Политико-правовая характеристика правоохранительных органов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена комплексной политико-правовой характеристике правоохранительных органов как основных субъектов правоохранительной деятельности. Обозначены проблемные вопросы понимания правоохранительных органов и правоохранительной деятельности. С привлечением методов политологии права и широкого круга источников были сформулированы сущностные политические и социально-правовые признаки правоохранительных органов. Осуществление правоохранительной деятельности в форме государственного принуждения должно составлять основной объем деятельности уполномоченных государственных структур, наделенных для этого необходимыми ресурсами и средствами. В правоохранительную систему также могут входить государственные организации (учреждения), посредством которых правоохранительные органы непосредственно реализуют свои функции и полномочия. Юридические цели правоохранительной системы сводятся к обеспечению правопорядка, а фактические цели – к достижению безопасности в соответствующей сфере общественных отношений. Служба в правоохранительных органах относится к особому виду публичной службы и осуществляется на профессиональной основе. Выявленные признаки были объединены в авторской дефиниции понятия «правоохранительные органы». Многообразие правоохранительных органов предопределяет особенности их участия в реализации политических задач, исходя из занимаемого места и присущей роли в государственном аппарате и положениях официальной политики. Внутриорганизационная политика каждого правоохранительного органа строится с учетом строгой организации и иерархизации отношений во внутренней структуре правоохранительного органа. При этом принципиальное значение имеют политические установки и амбиции высшего руководства, которые не только формируют модели взаимодействия между служащими, но и формулируют внешнее целеполагание и позиционирование оперативных и прочих сотрудников. Руководство правоохранительных органов обязано выстраивать внутреннюю и внешнюю политику функционирования соответствующей структуры с обязательным учетом документированной политической воли центральных государственных органов. Правоохранительные органы нуждаются в четком определении приоритетов и задач правоохранительной политики, а также в соответствующей идеологии. Определяющее участие правоохранительных органов в политической сфере прослеживается в деятельности по противодействию глобальным угрозам, к которым относится коррупция, терроризм и экстремизм.

Об авторах

Игорь Александрович Кузьмин

Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: grafik-87@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6478-6028

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права

ул. Шевцова, 1, Иркутск, 664035.

Список литературы

  1. Габараев А. Ш., Новиков А. В. Государственная политика России в правоохранительной сфере: стратегическое планирование // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Том 11, № 6А. С. 64-71. https://doi.org/10.34670/AR.2023.82.71.007
  2. Малько А. В. Правовая политика и правовая система в современной России // Правовая культура. 2023. № 4 (55). С. 95-97.
  3. Гавриленко А. А. Понятие и система правоохранительных органов // Сибирский юридический вестник. 2009. № 1 (44). С. 94-100.
  4. Шурухнов Н. Г. Анализ сущности признаков, позволяющий считать полицию правоохранительным органом // Юридическая гносеология. 2024. № 1. С. 50-62.
  5. Газетдинов Н. И. Значение понятия «правоохранительные органы» для образовательного процесса и юридической практики // Российская юстиция. 2014. № 4. С. 64-67.
  6. Козбаненко В. А. Иные виды государственной службы - правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9 (94). С. 92-101. https://doi.org/10.17803/19941471.2018.94.9.092-101
  7. Домнина О. В. Функции правоохранительной системы в России: общетеоретический ракурс рассмотрения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 1 (144). С. 37-47. https://doi.org/10.24412/2227-7315-2022-1-37-47
  8. Выскребенцева М. Ю. Понятие и виды политической ответственности министров в истории отечественной политико-правовой мысли // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 2. С. 184-188.
  9. Малько А. В., Нырков В. В., Игнатенкова К. Е. Концепция правоохранительной политики: представляем проект для обсуждения // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4. С. 141-146.
  10. Захарцев С. Н. К вопросу о формировании понятия «Правоохранительная политика» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 7 (87). С. 304-309.
  11. Петров Д. Е. Силовые структуры и публичная политика в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 1. С. 124-127.
  12. Моисеев А. Б., Сацута А. И. Взаимодействие политического режима и правоохранительных органов государства // Власть. 2019. Т. 27, № 3. С. 125-129. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i3.6424
  13. Копылов И. А., Сацута А. И. Правоохранительные органы российского государства как система и институт государственной власти // Вестник Екатерининского института. 2019. №. 3 (47). С. 129-136.
  14. Бегеза В. В. Проблемы взаимодействия правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности // Право и политика. 2022. № 9. С. 20-29. https://doi.org/10.7256/2454-0706.2022.9.38379
  15. Яковлев К. Л., Яковлева Е. И., Яковлева О. Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран : моногр. М. : ИНФРА-М, 2019. 160 с.
  16. Грищенко Л. Л. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях проведения специальной военной операции // Академическая мысль. 2022. № 2 (19). С. 106-111.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кузьмин И.А., 2025

Ссылка на описание лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».