Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
- Авторы: Кузьмин И.А.1
-
Учреждения:
- Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 57-72
- Раздел: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
- Статья опубликована: 18.04.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-7602/article/view/341056
- DOI: https://doi.org/10.19073/2658-7602-2025-22-1-57-72
- EDN: https://elibrary.ru/AUCBEZ
- ID: 341056
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена комплексной политико-правовой характеристике правоохранительных органов как основных субъектов правоохранительной деятельности. Обозначены проблемные вопросы понимания правоохранительных органов и правоохранительной деятельности. С привлечением методов политологии права и широкого круга источников были сформулированы сущностные политические и социально-правовые признаки правоохранительных органов. Осуществление правоохранительной деятельности в форме государственного принуждения должно составлять основной объем деятельности уполномоченных государственных структур, наделенных для этого необходимыми ресурсами и средствами. В правоохранительную систему также могут входить государственные организации (учреждения), посредством которых правоохранительные органы непосредственно реализуют свои функции и полномочия. Юридические цели правоохранительной системы сводятся к обеспечению правопорядка, а фактические цели – к достижению безопасности в соответствующей сфере общественных отношений. Служба в правоохранительных органах относится к особому виду публичной службы и осуществляется на профессиональной основе. Выявленные признаки были объединены в авторской дефиниции понятия «правоохранительные органы». Многообразие правоохранительных органов предопределяет особенности их участия в реализации политических задач, исходя из занимаемого места и присущей роли в государственном аппарате и положениях официальной политики. Внутриорганизационная политика каждого правоохранительного органа строится с учетом строгой организации и иерархизации отношений во внутренней структуре правоохранительного органа. При этом принципиальное значение имеют политические установки и амбиции высшего руководства, которые не только формируют модели взаимодействия между служащими, но и формулируют внешнее целеполагание и позиционирование оперативных и прочих сотрудников. Руководство правоохранительных органов обязано выстраивать внутреннюю и внешнюю политику функционирования соответствующей структуры с обязательным учетом документированной политической воли центральных государственных органов. Правоохранительные органы нуждаются в четком определении приоритетов и задач правоохранительной политики, а также в соответствующей идеологии. Определяющее участие правоохранительных органов в политической сфере прослеживается в деятельности по противодействию глобальным угрозам, к которым относится коррупция, терроризм и экстремизм.
Об авторах
Игорь Александрович Кузьмин
Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: grafik-87@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6478-6028
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права
ул. Шевцова, 1, Иркутск, 664035.Список литературы
- Габараев А. Ш., Новиков А. В. Государственная политика России в правоохранительной сфере: стратегическое планирование // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Том 11, № 6А. С. 64-71. https://doi.org/10.34670/AR.2023.82.71.007
- Малько А. В. Правовая политика и правовая система в современной России // Правовая культура. 2023. № 4 (55). С. 95-97.
- Гавриленко А. А. Понятие и система правоохранительных органов // Сибирский юридический вестник. 2009. № 1 (44). С. 94-100.
- Шурухнов Н. Г. Анализ сущности признаков, позволяющий считать полицию правоохранительным органом // Юридическая гносеология. 2024. № 1. С. 50-62.
- Газетдинов Н. И. Значение понятия «правоохранительные органы» для образовательного процесса и юридической практики // Российская юстиция. 2014. № 4. С. 64-67.
- Козбаненко В. А. Иные виды государственной службы - правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9 (94). С. 92-101. https://doi.org/10.17803/19941471.2018.94.9.092-101
- Домнина О. В. Функции правоохранительной системы в России: общетеоретический ракурс рассмотрения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 1 (144). С. 37-47. https://doi.org/10.24412/2227-7315-2022-1-37-47
- Выскребенцева М. Ю. Понятие и виды политической ответственности министров в истории отечественной политико-правовой мысли // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 2. С. 184-188.
- Малько А. В., Нырков В. В., Игнатенкова К. Е. Концепция правоохранительной политики: представляем проект для обсуждения // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4. С. 141-146.
- Захарцев С. Н. К вопросу о формировании понятия «Правоохранительная политика» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 7 (87). С. 304-309.
- Петров Д. Е. Силовые структуры и публичная политика в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 1. С. 124-127.
- Моисеев А. Б., Сацута А. И. Взаимодействие политического режима и правоохранительных органов государства // Власть. 2019. Т. 27, № 3. С. 125-129. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i3.6424
- Копылов И. А., Сацута А. И. Правоохранительные органы российского государства как система и институт государственной власти // Вестник Екатерининского института. 2019. №. 3 (47). С. 129-136.
- Бегеза В. В. Проблемы взаимодействия правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности // Право и политика. 2022. № 9. С. 20-29. https://doi.org/10.7256/2454-0706.2022.9.38379
- Яковлев К. Л., Яковлева Е. И., Яковлева О. Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран : моногр. М. : ИНФРА-М, 2019. 160 с.
- Грищенко Л. Л. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях проведения специальной военной операции // Академическая мысль. 2022. № 2 (19). С. 106-111.
Дополнительные файлы
