Tatar embroidery: on the historiography of the question

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The article is devoted to the historiography of the study of Tatar people’s embroidery. The paper addresses the main directions in which the research was carried out; the characteristics of academic and popular-science works are given. It was discovered that the first publications about Tatar embroidery date back to the late 19th century. The subject has been developed up to the present. The history of the emergence of different types of Tatar embroidery, as suggested by scholars, and the depth of research have been analyzed. The conducted study provided an opportunity to systematise the corpus of various sources.

The specific feature of the first publications about Tatar embroidery is a particular interest exclusively in handicraft products, which represents the most striking examples of folk art of that time. Later, the focus of scientific interest shifted to the classic samples of Kazan-Tatar embroidery. Starting from the expeditionary trips of the 1970–1980’s of the ethnographers from the Language of Literature and History Institute of the USSR Academy of Sciences Kazan Branch, as part of the scientific project “Historical and Ethnographic Atlas of the Tatar People,” materials were collected from major museums of the country, Tatar settlements in the Volga-Ural Region and from other regions of compact residence of an ethnic community. This research area has led to the problematisation of the issue of the diversity in areal technologies of Tatar embroidery. Authors addressed it when studying a certain type of embroidery and its origins, starting from the Middle Ages. Other researchers tried to identify sub-ethnic, sub-confessional features of Tatar embroidery, the influence of other peoples on its development. In the absence of a full-fledged study on Tatar embroidery, it is necessary to take into account the accumulated experience reflected in the publications of various authors – articles, sections of books, and albums.

Texto integral

Вышивка как образец народного мастерства является одним из наиболее ярких явлений самобытной этнической культуры. Вышивкой татарского народа в той или иной степени интересовались представители исторической науки и искусствоведения. История обращения к этой теме начинается с конца XIX столетия и продолжается по настоящее время. В условиях отсутствия полноценного исследования по татарской вышивке необходимо принять во внимание накопленный опыт, отражённый в публикациях разных авторов – в их статьях, разделах книг и альбомов.

Наиболее ранние материалы по вышивке казанских татар представлены в труде «Обзор кустарных занятий в Казанской губернии» (Обзор…, 1896). В нем напрямую не повествуется о традиционной культуре. Работа представляет собой экономический отчёт о деятельности местных мастеров. Отдельный раздел книги посвящён описанию изготовления головных уборов и обуви в Казани. Авторы включили в текст сведения о стоимости работ мастеров; перечень материалов, используемых ими для вышивки (мишура, канитель, серебряные и золотые нити, жемчуг); раскрыли необходимые для производства приспособления (пяльца) и их форму (квадратная), предпочитаемый узор, «напоминающий собой форму разных листьев, кистей с висящими ягодами и пр.» (Обзор…, 1896: 60); описали особенности вышивки металлической нитью канитель, когда «с помощью маленьких ножниц она сначала рассекается на мелкие части, длиною в 2–3 линии, а потом эти частицы вдеваются через тонкую иголку в нитку» (Обзор…, 1896: 60). Приведенная информация позволила в полной мере раскрыть процесс кустарного производства, но не показала принципы народной вышивки, обусловленные бытовой культурой татарского народа.

С.А. Давыдовой для книги «Кустарная промышленность России» был подготовлен очерк «Татарское золотошвейное производство» (Кустарная…, 1913: 264–276). В нем автор отмечает, что «…в Казани шитьё золотом служит предметом крупного производства. Золотошвейное искусство применяется татарами к украшению головных уборов, мужских и женских, и женской кожаной обуви» (Кустарная…, 1913: 264). В этой публикации, как и в описанной выше, даётся практически та же информация о производстве. Ее достоинством стали фотографии производимых изделий, на которых виден узор вышивки. Они являются одними из наиболее объёмных визуализированных образцов кустарной промышленности татар начала ХХ в. Следующее издание, в котором раскрывается история развития кустарной промышленности, технологический процесс, стоимость производства и значения узоров, было подготовлено Г.М. Залкиндым. В его работе «Кустарная промышленность Татарстана. История и процесс производства обуви и головных уборов» (Залкинд, 1931) дается поэтапное описание процесса, раскрываются оригинальные приёмы исполнения. Автор отмечает, что для удешевления производства канитель стала заменителем позумента, золотых и серебряных нитей – бить (Залкинд, 1931: 46). Указанные работы объединяет их общая направленность на кустарные промыслы. Вышивка стала делом профессионального труда с фиксированным заработком, унификацией орнаментальной композиции и веяниями моды. Исторический аспект – вопросы формирования, развития, бытования у разных слоев татар – еще не интересовали исследователей. На начальном этапе освещения темы вышивки татар объектом изучения стали работы мастеров, изготавливающих ее образцы для продажи. Вышивка в это время не рассматривалась как элемент бытовой культуры.

В 1925 г. в свет вышел труд искусствоведа и музееведа П.М. Дульского «Искусство казанских татар». Автор, используя материалы музейных коллекций и экспедиции 1923 г. по сёлам Заказанья, представил разнообразные элементы материальной культуры казанских татар – традиционное жилище, декоративное оформление предметов домашнего обихода вышивкой тамбурным швом (Дульский, 1925: 15), ранние и поздние образцы головных женских и мужских уборов (Дульский, 1925: 16–17). Несмотря на обзорность самого издания, оно ценно тем, что его автор провел работу по объединению в единый корпус материалов из разных источников.

В 1920–1930-х годах появляется ряд публикаций, посвященных непосредственно татарской вышивке и её видам. Е.Э. Адольф в статье «Вышивка казанских татар» (Адольф, 1927: 5–10) представила материал по ее разным образцам из этнографического отдела Центрального музея ТССР (сейчас – Национальный музей Республики Татарстан). Имея в своём распоряжении коллекцию одного музея, автор проводит аналогии с экспонатами из других музеев страны, например, с коллекциями Русского музея (сейчас – Государственный Русский музей). Впервые при описании техники татарской вышивки исследователем были выделены высокий и низкий тамбур, прописано заполнение узора – линейное или полное, когда весь элемент покрывается вышивкой. Много внимания уделено орнаментальной композиции, системе построения узора и сопоставлению татарской вышивки с вышивкой у других народов. Отмечено, что в отличии от чувашей, марийцев и мордвы асимметрия является характерной особенностью вышивки казанских татар (Адольф, 1927: 8). Ценными являются аналогии с вышивкой народов Средней Азии: Е.Э. Адольф подчеркивает явные отличия из-за отсутствия скученности в татарской вышивке и некоторую схожесть, хотя, по мнению исследователя, татарские узоры имеют более изящный и красивый вид (Адольф, 1927: 8).

Н.И. Воробьев в 1930 г. издает статью о технике орнаментации тканей у казанских татар (Воробьев, 1930: 14–20). В ней даётся подробное описание расположения вышивки на частях одежды, головных уборах, обуви и предметах быта (Воробьев, 1930: 14). Исследователь обозначает различия между декорированием нашитыми бляхами, монетами, вышивкой нитями и аппликацией. Кроме использования татарами в вышивке разных видов тамбурного и коврового шва он указывает на присутствие вышивки гладью. Особое внимание уделяется вышивке тамбурным швом. Н.И. Воробьев приходит к заключению о том, что у крещенных татар такая вышивка занимает второстепенное положение, а у татар-мишарей она хотя и достаточно распространена, но используется всё же меньше, чем казанскими татарами. Рассматривая вопрос характерности данного типа вышивки для разных народов, исследователь указывает на ее достаточно высокое распространение среди башкир. Он доказывает присутствие тамбурного шва в культуре крымских татар, казахов, узбеков, туркмен. Учёным поставлен вопрос о проникновении тамбурной вышивки в традиционную культуру татар, ее наличия или отсутствия у местных финно-угорских народов. Н.И. Воробьев уделяет внимание другим распространённым среди татарского народа техникам вышивки. Во всех его последующих изданиях вышивка остается обязательным аспектом анализа традиционной культуры татар (Воробьев, 1953; Воробьев, 1957).

Тема «тамбурного шва», вопросы его появления на территории Поволжья, влияния татарской вышивки на культуру других народов изучались исследователями русской материальной культуры. Л.А. Динцес в статье «Восточные мотивы в народном искусстве Новгородского края» (Динцес, 1946: 93–112), соглашаясь с доводами Н.И. Воробьева, пишет: «Очевидно, теми же юго-восточными путями, которые в Московскую Русь были занесены иранские мотивы, явилась и связанная с ними техника тамбура, преимущественно через казанских татар» (Динцес, 1946: 104). Автор, отмечая, что Казань и её население являлись основными проводниками восточной культуры, указал на то, что следование по «казанского очагу из великорусских земель вышиванием тамбуром более всего распространено в Прикамье, Ярославской и Нижегородских областях» (Динцес, 1946: 104). Тем самым ученый обратил внимание на истоки и взаимовлияние в разных техниках вышивки у народов Волго-Уралья и роль татар в этом процессе.

Невозможно обойти вниманием два издания по народному орнаменту татар – «Сперанский П.Т. Татарский народный орнамент» (Сперанский, 1948) и «Татарский народный орнамент (Татарский…, 1953). В них представлены не только научно-аналитические тексты, но и впервые опубликованы цветные иллюстрации по татарской вышивке. В трудах дается информация о ее технике и материалах, используются выделенные отдельными «таблицами» полихромные рисованные работы музейных экспонатов в исполнении профессионального художника и архитектора П.Т. Сперанского. Доминирование визуального ряда в альбомах позволяет считать их ценным, информационно обобщающим источником по вышивке татарского народа.

Конец 1950-х – начало 1960-х годов – время появления в СССР популярных изданий о вышивке народов страны. В книгу «Народное декоративное искусство РСФСР» (Народное…, 1957) включен краткий очерк о преобладающем в традиционной культуре татар растительном узоре. Авторы указывают на его асимметрию, доминирование тамбурного шва и на то, что «национальная вышивка у казанских татар в современных условиях не развивается, за исключением отдельных, выполненных к юбилейным датам и выставкам произведения» (Народное…, 1957: 165–166), но не учитывают особенности материальной культуры народа. В другом издании «Народная вышивка РСФСР» (Работнова, Королева, 1960) татарской вышивке уделяется ещё меньше внимания. Информация укладывается в один абзац. В нем обращается внимание на работу по восстановлению татарской вышивки в казанской артели «Художпром» (Работнова, Королева, 1960: 29). Основная часть альбома «Вышивка народов Поволжья и Прикамья» (Вышивка…, 1960) – это иллюстрации, а также небольшой текст с общей информацией. Татарская вышивка в нем представлена изображениями, выполненными в цвете художниками М.Г. Антоновой, Н.Н. Сапожниковой, Е.П. Пятницкой во время экспедиций по музеям и регионам СССР в 1951 г. Сегодня они хранятся в фонде Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (№№ ВМДПНИ КП–31559/17, ВМДПНИ КП- 31559/19, ВМДПНИ КП–31559/20). Перечисленные издания объединены общим стилем подачи материалов и отсутствием научно-аналитических принципов, что характеризует их как информационно-справочные труды.

Большое внимание татарскому орнаменту, его истории, классификации (в том числе в части техники вышивки) уделил Ф.Х. Валеев. Подход ученого заключается в рассмотрении орнамента как явления декоративно-прикладного искусства казанских татар. Его ученый связал с культурой волжских булгар и периодом Казанского ханства (Валеев, 1969; Валеев, 1984). Работу Ф.Х. Валеева продолжила его дочь Г.Ф. Валеева-Сулейманова. Ею подготовлены дополненные издания по материалам Ф.Х. Валеева (Валеев, Валеева-Сулейманова, 2002; Валеев, 2020). Учитывая орнаментальную геральдику, особенности художественного воспроизведения и технологические новшества (например, появление в 1870-х гг. тамбурной вышивальной машины), исследователи осветили наиболее популярные у казанских татар типы вышивок, бытовавшие в XIX в. – аппликацию (ушковую технику), тамбурный шов, золотную вышивку, вышивку гладью.

В популярном жанре с малым объёмом текстовой части и с большим количеством фотографий экспонатов из наиболее крупных музеев Казани – Национального музея Республики Татарстан и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан – искусствоведами Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой и Р.Г. Шагеевой издан альбом по декоративно-прикладному искусству казанских татар (Валеева-Сулейманова, Шагеева, 1990). Вышивка выделена в отдельный раздел, в котором авторы пристальное внимание уделили тамбурному шву и орнаментальным мотивам. Народным художественным промыслам в РСФСР посвящено специальное учебное пособие для художественных училищ (Народные…, 1982). В нем, наряду с традициями других народов, представлена вышивка татарского народа. Особенностью издания стало описание не только золотной вышивки, аппликации, высокого и низкого тамбура, коврового шва, но и достаточно часто встречаемой разновидности тамбура «косая сетка» («козлик» или «двойной тамбур») (Народные…, 1982: 156), не отраженной в более ранних публикациях исследователей.

Отдельную группу трудов, связанных с вышивкой татарского народа, представляют публикации этнографов Ю.Г. Мухаметшина, Р.Г. Мухамедовой, С.В. Сусловой. Ю.Г. Мухаметшин в разделе «Одежда», включенном в издание о татарах-кряшенах (Мухаметшин, 1977: 99–127), указывает на такую особенность декорирования элементов костюмного комплекса этой субконфессиональной группы татарского народа, как вышивка тамбуром, синелью, мишурными нитями и на особую двустороннюю вышивку нагыш, при которой используются шелковые черные и красные крученые нити при декорировании головных покрывал. Исследователь отмечает утрату этой уникальной техники. Р.Г. Мухамедовой по результатам многолетних исследований издана книга о татарах-мишарях (Мухамедова, 1972), которая впоследствии была дополнена и переиздана (Мухамедова, 2008; Мухамедова, 2016). Исследователь обратил внимание на декорирование разных элементов костюмного комплекса у этой субэтнической группы татар с помощью вышивки, включающей разнообразные техники – «мелкий крест», «перевить», синель, золотная и тамбурная вышивка. В совместном труде С.В. Сусловой и Р.Г. Мухамедовой вышивка затрагивается в аспекте народного костюма субэтнических и субконфессиональных групп татар Поволжья и Урала (Суслова, Мухамедова, 2000). Богатый изобразительный материал из музеев РФ с описанием разных типов вышивки и используемых для нее материалов в костюме татарского народа представлен в специальных статьях С.В. Сусловой (Суслова, 2011; Суслова, 2018). В коллективном издании «Этнография татарского народа» отдельно включен раздел этого исследователя о татарском народном декоративно-прикладном искусстве (Этнография…, 2004: 214–227). С.В. Суслова, основываясь на теоретических материалах и материалах этнографических экспедиций в татарские населенные пункты, фонды центральных, областных, районных музеев ТАССР и СССР, предпринятых этнографами Института языка литературы и истории Казанского филиала АН СССР в 1970–1980-е годы в рамках научного проекта «Историко-этнографический атлас татарского народа», описывает вышивку волго-уральских татар (Этнография…, 2004: 218–223). Речь идет о характерной для татар-мишарей «вышивке по выдергу» или цветной перевити, увязываемой С.В. Сусловой с её бытованием под влиянием культуры русского населения; вышивке цветными шелковыми нитями гладью, характерной для татар-мишарей окско-сурского междуречья; вышивке в технике «крест», распространённой среди татар-мишарей и татар-кряшен. Отдельное внимание ученый уделяет золотной вышивке, имевшей давние традиции у татар, испытавшей влияние разных восточных народов и переродившейся в последствии в кустарно-промысловые традиции у этого народа. С.В. Сусловой впервые проведена работа по систематизации татарской вышивки с учётом территориальных и этноспецифических особенностей, временных наслоений и влияния культуры соседних народов.

Золотная вышивка, не только как кустарный промысел, широко освещённый в изданиях конца XIX столетия – начала ХХ века, но и как элемент материальной культуры татарского народа, имеющий глубокую историю, является объектом исследований Л.Ф. Фасхутдиновой. В статье по золотному шитью у татар-мишарей исследователь обращается к типу и материалу для изготовления золотных нитей, технике гладьевого шва – вприкреп, литому шву и приёму кадау (шов в раскол), орнаментальной традиции исполнения вышивки, представляющей собой одну из наиболее архаичных и реликтовых форм сохранившегося татарского орнамента (Фасхутдинова, 2015: 169–176). Исследователь подробно, с включением изображений музейных экспонатов описывает отдельные части костюмного комплекса татарского народа. Учитывая его общие черты с русским орнаментным и крымско-татарским шитьём, ученый увязывает сходство с ранними этапами развития татарского золотного шитья (Фасхутдинова, 2015: 174). Развивая тему истории татарской золотной вышивки, исследователь раскрывает роль болгарского и золотоордынского периодов при анализе архаичных элементов в золотной вышивке волго-уральских татар (Фасхутдинова, 2021: 115–123). Заложенная ещё Н.И. Воробьёвым идея об активных ранних связях татар со странами Востока, прослеживается и у Л.Ф. Фасхутдиновой. Опираясь на сочинения европейских путешественников, арабских и персидских авторов, ею высказываются предположение о том, что основные пути проникновения золотного шитья в культуру местного населения шли через Персию, Египет и Китай, а позднее через Крымское ханство из Османской империи. Исследователь опровергает мысль о русских корнях золотной вышивки у татар, подкрепляя свои доводы археологической находкой – головным убором из погребения женщины XIV в., найденном на территории Булгар, и письменными источниками, подтверждающих золотоордынское наследие и не исключающих византийское влияние (Фасхутдинова 2021: 117). Несмотря на то, что некоторые авторы указали на восточные истоки вышивки у татар (тамбурной и золотной), можно считать, что лишь Л.Ф. Фасхутдиновой удалось раскрыть этот аспект предметно и в исторической ретроспективе. Она вывела изучение татарской вышивки за пределы XVIII–XIX столетий, переведя исследовательский вопрос в плоскость аллохтонных влияний в средневековье с последующим развитием у местного татарского населения.

Вышивка у татарского народа исследуется Л.М. Шкляевой. Ею по итогам работы в экспедициях, проведенных в 2014–2018 гг. в местах компактного проживания казанских татар, татар-мишарей и татар-кряшен в Самарской, Ульяновской, Челябинской и Оренбургской областях подготовлены доклады на конференциях (Шкляева, 2015: 659–666; Шкляева, 2016: 378–391; Шкляева, 2017: 509–511) и публикация (Шкляева, 2020: 140–150). Опираясь на частные коллекции, фонды школьных и районных музеев, исследователь рассмотрел вышитые предметы декоративно-прикладного искусства татарского народа разных периодов бытования (с XIX–ХХ вв. и до настоящего времени). Л.М. Шкляева включила в текст статьи информацию о местных мастерах и материалы из интервью с жителями обследованных территорий. Ею в большей степени изучено современное состояние искусства вышивки у татар и с учетом сохранения / вхождения в бытование новых орнаментальных композиций и видов вышивки.

Отдельного внимания заслуживают научно-популярные издания. Одной из первых работ подобного типа стало небольшое пособие «Учись вышивать» (Бикбулатова, 1970). Продолжая традиции более ранних публикаций, кроме небольшой текстовой части, знакомящей с материально-культурными традициями татарского народа и тамбурной вышивкой, отдельный раздел представлен цветными иллюстрациями и подписями к ним. В 1980 г. Ф.Ф. Гуловой была издана книга «Татарская народная вышивка» с текстом под редакцией Р.Г. Мухамедовой (Гулова, 1980). Автор не описала территорию распространения, этноспецифические особенности вышивки у татар, однако, подробно раскрыла все типы техник вышивки – свободные, счетные и строчевые швы (Гулова, 1980: 10). Кроме черно-белых фотографий из частных и музейных коллекций в издании представлены схемы, помогающие понять особенности татарской вышивки. Позднее Н.Г. Сергеевой подготовлены научно-популярные издания о татарском костюмном комплексе (включая описание вышивки), его современным интерпретациям (Сергеева, 2008; Сергеева, 2017). Сопроводительные тексты в перечисленных изданиях в некоторых случаях написаны учеными, в публикации включены схемы вышивок, список работ о татарской вышивке. В них отсутствует историко-этнографический анализ, однако, широко используются иллюстрации музейных экспонатов и предметов из частных коллекций, что делает их ценным источником для исследовательской работы.

Проведенный историографический обзор литературы по татарской вышивке позволил разделить ее на четыре группы.

  • Историко-этнографические труды, в которых при изучении традиционной культуры татар затрагивается вышивка, как ее важный элемент. Их авторы сосредотачиваются на анализе промыслов у татар – профессиональном труде мануфактурного производства, и на раскрытии разных техник вышивки и материалов в аспекте костюмного комплекса.
  • Искусствоведческие работы, в которых вышивка является выразителем эстетических принципов культурного потенциала народа.
  • Справочные издания, носящие ознакомительный характер.
  • Научно-популярные публикации, содержащие небольшое описание татарской вышивки, основную обучающую часть, включающей схемы, изображения образцов, и практическую часть по основам вышивки.

Особенностью первых работ по татарской вышивке стала фиксация исключительно кустарно-промышленных изделий, представляющих из себя на первоначальном этапе ее изучения наиболее яркие образцы народного творчества татар. Позже исследовательский фокус смещается на классические примеры казанско-татарской вышивки. Начиная с экспедиций 1970–1980-х годов, стал собираться специальный материал о татарской вышивке из музеев ТАССР, СССР (позже Республики Татарстан и Российской Федерации), поселений татар в разных регионах страны. Это привело к постановке вопроса о разнообразии ареальных особенностей вышивки татар и ее технологий. К нему обратились некоторые исследователи во время изучения отдельных типов вышивки (прежде всего золотного шитья), стремясь проследить истоки, начиная со средневековья, и охватить ее субэтнические, субконфессиональные особенности, влияние других народов. Несмотря на более чем вековой научный интерес, ни в одном исследовании не было проведено обобщение и систематизация накопленного материала по вышивке, не разобраны ареальные технологии, включающие в себя разнообразные техники и с охватом этнотерриториальных групп татар.

×

Sobre autores

Dina Gatina-Shafikova

Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Autor responsável pela correspondência
Email: golocen@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0001-5210-8687

Research Fellow of the Department of Ethnological Research

Rússia, 7А, Baturin St., Kazan 420111

Bibliografia

  1. Adolf E.E. (1927) Embroidery of the Kazan Tatars. In: Materials of the Central Museum of the TSSR. No. 1. Kazan: 5–10. (In Russ.)
  2. Bikbulatova M.Z. (1970) Learn to embroider (in Tatar and Russian). Kazan: Tatar Book Publ. (In Russ.)
  3. Dintses L.A. (1946) Oriental motives in the folk art of the Novgorod Territory. Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography]. No. 3: 93–112. (In Russ.)
  4. Dul'skiy P.M. (1925) Art of the Kazan Tatars. Moscow: Central Publ. of the Peoples of the USSR. (In Russ.)
  5. Embroidery of the peoples of the Volga and Kama Regions (1960). Leningrad: Printing House No. 1, Gosmestpromizdat Publ. (In Russ.)
  6. Ethnography of the Tatar people. (2004) Iskhakov D.M. (eds). Kazan: Magarif Publ.: 214–227 (In Russ.)
  7. Faskhutdinova L.F. (2015) Golden embroidery of the Tatar-Mishars: features of technique and ornament. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review]. No. 4: 169–176. (In Russ.)
  8. Faskhutdinova L.F. (2021) Archaic elements in the gold embroidery of the Volga-Ural Tatars: materials, technology, ornament. Gasyrlar avazy – Ekho vekov [ – Echo of the Ages], No. 1: 115–123. (In Russ.)
  9. Folk art crafts of the RSFSR. Textbook for art schools. (1982) V.G. Smolitsky, D.A. Chirkov, Yu.V. Maksimov and others; Smolitzky V.G. (eds). Moscow: Higher School Publ. (In Russ.)
  10. Folk decorative art of the RSFSR. (1957) Kaplan N.I., Shkarovskoy N.S. (eds). Moscow: All-Union Cooperative Publ. (In Russ.)
  11. Gulova F.F. (1980) Tatar folk embroidery. Kazan: Tatar Book Publ. (In Russ.)
  12. Mukhamedova R.G. (1972) Tatars-Mishars: a historical and ethnographic study. Kazan: Magarif Publ. (In Russ.)
  13. Mukhamedova R.G. (2008) Tatars-Mishars: a historical and ethnographic study. Kazan: Magarif Publ. (In Russ.)
  14. Mukhamedova R.G. (2016) Tatars-Mishars: a historical and ethnographic study. Kazan: Magarif Publ. (In Russ.)
  15. Mukhametshin Y.G. (1977) Tatars-Kryashens: historical and ethnographic study of material culture, mid–19th – early 20th centuries. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
  16. Overview of handicraft activities in the Kazan Province. (1896). In: Kazan branch of the Imperial Russian Technical Society. Kazan: V.M. Klyuchnikova Publ. (In Russ.)
  17. Rabotnova I., Koroleva N. (1960) Folk embroidery of the RSFSR. Moscow: All-Union Cooperative Publ. (In Russ.)
  18. Russian handicraft industry. Essays by S.A. Davydova, E.N. Polovtseva, K.I. Berens and E.O. Sviderskoy. (1913) GUZ and 3. Department of rural economy and agricultural statistics. Women's trades. St. Petersburg: Tipo-lit. Anchor Publ. (In Russ.)
  19. Sergeeva N.G. (2008). Tree of life. Tatar embroidery = Homer agachy. Tatar chigye: study guide. Kazan: Magarif Publ. (In Russ.)
  20. Sergeeva N.G. (2017) Tylsymly bizak = The magic of the pattern. Kazan: Tatar Book Publ. (In Russ.)
  21. Shklyaeva L.M. (2015) The art of embroidery of the Tatars of the Samara Region (according to the results of the expedition in June-July 2014). In: Materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation "Traditional culture of the peoples of the Volga region" (February 10–12, 2015). Kazan: Ikhlas Publ.: 659–666. (In Russ.)
  22. Shklyaeva L.M. (2016) Embroidery of the Tatars of the Orenburg Region (according to the results of the expedition in June-July 2015). In: Traditional culture of the peoples of the Volga region: materials of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation (February 9–11, 2016). Vol. 2. Kazan: Ikhlas Publ.: 378–391. (In Russ.)
  23. Shklyaeva L.M. (2017) Local features of modern embroidery of the Ural Tatars (according to the results of the expedition in 2016). In: Traditional culture of the Turkic peoples in a changing world: Proceedings of the I International Scientific Conference (April 12–15, 2017). Kazan: Ak Bure Publ.: 509–511. (In Russ.)
  24. Shklyaeva L.M. (2020) Gold Embroidery Style Features of the Mishar Tatars of the Ulyanovsk Region. Observatoriya kul'tury [Observatory of Culture]. Vol. 17. No. 2: 140–150. doi: 10.25281/2072-3156-2020-17-2-140-150 (In Russ.)
  25. Speranskiy P.T. (1948) Tatar folk ornament. Introductory article by P.M. Dulsky, Vorobyov N.I. (eds). Kazan: Tatgosizdat Publ. (In Russ.)
  26. Suslova S.V. (2011) The history of the costume of the Turkic peoples (an ethnographic study of the Tatar folk clothes). Astana: Saryarka Publ. (In Russ.)
  27. Suslova S.V. (2018) Tatar costume: historical and ethnological research. Kazan: Tatar Publ. (In Russ.)
  28. Suslova S.V., Faskhutdinova L.F. (2008) Golden embroidery of the Siberian Tatars. On the issue of ethnic and ethno-cultural relationships of the Siberian Tatars. In: Integration of archaeological and ethnographic studies. Novosibirsk, Omsk: 159–163. (In Russ.)
  29. Suslova S.V., Muhamedova R.G. (2000) Folk costume of the Tatars of the Volga region and the Urals: historical and ethnographic atlas of the Tatar people (mid 19th – early 20th centuries). Kazan: Fen Bubl. (In Russ.)
  30. Valeev F.Kh. (1969) Ornament of the Kazan Tatars. Kazan: Tatar Book. Publ. (In Russ.)
  31. Valeev F.Kh. (1984) Folk decorative art of Tatarstan. Kazan: Tatar Book. Publ. (In Russ.)
  32. Valeev F.Kh. (2020) Tatar folk decorative art (XVIII – early XX century): origins and traditions. Kazan: Tatar Book Publ. (In Russ.)
  33. Valeev F.Kh., Valeeva-Suleymanova G.F. (2002) Ancient arts of Tatarstan. Kazan: Tatar Book. Publ. (In Russ.)
  34. Valeeva-Suleymanova G.F., Shageeva R.U. (1990) Decorative and applied arts of the Kazan Tatars. Moscow: Soviet Artist Publ. (In Russ.)
  35. Vorob'ev N.I. (1930) Some data on the technique of ornamentation of fabrics among the Kazan Tatars. In: Materials of the Central Museum of the TSSR. No 2. Kazan: 14–20. (In Russ.)
  36. Vorob'ev N.I. (1953) Kazan Tatars (ethnographic studies of the material culture of the pre-October period). Kazan: Tatgosizdat Publ. (In Russ.)
  37. Vorob'ev N.I. (1957) Artistic crafts of Tataria in the past and present: Report heard at the extended meeting of the Academic Council of the museum (March, 1957). Kazan: State Museum of the TASSR. (In Russ.)
  38. Zalkind G.M. (1931) Handicraft industry of Tatarstan. History and process of production of shoes and hats. Kazan: Tatizdat Publ. (In Russ.)

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Gatina-Shafikova D.F., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».