Том 8, № 1 (2023)
- Год: 2023
- Выпуск опубликован: 23.10.2023
- Статей: 11
- URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1636/issue/view/23638
Весь выпуск
Этническое – Религиозное – Социальное
Культ святых и паломнические традиции у народов Волго-Уральского региона в досоветское время
Аннотация
История и культура святых мест в Волго-Уральском регионе остается недостаточно разработанной темой в этнологической науке. Введение в научный оборот новых письменных источников и вторичный анализ трудов российских и зарубежных исследователей может помочь в решении этой проблемы. В статье ставится задача систематизации и анализа сведений о культе святых и паломнических традициях у народов Волго-Уральского региона в досоветское время. Принадлежность святых мест отдельным народам стала основным принципом распределения сведений. Его использование показало необходимость выделения отдельной группы источников, раскрывающих синкретизм святых мест у волго-уральских народов. Собранный корпус материалов позволил выявить основные места поклонений в регионе, паломнические традиции, отношение к святым объектам национальных и религиозных элит, характер общественных дискуссий. Авторы приходят к заключению о том, что при изучении культа святых важно учитывать не только суть «святости» и представлений о ней у отдельных народов, систему ее поддержания – устное и письменное наследие, ритуальную и обрядовую культуру, но и характер поклонения святым местам в контексте межкультурных контактов в Волго-Уральском регионе.
9-32
«Суфизм» и «народный ислам»: дискурс и восприятие в конце XIX – начале XX вв.
Аннотация
Статья посвящена ретроспективному анализу повседневной мусульманской религиозности – восприятию суфизма (тасаввуф) обывателями-мусульманами в конце XIX – начале XX вв. На основании собщений очевидцев, опубликованных на страницах журнала «Шура», авторы описывают рецепцию некоторых проявлений суфизма в обыденной жизни. Обнаруженные типовые шаблоны репрезентации святых и наиболее распространенные практики позволили сделать вывод о нормализации явления в обществе, в впервую очередь в качестве медицинской практики. Важным аспектом традиции является саморефлексия носителей и причастных. Комментаторы наблюдают, как «изобретается традиция», деконструируя ее в рациональном ключе, и фиксируют продолжение устоявшихся уруфов и адатов (гөреф-гадәтләр). Представлено мнение Р.Фахредина по ряду сюжетов и его понимание явления, являющееся важным штрихом илюстрирующим разницу глубины осмысления проблемы.
33-46
Рассказы алевитов о власти, генеалогии и законе
Аннотация
В последние годы в Турции проведены различные эмпирические исследования традиций алевитов. Во время интервью представители религиозной общины алевитов поделились разными рассказами о Боге, творении и передаче справедливого порядка, норм. На основе таких нарративов в статье ставится задача раскрытия мифов о происхождении алевитского права в настоящее время. Предпринимается попытка анализа правовой системы алевитов в контексте немецкого и австрийского права.
47-62
Участие народов в Великой Отечественной войне
Подвиг Таган Узбека – труженника села и отца одиннадцати героев-сыновей
Аннотация
Авторы статьи исследуют вклад туркменского народа в Победу СССР в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу. В ней излагается великий героизм и доблестная отвага воинов Туркменистана. Они одними из первых встали на защиту страны, покрыв свои имена неувядаемой славой подвига на фронтах. Показано как каждый житель от мала до велика каждой минутой своего самоотверженного труда приближал Великую Победу. Подчеркивается, что многие туркменские семьи, понимая и принимая ответственность судьбоносности спасения страны и семьи, отправили на фронт всех мужчин призывного возраста. В одной из таких семей на фронт ушли все 11 сыновей. Это величайшие примеры того, что победа СССР в Великой Отечественной войне стала возможна только благодаря консолидации духа и веры в правое дело, единению армии и народа, боевому братству и взаимопомощи народов Советского Союза, героизму, отваге и беззаветному служению советских воинов своему Отечеству.
63-71
Герои Великой Отечественной войны: «Быль о политруке Кемале Касумове»
Аннотация
В годы Великой Отечественной войны деятели различных направлений искусства, работники зрелищных учреждений принимали участие в создании произведений, направленных на единение народа, поддержание и развитие патриотических чувств, выступали перед бойцами Красной Армии в составе фронтовых концертных бригад. Впервые в научный оборот вводится дастан «Быль о политруке Кемале Касумове», обнаруженный в фондах Государственного архива Российской Федерации. Написан известным ашугом – поэтом и исполнителем Азербайджанской ССР, участником одной из фронтовых концертных бригад М. Байрамовым. Уже в годы войны дастан о К. Касумове стал широко известным как среди фронтовиков, так и среди мирного населения. Сегодня изучение и обнародование дастана «Быль о политруке Кемале Касумове» служит сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне, раскрывая забытые подвиги простого советского солдата.
В статье рассматривается биография главного героя дастана – политрука 241-го стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии Кемала Ризы оглы Касумова, который в первые дни войны с группой товарищей достойно отразил вероломное нападение врага.
72-93
Этнография тюркского мира
Татарская застежка-ожерелье яка чылбыры: вопросы генезиса и этнокультурных взаимосвязей
Аннотация
Статья посвящена истории формирования этноспецифического ювелирного украшения казанских татар – воротниковой застежке-ожерелью яка чылбыры. Украшение в своем классическом виде сложилось к началу-середине XIX в. Однако художественный образ составных элементов этого многокомпонентного изделия, как и технические приемы его изготовления, восходят к средневековым традициям. В публикации особо рассматривается более ранний конструктивный аналог яка чылбыры – застёжка для женского камзола в образе сдвоенных личин барана. Функциональная переориентация – использование застёжки для камзола в качестве воротниковой застежки-ожерелья произошла на рубеже XVIII–XIX вв. Личина барана рассматривается нами как результат исторической трансформации образа «скарабея» характерного для русских кафтанных застежек XVI–XIX вв. Отголоски стилизованного мотива барана просматриваются на классических яка чылбыры вплоть до начала-середины XX в.
94-111
Татарская вышивка: к историографии вопроса
Аннотация
Статья посвящена историографии изучения вышивки татарского народа. Рассматриваются основные направления, по которым проводились исследования, дана характеристика научных и научно-популярных трудов. Выявлено, что первые публикации о татарской вышивке относятся к концу XIX столетия. Тема получает развитие до современности. Анализируется предположенная учеными история возникновения разных типов татарской вышивки, и глубина их исследований. Проведенная работа позволила систематизировать корпус разнообразных источников.
Особенностью первых публикаций о вышивке татар является интерес исключительно к кустарно-промышленным изделиям, представляющим наиболее яркие для своего времени образцы народного творчества. Позже фокус научного интереса смещается на классические образцы казанско-татарской вышивки. Начиная с экспедиционных выездов 1970–1980-х годов этнографов Института языка литературы и истории Казанского филиала АН СССР в рамках научного проекта «Историко-этнографический атлас татарского народа», стал собираться материал из крупных музеев страны, поселений татар в Волго-Уральском регионе и из других регионов компактного проживания этнической общности. Данное исследовательское направление привело к проблематизации вопроса о разнообразии ареальных технологий татарской вышивки. К нему стали обращаться авторы при изучении определённого типа вышивки и ее истоков, начиная со средневековья. Другие исследователи старались выявить субэтнические, субконфессиональные особенности татарской вышивки, влияние других народов на ее развитие. В условиях отсутствия полноценного исследования по татарской вышивке необходимо принять во внимание накопленный опыт, отражённый в изданиях разных авторов – статьях, разделах книг и альбомов.
112-124
Национальное образование
Сеул шәһәрендәге «Ногмания» мәчет-мәктәбе һәм аның иганәчесе Габделхак Ногман [Мечеть-мектеб «Нугмания» в городе Сеуле и ее меценат Габдулхак Нугман]
Аннотация
В статье, опираясь на материалы татарской газеты «Милли Байрак», автор приводит сведения о деятельности мечети-мектеб «Нугмания», находившейся в городе Сеуле (Корея), и ее меценате Габдулхаке Нугмане. Эта мечеть-мектеб, основанная в 1926 г., долгое время являлась главным центром просвещения корейских татар. Она находилась в ведении правления культурного общества волго-уральских тюрко-татар города Кейджо. Информация о ее деятельности прослеживается лишь до 1944 г. В газетных статьях, наряду с названием Сеула, зачастую используется его японское произношение Кейджо. На основе проведенного исследования дается оценка состояния национального образования корейских татар, осуществляется анализ программ обучения, учебных пособий и внутреннего распорядка в школе. Автор выявил имена отдельных педагогов, меценатов, общественных деятелей. Им раскрыта история создания школы. Публикация новой информации, различных мнений, отдельных фотографий, связанных со школой, помогает раскрыть особенности развития татарского народа. Изучение истории татар в эмиграции является важной и актуальной работой по накоплению, изучению и возвращению богатого культурного наследия этой этнической общности.
125-140
Наука и общество
Судьба ученого: Башир Искандарович Рамеев
Аннотация
Статья посвящена жизни и творчеству одного из основоположников отечественной вычислительной техники в СССР, Баширу Искандаровичу Рамееву, трудовая деятельность которого тесно связана с городом Пензой, где на базе завода счётных аналитических машин (САМ) в 1950-е гг. был образован крупнейший Научно-исследовательский институт управляющих вычислительных машин (НИИУВМ). В центре внимания жизненный путь ученого, отражающий историю страны – революцию 1917 г., репрессии, Великую Отечественную войну, достижения советской науки и техники в послевоенные годы в условиях холодной войны. Становление Б.И. Рамеева как ученого одновременно происходит с развитием первых информационных технологий – разработкой первой отечественной ЭВМ «Стрела». Создание плеяды электронно-вычислительных машин «Урал» приходиться на пик его карьеры, в которых ученый реализовал «принцип программной и конструктивной совместимости».
141-149
Хроника научной жизни
Российский ислам и актуальные вызовы современности
Аннотация
В статье освещаются результаты работы Международной научно-практической конференции «Российский ислам как фактор укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия», приуроченной к празднованию 1100-летия принятия Ислама Волжской Булгарией. Мероприятие состоялось 24–25 ноября 2022 г. в Казани. Раскрыты основные тематические направления конференции: ислам как значимый фактор евразийского пространства, его историческая ретроспектива, советское наследие, постсоветская трансформация, актуальные вызовы современности, российское исламское образование, духовные институты, идентификационные процессы среди мусульман России и стран СНГ, риски религиозной радикализации и экстремизма, их социальные основания, поиск путей профилактики и раннего предупреждения конфликтов. Участники пришли к заключению о важности сохранения и актуализации исторического наследия российского ислама, учета вклада религиозных организаций в укрепление духовно-нравственных ценностей и общественного служения, в укрепление межконфессионального согласия и гражданской солидарности в России и странах СНГ.
150-157
Рецензия на книгу: Макарова Г.И. Образ Татарстана в стратегиях региональных элит и в массовом сознании: монография (Казань, 2020. 308 с.)
Аннотация
В рецензии содержится краткий обзор содержания монографии Г.И. Макаровой «Образ Татарстана в стратегиях региональных элит и в массовом сознании». Книга основывается на результатах социологических исследований 2013–2019 гг. в Республике Татарстан. Автор рецензии обращает внимание на комплексный и системный характер научного труда Г.И. Макаровой, подтверждаемый синтезом теоретических подходов к проблемам этнической и региональной идентичности, имиджа территорий, а также триангуляции методов. Отмечается, что выводы монографии основывается на результатах нескольких социологических методов – массовыми и экспертными опросами, глубинными интервью, анализом официальных документов, кейс стади.
Делается вывод о том, что в монографии Г.И. Макаровой разработаны концептуальная модель анализа республиканской политики в области брендинга региона и методика социологического изучения результатов ее применения. Сделанные автором выводы и практические рекомендации относительно содержания этой политики и ее социальных последствий, по мнению рецензента, выходят за пределы Республики Татарстан. Они могут быть использованы для изучения аналогичной проблематики в других республиках в составе Российской Федерации, при совершенствовании стратегий брендирования и политики идентичности.
158-163
