A BIG BOOK ABOUT SMALL FOLKLORE GENRE
- Authors: Shevarenkova U.M.1
-
Affiliations:
- National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
- Issue: No 1(25) (2025)
- Pages: 157-163
- Section: RECENCES
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-7475/article/view/297822
- ID: 297822
Cite item
Full Text
Abstract
The review examines a two-volume collection of Nizhny Novgorod ditties, "Ditties of the 1920s–1930s. Collection of I.I. Timin", prepared for publication by Klara Evgenievna Korepova and published in 2025. The main structural blocks of the edition are highlighted: introductory articles to sections, a collection of texts (volume 1 – girls' ditties, volume 2 – men's) comments on the texts, indexes. It is noted that the collection is the first large-scale publication of ditties of the first third of the 20th century. Particular attention is paid to the significance that the publication of the book under review has in the context of the modern approach to the analysis of the ditty genre.
Keywords
Full Text
В научном плане начало 2025 г. в Нижегородском госуниверситете им. Н.И. Лобачевского ознаменовалось выходом нового издания – «Частушки 1920–1930-х годов. Собрание И.И. Тимина» в двух томах. Подготовлено оно известным профессором университета, доктором филологических наук, фольклористом Кларой Евгеньевной Кореповой.
Филологический подход к анализу жанра частушки можно назвать редкостью для современной российской фольклористики, во многом ушедшей от исследования «классических» жанров традиционного фольклора в ранее не исследованные его области и новейшие, в том числе маргинальные, явления устной, письменной и визуальной городской культуры.
История науки знает несколько волн интереса к частушке. Начало XX в. и первые годы советской власти стали временем знакомства читающей городской публики с этим жанром. В это время выходят первые подборки частушек, сделанные как непрофессиональными собирателями фольклора в различных регионах страны (преимущественно, в Центральной России): священниками [Флоренский 1909], местными краеведами [Князев 1913], газетными журналистами, – так и уже известными исследователями – Д.К. Зелениным [Зеленин 1903], Е.Н. Елеонской [Елеонская 1914]. Всплеск научного интереса к жанру пришелся на послевоенное время и преимущественно на 1960-ые гг., когда один за другим вышли собрания частушек советского времени [Частушка 1966; Частушки 1965], а также исследования специфики и генезиса самого жанра [Лазутин 1960; Колпакова 1966]. Можно сказать, что советская наука пестовала жанр частушки как преимущественно идеологически верное и жизнеутверждающее творчество советской деревни, а сама частушка в результате быстрого затухания традиционных, в том числе песенных форм устного народного творчества в колхозной деревне, перекраивания и регулирования репертуара сельских праздников, а также благодаря советской эстраде стала восприниматься как едва ли не главный жанр русского фольклора. Начиная с 1990-ых гг. на волне повышенного интереса к забытым и запретным ранее темам народной культуры исследователи заново открывают этот жанр. В это время увидели свет неподцензурные политические частушки из следственных дел и закрытых архивов [Панченко 2013], ранее неизвестные региональные рукописные коллекции частушек разного объема и качества, собранные энтузиастами-любителями в разных уголках страны и в разные десятилетия советской власти, преимущественно в довоенное и послевоенное время [Лурье 2019], продолжилось на новом уровне и исследование жанровой и прагматической природы частушки [Адоньева 2004; Кулагина 2000].
На этом фоне издание, подготовленное проф. К.Е. Кореповой, служит своего рода продолжением тренда последних десятилетий и вводит в научный оборот ранее не публиковавшийся массив текстов – коллекцию частушек школьного учителя Ивана Ивановича Тимина (1903–1987), по поручению которого в 1920–1930-ые гг. ученики разных классов записывали в сельской глубинке произведения данного жанра. И несмотря на то что публикацией коллекций непрофессиональных собирателей фольклора нынешних исследователей, пожалуй, уже не удивишь, собраний, подобных тиминскому, в масштабах огромной страны единицы: многие коллекции утрачены в сложные годы общественных катаклизмов, многие еще хранятся в домашних или государственных архивах и потому не обнаружены и не обнародованы исследователями.
Рецензируемое издание ценно и как свод текстов определенной эпохи, и как исследование природы частушки раннего советского времени.
Прежде всего перед нами первая объемная публикация нижегородских частушек. В коллекции И.И. Тимина около 7,5 тыс. текстов, из них размещены в сборнике без купюр и какой бы то ни было цензуры (стилистической, лингвистической, идеологической) чуть более 5 тыс. текстов (неопубликованные тексты представляют собой дубликаты или варианты и учтены в комментариях). Таким образом, собрание частушек И.И. Тимина репрезентативно и объективно показывает народную частушечную традицию северо- и среднерусского типа. Составитель книги представляет местный частушечный репертуар в синхроническом срезе и в его сопоставлении со всеми разрозненными публикациями частушек первой трети XX в., как нижегородскими (они малочисленны и известны лишь по публикациям в нижегородской прессе), так и из других регионов. Учет такого материала позволяет выявить общую тематическую специфику частушки этой эпохи, вычленить в ней наиболее частотные группы, проследить ее реакцию на актуальные общественно-политические события (революцию, гражданскую войну, коллективизацию и т.п.) и популярных «героев своего времени», таких как В.И. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин и др. Кроме того, публикация текстов раннего советского периода позволила автору увидеть материал и в диахроническом ракурсе, сопоставив нижегородские тексты с частушками более позднего советского времени, показав при этом, как в дальнейшем сохранялся или менялся частушечный репертуар в тематическом отношении.
Издание разбито на два тома. Составитель отказывается от географического принципа публикации материала или его презентации по собирателям (как это сделано в собрании самого И.И. Тимина) и распределяет материал по гендерному принципу. В первом томе собраны так называемые «девичьи» частушки, второй том объединил частушки мужские и частушки, исполнение которых не имело четкой гендерной выраженности (о смерти, политические, о современных исторических событиях и др.); сюда же включен материал, который сами собиратели далекой эпохи (напомним, это были школьники) не всегда могли идентифицировать в жанровом отношении и отделить его от собственно частушки – это стихи из девичьих и школьных альбомов, детский фольклор (небылицы, прибаутки). Конечно, в руки читателю книга попадет уже в готовом виде, и можно лишь представить масштаб кропотливой и многолетней подготовительной работы составителя по классификации и систематизации текстов, если учесть, что всего в коллекции И.И. Тимина было 193 рукописи, многие из которых выцвели, написаны карандашом и уже плохо прочитывались. Скрупулезность работы с корпусом текстов заметна уже в оглавлении каждого тома. Так как все девичьи частушки объединены темой любви, их классификация осуществлена по микротемам, отражающим весь спектр любовных переживаний девушки (тоска по любви, тайная любовь, свиданье, отношения с родителями, любовные страдания, измена, расставание с возлюбленным). Среди мужских частушек выделены любовные, хулиганские, рекрутские, о смерти, об исторических и политических событиях и персонах. Ранее не предпринимавшийся гендерный подход к систематизации частушек позволяет посмотреть на частушку, прежде всего, как на творчество деревенской молодежи, отражающее ценности и стремления, настроения и эмоции, чаяния и проблемы ее представителей в определенный исторический период.
Практически каждый публикуемый текст проф. К.Е. Корепова снабжает комментарием. Комментирование текста при публикации фольклорных произведений разных жанров нередко выполняет исключительно презентационную функцию, сводясь к сведениям о месте записи текста и к данным об информанте, и вынесено за корпус самих текстов. Составитель данного издания поступает иначе и прикрепляет свой комментарий непосредственно к тексту: такой подход позволяет показать ценность каждого произведения внутри внушительного массива частушек и раскрыть его художественный мир читателю. Само комментирование включает в себя обзор вариантов текста и их разночтений по уже известным публикациям, а также анализ отдельных компонентов частушки – значимых слов, образов, мотивов, сюжетных ситуаций, тропов, местных реалий и различного фонового материала, предметных деталей – и выявление их художественной функции.
Но перед нами не только ценная своим количеством и разнообразием коллекция частушек, мы имеем еще и первое масштабное исследование нижегородской частушки на широком общерусском фоне, выполненное в лучших традициях филологического подхода к анализу поэтического фольклорного произведения.
Первый том предваряет солидная вступительная статья, в которой автор и намечает будущим исследователям аспекты и пути изучения жанра частушки, и сам раскрывает важные проблемы внутренней природы, структуры и поэтики жанра, формулируя современный подход к его пониманию. Так, сопоставляя синхронные записи частушек из разных регионов и диахронные записи материалов одного региона, автор вступает в научную полемику с советскими исследователями, которые видели в частушке исключительно импровизацию, отказывая ей в устойчивости текста. В то же время жанровая природа частушки исследуется К.Е. Кореповой в контексте разрушения классической жанровой системы традиционного русского фольклора, что когда-то и привело к появлению этого жанра, с его краткостью, бессюжетностью, ярко выраженным личностным началом, экспромтностью, эмоциональностью и даже реалистичностью. Сопоставление материала столетней давности с более поздним и более ранним дало возможность автору сделать и частные наблюдения-открытия о формировании отдельных внутрижанровых разновидностей частушки (так, им отмечено, что знаменитые частушечные «страдания», которые массово будут фиксироваться собирателями со во второй половины XX в., в предвоенное время еще не созрели, но, с другой стороны, в 1920–1930-ые гг. уже появились частушки «цыганского» цикла, не зафиксированные на рубеже XIX–XX вв.).
Однако главное внимание исследователь уделяет вопросу бинарной структуры частушки и принципу параллелизма как фундаментальному поэтическому закону построения частушки-миниатюры. Так, К.Е. Корепова предлагает самостоятельную теорию и классификацию логического параллелизма. Филологический подход автора к жанру затрагивает также вопросы формульности, лексической и структурной вариативности, сюжетно-мотивного состава частушки, социологический подход позволяет ставить проблему отражения действительности в текстах частушки, а сравнительно-исторический метод – искать специфику нижегородской частушки и в то же время говорить об определенном сходстве нижегородского частушечного репертуара первой трети XX в. с материалами Рязанской, Костромской, Владимирской губерний.
Вступительные статьи предваряют и отдельные тематические разделы двухтомника (рекрутские, хулиганские частушки и др.), что в масштабах всего свода позволяет понять образные, сюжетные и стилистические особенности каждой внутрижанровой разновидности частушки.
Следует отметить серьезный вспомогательный аппарат издания – наличие разнообразных указателей (географического, именного, предметного, сюжетно-тематического, указателя мест записей и типов частушек), помогающих как обычному читателю, так и специалисту ориентироваться в сложно организованном мире опубликованных текстов. Отдельно можно выделить богатый предметный указатель как своеобразную энциклопедию понятийного мира жанра частушки, в него входят бытовые и социальные реалии деревенского мира, элементы женского и мужского гардероба, животный, растительный и хозяйственный мир деревни, различные наименования парня и девушки в частушках и многое другое.
Серьезная научная оснащенность издания тем не менее не перегружает его сугубо научной терминологией и теоретизированием и не препятствует его доступности для любого читателя, интересующегося русской народной культурой, даже научно неподготовленного.
Источники
Елеонская 1914 – Сборник великорусских частушек. Под ред. Е.Н. Елеонской. М., 1914.
Зеленин 1903 – Зеленин Д.К. Песни деревенской молодежи (Записаны в Вятской губернии). Вятка, 1903.
Князев 1913 – Князев В. Жизнь молодой деревни: частушки-коротушки. СПб., 1913.
Флоренский 1909 – Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909.
Частушка 1966 – Частушка. Предисл. В.Ф. Бокова; вступ. статья, подготовка текстов и примечания В.С. Бахтина. М.; Л., 1966.
Частушки 1965 – Частушки в записях советского времени. Изд. подготовили З.И. Власова и А.А. Горелов. М.; Л., 1965.
About the authors
U. M. Shevarenkova
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
Author for correspondence.
Email: shevarenkova@flf.unn.ru
ORCID iD: 0009-0000-7491-7143
SPIN-code: 5831-6956
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, доцент
Russian Federation, 603950, Nizhny Novgorod, Gagarin Ave., 23References
- Адоньева 2004 – Адоньева С.Б. Прагматика частушек // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 156–179.
- Колпакова 1966 – Колпакова Н.П. Типы народной частушки // Русский фольклор. М.; Л.: Наука. Т. 10. С. 264–288.
- Кулагина 2000 – Кулагина А.В. Поэтический мир частушки. М., 2000.
- Лазутин 1960 – Лазутин С.Г. Русская частушка: Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж, 1960.
- Лурье 2019 – Фольклор без фольклористов. Рукописные альбомы и любительские собрания частушек первой трети XX века. Сост. М.Л. Лурье, Н.Н. Рычкова; под ред. М.Л. Лурье. М., 2019.
- Панченко 2013 – Русский политический фольклор. Исследования и публикации. Сост. А.А. Панченко. М., 2013.
Supplementary files
