Non-violent aspect of the problem of identity

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The work is devoted to understanding the new speculative-realist approach to the consideration of the non-violent aspect of the problem of identity. There is a close connection between the problem of identity and a broader one of its kind — the problem of identification. Particular attention is drawn to the epistemological principles of the new approach and how they relate to the very idea of identity. Based on a detailed consideration of these principles, the role and place of the principle of non-violence in solving the problem of identity is stated.

Full Text

Под проблемой идентичности следует подразумевать проблему отождествления и обособления человека либо группы людей от каких-либо социальных, языковых, политических, гендерных, религиозных, культурных и других групп или общностей. Данная проблема имеет ярко выраженный ненасильственный аспект и соответствует вопросу о том, как возможна констатация присущих этим группам или общностям свойств на основании объективных признаков. Ненасильственный аспект проблемы идентификации обнаруживается как следствие сложностей, возникших вокруг попыток экспликации реальных признаков и свойств, которые принадлежат определенной группе субъектов и позволяют констатировать ее самость, а также обособления таких объективных характеристик от навеянных культурой субъективных представлений и образов.

До настоящего времени разрешение данной проблемы виделось исключительно в рамках области этического, однако современное знание предлагает нам новый ракурс рассмотрения вопросов, связанных с проблемой идентичности. Так, современное рассмотрение проблемы идентичности и ее ненасильственного аспекта может происходить в области проблемы идентификации, где под идентификацией подразумевается проверка схожести объектов по определенным объективным признакам. Такая позиция соответствует представлениям спекулятивного реализма и означает то, что любой вопрос, подразумевающий поиск реально соответствующих чему-либо или кому-либо свойств, может быть рассмотрен в одной и той же плоскости. Это значит, что и для этической проблемы идентичности субъекта, и для эпистемологической проблемы идентификации объекта может быть найдено общее решение. Обоснование данного подхода можно найти у родоначальника спекулятивного реализма К. Мейясу [1, 2] и Т. Мортона [3], которые на примере объектов внешнего мира констатируют принципиально иной подход к вопросам идентификации разного порядка, наглядно обнажая проблему ненасилия в вопросе познания свойств объекта. Так, под ненасилием в данном контексте подразумевается эпистемологическая позиция, согласно которой объекту познания отводится активная роль в процессе познания, т. е. то, как являет себя объект, определяет то, чем он является. Или, иначе говоря: те свойства, которые обнаруживаются при непосредственном контакте с объектом, определяют его самость. Так, спекулятивный реализм награждает объекты возможностью быть опрошенными на предмет того, что они такое. Такая возможность предоставляется и объектам внешнего мира, и представителям социальных групп, в процессе познания одинаково попадающим в категорию объектов идентификации.

Основываясь на эпистемологии К. Мейясу [1, 2] и Т. Мортона [3], следует выделить принципы данного подхода.

Во-первых, мышление в принципе способно прорваться к абсолютно автономной некоррелируемой реальности. Ни одно сущее не должно пониматься как коррелят аффектов, восприятий, представлении или любого другого субъективного или интерсубъективного акта. Объект есть то, в качестве чего он себя заявляет, даже если спектр его свойств включает в себя конвенционально противоречивые. Так, проблема идентичности для представителей социальных групп и общностей находит свое разрешение в соответствии с предоставленной личности возможностью самой заявлять о своей идентичности и причастности к тому или иному социальному феномену.

Вторым общим принципом является отказ от идеи нормы, восходящей к принципу достаточного основания. У объектов больше нет основания быть такими, а не иными. Реальные свойства объектов контингентны, т. е. обладают естественной способностью изменяться. В контексте проблемы идентичности это утверждение имеет такой смысл: отождествление и обособление человека либо группы людей на основании какого-либо конкретного перечня свойств и признаков некорректно. Идентификация любого порядка не может заключаться в фиксации и нормировании перечня свойств. Такая позиция ограничивает объект в самовыражении, так как нет никакого порога, определяющего границы достаточного эмпирического опыта, в пределах которого объект раскрывает себя полностью во всех своих реальных и потенциальных свойствах. Предшествующий опыт личности никогда не является для исследователя достаточным основанием достоверного знания о его идентичности, так как никакой личностный опыт не может быть исчерпывающим. Также как нет никакого основания утверждать о соответствии наблюдаемых свойств внутренним.

Третьим, также общим принципом является отказ от антиреалистской аргументации, которая отрицает абсолютное знание. К. Мейясу [1] отстаивает этот принцип в контексте критики корреляционизма, Т. Мортон [3] отстаивает этот принцип посредством разоблачения содержания термина природы, демонстрируя то, что оно не имеет никакого отношения к какому-либо реальному сущему. Абсолютным является знание об абсолютно автономной от субъекта реальности, которая может быть помыслена субъектом. В данном контексте этот принцип имеет следующий смысл: есть некоторая проблема в самой формулировке проблемы идентичности, которая заключается в заложенной внутри ее самой исходной установки, что нечто может быть идентифицируемо в принципе, однако нет никакого основания утверждать, что то, что подразумевается под данным термином, реально существует. Само содержание термина «идентичность» уже предполагает наличие такой реальности, в которой есть якобы реальные основания для обособления феноменов, а также то, что возможное благодаря таким основаниям обособление имеет какое-то реальное значение. Спекулятивный реализм постулирует идею о том, что существует абсолютная реальность, которая противопоставляется расхожему представлению об объективной реальности, свидетельством чего и является несоответствие научных понятий наблюдаемым феноменам. Наблюдаемый феномен всегда оказывается шире, чем то, что предполагается содержанием соотносимого с ним понятия. Так, проблема идентичности существует потому, что содержание этого понятия и входящих в него других понятий не соответствует реальным феноменам.

Из этих трех принципов проистекает четвертый. Если есть некое реальное сущее, которое не определяется совокупностью своих проявлений и состояний, но обладает реальными интересами и правами, то единственной возможностью постичь его является констатация этих самых интересов и прав. В контексте проблемы идентичности это означает, что есть кто-то, идентичность кого невозможно определить на основании каких-то характеристик в настоящем (так как они изменчивы), прошлом (опыт не может быть исчерпывающим) и внешне наблюдаемых свойств (так как нет оснований соответствия внутренним), но кто заявляет свой реальный интерес быть идентифицируемым, в то время как реальность и возможность самой идентификации находится под вопросом. Это вынуждает принять новые условия решения проблемы идентичности, в основе которых находится принцип ненасилия: идентификация должна происходить на основании опрашивания объекта о его идентичности, а ее значение объясняться исключительно потребностью опрашиваемого быть идентифицируемым.

Таким образом, проблема идентичности требует нового понимания и решения, которые должны восходить к принципу ненасилия, что обосновано с эпистемологической точки зрения. Спекулятивный реализм предлагает принципиально новый взгляд на саму идею идентичности и настаивает, прежде всего, на деконструкции данного понятия с целью поиска его реального содержания.

×

About the authors

Anna S. Lepina

Belarusian State University

Author for correspondence.
Email: arlinanipel@maul.ru

Master of Philosophy, Lecturer 

Belarus, Minsk

References

  1. Meiyasu K. Time without becoming [Internet]. Available from: http://gefter.ru/archive/7657. Accessed: 31 Oct 2022. (In Russ.)
  2. Meiyasu K. After the Limb: An Essay on the Need for Contingent. Moscow: Cabinetnyi uchenyi; 2015. 196 p. (In Russ.)
  3. Morton T. Ecology without nature [Internet]. Available from: https://moscowartmagazine.com/issue/18/article/252. Accessed: 31 Oct 2022. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Lepina A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».