Развитие рамочного правового регулирования в области разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведен анализ отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с точки зрения юридической техники, в частности наличия элементов рамочного правового регулирования. Отдельные аспекты последнего рассмотрены с позиции конституционного права. Целью настоящего исследования является изучение юридической техники, инструментария рамочного правового регулирования. Механизм рамочного правового регулирования существует в области разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и ее субъектов. С точки зрения юридической техники, его признаки прослеживаются в законодательстве СССР, однако концептуальные изменения в развитии федеративных отношений начали происходить в конце XX в. Анализ нормативно-правовых актов, которые были подписаны до всенародного голосования по принятию Конституции РФ, имеет существенное значение в процессе определения юридического инструментария, который использовал законодатель при регулировании федеративных отношений в Российской Федерации. Нормативные правовые акты, в том числе Федеративный договор, имели важное значение в процессе централизации государственной власти нашей страны, способствовали недопущению выхода автономных союзных республик РСФСР из ее состава. Федеративный договор обладает определенными особенностями: с технико-юридической стороны в тексте встречается полисемия, относительно-определенные нормы, создающие неопределенность в правовом регулировании, однако в некоторых договорах присутствует условие о дальнейшей конкретизации правоотношений, что позволяет учесть местные особенности регионов в дальнейшем правовом регулировании. В государствах взаимоотношение между федеральными органами власти и субъектами федерации является важным, прежде всего в целях осуществления функций государства. С точки зрения методологической концепции историзма представляется возможность исследовать развитие юридических средств рамочного правового регулирования, которые были заложены при формировании и становлении федеративных отношений в России. По результатам исследования выявлены отдельные проблемы, а также сделаны обобщающие выводы.

Об авторах

Ксения Евгеньевна Довгань

Алтайский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dok.2122@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-4614-1936
SPIN-код: 5011-0042

доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса

Россия, пр. Ленина, 61, Барнаул, Алтайский край, 656049

Список литературы

  1. Veerman G. J. A Conceptual Framework for the Quality of Legislation. 2004. 7 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/254851486_A_Conceptual_Framework_for_the_Quality_of_Legislation
  2. Власенко Н. А. Проблемы правовой неопределенности. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2019. 176 с.
  3. Демин А. В. Относительно-определенные средства в системе налогово-правового регулирования: тенденции и перспективы // Финансовое право. 2012. № 1. С. 6-9.
  4. Велиева Д. С., Пресняков М. В. Правовая определенность и права человека : моногр. Саратов : Саратовский источник, 2021. 401 с.
  5. Шевелев Д. Н., Мельник А. Г. Взаимодействие центра и регионов в период разработки федеративного договора 1992 г. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, № 1 (85). С. 95-104. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-95-104
  6. Юсубов Э. С. Некоторые проблемы теории российского федерализма // Российский юридический журнал. 2009. № 4 (67). С. 117-123.
  7. Невинский В. В. Избранные труды. М. : Норма, 2021. 600 с.
  8. Крылов Б. С. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий // Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации : моногр. / А. И. Абрамова [и др.] ; отв. ред. Т. Я. Хабриева. М. : Олита, 2003. С. 50-102.
  9. Хабриева Т. Я. Кодификация российского законодательства в условиях федеративного государства // Кодификация законодательства: теория, практика, техника : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Н. Новгород, 25-26 сент. 2008 г.) / под ред. д-ра юрид. наук, проф., заслуж. деятеля науки РФ В. М. Баранова, канд. юрид. наук, доц. Д. Г. Краснова. Н. Новгород : Нижегор. акад. МВД России : Торгово-промышл. палата Нижегор. обл., 2009. С. 26-38.
  10. Барциц И. Н. Договорное регулирование федеративных отношений // Законодательство. 2001. № 6. С. 40-49.
  11. Чертков А. Н. Федеральные законы, определяющие основы правового регулирования в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Журнал российского права. 2002. № 10 (70). С. 103-112.
  12. Безруков А. В., Кокотов А. Н. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти российской федерации и органами государственной власти субъектов российской федерации. Федеральный закон от 24 июня 1999 года // Российский юридический журнал. 2000. № 2 (26). С. 31-38.
  13. Нарутто С. В. Российский федерализм: научные воззрения Н. А. Михалёвой // Lex russica (Русский закон). 2017. № 1 (122). С. 11-23. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.122.1.011-023
  14. Кокотов А. Н. Разграничение и согласование полномочий РФ и субъектов РФ // Российское право: образование, практика, наука. 2005. № 1. С. 20-21.
  15. Поленина С. В. Конкретизация как метод законотворчества в Российской Федерации // Конкретизация законодательства как технико-юридический прием нормотворческой, интерпретационной, правоприменительной практики : материалы междунар. симпозиума / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород : Нижегор. акад. МВД России, 2008. С. 33-57.
  16. Федорив М. Р. Конкретизация как метод в российском законотворчестве // Modern Science. 2019. № 4-2. С. 302-306.
  17. Мочалов А. Н. Сравнительный федерализм России и Австралии : моногр. Екатеринбург : Изд-во Урал. ин-та экономики, управления и права, 2012. 208 с.
  18. Умнова И. А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. 1999. № 11 (36). С. 22-35.
  19. Добрынин Н. М. Конституционная реформа в России: миф или очевидность // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 9. С. 2-8.
  20. Черепанов В. А. Федеративная реформа в России : моногр. М. : Социально-политическая мысль, 2007. 318 с.
  21. Чертков А. Н. Законодательное регулирование в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. М. : Юстицинформ, 2005. 224 с.
  22. Баньковский А. Е. Конституционные принципы единства и субсидиарности в организации государственной власти в Российской Федерации : моногр. Барнаул : Барнаул. юрид. ин-т МВД России, 2016. 160 с.
  23. Добрынин Н. М. О Конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий в российской федерации: опыт синтетического осмысления субсидиарности // Российский юридический журнал. 2017. № 5 (116). С. 77-89.
  24. Умнова И. А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 2 (87). С. 45-55.
  25. Добрынин Н. М. Российский федерализм и федерация: конъюнкция смыслов и реалий // Российский юридический журнал. 2020. № 2 (131). С. 71-79.
  26. 26. Добрынин Н. М. Конституционализм и федерализм в отечественной науке конституционного права: конъюнкция понятий и смыслов // Право и государство: теория и практика. 2017. № 4 (148). С. 11-20.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Довгань К.Е., 2022

Ссылка на описание лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».