Татарская вышивка: к историографии вопроса
- Авторы: Гатина-Шафикова Д.Ф.1
-
Учреждения:
- Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
- Выпуск: Том 8, № 1 (2023)
- Страницы: 112-124
- Раздел: Этнография тюркского мира
- Статья опубликована: 23.10.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1636/article/view/352421
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2023-8-1.112-124
- EDN: https://elibrary.ru/XZADJK
- ID: 352421
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена историографии изучения вышивки татарского народа. Рассматриваются основные направления, по которым проводились исследования, дана характеристика научных и научно-популярных трудов. Выявлено, что первые публикации о татарской вышивке относятся к концу XIX столетия. Тема получает развитие до современности. Анализируется предположенная учеными история возникновения разных типов татарской вышивки, и глубина их исследований. Проведенная работа позволила систематизировать корпус разнообразных источников.
Особенностью первых публикаций о вышивке татар является интерес исключительно к кустарно-промышленным изделиям, представляющим наиболее яркие для своего времени образцы народного творчества. Позже фокус научного интереса смещается на классические образцы казанско-татарской вышивки. Начиная с экспедиционных выездов 1970–1980-х годов этнографов Института языка литературы и истории Казанского филиала АН СССР в рамках научного проекта «Историко-этнографический атлас татарского народа», стал собираться материал из крупных музеев страны, поселений татар в Волго-Уральском регионе и из других регионов компактного проживания этнической общности. Данное исследовательское направление привело к проблематизации вопроса о разнообразии ареальных технологий татарской вышивки. К нему стали обращаться авторы при изучении определённого типа вышивки и ее истоков, начиная со средневековья. Другие исследователи старались выявить субэтнические, субконфессиональные особенности татарской вышивки, влияние других народов на ее развитие. В условиях отсутствия полноценного исследования по татарской вышивке необходимо принять во внимание накопленный опыт, отражённый в изданиях разных авторов – статьях, разделах книг и альбомов.
Ключевые слова
Полный текст
Вышивка как образец народного мастерства является одним из наиболее ярких явлений самобытной этнической культуры. Вышивкой татарского народа в той или иной степени интересовались представители исторической науки и искусствоведения. История обращения к этой теме начинается с конца XIX столетия и продолжается по настоящее время. В условиях отсутствия полноценного исследования по татарской вышивке необходимо принять во внимание накопленный опыт, отражённый в публикациях разных авторов – в их статьях, разделах книг и альбомов.
Наиболее ранние материалы по вышивке казанских татар представлены в труде «Обзор кустарных занятий в Казанской губернии» (Обзор…, 1896). В нем напрямую не повествуется о традиционной культуре. Работа представляет собой экономический отчёт о деятельности местных мастеров. Отдельный раздел книги посвящён описанию изготовления головных уборов и обуви в Казани. Авторы включили в текст сведения о стоимости работ мастеров; перечень материалов, используемых ими для вышивки (мишура, канитель, серебряные и золотые нити, жемчуг); раскрыли необходимые для производства приспособления (пяльца) и их форму (квадратная), предпочитаемый узор, «напоминающий собой форму разных листьев, кистей с висящими ягодами и пр.» (Обзор…, 1896: 60); описали особенности вышивки металлической нитью канитель, когда «с помощью маленьких ножниц она сначала рассекается на мелкие части, длиною в 2–3 линии, а потом эти частицы вдеваются через тонкую иголку в нитку» (Обзор…, 1896: 60). Приведенная информация позволила в полной мере раскрыть процесс кустарного производства, но не показала принципы народной вышивки, обусловленные бытовой культурой татарского народа.
С.А. Давыдовой для книги «Кустарная промышленность России» был подготовлен очерк «Татарское золотошвейное производство» (Кустарная…, 1913: 264–276). В нем автор отмечает, что «…в Казани шитьё золотом служит предметом крупного производства. Золотошвейное искусство применяется татарами к украшению головных уборов, мужских и женских, и женской кожаной обуви» (Кустарная…, 1913: 264). В этой публикации, как и в описанной выше, даётся практически та же информация о производстве. Ее достоинством стали фотографии производимых изделий, на которых виден узор вышивки. Они являются одними из наиболее объёмных визуализированных образцов кустарной промышленности татар начала ХХ в. Следующее издание, в котором раскрывается история развития кустарной промышленности, технологический процесс, стоимость производства и значения узоров, было подготовлено Г.М. Залкиндым. В его работе «Кустарная промышленность Татарстана. История и процесс производства обуви и головных уборов» (Залкинд, 1931) дается поэтапное описание процесса, раскрываются оригинальные приёмы исполнения. Автор отмечает, что для удешевления производства канитель стала заменителем позумента, золотых и серебряных нитей – бить (Залкинд, 1931: 46). Указанные работы объединяет их общая направленность на кустарные промыслы. Вышивка стала делом профессионального труда с фиксированным заработком, унификацией орнаментальной композиции и веяниями моды. Исторический аспект – вопросы формирования, развития, бытования у разных слоев татар – еще не интересовали исследователей. На начальном этапе освещения темы вышивки татар объектом изучения стали работы мастеров, изготавливающих ее образцы для продажи. Вышивка в это время не рассматривалась как элемент бытовой культуры.
В 1925 г. в свет вышел труд искусствоведа и музееведа П.М. Дульского «Искусство казанских татар». Автор, используя материалы музейных коллекций и экспедиции 1923 г. по сёлам Заказанья, представил разнообразные элементы материальной культуры казанских татар – традиционное жилище, декоративное оформление предметов домашнего обихода вышивкой тамбурным швом (Дульский, 1925: 15), ранние и поздние образцы головных женских и мужских уборов (Дульский, 1925: 16–17). Несмотря на обзорность самого издания, оно ценно тем, что его автор провел работу по объединению в единый корпус материалов из разных источников.
В 1920–1930-х годах появляется ряд публикаций, посвященных непосредственно татарской вышивке и её видам. Е.Э. Адольф в статье «Вышивка казанских татар» (Адольф, 1927: 5–10) представила материал по ее разным образцам из этнографического отдела Центрального музея ТССР (сейчас – Национальный музей Республики Татарстан). Имея в своём распоряжении коллекцию одного музея, автор проводит аналогии с экспонатами из других музеев страны, например, с коллекциями Русского музея (сейчас – Государственный Русский музей). Впервые при описании техники татарской вышивки исследователем были выделены высокий и низкий тамбур, прописано заполнение узора – линейное или полное, когда весь элемент покрывается вышивкой. Много внимания уделено орнаментальной композиции, системе построения узора и сопоставлению татарской вышивки с вышивкой у других народов. Отмечено, что в отличии от чувашей, марийцев и мордвы асимметрия является характерной особенностью вышивки казанских татар (Адольф, 1927: 8). Ценными являются аналогии с вышивкой народов Средней Азии: Е.Э. Адольф подчеркивает явные отличия из-за отсутствия скученности в татарской вышивке и некоторую схожесть, хотя, по мнению исследователя, татарские узоры имеют более изящный и красивый вид (Адольф, 1927: 8).
Н.И. Воробьев в 1930 г. издает статью о технике орнаментации тканей у казанских татар (Воробьев, 1930: 14–20). В ней даётся подробное описание расположения вышивки на частях одежды, головных уборах, обуви и предметах быта (Воробьев, 1930: 14). Исследователь обозначает различия между декорированием нашитыми бляхами, монетами, вышивкой нитями и аппликацией. Кроме использования татарами в вышивке разных видов тамбурного и коврового шва он указывает на присутствие вышивки гладью. Особое внимание уделяется вышивке тамбурным швом. Н.И. Воробьев приходит к заключению о том, что у крещенных татар такая вышивка занимает второстепенное положение, а у татар-мишарей она хотя и достаточно распространена, но используется всё же меньше, чем казанскими татарами. Рассматривая вопрос характерности данного типа вышивки для разных народов, исследователь указывает на ее достаточно высокое распространение среди башкир. Он доказывает присутствие тамбурного шва в культуре крымских татар, казахов, узбеков, туркмен. Учёным поставлен вопрос о проникновении тамбурной вышивки в традиционную культуру татар, ее наличия или отсутствия у местных финно-угорских народов. Н.И. Воробьев уделяет внимание другим распространённым среди татарского народа техникам вышивки. Во всех его последующих изданиях вышивка остается обязательным аспектом анализа традиционной культуры татар (Воробьев, 1953; Воробьев, 1957).
Тема «тамбурного шва», вопросы его появления на территории Поволжья, влияния татарской вышивки на культуру других народов изучались исследователями русской материальной культуры. Л.А. Динцес в статье «Восточные мотивы в народном искусстве Новгородского края» (Динцес, 1946: 93–112), соглашаясь с доводами Н.И. Воробьева, пишет: «Очевидно, теми же юго-восточными путями, которые в Московскую Русь были занесены иранские мотивы, явилась и связанная с ними техника тамбура, преимущественно через казанских татар» (Динцес, 1946: 104). Автор, отмечая, что Казань и её население являлись основными проводниками восточной культуры, указал на то, что следование по «казанского очагу из великорусских земель вышиванием тамбуром более всего распространено в Прикамье, Ярославской и Нижегородских областях» (Динцес, 1946: 104). Тем самым ученый обратил внимание на истоки и взаимовлияние в разных техниках вышивки у народов Волго-Уралья и роль татар в этом процессе.
Невозможно обойти вниманием два издания по народному орнаменту татар – «Сперанский П.Т. Татарский народный орнамент» (Сперанский, 1948) и «Татарский народный орнамент (Татарский…, 1953). В них представлены не только научно-аналитические тексты, но и впервые опубликованы цветные иллюстрации по татарской вышивке. В трудах дается информация о ее технике и материалах, используются выделенные отдельными «таблицами» полихромные рисованные работы музейных экспонатов в исполнении профессионального художника и архитектора П.Т. Сперанского. Доминирование визуального ряда в альбомах позволяет считать их ценным, информационно обобщающим источником по вышивке татарского народа.
Конец 1950-х – начало 1960-х годов – время появления в СССР популярных изданий о вышивке народов страны. В книгу «Народное декоративное искусство РСФСР» (Народное…, 1957) включен краткий очерк о преобладающем в традиционной культуре татар растительном узоре. Авторы указывают на его асимметрию, доминирование тамбурного шва и на то, что «национальная вышивка у казанских татар в современных условиях не развивается, за исключением отдельных, выполненных к юбилейным датам и выставкам произведения» (Народное…, 1957: 165–166), но не учитывают особенности материальной культуры народа. В другом издании «Народная вышивка РСФСР» (Работнова, Королева, 1960) татарской вышивке уделяется ещё меньше внимания. Информация укладывается в один абзац. В нем обращается внимание на работу по восстановлению татарской вышивки в казанской артели «Художпром» (Работнова, Королева, 1960: 29). Основная часть альбома «Вышивка народов Поволжья и Прикамья» (Вышивка…, 1960) – это иллюстрации, а также небольшой текст с общей информацией. Татарская вышивка в нем представлена изображениями, выполненными в цвете художниками М.Г. Антоновой, Н.Н. Сапожниковой, Е.П. Пятницкой во время экспедиций по музеям и регионам СССР в 1951 г. Сегодня они хранятся в фонде Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (№№ ВМДПНИ КП–31559/17, ВМДПНИ КП- 31559/19, ВМДПНИ КП–31559/20). Перечисленные издания объединены общим стилем подачи материалов и отсутствием научно-аналитических принципов, что характеризует их как информационно-справочные труды.
Большое внимание татарскому орнаменту, его истории, классификации (в том числе в части техники вышивки) уделил Ф.Х. Валеев. Подход ученого заключается в рассмотрении орнамента как явления декоративно-прикладного искусства казанских татар. Его ученый связал с культурой волжских булгар и периодом Казанского ханства (Валеев, 1969; Валеев, 1984). Работу Ф.Х. Валеева продолжила его дочь Г.Ф. Валеева-Сулейманова. Ею подготовлены дополненные издания по материалам Ф.Х. Валеева (Валеев, Валеева-Сулейманова, 2002; Валеев, 2020). Учитывая орнаментальную геральдику, особенности художественного воспроизведения и технологические новшества (например, появление в 1870-х гг. тамбурной вышивальной машины), исследователи осветили наиболее популярные у казанских татар типы вышивок, бытовавшие в XIX в. – аппликацию (ушковую технику), тамбурный шов, золотную вышивку, вышивку гладью.
В популярном жанре с малым объёмом текстовой части и с большим количеством фотографий экспонатов из наиболее крупных музеев Казани – Национального музея Республики Татарстан и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан – искусствоведами Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой и Р.Г. Шагеевой издан альбом по декоративно-прикладному искусству казанских татар (Валеева-Сулейманова, Шагеева, 1990). Вышивка выделена в отдельный раздел, в котором авторы пристальное внимание уделили тамбурному шву и орнаментальным мотивам. Народным художественным промыслам в РСФСР посвящено специальное учебное пособие для художественных училищ (Народные…, 1982). В нем, наряду с традициями других народов, представлена вышивка татарского народа. Особенностью издания стало описание не только золотной вышивки, аппликации, высокого и низкого тамбура, коврового шва, но и достаточно часто встречаемой разновидности тамбура «косая сетка» («козлик» или «двойной тамбур») (Народные…, 1982: 156), не отраженной в более ранних публикациях исследователей.
Отдельную группу трудов, связанных с вышивкой татарского народа, представляют публикации этнографов Ю.Г. Мухаметшина, Р.Г. Мухамедовой, С.В. Сусловой. Ю.Г. Мухаметшин в разделе «Одежда», включенном в издание о татарах-кряшенах (Мухаметшин, 1977: 99–127), указывает на такую особенность декорирования элементов костюмного комплекса этой субконфессиональной группы татарского народа, как вышивка тамбуром, синелью, мишурными нитями и на особую двустороннюю вышивку нагыш, при которой используются шелковые черные и красные крученые нити при декорировании головных покрывал. Исследователь отмечает утрату этой уникальной техники. Р.Г. Мухамедовой по результатам многолетних исследований издана книга о татарах-мишарях (Мухамедова, 1972), которая впоследствии была дополнена и переиздана (Мухамедова, 2008; Мухамедова, 2016). Исследователь обратил внимание на декорирование разных элементов костюмного комплекса у этой субэтнической группы татар с помощью вышивки, включающей разнообразные техники – «мелкий крест», «перевить», синель, золотная и тамбурная вышивка. В совместном труде С.В. Сусловой и Р.Г. Мухамедовой вышивка затрагивается в аспекте народного костюма субэтнических и субконфессиональных групп татар Поволжья и Урала (Суслова, Мухамедова, 2000). Богатый изобразительный материал из музеев РФ с описанием разных типов вышивки и используемых для нее материалов в костюме татарского народа представлен в специальных статьях С.В. Сусловой (Суслова, 2011; Суслова, 2018). В коллективном издании «Этнография татарского народа» отдельно включен раздел этого исследователя о татарском народном декоративно-прикладном искусстве (Этнография…, 2004: 214–227). С.В. Суслова, основываясь на теоретических материалах и материалах этнографических экспедиций в татарские населенные пункты, фонды центральных, областных, районных музеев ТАССР и СССР, предпринятых этнографами Института языка литературы и истории Казанского филиала АН СССР в 1970–1980-е годы в рамках научного проекта «Историко-этнографический атлас татарского народа», описывает вышивку волго-уральских татар (Этнография…, 2004: 218–223). Речь идет о характерной для татар-мишарей «вышивке по выдергу» или цветной перевити, увязываемой С.В. Сусловой с её бытованием под влиянием культуры русского населения; вышивке цветными шелковыми нитями гладью, характерной для татар-мишарей окско-сурского междуречья; вышивке в технике «крест», распространённой среди татар-мишарей и татар-кряшен. Отдельное внимание ученый уделяет золотной вышивке, имевшей давние традиции у татар, испытавшей влияние разных восточных народов и переродившейся в последствии в кустарно-промысловые традиции у этого народа. С.В. Сусловой впервые проведена работа по систематизации татарской вышивки с учётом территориальных и этноспецифических особенностей, временных наслоений и влияния культуры соседних народов.
Золотная вышивка, не только как кустарный промысел, широко освещённый в изданиях конца XIX столетия – начала ХХ века, но и как элемент материальной культуры татарского народа, имеющий глубокую историю, является объектом исследований Л.Ф. Фасхутдиновой. В статье по золотному шитью у татар-мишарей исследователь обращается к типу и материалу для изготовления золотных нитей, технике гладьевого шва – вприкреп, литому шву и приёму кадау (шов в раскол), орнаментальной традиции исполнения вышивки, представляющей собой одну из наиболее архаичных и реликтовых форм сохранившегося татарского орнамента (Фасхутдинова, 2015: 169–176). Исследователь подробно, с включением изображений музейных экспонатов описывает отдельные части костюмного комплекса татарского народа. Учитывая его общие черты с русским орнаментным и крымско-татарским шитьём, ученый увязывает сходство с ранними этапами развития татарского золотного шитья (Фасхутдинова, 2015: 174). Развивая тему истории татарской золотной вышивки, исследователь раскрывает роль болгарского и золотоордынского периодов при анализе архаичных элементов в золотной вышивке волго-уральских татар (Фасхутдинова, 2021: 115–123). Заложенная ещё Н.И. Воробьёвым идея об активных ранних связях татар со странами Востока, прослеживается и у Л.Ф. Фасхутдиновой. Опираясь на сочинения европейских путешественников, арабских и персидских авторов, ею высказываются предположение о том, что основные пути проникновения золотного шитья в культуру местного населения шли через Персию, Египет и Китай, а позднее через Крымское ханство из Османской империи. Исследователь опровергает мысль о русских корнях золотной вышивки у татар, подкрепляя свои доводы археологической находкой – головным убором из погребения женщины XIV в., найденном на территории Булгар, и письменными источниками, подтверждающих золотоордынское наследие и не исключающих византийское влияние (Фасхутдинова 2021: 117). Несмотря на то, что некоторые авторы указали на восточные истоки вышивки у татар (тамбурной и золотной), можно считать, что лишь Л.Ф. Фасхутдиновой удалось раскрыть этот аспект предметно и в исторической ретроспективе. Она вывела изучение татарской вышивки за пределы XVIII–XIX столетий, переведя исследовательский вопрос в плоскость аллохтонных влияний в средневековье с последующим развитием у местного татарского населения.
Вышивка у татарского народа исследуется Л.М. Шкляевой. Ею по итогам работы в экспедициях, проведенных в 2014–2018 гг. в местах компактного проживания казанских татар, татар-мишарей и татар-кряшен в Самарской, Ульяновской, Челябинской и Оренбургской областях подготовлены доклады на конференциях (Шкляева, 2015: 659–666; Шкляева, 2016: 378–391; Шкляева, 2017: 509–511) и публикация (Шкляева, 2020: 140–150). Опираясь на частные коллекции, фонды школьных и районных музеев, исследователь рассмотрел вышитые предметы декоративно-прикладного искусства татарского народа разных периодов бытования (с XIX–ХХ вв. и до настоящего времени). Л.М. Шкляева включила в текст статьи информацию о местных мастерах и материалы из интервью с жителями обследованных территорий. Ею в большей степени изучено современное состояние искусства вышивки у татар и с учетом сохранения / вхождения в бытование новых орнаментальных композиций и видов вышивки.
Отдельного внимания заслуживают научно-популярные издания. Одной из первых работ подобного типа стало небольшое пособие «Учись вышивать» (Бикбулатова, 1970). Продолжая традиции более ранних публикаций, кроме небольшой текстовой части, знакомящей с материально-культурными традициями татарского народа и тамбурной вышивкой, отдельный раздел представлен цветными иллюстрациями и подписями к ним. В 1980 г. Ф.Ф. Гуловой была издана книга «Татарская народная вышивка» с текстом под редакцией Р.Г. Мухамедовой (Гулова, 1980). Автор не описала территорию распространения, этноспецифические особенности вышивки у татар, однако, подробно раскрыла все типы техник вышивки – свободные, счетные и строчевые швы (Гулова, 1980: 10). Кроме черно-белых фотографий из частных и музейных коллекций в издании представлены схемы, помогающие понять особенности татарской вышивки. Позднее Н.Г. Сергеевой подготовлены научно-популярные издания о татарском костюмном комплексе (включая описание вышивки), его современным интерпретациям (Сергеева, 2008; Сергеева, 2017). Сопроводительные тексты в перечисленных изданиях в некоторых случаях написаны учеными, в публикации включены схемы вышивок, список работ о татарской вышивке. В них отсутствует историко-этнографический анализ, однако, широко используются иллюстрации музейных экспонатов и предметов из частных коллекций, что делает их ценным источником для исследовательской работы.
Проведенный историографический обзор литературы по татарской вышивке позволил разделить ее на четыре группы.
- Историко-этнографические труды, в которых при изучении традиционной культуры татар затрагивается вышивка, как ее важный элемент. Их авторы сосредотачиваются на анализе промыслов у татар – профессиональном труде мануфактурного производства, и на раскрытии разных техник вышивки и материалов в аспекте костюмного комплекса.
- Искусствоведческие работы, в которых вышивка является выразителем эстетических принципов культурного потенциала народа.
- Справочные издания, носящие ознакомительный характер.
- Научно-популярные публикации, содержащие небольшое описание татарской вышивки, основную обучающую часть, включающей схемы, изображения образцов, и практическую часть по основам вышивки.
Особенностью первых работ по татарской вышивке стала фиксация исключительно кустарно-промышленных изделий, представляющих из себя на первоначальном этапе ее изучения наиболее яркие образцы народного творчества татар. Позже исследовательский фокус смещается на классические примеры казанско-татарской вышивки. Начиная с экспедиций 1970–1980-х годов, стал собираться специальный материал о татарской вышивке из музеев ТАССР, СССР (позже Республики Татарстан и Российской Федерации), поселений татар в разных регионах страны. Это привело к постановке вопроса о разнообразии ареальных особенностей вышивки татар и ее технологий. К нему обратились некоторые исследователи во время изучения отдельных типов вышивки (прежде всего золотного шитья), стремясь проследить истоки, начиная со средневековья, и охватить ее субэтнические, субконфессиональные особенности, влияние других народов. Несмотря на более чем вековой научный интерес, ни в одном исследовании не было проведено обобщение и систематизация накопленного материала по вышивке, не разобраны ареальные технологии, включающие в себя разнообразные техники и с охватом этнотерриториальных групп татар.
Об авторах
Дина Фасыховна Гатина-Шафикова
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Автор, ответственный за переписку.
Email: golocen@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5210-8687
научный сотрудник отдела этнологических исследований
Россия, 420111, ул. Батурина, 7А, КазаньСписок литературы
- Адольф Е.Э. Вышивка казанских татар // Материалы Центрального музея ТССР. №1. Казань, 1927. С. 5–10.
- Бикбулатова М.З. Учись вышивать (на татарском и русском языках). Казань: Татарское книжное издательство, 1970.
- Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань: Татар. кн. изд-во, 1984.
- Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань: Татар. кн. изд-во, 1969.
- Валеев Ф.Х. Татарское народное декоративное искусство (XVIII – начало XX в.): истоки и традиции. Казань: Татарское книжное издательство, 2020.
- Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. Казань: Татар. кн. изд-во, 2002.
- Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.У. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М.: Советский художник, 1990.
- Воробьев Н.И. Казанские татары (этнографические исследования материальной культуры дооктябрьского периода). Казань: Татгосиздат, 1953.
- Воробьев Н.И. Некоторые данные о технике орнаментации тканей у казанских татар // Материалы Центрального музея ТССР. №2. Казань, 1930. С. 14–20.
- Воробьев Н.И. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем: Доклад, заслушанный на расширенном заседании Ученого Совета музея (Март, 1957 г.) / Н.И. Воробьев, Е.П. Бусыгин; Гос. музей ТАССР. Казань: Гос. музей ТАССР, 1957.
- Вышивка народов Поволжья и Прикамья. Ленинград: Типография №1, Госместпромиздат, 1960.
- Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. Казань: Татарское книжное издательство, 1980.
- Динцес Л.А. Восточные мотивы в народном искусстве Новгородского края. // Советская этнография. 1946. № 3. С. 93–112.
- Дульский П.М. Искусство казанских татар. М.: Центральное издательство народов СССР, 1925.
- Залкинд Г.М. Кустарная промышленность Татарстана. История и процесс производства обуви и головных уборов. Казань: ТАТИЗДАТ, 1931.
- Кустарная промышленность России: очерки С.А. Давыдовой, Е.Н. Половцевой, К.И. Беренс и Е.О. Свидерской / ГУЗ и 3. Отд. сел. экономии и с.-х. статистики. Женские промыслы. Санкт-Петербург: Типо-лит. «Якорь», 1913.
- Мухамедова Р.Г. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1972.
- Мухамедова Р.Г. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. Казань: Магариф, 2008.
- Мухамедова Р.Г. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. Казань: Магариф-Вакыт, 2016.
- Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: историко-этнографическое исследование материальной культуры, середина XIX – начало ХХ вв. М.: Наука, 1977.
- Народное декоративное искусство РСФСР / под ред. Н.И. Каплан, Н.С. Шкаровской. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1957.
- Народные художественные промыслы РСФСР. Учеб. пособие для худож. уч-щ / В.Г. Смолицкий, Д.А. Чирков, Ю.В. Максимов и др.; под ред. В.Г. Смолицкого. М.: Высш. школа, 1982.
- Обзор кустарных занятий в Казанской губернии / Казан. отд-ние Имп. рус. техн. о-ва. Казань: Тип. В.М. Ключникова, 1896.
- Работнова И., Королева Н. Народная вышивка РСФСР. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1960.
- Сергеева Н.Г. Тылсымлы бизәк = Магия узора / Н.Г. Сергеева. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 2017.
- Сергеева Н.Г. Древо жизни. Татарская вышивка = Гомер агачы. Татар чигүе: учеб. пособие. Казань: Магариф, 2008.
- Сперанский П.Т. Татарский народный орнамент / Ввод. статья П.М. Дульский, ред. Н.И. Воробьев. Казань: Татгосиздат, 1948.
- Суслова С.В. История костюма тюркских народов (этнографическое исследование татарской народной одежды). Астана: Сарыарка, 2011.
- Суслова С.В. Татарский костюм: историко-этнологическое исследование. Казань: Татарское книжное издательство, 2018
- Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала: историко-этнографический атлас татарского народа: (середина XIX – начало XX вв.). Казань: Фән, 2000.
- Татарский народный орнамент / под ред. Н.И.Воробьева. Вып. 2. Казань: Таткнигоиздат, 1953.
- Фасхутдинова Л.Ф. Архаичные элементы в золотной вышивке волго-уральских татар: материалы, технология, орнамент // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2021. № 1. С. 115–123.
- Фасхутдинова Л.Ф. Золотное шитье татар-мишарей: особенности техники и орнамента // Этнографическое обозрение. 2015. №4. С. 169–176.
- Шкляева Л.М. Вышивка татар оренбургской области (по результатам экспедиции в июне-июле 2015 года) // Традиционная культура народов Поволжья: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (9–11 февраля 2016 г.): в 2 ч. Ч. 2 (М-Я). Казань: Ихлас, 2016. С. 378–391.
- Шкляева Л.М. Искусство вышивки татар Самарской области (по результатам экспедиции в июне-июле 2014 года) // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Традиционная культура народов Поволжья» (10–12 февраля 2015). Казань: Ихлас, 2015. С. 659–666.
- Шкляева Л.М. Локальные особенности современной вышивки уральских татар (по результатам экспедиции 2016 г.) // Традиционная культура тюркских народов в изменяющемся мире: Материалы I Международной научной конференции (12–15 апреля 2017 г.). Казань: Ак Буре, 2017. С. 509–511.
- Шкляева Л.М. Стилевые особенности золотного шитья у татар-мишарей Ульяновской области // Обсерватория культуры. 2020. Т. 17. № 2. С. 140–150. doi: 10.25281/2072-3156-2020-17-2-140-50
- Этнография татарского народа / науч. ред. Д.М. Исхаков. Казань: Магариф, 2004. С. 214–227.
Дополнительные файлы

