Симуляционное обучение врачей и студентов с применением виртуальных технологий – эффективный инструмент для формирования метапредметных навыков и поиска антропоцентричных инсайтов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Актуальностью научного исследования стало концептуальное переосмысление огромного потенциала и влияния на профессиональную подготовку студентов и трудовую деятельность медицинских работников инновационных методов, таких как нейронные сети, дополненные симуляцией и виртаульным онлайн-пространством.

В настоящей статье авторами рассмотрены возможности взаимодействия симуляционного контента с реальной потребностью обучающихся пользователей, что революционизирует обучение в сфере здравоохранения и делает его более привлекательным и эффективным.

Целью исследовательского вопроса стало обоснование применение симуляционных технологий обучения, в качестве инструмента для формирования метапредметных навыков и поиска антропоцентричных инсайтов с помощью персонализации процессов обучения врачей и студентов. Возможно, получение обратной связи от обучающихся (студентов, врачей-специалистов) станет связующим звеном для получение синергетических эффектов междисциплинарного подхода.

Материалы и методы. Для реализации целей, поставленной настоящей статьей была разработана анкета для анонимного опроса (Анкета обучающегося) на облачной платформе Google Диск для безопасного предоставления доступа студентов. Опросник включал 5 вопросов с 5 вариантами ответов от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Статистическая обработка проводилась при помощи Excel 2000 пакета Microsoft Office 2000 и с использованием статистических пакетов Statistica 6,0. Показатели стратифицировали с определением закономерностей распределения результатов.

Результаты. Для предварительной оценки влияния симуляционного обучения с применением виртуальных тренажеров и формирования ключевых вопросов анкеты обучающегося, авторами соотнести виды обратной связи с критериями ее эффективности для их формализации. Формализация подходов призвана детализировать и систематизировать подходы к процессам индивидуализации обучения врачей (студентов-медиков) для определения рационального перечня вопросов в анкете обучающегося в целях управления изменениями, сопровождающими внедрение симуляционных технологий в медицинской академии.

По анкетам обратной связи респондентов был определен результат подготовки и коэффициент удовлетворенности образовательными услугами по определённым шкалам. Итоги проведённого анкетирования студентов-медиков 6 курса (256) позволили сформировать практические рекомендации и рационализировать учебные процессы.

Заключение. Изложенное направлено на оптимизацию решения контекстных задач студентами в рамках симуляционных технологий, в том числе с использованием виртуальных тренажеров с ипользованием метапредметных навыков для нахождения антропоцентричных инсайтов на основе полученной обратной связи от обучающегося. 

Об авторах

Исмаил Алимович Мизиев

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Автор, ответственный за переписку.
Email: medfak1@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-4920-0172
SPIN-код: 4701-4975

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской и эндоскопической хирургии, директор Медицинской академии

 

Россия, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Российская Федерация

Азис Владимировна Ахохова

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова; ООО Фирма «СЭМ»

Email: Aza_stih@mail.ru

кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и профилактической медицины; заместитель главного врача

 

Россия, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Российская Федерация; ул. Головко, 7а, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360017, Российская Федерация

Лейла Дадашевна Карданова

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Email: leilakardanova@yandex.ru

доцент кафедры общей врачебной подготовки и медицинской реабилитации

 

Россия, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Российская Федерация

Мадина Хажисмеловна Тлакадугова

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова 

Email: tla-madina@yandex.ru

заведующая кафедрой нормальной и патологической анатомии человека 

Россия, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Российская Федерация

Мадина Владимировна Тлупова

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Email: dikat.85@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-4504-8364

к.м.н., ассистент кафедры инфекционных болезней Медицинской Академии

 

Россия, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Российская Федерация

Аминат Расуловна Бечелова

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Email: bechelova1956@mail.ru

заведующая кафедрой прикладной математики и информатики Медицинской Академии

 

Россия, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Российская Федерация

Мария Муштафаровна Тхабисимова

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Email: tembotova.mari@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-7687-246X

доцент кафедры прикладной математики и информатики Медицинской Академии

 

Россия, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Российская Федерация

Амина Аслановна Медалиева

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Email: amina.medalieva01@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-4116-7071

студентка

 

Россия, ул. Миклухо-Маклая, 6, г. Москва, 117198, Российская Федерация

Надира Мухамедовна Тхабисимова

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Email: n.thabisimova@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-8687-2383

студентка Медицинской Академии

 

Россия, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бабаева, Э. С. (2014). Сравнительный анализ формального и неформального образования. Вестник ГУУ, (6), 234–237. EDN: https://elibrary.ru/QRCKKS
  2. Ваганова, О. И., Хохленкова, Л. А., Воронина, И. Р., & Гущин, А. В. (2020). Возможности симуляционных технологий в профессиональном образовании. АНИ: педагогика и психология, 3(32), 56–60. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0010. EDN: https://elibrary.ru/BNDXMX
  3. Громова, Г. Г. (2024). Симуляционное обучение глазами студентов. Человеческий капитал, 2(182), 260–267. https://doi.org/10.25629/HC.2024.02.26. EDN: https://elibrary.ru/AOSYXY
  4. Громыко, Н. В., & Половкова, М. В. (2009). Метапредметный подход как ядро российского образования [Электронный ресурс]. http://www.teacher-of-russia.ru/seminarlectures/2009/2009-seminar_lectures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf
  5. Громыко, Н. В. (2000). Мыследеятельностная педагогика. Минск: Технопринт, 376 с.
  6. Дубина, И. Н. (2006). Математические основы эмпирических социально экономических исследований: учебное пособие. Барнаул: Изд во Алт. ун та, 263 с. ISBN: 5 7904 0553 3. EDN: https://elibrary.ru/QZJYSR
  7. Дмитриева, М. Н., & Шмонова, М. А. (2019). Метапредметное содержание как фактор развития исследовательской компетентности студентов медиков при изучении физико математических дисциплин и информатики. Учёные записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, (1), 234–237. EDN: https://elibrary.ru/JUZAJF
  8. Козлов, Ю. А. (2024). Метавселенная — новая реальность в хирургии. Обзор литературы. Российский вестник детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии, 14(1), 69–81. https://doi.org/10.17816/psaic1774. EDN: https://elibrary.ru/OKQMFG
  9. Крутий, И. А. (2019). Симуляционное обучение в профессиональной подготовке врачей: учебное пособие. М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, 79 с.
  10. Квон, Г. М., & Вакс, В. Б. (2018). Использование шкалы Лайкерта при исследовании мотивационных факторов обучающихся. Научно методический электронный журнал «Концепт», (11), 1039–1051. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2018-11086. EDN: https://elibrary.ru/YOMBRR
  11. Князева, Е. Н. (2004). Концепция инактивированного познания: исторические предпосылки и перспективы развития. В: Эволюция. Мышление. Сознание. (Когнитивный подход и эпистемология) (сс. 308–349). М.: Канон +.
  12. Князева, Е. Н. (2008). Сознание как синергетический инструмент. Вестник МАН РС, (2), 55–59. EDN: https://elibrary.ru/OMTFIB
  13. Красильникова, В. А. (2006). Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: ООО «Дом педагогики», 231 с. ISBN: 5 89382 108 4. EDN: https://elibrary.ru/QWPVRX
  14. Ляудис, В. Я. (2003). Методика преподавания психологии. М.: Психология, 192 с. ISBN: 5 93692 049 6. EDN: https://elibrary.ru/QXFZPP
  15. Мареев, О. В., Мареев, Г. О., Балкизов, З. З., Афонина, О. И., & Сыркин, Т. А. (2023). Применение виртуального хирургического симулятора для отработки навыков отохирургии в курсе оториноларингологии. Виртуальные технологии в медицине, 1(2), 67–77. https://doi.org/10.46594/2687-0037_2023_2_1634. EDN: https://elibrary.ru/DEZBHJ
  16. Меламуд, В. Э. (2004). Информатизация образования как условие его модернизации. М.: Московский психолого социальный институт, 464 с.
  17. Никулина, Т. В., & Стариченко, Е. Б. (2018). Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России, (8), 107–113. https://doi.org/10.26170/po18-08-15. EDN: https://elibrary.ru/XYCBET
  18. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». (2024). Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы [Электронный ресурс]. https://vbudushee.ru/education/arkhiv-programm-i-proektov/programma-tsifrovaya-platforma-personalizirovannogo-obrazovaniya-dlya-shkoly/ (дата обращения: 22.09.2024)
  19. Петровский, А. В., & Петровский, В. А. (1982). Индивид и его потребность быть личностью. Вопросы философии, (3), 44–53.
  20. Роберт, И. В. (2007). Теория и методика информатизации образования (психолого педагогические и технологические аспекты). М.: ИИО РАО, 234 с.
  21. Розина, И. Н. (2005). Педагогическая компьютерно опосредованная коммуникация: теория и практика. М.: Логос, 456 с.
  22. Савина, Н. В. (2020). Методологические основы персонализации образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 14(4), 82–90. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10
  23. Стеценко, Н. В., & Коренева, В. В. (2013). Метапредметный подход в высших учебных заведениях. Научно методический журнал «Физическое воспитание и спортивная тренировка», 2(6), 121–123. EDN: https://elibrary.ru/TENBOX
  24. Тимощук, Н. А. (2015). Формирование метапредметной компетентности у студентов технического университета. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого педагогические науки, (3), 233–241. EDN: https://elibrary.ru/VDMDEL
  25. Хуторской, А. В. (2005). Методика личностно ориентированного обучения. Как обучить всех по разному?: пособие для учителя. М.: Владос Пресс, 383 с.
  26. Хуторской, А. В. (2013). Нынешние стандарты нужно менять, наполнять их метапредметным содержанием образования. Народное образование, (4), 157–171. EDN: https://elibrary.ru/OKQDRY
  27. Хуторской, А. В. (2012). Метапредметный подход в обучении: научно методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 73 с.
  28. Шутенко, Е. Н., Шутенко, А. И., & Ковтун, Ю. Ю. (2018). Признаки самореализации студентов как отражение их психологического благополучия в процессе обучения в вузе. Психология. Историко критические обзоры и современные исследования, 7(6A), 38–49. EDN: https://elibrary.ru/VXABCC
  29. Швецова, В. А., & Пчелкина, Е. П. (2017). Синергетический подход к обучению студентов в системе высшего профессионального образования. Историческая и социально образовательная мысль, 9(3), 192–196. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-192-196. EDN: https://elibrary.ru/YSSZWR
  30. Bowen, W. G. (2013). Higher education in the digital age. Princeton University Press.
  31. Chauvelot, J., Laurent, C., Le Coz, G., et al. (2020). Morphological validation of a novel bi material 3D printed model of temporal bone for middle ear surgery education. Annals of Translational Medicine, 8(6), 304. https://doi.org/10.21037/atm.2020.03.14. EDN: https://elibrary.ru/KKSPFX
  32. Zepeto. (2024). [Электронный ресурс]. https://web.zepeto.me/ru (дата обращения: 11.01.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».