Трехсотлетие Перми как элемент политики идентичности
- Авторы: Назукина М.В.1
-
Учреждения:
- Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
- Выпуск: Том 9, № 3 (2024)
- Страницы: 413-427
- Раздел: Город в фокусе истории и политики идентичности
- URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1636/article/view/265708
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2024-9-3.413-427
- ID: 265708
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется юбилей региональной столицы как инструмент политики идентичности. Определено, что с точки зрения идентитарного подхода событие такого рода может выступать катализатором рефлексии, благоприятно влиять на вовлеченность жителей в решение городских проблем, интегрировать сообщество. Предложено определение юбилея как символической практики целенаправленного конструирования идентитарных смыслов, обеспечивающих интеграцию городского / регионального сообщества, и решающей задачи позиционирования территории. Определены ключевые содержательные аспекты дискурса юбилея: имиджевый, инфраструктурный и идентитарный. Если первые два аспекта направлены на утилитарный, экономический эффект, повышение известности территории и реальные изменения городского ландшафта, идентитарный ракурс фиксирует смыслы, связанные с рефлексией особенностей сообщества. На примере 300-летнего юбилея Перми проанализирована риторика ключевых акторов политики идентичности. Автор делает вывод о том, что в случае Перми юбилей рассматривался, прежде всего, как инструмент решения имиджевых задач. Повестка конструирования идентичности по отношению к проблеме продвижения занимала подчиненное положение. Юбилей увязывался с возможностью осмысления городской и региональной идентичности, но данное направление не выразилось в широкую общественную дискуссию в среде интеллектуалов.
Ключевые слова
Полный текст
Юбилей – это не только празднование с определенным набором действий. Подготовка и проведение приуроченных к праздничным датам мероприятий – важная веха для городского развития, которая позволяет подвести некоторые итоги, определить ориентиры на будущее. Иными словами, это точка рефлексии, которая напрямую связана с ключевыми идентитарными вопросами: «кто мы?», «куда мы идем?». Юбилей, таким образом, является символической практикой политики идентичности. Более того, это стимул для развития: он дает новые возможности для привлечения значительных ресурсов, аккумулируя которые оказывается возможным решить многие вопросы, например, инфраструктурного плана. Как пишет Н.В. Петров: «юбилей города/региона, особенно когда дата круглая, – это то, что способствует привлечению всеобщего внимания и средств, созданию и раскрутке имиджа» (Петров, 2003: 141–142). Круглые даты обычно связываются с такими событиями, как: вхождение региона в состав Российского государства, его образование в качестве самостоятельной административной единицы, основание входящих в его состав городов (особенно столичных). События такого рода дают региональным элитам возможность получить дополнительные финансовые и символические ресурсы (Политика памяти, 2023: 448). Этими обстоятельствами объясняется всплеск различного уровня и масштабности юбилейных празднований. К примеру, за последние годы в России отметили такие громкие юбилеи: трехсотлетие Санкт-Петербурга (2003 г.), тысячелетие Казани (2005 г.), тысячелетие Ярославля (2010 г.), 300-летие Омска (2016 г.), 100-летие Мурманска (2016 г.), 200-летие Грозного (2018 г.), 800-летие Нижнего Новгорода (2021 г.), 300-летие Перми и Екатеринбурга (2023 г.).
В 2023 г. масштабное юбилейное празднование трехсотлетия прошло в городе Перми. Старт организации юбилея был положен в 2018 г.[1] Его программа состояла из 243 событий в сфере культуры, спорта и других, их зрителями и участниками выступили 6 млн. человек. Главным мероприятием стал XI Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава» с участием Президента России Владимира Путина, представителей 30 стран[2]. 300-летие Перми явилось катализатором в жизни городского сообщества. Очевидный имиджевый эффект от мероприятия фиксируется фразой «Пермь широко отпраздновала 300-летие», ставшей наиболее часто встречающейся в СМИ по отношению к юбилею. Случай Пермского юбилея, таким образом, явил собой успешный пример внешних эффектов от празднования. Вместе с тем события такого масштаба не могут не оказывать влияние на внутреннее конструирование идентичности. Значение праздничных дат велико в силу эмоционально-психологической составляющей, благодаря чему становится возможным ощутить коллективность: «В празднике всегда заключено нечто возвышающее, что извлекает из обыденности тех, кто в нем участвует, и поднимает всех до некой всеохватывающей общности» (Гадамер, 1991: 151). Это актуализирует изучение вопроса о том, как 300-летие связывалось с региональной и городской идентичностью. В данной статье сквозь призму понимания юбилея как символической практики осуществления политики идентичности предпринимается попытка ответа на данный вопрос.
Юбилеи в политике идентичности городов и регионов
О.Ю. Малинова определяет юбилеи региональных столиц как «эпизоды символической политики», под которой автор понимает деятельность, «связанную с производством, продвижением и соперничеством различных способов интерпретации социальной реальности и борьбу за их доминирование в публичном пространстве» (Малинова, 2017: 655). Символическая политика осуществляется в публичной сфере, поэтому ее изучение должно быть направлено на среду, в которой происходит конкуренция разных способов интерпретации социальной реальности, а также на особенности стратегий акторов, участвующих в данных практиках.
Поскольку символические действия связаны с транслированием определенных смыслов понимания реальности, они неизбежно приводят к столкновению позиций. В этом проявляется политический компонент, определяющий борьбу за «картину мира». Речь при этом может идти не только о конструировании политической реальности, но и касаться вопросов оформления сообществ и их идентичности, что позволяет рассматривать символические действия как составляющую политики идентичности. Учитывая понимание идентичности как ресурса развития сообществ (Семененко, 2023: 11), обращение к указанным практикам приобретают большую актуальность.
К символическим измерениям политики идентичности можно отнести: символические атрибуты сообщества, топонимику и другие наименования, героический пантеон, монументы, памятники, культурный ландшафт и др. В целом, все символические средства представляет собой особый ресурс, «позволяющий конструировать единое сообщество, легитимировать существующий порядок вещей и мобилизовать граждан на совместные действия посредством формирования чувства общности и важных для всех политических задач» (Гигаури, 2015: 85).
Разнообразные ритуальные практики (к которым относятся празднования значимых дат) также связаны с символическим измерением политики идентичности. Немецкий историк Я. Ассман отмечает связь символической политики и идентичности, осуществляемую посредством праздника: «Праздники и обряды в регулярности своего повторения обеспечивают передачу и распространение знания, закрепляющего идентичность и тем самым воспроизведение культурной идентичности» (Ассман, 2004: 60).
Исследование праздника как части культуры доминирует в исследовательской литературе. Например, Л.Н. Лазарева рассматривает праздник как знак (Лазарева, 2010), а В.Е. Солдаткин считает праздник особой духовно-практической деятельностью, механизмом сохранения традиций (Солдаткин, 2011: 125). В основе этой деятельности лежит массовая сопричастность к событию. Однако помимо культурологического, выделяется также и инструментальный смысл юбилейных событий. А.Г. Евтушенко пишет: «Юбилей в России – не просто торжество и сохранение исторической памяти народа. Это важный инструмент функционирования региональных экономик» (Евтушенко, 2012: 91), – имея здесь в виду возможности для привлечения финансов в территорию, развитие бизнес-проектов и, в принципе, эффект позитивной известности. Это также связывается с вопросами использования технологий территориального брендинга через организацию юбилейных событий (Избушева, 2015).
Важность продвижения юбилея обусловливает интенсивное развитие его имиджевой компоненты. В этом смысле юбилей как мегапроект относится к символическим проектам с интенсивным использованием символизма в целях создания и укрепления ценностных основ развития, актуализации или уничтожения прошлого, овеществления героев (Rego et al., 2017: 17). Такой ракурс позволяет рассматривать юбилеи в контексте понятия «значимых событий». Юбилеи как мегасобытия способствуют развитию на территории региона инфраструктуры, туризма, активизации предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций (Назукина, Старцева, 2023). Так, исследователи отмечают, что проходившее в 2005 г. 1000-летие Казани, дало «старт» событийной логике регионального развития (Макарова, 2019: 19).
В.Н. Ефремова определяет праздник как «комплекс относительно стабильных и устойчивых во времени, постоянно воспроизводящихся дискурсивных практик и политических взаимодействий вокруг символического события или даты» (Ефремова, 2011: 53). Праздники, возведенные на уровне политики в статус официальных, являются инструментом работы с коллективной памятью. В этом смысле они репрезентируют важные, значимые события, поэтому обладают мобилизационным потенциалом и с учетом политической повестки способны трансформироваться и корректироваться на нормативном уровне. Таким образом, праздник связан с культурной памятью, следовательно при праздновании вспоминаются те или иные герои, события истории. Определенный тип репрезентации прошлого находит свое отражение в особых практиках коммеморации.
Интерес к внутренним аспектам конструирования сообщества позволяет определить юбилей как коммеморативную практику. В таком аспекте пишут, например, исследователи О.О. Дмитриева, Т.Н. Иванова, Е.К. Минеева, сравнивающие празднование 1000-летия российской государственности, 100-летия Отечественной войны 1812 г. и 300-летия царствования дома Романовых в Российской империи. Они понимают юбилей как особый символический способ конструирования общественного сознания и формирования национальной идентичности, обусловленный целенаправленным процессом актуализации исторической памяти о конкретном событии или исторической личности (Дмитриева и др., 2020). Применительно к юбилеям городов имеет смысл говорить о ритуальной практике целенаправленного конструирования идентитарных смыслов, обеспечивающих интеграцию городского / регионального сообщества.
Основным актором символической политики является государство. Политическая элита транслирует символы, которые выражают смысл и задают определенное направление для понимания социальной реальности населением. В число акторов также включают организации и группы, связанные с конструированием коллективных идентичностей: гражданское общество, политические партии, армию, церковь, неправительственные организации, разного рода экономических акторов, СМИ. Кроме того, заслуживает внимания понятие «символических элит» Т.А. ван Дейка. Автор исследования «Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации» пишет, что способ производства артикуляции контролируется группами, которые он обозначает термином «символические элиты». К ним он относит журналистов, писателей, художников, режиссеров, академиков и другие группы, реализующие власть на основе «символического капитала»: «символические элиты играют важную роль в идеологическом обеспечении системы осуществления или поддержки власти в современном информационном и коммуникативном обществе» (Дейк, 2013: 51–52). К символическим элитам также относят лидеров общественных организаций, культурных референтов и популярных блогеров (Сукало, 2014: 6).
Основная опасность политики идентичности заключается в возможности негативного искажения идентичности, а также в конфликтах вокруг понимания тех или иных смыслов. А.В. Дахин отмечает такие факторы, как «столкновение интересов уникальности места в пространстве конкретного исторического города и унитарности политики региональных властей» (Дахин, 2006: 1–2). Именно подобный эффект имел место в политике идентичности Пермского края, известный как Пермская культурная революция[3]. Привнесенные идеи трудно приживались в региональном сообществе. Данный опыт был учтен в реализации масштабного юбилейного проекта. Статья не ставит целью рассмотрение хронологии событий юбилея. Речь идет об изучении смысловых практик или дискурса о юбилее как символического проекта. Изучение транслируемых смыслов определяет задействованные в работе данные.
Поскольку юбилеи формируют определенный идентитарный дискурс источниками исследования стали интервью с акторами политики идентичности, опубликованные в различных изданиях (n=14) и проведенные автором (n=10) в течение 2022–2023 гг.[4], а также материалы СМИ, содержащие комментарии экспертов и организаторов юбилея. Интерес представляла позиция главы региона, членов Оргкомитета и проектного офиса «Пермь-300», который был создан в 2018 г., для координации работы городских, краевых и федеральных властей, а также для обеспечения реализации решений федерального и регионального оргкомитетов в процессе подготовки празднования юбилея.
Рассказать о Перми или понять «кто есть мы»?
Для достижения цели работы выделено несколько ключевых позиций, которые позволяют интерпретировать символические аспекты юбилейных практик. При этом в исследовании была задействована теория критического дискурс-анализа. В основу легло понимание дискурса как коммуникативного ресурса, который формирует определенный способ доминирования и контроля в обществе. В рамках социокультурного подхода Н. Фэркло подчеркивается взаимосвязь дискурсов и социальных практик, их взаимная обусловленность. Это позволяет интерпретировать артикулируемые смыслы в качестве форматирующих реальность и устанавливать их как доминанты. Для выделения доминант были определены ключевые дискурсы юбилея, представляющие его символические грани.
Первая составляющая была обозначена как имиджевая. Это измерение – оценка, связанная с ответом на вопрос, а зачем нужен юбилей, какие ресурсы развития он дает городу и региону. В риторике здесь оказывается важным именно утилитарный смысл: задачи информационного продвижения города, формирования благоприятного имиджа, привлечения в город туристов и инвесторов. С этим аспектом связано инфраструктурное содержание – реальные изменения ландшафта, различные проекты, преобразующие город: по благоустройству территорий, строительству новых объектов, дорог и пр.
Третье измерение отражает направленность вовнутрь и может фиксироваться через идентитарные сюжеты: уникальности и специфики города, его особенностей и рефлексии о них, понимание региональной и городской истории (коммеморативная практика). Сюда же стоит отнести и брендинг места, связанный с формированием не столько визуального решения юбилея (логотип, слоган, рекламная продукция), сколько с его идейной основой (отражения в них идентичности города).
Предваряя анализ дискурса, стоит обозначить, что одной из особенностей юбилейной подготовки стала организация проектного офиса «Пермь-300». Указанное обстоятельство представляет интерес в силу того, что руководство проектом было возложено на московских управленцев. Данный контекст воспроизводил риторику Пермского культурного проекта в части критики: «Когда его делают люди, которые приезжают, он не становится пермским» (ПМА 2023: 1). Кроме того, команды менялись, и это приводило к изменениям в решениях: «Когда идёт смена команды, то соответственно идёт смена некой парадигмы, вектора движения. И это всегда вредит проекту» (ПМА, 2023: 2).
Хотя тема варягов присутствовала в информационной повестке, в отличие от Пермского культурного проекта попытались учесть ошибки в части стратегии работы с контекстом. В интервью экспертами подчеркивается проведение работы по изучению специфики города и его идентичности: «Мы искали уникальность, идентичность Перми, знакомились с разными людьми, многое прочитали, чтобы найти что-то особенное»[5]. Однако, не смотря на данное обстоятельство, идентитарный дискурс не занял первостепенное место в аргументации юбилея.
Заместитель председателя Правительства РФ, глава федерального оргкомитета «Пермь-300» Дмитрий Чернышенко отмечал, что юбилей Перми прошёл на достойном уровне: «Великолепный слоган “Пермь-300. Всё реально” на 100% себя оправдывает. Подготовка к 300-летию сработала мощнейшим катализатором ускорения проектов, некоторые из них совершенно отважные с точки зрения принятия решений»[6]. Такая повестка определяла юбилейный повод как точку – катализатор для выстраивания стратегии развития: «Пермь вынуждена соответствовать этой юбилейной дате и отчасти “выходить из берегов”. По мне это некий укол адреналина. Это положительный момент. Это событие заставит Пермь постоянно подтягиваться и выходить из того ряда» (ПМА, 2023: 3). Поэтому значимый вес в аргументации приобрел взгляд на юбилей как на возможность решения задач настоящего и будущего: «Мне кажется, неправильно воспринимать юбилей как конечную точку пути. Это, безусловно, очень хороший инструмент, но многие проекты лишь стартуют с юбилея. Благодаря юбилею на них обратили внимание»[7]. Кроме того, юбилей рассматривался как то, что дает городу дополнительные финансовые ресурсы: «Юбилей – это всегда возможность заявить о себе. В том числе получить дополнительное финансирование, ведь финансовый вопрос всегда здесь важен» (ПМА, 2023: 4).
Задача информационного продвижения стала доминантой проекта «Пермь-300». Заместитель председателя оргкомитета «Пермь-300» Наталья Галкина в интервью отмечала: «Мы пришли, чтобы рассказать о Перми на федеральном уровне, чтобы о городе узнали по всей России, и чтобы в Пермский край приезжали туристы из дальних регионов, потому что этот город уникальный, многослойный, неизученный туристами. Поэтому наша первая задача – услышать этот город; даже не город, а весь регион»[8]. Это соотносится с имиджевой задачей – продвижения позитивной известности и создания громкого информационного повода:
Сам факт того, что о городе слышно, слышно в позитивном ключе, это хорошо. Ведь в трехсотлетии не может быть никакой негативной коннотации. А далее уже сюда надо накручивать другие важные моменты, которые есть в городе, что у нас есть, что можно посмотреть, увидеть, какие у нас есть достижения, памятники, у нас же много чего есть (ПМА, 2023: 4).
При этом отметим активность данного проекта вне рамок Перми, что подчеркивали эксперты из муниципалитетов региона: «…проекты, которые реализуется в рамках „Пермь-300”, находят отклик на территории. Также частично распределяется финансирование в рамках этого проекта, в том числе на других территориях» (ПМА, 2023: 5).
Региональная и городская идентичность фигурировала в разработке программы юбилейных мероприятий. Губернатор региона Дмитрий Махонин отмечал: «300-летие Перми стало хорошим поводом вспомнить историю города и познакомить с ней жителей Пермского края и всей страны. Возникновение Перми связано с созданием Егошихинского медеплавильного завода. И все три века мы куем оружие Победы. Мы смогли сформулировать для самих себя, что стоит за этими словами, и рассказали об этом другим»[9]. Арт-директор проектного офиса «Пермь-300» Игорь Горячев указывал на то, что юбилейные события дают возможность «связать себя с городом»: «Я для себя рассматривал 300-летие как возможность раскрыть разные пласты смыслов. Что такое Пермь? Кто такой пермяк? Зачем люди живут в Перми, почему не уезжают? Многие люди всего этого не осознают, даже если живут здесь всю жизнь»[10]. Запрос на рефлексию фиксировали и независимые эксперты-исследователи:
Самое важное, если благодаря этому событию мы поймем, кто мы такие, что такое Пермь. Это вызов. Что такое Пермь, каковы особенности её истории? Вот чего я действительно жду от этого юбилея, это новый исторический образ Перми, более свежий. Может появятся новые концептуальные моменты, штрихи к портрету Перми (ПМА, 2023: 3).
Отдельным сюжетом следует обозначить отражение идентичности в символике «Перми-300». За основу логотипа был взят красный цвет – цвет герба Перми, цифра 300 и идея «контейнера». Авторы идеи вкладывали в логотип символическое значение, своеобразное окно через которое построен взгляд на город: события прошлого, эмоции жителей в настоящем, проекты будущего[11]. При этом тройку образует сфера и острые очертания буквы «П», которые отсылали к логотипу Перми, разработанному в 2009 г., имеющему непосредственное отношение к Пермской культурной революции.
Положительные оценки принятого логотипа касались его простоты и широкой трактовки: «Он современный и позволяет создавать много вариаций, потому что работает по принципу контейнера. Это яркая, позитивная история»[12]. Критика же касалась, во-первых, чрезмерной абстракции: «Лично мне не нравится данный „контейнер”, не хочу чтобы меня складывали в контейнер, это опять нечто, что нам насажено москвичами» (ПМА, 2023: 6). Во-вторых, слабого дизайнерского исполнения:
Профессионально мы относимся к нему очень критически, он сильно слаб. Сама идея была банальной, ее исполнение еще более беспомощно. Все же видели, что это „zoo”, это проблема русской буквы „з” и цифры „три”, от этого можно было уйти, можно было сделать немного по-другому логотип, чтобы этого ощущения не было (ПМА 2023: 3).
И, в-третьих, отмечалось, что логотип не учитывал пермскую специфику: «Там никакой уникальности нет, эта цифра могла появиться и в юбилее Екатеринбурга. Там нет пермского звучания, нет попытки даже пермского пластического решения» (ПМА 2023: 7).
В целом, можно также отметить низкое вовлечение жителей в процесс принятия решений по юбилейным символам. Слабая степень публичности и неиспользование практик, например, открытого сбора идей, фиксировалась экспертным сообществом. Однако отметим, что юбилейные события стимулировали активность со стороны пермских бизнесменов и усилили низовые практики брендинга города. Если официальный бренд-логотип рассматривался как не отображающий пермскую идентичность, то, например, проект, возникший на основе идеи пермского туристического маршрута по городу, и его логотип, является примером «выращивания» бренда из региональной идентичности.
Так к юбилею по городу был запущен туристический автобус с номером 300Т, для которого был создан свой логотип-бренд. В основу данного логотипа помещено женское лицо, один из традиционных элементов Пермского звериного стиля: «Лицо символизирует город Пермь. Три волны в нижней части логотипа олицетворяют реку Каму: Пермь – это город на реке, и именно благодаря Каме он стал одним из самых больших мегаполисов. Лицо скользит по линиям-волнам, демонстрируя движение, динамику и развитие города. Венчают лицо пять элементов, обозначающих крупнейшие притоки Камы. Вода обеспечивает наплыв энергии, наполняет город новыми силами и ресурсами. Поэтому наш город – это место, где живет счастье, он встречает всех с улыбкой и добротой. Очертания лица и добрая улыбка отражают позитивный настрой и доброту жителей Перми, города где „Счастье не за горами” »[13]. География, природа и историко-культурное наследие города стали концептуальной основой для данного бренда-логотипа. При этом традиция, которая лежит в его основе была дополнена смыслами движения, динамики и развития: лицо «скользит по линиям-волнам», демонстрируя движение, динамику и развитие города.
В этом логотипе мы можем обнаружить влияние краевой истории на городскую и зафиксировать еще одну важную особенность: слабую артикуляцию собственно городской тематики в нарративе юбилея. Можно согласиться с мнением эксперта, что история края «давит на город»:
Потому что край древний, город новый. У древнего края есть мощные культурные бренды – Пермский звериный, Пермская деревянная скульптура – они перекрывают собой культуру города, потому что культура города это нечто другое – музеи, университеты, театры. В итоге мы берем тело города и прикрепляем лицо края, несмотря на всю масштабную историю, мы ее не видим за краевым брендом, поскольку древнее – более привлекательное. У Перми лишь пермский балет пробивается среди прочего (ПМА, 2023: 2).
При этом природный символ Камы кристаллизовал вокруг себя пермскую городскую специфику.
Важным нововведением в символической сфере стало появление у города не только логотипа, но и слогана, которым стала фраза «Пермь-300. Все реально!». «Это гениально. Здесь и „Реальные пацаны”, и реальность дел руководителя края, людей, в том числе тех, кто здесь кует оружие наших побед. Как человек, измученный маркетингом, не ожидал такого», – отмечал Д. Чернышенко[14]. Этот лозунг продолжает артикулироваться в 2024 г., объявленном годом семьи: «Когда мы вместе. Все реально». Из важных символических решений также стоит отметить практики наименования символического места города, которое находится в 150 метрах от места основания Перми, впадения реки Егошихи в реку Каму, «Площадью Трех столетий»[15].
Таким образом, акцент в обосновании юбилея был сделан на внешний образ и положительные эффекты для развития города в этом направлении. Поэтому проблема для экспертов виделась в недостаточном понимании важности работы с идентичностью:
«Пермь-300» – замечательный проект, потому что под него все взбодрились, и город начал меняться, и активности различные город начал под это делать… Но в целом проект – это огромный плюс в плане развития. Но он не становится шагом к пониманию региона, ни к пониманию уникальности, ни значения города. Бисер, который рассыпается, не дает людям ценностного понимания. Единственное, что они видят, что город развивается (ПМА, 2023: 2).
* * *
В современных условиях городские юбилеи стали инструментом получения ресурсов, позволяющим развивать инфраструктуру городов, привлекать туристов, стимулировать дискуссии об идентичности. В данном аспекте представляется целесообразным рассматривать их как символические проекты. С точки зрения направленности дискурса юбилеи могут транслировать во внутрь и во вне. Случай празднования трехсотлетия Перми показывает, что на уровне дискурса задачи внешнего позиционирования, имиджевой привлекательности, роста внимания к городу стояли на первом месте. Об этом, в частности, говорят и визуальные решения (например, выбор бренда юбилея). Однако юбилей увязывался и с возможностью осмысления городской и региональной идентичности. Но данное направление не выразилось в широкую общественную дискуссию в среде интеллектуалов. Это не был вызов для сообщества как в случае с Пермской культурной революцией: юбилей скорее воспринимался как важное и масштабное событие. С точки зрения идентитарного подхода событие такого рода может выступать катализатором рефлексии, благоприятно влиять на вовлеченность жителей, интегрировать в сообщество. Одна из причин слабой выраженности идентитарного вектора, возможно, связана со слабой открытостью в реализации символического проекта. Тем не менее, эксперты зафиксировали важное отличие от предыдущего опыта и отметили позитивное изменение с точки зрения самой артикуляции темы идентичности, пусть и для решения внешних задач.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests
The author declares no relevant conflict of interests.
Источники
ПМА, 2023 – Полевые материалы автора. Экспертные интервью, 2023 г. (1 – эксперт 6, интервью от 14.03.2023; 2 – эксперт 5, интервью от 14.03.2023; 3 – эксперт 9, интервью от 03.04.2023; 4 – эксперт 8, интервью от 03.04.2023; 5 – эксперт 7, интервью от 19.03.2023; 6 – эксперт 10, интервью от 24.04.2023; 7 – эксперт 2, интервью от 12.03.2023).
1 Указ Президента Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 411 «О праздновании 300-летия основания г. Перми». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43301 (дата обращения: 11.03.2024).
2 Региональный оргкомитет «Пермь-300» подвел итоги юбилея // Коммерсант. Прикамье. 27 января 2024 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6477829 (дата обращения: 11.03.2024).
3 Пермская культурная революция − культурный проект, реализованный в Пермском крае, состоявший из нескольких последовательных событий в 2008−2012 гг. См., например: Жиляева Я. Великая пермская революция: как чиновники, бизнесмены и культурные деятели меняли Пермь – и что из этого вышло // Forbes Life. 09 октября 2019 г. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/384673-velikaya-permskaya-revolyuciya-kak-chinovniki-biznesme
ny-i-kulturnye-deyateli (дата обращения: 11.03.2024).
4 Автор выражает благодарность выпускнику кафедры политических наук ПГНИУ 2023 г. А.П. Малинину за помощь в проведении экспертных интервью. Экспертные интервью были даны на условиях анонимности, поэтому ссылки на них приводятся зашифрованно.
5 Баталина Ю. «Мы пришли, чтобы рассказать о Перми на федеральном уровне» Заместитель председателя оргкомитета «Пермь-300» Наталья Галкина и руководитель событийной линейки Мария Кубланова – о том, как формируется программа юбилейных событий 2023 года // Новый компаньон. 26 июля 2022 г. URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-7329917.html (дата обращения: 11.03.2024).
6 Представители оргкомитета «Пермь-300» утвердили новый слоган Пермского края в Год Семьи. URL: https://vk.com/wall-53996196_26162 (дата обращения: 11.03.2024).
7 Баталина Ю. «Я не из тех, кто приходит и отменяет всё, что было до того». И. о. министра культуры Прикамья Алла Платонова − о работе в новом статусе и подготовке к 300-летию Перми // Новый компаньон. 26 апреля 2022 г. URL: https://www.newsko.ru/
articles/nk-7227115.html (дата обращения: 11.03.2024).
8 Баталина Ю. «Мы пришли, чтобы рассказать о Перми на федеральном уровне». Заместитель председателя оргкомитета «Пермь-300» Наталья Галкина и руководитель событийной линейки Мария Кубланова – о том, как формируется программа юбилейных событий 2023 года // Новый компаньон. 26 июля 2022 г. URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-7329917.html (дата обращения: 11.03.2024).
9 Рыбкин П. 300 праздников в году. Юбилейный мастер-план // Эксперт. 30 января 2024 г. URL: https://expert.ru/goroda/yubileynyy-master-plan/ (дата обращения: 11.03.2024).
10 Баталина Ю. «Пермская энергия даёт много возможностей». Арт-директор проектного офиса «Пермь-300» Игорь Горячев – о том, чем художник отличается от дизайнера, а Пермь – от Екатеринбурга // Новый компаньон. 30 ноября 2023 г. URL: https://www.newsko.ru
/articles/nk-7953458.html (дата обращения: 11.03.2024).
11 Меркушев Б. Пермякам показали логотип к 300-летию города // Комсомольская правда. 6 сентября 2024 г. URL: https://www.perm.kp.ru/online/news/4428885/ (дата обращения: 11.03.2024).
12 Баталина Ю. «Пермская энергия даёт много возможностей». Арт-директор проектного офиса «Пермь-300» Игорь Горячев – о том, чем художник отличается от дизайнера, а Пермь – от Екатеринбурга // Новый компаньон. 30 ноября 2023 г. URL: https://www.newsko.ru
/articles/nk-7953458.html (дата обращения: 11.03.2024).
13 Истории о Перми. Экскурсионные маршруты 300Т. URL: https://vk.com/am300t (дата обращения: 11.03.2024).
14 Федеральный оргкомитет утвердил слоган 300-летия Перми // Коммерсант. 23 декабря 2022 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5746505 (дата обращения: 11.03.2024).
15 Свое название площадь получила 22 марта 2023 г. До этого «Площадь Трех столетий» носила имя «Площадь Европы», которое было ей присвоено в 2011 г.
Об авторах
М. В. Назукина
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: nazukina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0190-0513
кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований
Россия, 614013, ул. Генкеля, 4, ПермьСписок литературы
- Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.
- Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
- Гигаури Д.И. Символические измерения политики идентичности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 15. С. 83–87.
- Дахин А.В. Город как место памятования // Гуманитарная география. Научный и культурно-просветительный альманах. 2006. Вып. 4. М.: Институт наследия. С. 164–179.
- Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
- Дмитриева О.О., Иванова Т.Н., Минеева Е.К. Исторические юбилеи как церемониальная коммеморативная практика (сравнительный анализ празднования 1000-летия российской государственности, 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия царствования дома Романовых в Российской империи) // Диалог со временем. 2020. Вып. 72. С. 280–291.
- Евтушенко А.Г. Юбилеи российских городов как важный инструмент функционирования региональных экономик // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 91–94.
- Ефремова В.Н. Новые государственные праздники России и их осмысление в официальном политическом дискурсе // Вестник Пермского государственного университета. Серия «Политология». 2011. № 3. С. 53–65.
- Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / отв. ред. И.С. Семененко. М.: Издательство «Весь Мир», 2023.
- Избушева А.М. Бренд юбилейного города в современной российской культуре // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 2. С. 79–81.
- Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие. Челябинск, 2010.
- Макарова Г.И. Значимые события в стратегиях регионального брендирования в Республике Татарстан // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 16–35. https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.602
- Малинова О.Ю. Символическая политика // Идентичность. Личность, общество, политика. Энциклолпедическое издание. М.: Издательство «Весь Мир», 2017. С. 655–660.
- Назукина М.В., Старцева А.С. Мегапроекты как инструмент политики идентичности в регионах России (на примере универсиад в Казани и Красноярске) // Ars Administrandi (Искусство управления). 2023. Т. 15. № 1. С. 84–102.
- Петров Н.В. Формирование региональной идентичности в современной России // Центр и региональные идентичности в России / под ред. В. Гельмана, Т. Хопфа. СПб.: Издательство Европейского университета, 2003. С. 125–187.
- Политика памяти в России – региональное измерение / под ред. А.И. Миллера, О.Ю. Малиновой, Д.В. Ефременко. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2023.
- Солдаткин В.Е. Юбилей: исторический аспект праздника // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 2. С. 125–127.
- Сукало С.А. Символическая политика как технология культурного контроля массового сознания // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3. С. 6–9.
- Rego M.L., Irigaray H.A.R., Chaves R. et al. Symbolic megaprojects: Historical evidence of a forgotten dimension // Project Management Journal. 2017. Vol. 48. No. 6. P. 17–28.https://doi.org/10.1177/875697281704800603
Дополнительные файлы
