Особенности становления российского законодательства о высшем образовании XVII-XVIII вв.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы становления законодательства о высшем образовании в России. Сфера образования является важнейшим условием духовного, профессионального формирования и развития личности, социального благополучия общества, политического и экономического становления государства. Анализ историко-правового опыта регулирования общественных отношений выступает необходимым условием построения современного законодательства в сфере образования. Актуальность исследования особенностей становления российского законодательства о высшем образовании XVII-XVIII вв. заключается в том, что современные общественные отношения в сфере образования урегулированы недостаточно полно. Об этом свидетельствует целый комплекс проблем юридического характера. Особого внимания заслуживают вопросы законодательного регулирования отдельных правомочий участников общественных отношений в сфере высшего образования, подзаконного правового регулирования, а также реализации некоторых правовых норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Необходимость разрешения указанных проблем обновляет актуальность теоретических исследований. Ответом на изложенные вопросы является анализ исторических основ российского законодательства о высшем образовании. В дореволюционной России имелся достаточный опыт управления высшим образованием, а также регулирования соответствующих общественных отношений. Полнота исследования предмета общественных отношений в сфере образования в историческом контексте тесно связана с анализом деятельности российских университетов. В статье рассматриваются причины появления учебных заведений в России. Первые отечественные учебные заведения появились в конце XVIII в. - в тот исторический момент, когда экспансия западно-европейских идей организации университетского образования достигла российского государства. Россия испытывала острую необходимость в подготовке специалистов: в сфере государственного управления - чиновников, богословов - для укрепления православной веры, педагогов - для воспитания и пропаганды нравственности. Санкционирование первых нормативных правовых источников в сфере высшего образования были связаны с попытками создания в Москве Славяно-греко-латинской академии. Возрождение в России идей просвещения объективно ускорило процесс создания отечественных учебных заведений. Дальнейшее развитие законодательства о высшем образовании обусловлено реализацией новых идей об учреждении университетов при Императрице Елизавете Петровне и Екатерине Алексеевне. В заключительной части работы отмечается, что в связи с созданием первого учебного заведения в России издается первый нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере высшего образования, - «Привилегия на академию». На протяжении XVII-XVIII вв. российское законодательство о высшем образовании содержало персональные нормативные правовые акты. Они имели строго адресный характер и регулировали деятельность учебного заведения, его должностных лиц, преподавателей, студентов, а также иных участников академических общественных отношений. Так, непосредственно устанавливался объем полномочий, прав и обязанностей административного и преподавательского персонала, обучающихся в нем студентов и др.

Об авторах

Анастасия Геннадьевна Быкова

Сибирский юридический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bykova.ag@omua.ru
ORCID iD: 0000-0001-5178-9556
SPIN-код: 2540-0720

заведующий кафедрой конституционного и международного права Сибирского ЮУ , доктор исторических наук, доцент.

Россия, Ул. Короленко, 12, Омск, 644010

Игорь Васильевич Киселев

Российский государственный социальный университет

Email: ya.i-007@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4836-3084
SPIN-код: 9575-3480

преподаватель кафедры национального публичного и международного права.

Россия, Ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1, Москва, 129226

Список литературы

  1. Шевырев С. П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею ординарным профессором русской словесности и педагогии Степаном Шевыревым. 1755-1855. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1855. 581 с.
  2. Cobban A. B. Decentralized Teaching in the Medieval English Universities // History of Education. 1976. Vol. 5, iss. 3. P. 193-206. https://doi.org/10.1080/0046760760050301
  3. Reiter E. H. Masters, Students, and Their Books in the Late Medieval German Universities // Paedagogica Historica. 1998. Vol. 34, iss. 2. P. 389-401. https://doi.org/10.1080/0030923980340205
  4. Ridder-Symoens H. A History of the University in Europe: Volume 1, Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press, 1992. 506 p.
  5. Очерки истории школьной и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX века / отв. ред. М. Ф. Шабаева. М. : Педагогика, 1973. 360 с.
  6. Andrews T. Studium Generale: a Chapter of Contemporary History. The University of London. The Catholic University. The Queen’s University. The College of Maynooth. London : Longmans & Company, 1867. 90 р.
  7. Larionov A. A. The Role of Public Communication in Establishing the Theological Educational System in Russia in XVIII - Early XIX Century // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. № 236. Р. 343-350. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.12.046
  8. Фонкич Б. Л. К истории организации славяно-греко-латинского училища в московской Бронной слободе в конце 60-х гг. XVII в. // Очерки феодальной России : сб. ст. М. : УРСС, 1998. Вып. 2. С. 187-225.
  9. Середонин С. М. Исторический обзор деятельности Комитета министров. СПб. : Канцелярия Ком. министров, 1902. Какой том? ?? с.
  10. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. Т. 1. СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1912. 680 с.
  11. Андреев А. И. Основание Академии наук в Петербурге // Петр Великий : сб. ст. М. : Л., 1947. С. 289.
  12. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад : Кн. маг. М. С. Елова, 1914. 592 с.
  13. Копелевич Ю. X. Санкт-Петербургская Академия наук и власть в XVIII в. // Наука и кризисы: историко-сравнительные очерки / ред.-сост. Э. И. Колчинский. СПб., 2003. С. 122-156.
  14. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений : в 11 т. Т. 10: Служебные документы и письма, 1734-1765 / ред.: Л. И. Андреев, Г П. Блок, Г. А. Князев. М. : Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1957. 935 с.
  15. Толстой Д. А. Взгляд на учебную часть России XVIII столетия до 1782 г. (Приложение № 2 к тому XLVII Записок Императорской Академии Наук). СПб., 1783. 100 с.
  16. Рубинштейн Е. И. Новый источник по истории Московского университета 70-х гг. XVIII в. // Вестник Московского университета. Сер.: История. 1986. № 2. С. 65-79.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Быкова А.Г., Киселев И.В., 2025

Ссылка на описание лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».