун-та, давала уроки, начальная мат[ематика] , на Пречистенских рабоч[их] курсах преподавала математику | ||
1915–1917 | Рязанская губ. | Реальное училище | -- " -- | ||
1917–1919 | Казань, Самарская губер[ния] летом | Коммерч[еское] жен[ское] уч[илище], художественная школа, ряд татарских школ и курсов | -- " -- | ||
1919 | -- " -- | ||||
1919–1922 | Башкирия | БашНКП | Председателем Башпрофобра, организованы ряд пр[оизводственно]-уч[ебных] школ: сельскохозяйственной, при уч[ебно-]техн[ических] школах, курсы рабочих при Воскрес. зав[оде] и прочие | ||
VI/1922-V/1923 | НКП | Инспектор |
| ||
V/1923 до сих пор | Сов[етская] нац[иональная] школа | методистка | Веду работу по прогр[аммному] образ[ованию] среди татар РСФСР: а) компания по комплектованию ВУЗов по татарским (?)** татрабфака; b) активное участие в организации татарского рабфака; c) участие в различных совещаниях в Совете Нацмена и НКП от татар(?)** d) подготовление методистов к приспособлению сети к обслуживанию татар; e) пересмотр учебных изданий и учебных планов политехнических и др. работ; f) постоянное представительство в Совете по школам политехнического образования от Совета национальных школ(?) | ||
21 | Участвовали ли в литературной работе (газеты, статьи, брошюры, листовки, воззвания) и какие есть собственные труды? | ||||
22 | Можете ли быть лектором, преподавателем, руководителем кружков и пр., по каким вопросам и на каком языке | По точным наукам могу преподавать на трех языках при предоставлении некоторой подготовки 1–2 месяца для проработки восстановления в памяти терминологии | |||
23 | С какого времени состоите членом РКП(б) и какой организацией приняты, № партбилета |
| |||
24 | Состояли ли в других партиях (каких, где, когда, как долго) и что побудило к выходу из таковых |
| |||
25 | Принимали ли участие в революционном движении до 1917 года и какую несли работу | С 1905 г. в ученических организациях и ячейках работниц | |||
26 | Подвергались ли репрессиям за революционную деятельность? | С 1908 г. была за границей, репрессиям не подвергалась. Только не была утверждена преподавательницей в Казанском Учебном округе и на Пречистенских рабочих курсах в Москве, т.к. «иноверка» | |||
27 | Какую партийную работу выполняли по день заполнения анкеты |
| |||
28 | Подвергался ли ответственности перед судебными учреждениями РСФСР и партсудами (когда, где, по какому делу)? | Нет | |||
29 | Какую работу считаете наиболее подходящей для себя (методическую, организационную или административную) и где (в местных или центральных учреждениях)? | Методическо-организационную и преподавательскую при достаточно оборудованном учеб[ном] зав[едении]. | |||
30 | Сведения, не предусмотренные анкетой |
|
С. Шакулова
15 ноября 1923 г.
ГА РФ. Ф. А–2306. Оп. 63. Д. 15. Л. 8–9.
* Номер анкеты и ответы вписаны от руки – И.Х.
** Нечитабельно.
ИСТОЧНИКИ
Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. А–2306. Оп. 63. Д. 15.
1 Речь идет о первой женской татарской гимназии для девочек Фатихи Аитовой (Самакаева, 2012: 140).
[2] Исследователи, занимавшиеся изучением биографии С. Шакуловой, не упоминают об Учительской семинарии, зато пишут о работе в школе Лябибы Хусаиновой (Самакаева, 2012: 140–141), не зафиксированной в анализируемой карточке-формуляре.
[3] По данным Э. Самакаевой, С.К. Шакулова уезжает в Москву по вызову лишь в 1923 г. (Самакаева, 2012: 141).
4 Не читается.
About the authors
Alfia G. Gallyamova
Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: alfiya1955@gmail.com
D. Sc. (History), Associate Professor, Leading Research Fellow at the Department of Contemporary History
Russian Federation, KazanIlnara I. Khanipova
Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
Email: ihanipova@mail.ru
Cand. Sc. (History), Associate Professor, Senior Research Fellow, head of the Department of Contemporary History
Russian Federation, KazanReferences
- Biktimirova T.A. (2003) Stages of education before the Sorbonne. Kazan: Alma-Lit Publ. (In Russ.)
- Gabrafikova L.R. (2019) Mugallima: Tatar women’s new social and professional role in the early 20th century. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii [RUDN University Journal of the Russian History]. Vol. 18. No. 2: 302–319. (In Russ.)
- Gallyamova A.G., Khanipova I.I. (2023) Tatar women of the Kasimov Region in the first half of the 20th century. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve [A woman in the Russian Society]. No. 3: 114–126. doi: 10.21064/WinRS.2023.3.9 (In Russ.)
- Samakaeva E. (2012) A collection of S.K. Shakulova in the funds of the National Museum of the Republic of Tatarstan (to the 125th anniversary of her birth). Gasyrlar avazy – Ekho vekov [Echo of centuries]. No. 3/4: 138–142. (In Russ.)
Supplementary files
