Том 8, № 2 (2023)
- Год: 2023
- Выпуск опубликован: 24.10.2023
- Статей: 12
- URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1636/issue/view/24044
Весь выпуск
Специальная тема номера: Культура тюрков в музеях России и зарубежья
Культура тюрков в музеях России и зарубежья: введение
Аннотация
Рассматриваются представленные по специальной теме номера журнала статьи исследователей из России и зарубежья. Выпуск посвящен богатейшему культурному наследию тюркских народов, который хранится в фондах музеев. Изучение и популяризация этого наследия является важной и актуальной задачей, стоящей перед археологами, этнографами, искусствоведами и музееведами. Представленный материал является серьезным вкладом исследователей в дальнейшее изучение истории и культуры тюркских народов.
173-177
Керамические материалы на выставке археологического наследия Южного Приаралья из фондов Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого
Аннотация
Анализ археологической выставки, организованной Государственным музеем искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, даёт представление о хронологических рамках археологического наследия Южного Приаралья. Тематическая экспозиция впервые раскрывает степень изученности памятников Древнего Хорезма с точки зрения развития керамического производства и ее востребованности для изучения истории материальной культуры. Выставка приобретает особую значимость в контексте популяризации исторической науки как способа сохранения историко-культурного наследия в современном обществе. Экспонирование коллекций является закономерным итогом работы археологов нескольких поколении Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, а также собственно каракалпакской школы археологии. Выставка археологических коллекций пробуждает интерес к дальнейшим исследованиям, способствует популяризации науки и развитию туристической индустрии. Она является своеобразной благодарностью ученым, первооткрывателям истории древней и средневековой культуры, создателям каракалпакской школы археологии.
178-201
Татарский костюм в музейных собраниях России
Аннотация
Статья представляет собой обзор коллекций по народному костюму татар, хранящихся в фондах многочисленных музеев России и Татарстана. В ней содержится информация о традиционных типах верхней и нижней одежды, обуви и украшений волго-уральских татар (казанских, касимовских, мишарей, кряшен), а также аналогичные сведения по костюму астраханских, сибирских татар, проживающих на территории Российской Федерации. Особое внимание уделено женскому костюму, в наибольшей степени характеризующему народное декоративно-прикладное искусство. Значительная часть коллекций неплохо паспортизирована с указанием региона бытования, половозрастной принадлежности, местной терминологии. Материалы коллекций отражают этнолокальные и региональные особенности традиционной одежды. При условии твердой атрибуции музейные предметы имеют преимущества перед другими историческими источниками. Особую ценность представляют собой артефакты начала – середины XIX в. и более раннего времени – средневековые «нетленные» металлические украшения, кожаные изделия и др. Они служат надежной иллюстрацией для реконструкции донациональных вариаций костюма, чрезвычайно востребованных в современных музейных, театральных и обрядово-ритуальных практиках. Музейные артефакты при использовании синхронно-диахронных методик сравнительно-исторического анализа способствуют изучению истории татарского костюма, являющейся в значительной степени отражением этно- и культурогенеза народа в целом.
202-221
Коллекция отдела этнографии Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого
Аннотация
В статье анализируется коллекция предметов декоративно-прикладного искусства каракалпаков в собрании Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Коллекция предметов народного искусства сосредоточена в фондах отдела этнографии музея. Она всесторонне отражает традиционно-бытовую культуру каракалпакского народа. Предметы декоративно-прикладного искусства каракалпаков сосредоточены в следующих хранилищах: фонд ковровых изделий, ювелирных изделий, вышивки, изделий из дерева, металла и кожи. Тематически коллекция подразделена на предметы ювелирного искусства, конское снаряжение, ковровые изделия, юрта, одежда, кухонная утварь, посуда. Автором предпринята попытка охарактеризовать тематически и количественно коллекции отдела этнографии. Анализ поступления экспонатов не позволил идентифицировать их по району бытования, месту приобретения ввиду отсутствия в документации необходимых сведений. Большая часть экспонатов обладает лишь информацией о наименовании предмета и его функциональном назначении. Для создания полной картины накопления предметов прикладного искусства привлечены статистические сведения о поступлении предметов, начиная с 1967 по 2021 гг., показана динамика пополнения экспонатами.
222-233
Ювелирная коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого
Аннотация
В статье представлены сведения об ювелирных украшениях каракалпаков на основе анализа коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Каракалпакское ювелирное искусство является значительным проявлением художественной культуры этноса. Судя по сохранившимся образцам в музейных коллекциях, оно имеет много общего с искусством соседних народов в терминах названий, узоров и форм. Однако некоторые каракалпакские ювелирные изделия обладают уникальными этническими и художественными особенностями.
В статье представлены все виды традиционных ювелирных украшений каракалпаков, относящиеся к XIX–XX вв. Женские украшения имеют яркие черты своеобразия и самобытности, свидетельствуют о существовавшей локальной школы ювелирного искусства каракалпаков. Стилю ювелирного искусства этого народа присущи цельность, монументальность, архаичность форм, ясность контуров, выразительность и в тоже время немногословность декора. Автор классифицирует ювелирную коллекцию музея по следующим категориям: украшения для головного убора; украшения для головы; шейно-нагрудные украшения; нагрудно-поясные украшения и украшения для рук. Классификация женских украшений каракалпаков показывает несомненное богатство их видов, форм и типов. Помимо материалов о каракалпакских народных украшениях, хранящихся в ювелирной коллекции, приводятся сведения об украшениях узбекского, туркменского и казахского народов.
234-244
Микроистория и культура повседневности
Казан арты татар авылларында милли аяк киемнәре җитештерү тарихыннан (Ямаширмә авылы мисалында) [Из истории производства национальной обуви в татарских селах Заказанья (на примере села Ямашурма)]
Аннотация
На сегодняшний день история развития национальной обуви с кожаной мозаикой у татар относится к числу наиболее изученных вопросов татароведения. В статье автор на примере села Ямашурма пытается объяснить связь заказанских вышивальщиц с предпринимателями казанских слобод. Показаны этапы становления артелей, которые берут начало с конца XIX в. Излагаются методы работы и условия труда вышивальщиц в советское время.
Впервые в научный оборот введена информация об участии женщин села Ямашурма во второй Всероссийской выставке мелких ремесленников, проходившей в 1913 г. в Санкт-Петербурге. В статье в приоритетном порядке изучаются источники из фондов Государственного архива Республики Татарстан и Арского муниципального архива.
245-255
Религиозная ситуация в советской деревне. Опыт микроисторического исследования
Аннотация
В свете объявленного в 2023 г. в Республике Татарстан Года национальных культур и традиций несомненна актуальность исторического знания об отдельных этно-региональных локусах, позволяющего показать на реальном пласте культуры степень сохранности в нем традиционного начала. Цель статьи – проанализировать роль религиозного фактора в советский период в жизни одного из старинных татарских сел – Новое Надырово Альметьевского района, раскрыть факторы и реалии трансформации религиозного сознания в советский период на основе проведенных в селе более 70 глубинных интервью. Испокон веков ислам играл консолидирующую роль в жизни сельского сообщества, обеспечивая систему прочных этических и нравственных устоев; несмотря на антирелигиозную политику советского государства, роль религии в жизни общества сохранялась. Призма микроисторического исследования, проведенного методом устной истории, представляется весьма функционально эффективной для интерпретации ретроспективы ХХ века. Она служит неконъюнктурности научных коннотаций истории, подвергнутой в советской историографии мощной идеологизации и в силу этого во многом искажавшую картину цивилизационного пространства.
256-263
Идентичность в теории и прикладных исследованиях
Этнокультурный компонент человеческого капитала Республики Татарстан в официальном дискурсе и практиках
Аннотация
Одним из ключевых условий успешного развития современных государств является человеческий капитал. Международный подход расчета Индекса человеческого развития, разработанный в рамках Программы развития ООН, является унифицированным и не уделяет внимание социокультурному (этническому) фактору. Для оценки его значимости авторами статьи проведен дискурсивный количественно-качественный анализ «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г.» и полуформализованные интервью с экспертами. Цель статьи: выявить значимость, основания и смыслы этнокультурного компонента человеческого капитала Республики Татарстан и то, как они воплощаются на практике.
Результаты исследования выявили высокую нацеленность Татарстана на поддержку этнокультурной составляющей человеческого капитала региона. Такой компонент рассматривается как показатель качества и разнообразия культурной жизни татарстанцев. Республиканская власть нацелена развивать человеческий капитал посредством поддержки творческих инициатив, мотивирования населения к наращиванию креативных компетенций. Позиционирование республики как региона с межнациональным миром и согласием используется Татарстаном для привлечения высокоразвитого человеческого капитала из других регионов и инвесторов, стимулирующих его развитие.
264-277
Документы и материалы
Некоторые аспекты ограничительной политики в отношении мусульман в Тобольской губернии в конце XIX в.
Аннотация
Представлена публикация документов конца XIX в., иллюстрирующих политику Губернского правления по отношению к совершению традиционного хаджа в Мекку и Медину мусульманским населением Тобольской губернии и реакцию на отказ мусульманского населения носить атрибуты волостного правления, напоминающие православный символ.
278-283
Следы крымских татар в земле Форарльберг, Австрия
Аннотация
Во время исследования истории использования подневольного труда татар на территории Австрии во время Второй мировой войны автор статьи наткнулся на малоизвестные страницы истории Форарльберга. Речь идет о трагических судьбах крымских татар, которые будучи мусульманским тюркоязычным меньшинством, попали в жернова нацистской политики завоевания и истребления в Восточной Европе. Впоследствии они стали жертвами сталинских репрессий. Эти люди оказались в самой западной австрийской земле Форарльберг в 1945–1946 гг., но выжили в сложных условиях войны и среди беженцев, разместившихся в селе Альбершвенд.
284-295
Хроника научной жизни
Рецензия на монографию: Квилинкова Е.Н. Гагаузы в Молдове и Беларуси: грани идентичности и стратегия самосохранения (Минск, 2023. 383 с.)
Аннотация
В рецензии дан подробный и обстоятельный анализ работы доктора исторических наук, доцента Елизаветы Николаевны Квилинковой, посвященной гагаузам Беларуси и Молдовы. Монография написана на основе разнообразных источников и в первую очередь материалов полевых этнографических исследований, проведенных с использованием метода включенного наблюдения среди представителей гагаузской общности. Подчеркивается, что автор использовал новый научный подход, который позволил получить оригинальные результаты. Елизавета Николаевна изучала гагаузов с применением методов и подходов, характерных для таких научных дисциплин как этнология, этносоциология и этнополитология. Она отмечает, что среди тюркских народов гагаузы давно заняли особое место. Основу их этнокультурного кода составляют православие и тюркскость. По мнению Е.Н. Квилинковой, сложное положение Гагаузии при выборе ею культурно-цивилизационных ориентиров заключается в том, что балканская идентичность не вписывается в современную «стратегию» самосохранения гагаузов и входит в противоречие с доминирующей у них на данном этапе тюркской идентичностью, с восточным / турецким вектором внешнеполитической стратегии развития.
296-301
Рецензия на альбом-каталог: Владимир Попов. Каллиграфия. Автор-составитель Л.Н. Донина (Казань, 2019. 400 с.)
Аннотация
Статья посвящена иллюстрировано-аннотированному альбому-каталогу «Владимир Попов. Каллиграфия», представляющему один из этапов творчества известного художника. Произведения В.А. Попова обнаруживают продолжающую нарастать актуальность – в связи с новым поворотом России к идеям евразийства, к сотрудничеству со странами Востока, важным посредником которого выступает Татарстан. Каллиграфические работы мастера показаны в контексте его жизненного и творческого пути, связанного с историей страны и региона, развития татарской национальной культуры и арабографического искусства республики. В этом уникальность авторской концепции Л.Н. Дониной, выражающейся в детальном показе творческого пути и гражданской позиции художника.
Рецензентом отмечается глубина поиска автором издания смысла обращения В.А. Попова к исламской графике. Данный этап его биографии трактуется как период нахождения ответов на важные жизненные вопросы, ставившиеся и решавшиеся художником. В мудрости ислама он находит те идеи, которые перекликаются с его собственным духовным поиском и не противоречат постулатам других мировых религий. В.А. Попов выражает их в свойственной ему экспрессивной манере, используя широкий спектр наработанных им в предыдущие годы средств художественной выразительности. Это дает основания автору характеризовать творчество мастера данного период как синтез татарской и русской культур, традиций Востока и Запада.
В статье делается вывод, что рецензируемая работа представляет собой самостоятельный исследовательский труд, в котором Л.Н. Дониной, помимо основного искусствоведческого, использованы общенаучные и исторический подходы. Альбом-каталог «Владимир Попов. Каллиграфия» безусловно является творческим достижением автора.
302-307
