Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие
- Авторы: Кобзарь-Фролова М.Н.1
-
Учреждения:
- Институт государства и права Российской академии наук
- Выпуск: Том 18, № 2 (2021)
- Страницы: 192-203
- Раздел: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (архивный раздел)
- Статья опубликована: 13.11.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-7602/article/view/351130
- DOI: https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-2-175-191
- EDN: https://elibrary.ru/QCTRML
- ID: 351130
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вступление в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации и те качественные изменения, которые были внесены в текст последней обусловили законодательную активность. Были приняты законы, отражающие изменения, внесенные в текст Конституции, и содержащие новые и/или малоисследованные термины, понятия, феномены. Особое внимание ученых и исследователей привлек вступивший в силу в декабре 2020 г. Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации», который впервые узаконил такие термины, как «публичная власть», «единая система публичной власти» и др. Вызывает также интерес позиция, выраженная в заключении Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-3 в связи с запросом Президента Российской Федерации. Возникла необходимость дать разяснения и авторские комментарии позитивного права страны, вызванная указанными новеллами. Термин «публичная власть» не является новеллой для российской правовой науки, но и не был широко исследован, а в связи с законодательными изменениями он приобретает новые качества, характеристики, которые нуждаются в пояснении и обосновании. Законодатель приводит пространное определение данных терминов. Это делает необходимым осмысление их сути, выделение основных элементов системы публичной власти и демонстрацию их политико-правовых связей, а также форм взаимодействия, которые имеют место в публично-правовом регулировании отношений между субьектами (элементами) единой системы публичной власти.
Цель: исследовать суть понятий «публичная власть», «единая система публичной власти», выявить характерные признаки понятия «единая система публичной власти». Среди основных задач: показать политико-правовые связи и формы взаимодействия, возникающие между субъектами (элементами) единой системы публичной власти.
Методы: логический, аналитический, сравнительно-правовой, диалектический, методы, позволяющие раскрыть сущность, внутренние связи и соотношение закрепленных в федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» понятий, выявить особенности единой системы публичной власти.
Результаты: перечислены органы государственной власти, которые соответствуют признакам, указанным законодателем, выявлены политико-правовые связи и формы взаимодействия, возникающие между субьектами (элементами) единой системы публичной власти, сделаны соответствующие исследованию выводы.
Об авторах
Маргарита Николаевна Кобзарь-Фролова
Институт государства и права Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: adminlaw@iqpran.ru
ORCID iD: 0000-0003-2885-6401
SPIN-код: 4754-3539
заведующий сектором административного права и административного процесса, доктор юридических наук, профессор
Россия, Ул. Знаменка, 10, Москва, 119019Список литературы
- Locke J. Two Treatises of Government (1690). A Critical Edition / еd. by Peter Laslett. London, 1960. 467 р.
- Савенков А. Н., Чиркин В. Е. Конституционные основы социального и территориального единства и дифференциации публичной власти. О новом прочтении и 25-летнем опыте осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. 2018. № 12. С. 18-29. https://doi.org/10.31857/S013207690002197-8
- Чиркин В. Е. Публично-правовое образование. М. : Норма, 2011. 336 с.
- Современные проблемы организации публичной власти : моногр. / рук. авт. кол. и отв. ред. С. А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2014. 596 с.
- Вершинина С. И. Понятие публичной власти и ее взаимодействие с государственным принуждением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Юридические науки. 2010. № 1. С. 8-12.
- Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 4. С. 18-21.
- Мамут Л. С. «Разделение властей» или разделение публично-властных полномочий? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 4. С. 3-11.
- Окуньков Л. А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 3-10.
- Трайнин И. П. Разделение властей // Советское строительство. 1937. № 7-8. С. 6-9.
- Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 3-12.
- Шершеневич Г. Ф. Общее учение о государстве и праве. М. : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1908. 159 с.
- Горобец В. Д. Доктрина разделения властей и права человека // Журнал российского права. 1998. № 4-5. С. 166-173.
- Джангирян Ж. Д. Соотношение теории разделения и единства властей // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. С. 6-11.
- Калинина Е. В. Теория разделения властей: истоки проблемы и ветхозаветное видение системы «сдержек» и «противовесов» // История государства и права. 2011. № 15. С. 22-26.
- Сергеев Д. Б. Теория разделения властей и система сдержек и противовесов как основы построения структуры муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 12. С. 17-21.
- Kant Immanuel. The Philosophy of Law (1796) / translated by W. Hastie. Edinburgh, 1887. 265 р.
Дополнительные файлы


































