Tatar ethnographic collection in the accumulation of the National Museum of the Republic of Tatarstan
- 作者: Izmailova S.Y.1
-
隶属关系:
- National Museum of the Republic of Tatarstan
- 期: 卷 10, 编号 3 (2025)
- 页面: 432-441
- 栏目: Этнография тюркского мира
- URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1636/article/view/346908
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2025-10-3.432-441
- EDN: https://elibrary.ru/LQUFFN
- ID: 346908
如何引用文章
全文:
详细
The article examines the history of the formation of the Tatar ethnographic collection, one of the most significant collections of the National Museum of the Republic of Tatarstan. The main stages of admission of Tatar ethnography subjects are listed. The first stage is connected with the work of Kazan collectors, such as A. Likhachev, L. Sickler, and N. Katanov. The samples and jewelry from the first half – the middle of the 19th century from A. Likhachev and L. Sickler’s collections are particularly valuable. The next stage is associated with the arrival of the famous ethnographer B. Adler and the activities of N. Vorobyov’s tenure as the museum’s director, which was marked by the beginning of scientific research and collection of Tatar ethnography, as well as the organization of expeditions and exhibitions. The expeditions conducted in the 1920s by N. Vorobyov, P. Dulsky, and G. Gubaydullin laid the foundation for the systematic collection of materials on the culture and everyday life of the peoples of the Volga region and the Urals, including Tatars. The 1920s were also notable for the arrival of collections from the Museum of Oriental Peoples and other museums in Kazan. The museum’s collaboration with academic institutions allowed for the targeted acquisition of the Tatar ethnographic collection in the 1950s–1990s, including participation in ethnographic expeditions and organization of its own historical and cultural expeditions. The museum’s efforts to study and promote its collections through the creation of thematic exhibitions, albums, and catalogs, as well as its cooperation with the academic community and artisans are showcased.
全文:
Ценнейшей частью собрания Национального музея Республики Татарстан (НМ РТ) является татарская этнографическая коллекция, которая дает возможность представить уникальное наследие – национальный костюм, прошедший многовековой путь развития. Именно с костюмом связаны традиционные народные промыслы татарского народа, отличающиеся яркой самобытностью и привлекательностью, – узорная кожа, ювелирное искусство, золотное шитье, вышивка, шитье бисером, золотными и серебряными нитями.
Национальный музей Республики Татарстан – один из старейших региональных музеев России, крупнейшее хранилище памятников материальной и духовной культуры Среднего Поволжья и Приуралья. Комплексный по своему профилю – исторический, литературный, естественнонаучный – он хранит памятники истории, культуры, быта и традиций народов, живущих в Республике Татарстане и Российской Федерации, а также древнейших мировых цивилизаций.
Музей был открыт как Казанский городской музей в 1895 г. В 1919 г. он становится Казанским губернским музеем, затем Центральным музеем ТАССР (1921), Государственным музеем ТАССР (1944), Государственным объединенным музеем ТАССР (1981). С 2001 г. имеет статус Национального музея Республики Татарстан (НМ РТ).
Татарская этнографическая коллекция является «золотым фондом» НМ РТ, формирование которого осуществлялось на протяжении всей истории учреждения. Благодаря поискам и сборам коллекционеров, исследованиям ученых, многообразной деятельности музейных специалистов, сохранены подлинные исторические образцы костюмов и предметов, созданных руками народных мастеров.
В музейном собрании содержатся коллекции, наглядно иллюстрирующие комплексы одежды главным образом Казани и уездов Казанской губернии (позднее Татарской Республики). Здесь издавна развивались национальные промыслы, проживало многочисленное татарское население.
Развитие татарского костюма шло на протяжении многих столетий: складывались формы, менялись приемы и способы его декоративно-художественного оформления. В процессе этнокультурной консолидации татарского народа определились основные элементы костюма, которые отражают временные традиции.
Основной состав коллекций, связанных с татарским костюмом, охватывает исторический период с начала XIX до середины ХХ в. Первые предметы татарской этнографии поступили в музей в составе собрания казанского коллекционера А.Ф. Лихачева и экспонатов Казанской научно-промышленной выставки 1890 г. В дальнейшем фонд пополнялся путем поступления частных коллекций Л.О. Сиклера и Н.Ф. Высоцкого, экспедиционных и научных поисков Н.Ф. Катанова, М.Е. Евсевьева, Н.Ф. Воробьева и других ученых, путем приобретения предметов у населения, а после 1917 г. за счет реквизированных вещей или даров.
Наиболее значимая часть коллекции татарского костюма происходит из собрания А.Ф. Лихачева – одного из известных казанских коллекционеров XIX века, имевшего широкий круг интересов. Преимущественно он уделял внимание коллекционированию и изучению археологических древностей и восточных монет, собирал художественную коллекцию и библиотеку. Вместе с тем, занимаясь изучением материальной культуры эпохи средневековья, он обращал внимание и на предметы этнографии народов Казанской губернии, понимая большое научное значение старинной одежде и убранству, выходившей или вышедшей из употребления. Особую ценность Лихачев придавал татарской коллекции, отмечая, что из всех народов «татары в своих предметах убранства сумели выразить и сохранить действительно азиатское великолепие» (Назипова, Измайлова, 2006: 135).
Благодаря многолетним сборам А.Ф. Лихачева татарский национальный костюм был впервые представлен широкой публике, демонстрируя высокий уровень материальной и духовной культуры татарского народа, высокое развитие народных промыслов. В лихачевскую коллекцию входили предметы и костюмы, принадлежавшие знатной части татарского населения, среди них – калфаки и тюбетейки, украшенные богатой вышивкой и бисером, расшитые золотными и серебряными нитями, узорные сапоги. Одним из наиболее уникальных является женский костюм из темно-синей парчи – рубаха и камзол конца XVIII – первой половины XIX века.
В этот период была сформирована основная часть собрания татарских ювелирных изделий, являющихся органичной частью костюма народа. Коллекция татарских ювелирных украшений насчитывает более трёх с половиной тысяч предметов. Самая крупная коллекция подобного рода она содержит весь комплекс ювелирных украшений, которыми пользовались и которые создавали казанские татары в период расцвета этого искусства, вплоть до начала XX столетия. Среди первых поступлений – украшения, собранные А.Ф. Лихачевым в 1860–1885 гг. и переданные в музей при его основании в 1892–1895 гг. Ювелирные украшения из лихачевской коллекции, – браслеты, кольца и перстни, нагрудные украшения – отличаются высоким мастерством изготовления. Коллекция включает почти полный комплекс женских украшений казанских татар (головных, шейных, нагрудных, ручных), бывших в употреблении преимущественно в конце XVIII – середине XIX в.
Высокую ценность имеет коллекция татарских украшений Л.О. Сиклера, собранная им, главным образом, в Казани в конце XIX – начале XX в. Двенадцать его коллекций содержат более тысячи предметов, включая мелкие нашивные украшения. Среди них большое количество таких оригинальных женских украшений казанских татар, как хаситə, чулпы чəч-тəнкəсе, яка-чылбыры, отражающие быт состоятельного городского населения.
Коллекция Л.О. Сиклера была впервые представлена в 1912 г. в географическом кабинете Казанского университета и привлекла к себе большое внимание. Однако после революции она была продана Волжской Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства старины и увезена в Москву. Однако, по условию владельца, часть предметов была возвращена в Казань и хранится сейчас в НМ РТ, ряд предметов – в собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, некоторые вещи находятся в хранилищах Государственного исторического музея в Москве.
С приходом в музей известного российского этнографа, профессора Б.Ф. Адлера, имевшего большой опыт работы в Этнографическом музее, Русском музее и Кунсткамере, началась реорганизация структуры Казанского городского музея и его фондов. Особое внимание было уделено коллекциям, отражающим быт и культуру народов Поволжья. Этнографические предметы, разбросанные по всей музейной экспозиции, были собраны и систематизированы в 1919–1921 гг. во многом благодаря трудам М.Е. Евсевьева – известного ученого-этнографа, который ранее на протяжении многих лет участвовал в этнографических экспедициях, сотрудничал с Этнографическим отделом Русского музея, собирая предметы одежды и костюмные комплексы.
После упорядочивания этнографических фондов, в том числе и татарского, стали очевидными пробелы в комплектовании. Ключевую роль в формировании и пополнении коллекций сыграл ученый-этнограф Н.И. Воробьев, который пришел на работу в музей в 1921 г., а в 1923–1929 гг. стоял во главе музея. С началом его работы этнографические предметы стали активнее представлять на выставках, во время фольклорных вечеров и концертов, но самое главное – начались этнографические экспедиции по кантонам Татарской АССР, в ходе которых был собран значительный материал, задокументировавший культуру и традиции народов края, предметы быта и ремесел, национальный костюм.
Важным стимулом для активного сбора коллекций послужила Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве 1923 г. В связи с подготовкой к этой выставке в 1922 г. сотрудники музея Н.И. Воробьев, П.М. Дульский и Г.С. Губайдуллин в составе экспедиции совершили поездки по деревням Арского кантона Автономной ТССР, которые позволили собрать обширный этнографический материал – одежду и обувь, образцы узорного ткачества и вышивки, предметы домашнего интерьера и ремесленный инструментарий, сделать жанровые и постановочные фотографии. Часть из них была показана на выставке в павильоне «Татария» (1923), а также на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности искусств в г. Париже (1925), на выставке народов искусств СССР, организованной к десятилетию Октября (1927).
Проведение этнографических экспедиций в 1920-х годах положило начало систематическому и последовательному сбору материалов по культуре и быту народов Поволжья и Приуралья. Это позволило сформировать в музее значительную татарскую коллекцию, которая вызывает большой интерес у современных ученых-этнографов, историков, мастеров прикладного искусства, посетителей музея.
В 1920-е годы кроме экспедиционных сборов в музей поступили коллекции ряда казанских музеев и учреждений, среди них – коллекции Музея народов Востока, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1923), этнографические коллекции Сельскредитпромсоюза (1926).
Коллекции Музея народов Востока значительно обогатили этнографические фонды НМ РТ материалами народов Поволжья и Приуралья, Средней и Центральной Азии, мусульманских государств. Большую роль в сборе коллекций по татарам сыграли этнографы М.С. и А.-К. С. Губайдуллины. Ими были собраны городские и сельские женские и мужские костюмы, отдельные предметы национального костюма, старинные тюбетейки, женские уборы – калфаки и головные покрывала, сформирована коллекция татарской обуви, вышитой канителью и жемчугом, найдены бархатные и кожаные башмаки и другие предметы. Предметы приобретались у самых разных лиц – у вдовы казанского коллекционера Р.И. Лихачевой, муллы С.М. Галеева, известных татарских династий купцов и промышленников, религиозных деятелей Апанаевых, Усмановых, Юнусовых, Губайдуллиных.
Более 30 коллекций по одежде татар поступило в 1950–1960-е годы. Чрезвычайно ценными являются материалы по татарской народной одежде, собранные во время историко-бытовых и этнографических экспедиций. Одной из таких стала экспедиция 1957 г. в Дубъязский, Тукаевский и Атнинский районы ТАССР под руководством старшего научного сотрудника Музея этнографии народов СССР Т.А. Крюковой с участием Н. Субаева и Р. Каримовой (Синицина, 2022: 171). В дальнейшем ежегодные выезды музейных сотрудников в составе научных экспедиция с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР позволили вести целевое комплектование татарской этнографической коллекции.
Большую роль в формировании татарской коллекции музея сыграл старший научный сотрудник, заслуженный работник культуры Республики Татарстан М.К. Завьялова, которая в 1971–2013 гг. занималась систематизацией этнографических фондов, была участником и организатором экспедиций, создавала выставки, посвященные материальной культуре и национальному костюму татар. Одним из итогов ее работы стало издание книги «Татарский костюм» (Завьялова, 1996), где на основе музейных коллекций были составлены комплексы женской и мужской одежды татар в различных временных и социальных вариациях, с подразделением на праздничную и повседневную одежду.
Значительная часть предметов татарской народной одежды поступила в музей в 1986 г. от отдела этнографии Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР. Коллекция (около 200 единиц) была собрана в 1971–1985 гг. во время сплошного территориального обследования татар. Ее ценность заключается в том, что и отдельные предметы, и целые региональные комплексы народной одежды описаны, аннотированы и хронологически определены специалистами-этнографами. Коллекция НМ РТ достаточно полно представляет одежду второй половины XIX – начала XX в. казанских татар и кряшен по уездам Казанской губернии (особенно правобережных), а фрагментарно и костюм середины XIX века.
Коллекция татарской одежды татар в НМ РТ насчитывает более 500 единиц хранения, в том числе все известные в Казанской губернии типы плечевой одежды (верхней и нижней) – более 50 единиц хранения; другие детали одежды (головные уборы, нагрудники, обувь и пр.); ювелирные украшения – более 2 тысяч единиц хранения. Рубах (женских, мужских, детских) насчитывается около 100 экземпляров, из них к середине XIX в. относится чуть более десятка. Три женских (НМ РТ №№ 10197/12; 10225/36; 10225/38) и четыре мужских рубахи (в том числе вышитые свадебные) (НМ РТ №№10229/2; 10225/35; 10226/104; 13639/1) происходят из коллекций А.Ф. Лихачева и Л.О. Сиклера. В музейных фондах имеются как простые домотканые рубахи, так и рубахи-платья из парчи, среднеазиатских тканей, с вышивкой. Остальные представляют собой различные (по крою, декоративному оформлению и характеру ткани) типы рубах, соответствующие концу XIX – началу XX в. Это традиционные туникообразные женские рубахи с удлиненным и укороченным остовом и рубахи в талию, с обильными сборками наподобие шлейфа сзади и сильно присборенной головкой рукава по типу европейской моды того времени.
Камзолов в фондах НМ РТ около 100 единиц хранения, из них только четыре мужских (НМ РТ №№15494; 10265/2; 10265/9), девять женских камзолов середины XIX в., сшитых из тяжелых парчовых тканей. Они являются наиболее ценными. Достаточно широко представлены головные уборы (различные виды калфаков, тастаров и других покрывал) – более 130 единиц хранения женских головных уборов и более 100 мужских головных уборов (тюбетеек), а также обувь (кожаная, лыковая, валяная).
До 1970 г. в собрании музея практически отсутствовала одежда татар-кряшен, татар-мишарей, касимовских, приуральских и других групп татар. Появлению в фондах музея коллекций по ним способствовали ежегодные историко-бытовые, этнографические экспедиции музея, выезды сотрудников в составе экспедиций научных учреждений города Казани. В настоящее время в собрании НМ РТ представлена традиционная одежда середины XIX – начала XX вв. татар-кряшен, татар-мишарей, касимовских, приуральских и других групп, приобретенная в Мамадышском, Пестречинском, Кукморском, Рыбно-Слободском, Балтасинском, Елабужском, Набережно-Челнинском, Апастовском (молькеевские кряшены) районах Татарской АССР, в Малмыжском районе Кировской области. Комплекс свадебной женской одежды начала XX в., головные уборы и украшения привезены из экспедиции в Кировской области (каринские татары). В Закамских районах Республики Татарстан, Ульяновской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской областях собраны части женского народного костюма поволжских татар-мишарей.
Особого внимания заслуживает коллекция НМ РТ по татарской национальной узорной обуви, которая является самой крупной в России и в мире. Она включает преимущественно женскую обувь – ичиги и туфли, мужскую обувь XIX – начала XX в., изделия современных мастеров. Сложение этой коллекции началось с первых лет существования музея и продолжается до настоящего времени. Большой вклад в формирование коллекции внесли Н.И. Воробьев и П.М. Дульский. Ими собраны наиболее ценные и архаичные образцы кожаной обуви.
В 1920–1930-х годах в НМ РТ стало осуществляться целенаправленное комплектование изделий кожевенного промысла, развивавшегося в Казани и окрестных деревнях на протяжении XIX – начала XX вв. В 1925 г. Н.И. Воробьевым переданы образцы национальной обуви (женские и детские ичиги, туфли) производства товарищества «Казаков и Ко» (Казань). Ряд изделий поступило из кооперативных артелей Арского и Дубъязского районов ТАССР.
В 1940-е годы музейную коллекцию пополнили образцы продукции Казанского кожевенного комбината «Спартак», в 1960-е – образцы Арской и Дубъязской фабрик (1972), Арского производственного объединения (вплоть до 2000 г.). Сегодня в музейных фондах представлены изделия ООО «Экоскин» и «Туран», творческой мастерской «Булгари», авторские работы мастеров-художников А. Артемьевой, С. Кузьминых, И. Гайнутдинова, Н. Кумысниковой, А. Замиловой, С. Гарбузовой. Музейная коллекция содержит более 350 предметов из кожи и чрезвычайно важна для сохранения традиций татарской узорной кожи и возрождения интереса к этому древнему ремеслу.
Высокую ценность имеют фотографии второй половины XIX – начала XX в., на которых запечатлены представители татарского народа в национальных костюмах различных сословий и групп. Старинные фотографии дополняют галерею визуальных репрезентаций татарского костюма и визуализируют историко-этнографический контекст его бытования, позволяют расширить представления о повседневной и праздничной культуре, общественных и семейных ценностях татарского народа. Фотографии, представляющие историческую и этнографическую ценность, поступали в НМ РТ в разные годы от частных лиц, организаций, из экспедиций.
Большая часть фотоснимков относится к жанру бытовой фотографии: на них запечатлены одиночные и семейные портреты, значимые моменты семейной жизни, сцены провинциального быта. Сельское население представлено изображениями женщин и мужчин в домашнем интерьере, групповыми фотографиями людей, занимающихся сельскохозяйственными работами, изготовлением изделий традиционных промыслов.
На фотографических снимках можно увидеть женщин, мужчин и детей, одетых в традиционные костюмы. Они отличаются кроем и богатством тканей, набором ювелирных украшений, разнообразием головных уборов. Среди городских типажей преобладают изображения, которые показывают происходившие изменения в татарском костюме под влиянием европейской моды, среди них – девушки и женщины в городском платье с калфаком-наколкой, мужчины в классическом европейском костюме и тюбетейках.
Исторические фотографии ярко демонстрируют способы ношения национального костюма и представляют особый интерес для изучения материальной и духовной культуры татарского народа. Их значительная часть была сделана в разных фотоателье Казани. Ряд фотоснимков (около 250) происходит из этнографических экспедиций под руководством Н.И. Воробьева.
Многообразие предметов и комплексов татарского костюма, представленное в фондах НМ РТ, позволяет в полной мере продемонстрировать уникальность культуры татарского народа, выявить общие и самобытные черты. На протяжении XX–XXI вв. коллекции привлекали интерес многих исследователей. Труды видных историков, искусствоведов, этнографов – Н.И. Воробьева, П.М. Дульского, Ф.А. Валеева, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, Т.А. Крюковой, Р.Г. Мухамедовой, С.В. Сусловой, С.В. Червонной и многих других ученых созданы на основе именно этих музейных коллекций.
Музей осуществляет работу по изучению и популяризации музейных коллекций, целенаправленно осуществляет свою миссию по представлению историко-культурного наследия татарского народа. Традиционный татарский костюм и его элементы неоднократно являлись объектом показа на музейных выставках и экспозициях российского и международного уровня. Одной из них является постоянная экспозиция татарского ювелирного искусства «Татарская золотая кладовая», открытая в 2005 г., где были представлены женский и мужской комплексы городского костюма XIX в., а также более 130 украшений. Среди них наиболее характерные украшения казанских татар – нагрудные перевязи хасите, застёжки яка чылбыры, накосники чулпы, ажурные бляхи, изящные браслеты и серьги, футляры для миниатюрных Коранов.
Большую популярность получили выставочные проекты «Декоративно-прикладное искусство казанских татар: история и современность» (Москва, 2011), «Золотые руки мастеров: народные промыслы татар» (Казань, 2013–2018), где были показаны образцы одежды казанских татар.
В истории НМ РТ одним из самых знаковых стал межмузейный выставочный проект «Татарский костюм: история и современность» (2013), объединивший 45 российских музеев – Санкт-Петербурга, Казани, Оренбурга, Уфы, Астрахани, Тюмени, Саратова, Ижевска, Саранска, Ульяновска, Республики Татарстана. Впервые были продемонстрированы коллекции во многообразии представляющие татарский костюм в его историческом и региональном развитии, в общих и отличительных чертах. По итогам выставки вышел альбом (Сердечной тайны…, 2015), который знакомит широкую общественность с яркими образцами татарского костюма.
Многообразие предметов и комплексов татарского костюма, представленное в фондах НМ РТ, позволяет в полной мере продемонстрировать уникальность культуры татарского народа, ее самобытные черты.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests
The author declares no relevant conflict of interests.
作者简介
Svetlana Izmailova
National Museum of the Republic of Tatarstan
编辑信件的主要联系方式.
Email: svetlis@inbox.ru
ORCID iD: 0009-0001-2669-0498
Deputy General Director for scientific research
俄罗斯联邦, 2 Kremlevskaya St., Kazan 420111参考
- Nazipova G.R., Izmailova S.Yu. (2006) Kazan Antiquarium. Kazan: Foliant Publ. (In Russ.)
- Silk pattern of heartfelt secrets. Catalog of the exhibition “Tatar costume: history and modernity” (2015). Kazan: Polygrafika Publ. (In Russ.)
- Sinitsyna K.R. (2002) Half a century of museums of Kazan and Tatarstan. Essays on the history of 1917–1967. Kazan. (In Russ.)
- Tatar costume. Russian Ethnographic Museum (2023). Authors of texts, authors-compilers of the album-catalog: I.L. Izmailov, E.V. Kolchina, L.I. Mishurinskaya, R.R. Sultanova, V.G. Kholodnaya. Kazan: JSC ID Kazan Real Estate Publ. (In Russ.)
- Zavyalova M.K. (1996) Tatar costume: from the collection of the State Museum of the Republic of Tatarstan. Kazan: Zaman Publ. House. (In Russ.)
补充文件


