Том 5, № 3 (2023)
Статьи
Идея ипостасности Бога: истоки и судьбы
Аннотация
Аннотация. В статье анализируется проблема ипостасности Бога. Отмечается, что уже в Евангелиях Бог предстает как единый в трех лицах. Обосновывается предположение, что сложившиеся антитринитарные трактовки исходили скорее не из Евангелий, а из трактовки Бога в иудаизме, в котором он не имеет ипостасей. Отмечается, что в рамках тринитаризма долгое время велись споры о соотношении в Святой Троице Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, завершившиеся разделением церквей. Однако объявленный ересью антитринитаризм (унитаризм) продолжал существовать. В статье демонстрируется исповедание данного направления И. Ньютоном. Отмечается, что в начале 1990-х годов в Советском Союзе возникла община, претендующая на развитие христианства и доктрина которой по ряду параметров смыкается с гностицизмом. Анализируется истолкование в ней проблемы ипостасности.
5-18
Философские аспекты экологического просвещения
Аннотация
Экологическое просвещение за последние годы превратилось в самостоятельную область просветительской деятельности, которая хотя и тесно связана с экологическим образованием, но по своей социальной значимости значительно шире и активно влияет на формирование у населения не только отношения к проблемам экологического характера, но и ко всей научно-технической деятельности. Это влияние весьма неоднозначно и может быть использовано как в позитивных, так и в негативных целях.
19-26
Цифровое право как объект социально-философского анализа
Аннотация
В статье проводится анализ содержательного наполнения категории «цифровое право» как одного из принципиально значимых инструментов регулирования информационного бытия человека в социальных реалиях XXI века. Анализируются онтологические проблемы, возникающие в процессе применения принципов цифрового права в информационном пространстве. Рассматриваются тенденции развития цифрового права, проблемы и перспективы его функционирования, связанные с цифровизацией социальных процессов. Используются принципы междисциплинарного подхода, объединяющего социально-философские основы познания, нацеленные на выявление онтологических характеристик информационного пространства и межличностных коммуникаций в нем, с правоведением, сосредоточенным на анализе категории «цифрового права» как одного из аспектов правового поля.
27-36
Размышления об экстатичности культуры
Аннотация
В статье производится анализ текстов, связанных с осмыслением проблемы экстатичности культуры и внечеловеческих инстанций, прежде всего, Природы. Перечитывая работы «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности» (1883 г.) Д.Н. Овсянико-Куликовского и В.В. Костецкого «Экстатичность культуры и проблемы эстетики» (2022 г.), мы начинаем еще глубже понимать роль экстатических состояний в культуре в целом и в отдельных видах человеческой деятельности. Продвигаясь дальше и изучая первоисточники индоевропейской древности с их мифопоэтикой, мы приходим к осознанию того, что этим состояниям мы во многом обязаны трансцендентальной игре внечеловеческих инстанций, прежде всего, Природы. Особенно репрезентативными для понимания внечеловеческой субъектности становятся тексты древнеиндийских Вед и русская поэзия.
37-46
Одиночество как феномен бытия Homo sapiens / Homo cosmicus
Аннотация
Статья посвящена раскрытию фундаментальных характеристик одиночества Homo sapiens, выступающего как Homo cosmicus. В своих исследованиях авторы исходят из того, что человек, для которого освоение космического пространства станет повседневной жизненной реалией, останется, в принципе, тем же природно-социально-духовным существом, каким является сейчас, несмотря на все те внешние и внутренние изменения, претерпевание которых — неизбежный атрибут его будущего. Философский поиск показал, что применительно к бытию Homo sapiens / Homo cosmicus одиночество представляет собой феномен, сущность которого является социально-исторической, а существование — эвентуальным.
47-60
Динамика взаимодействия естествознания и техники в истории развития научно-технического знания: философско-методологический анализ
Аннотация
Исследованы особенности независимого и взаимообусловленного развития естествознания и техники. В различные периоды и в различных областях связи и взаимодействие между названными знаниями могут отсутствовать. Взаимоотношения естественно-научных, технических и технологических знаний могут быть не взаимодействием, а иметь направленность только в одну сторону — от области донора в область акцептора. Эти взаимоотношения могут происходить по встречным направлениям, т. е. быть собственно взаимодействием. Есть особые области научно-технического знания, которые возникли и развиваются как связная целостная система, т. е. естественно-научные технические и технологические знания в ней неразделимы. В историческом процессе взаимодействия естественно-научных, технических и технологических знаний можно наблюдать развитие по возрастающей спирали. Каждый виток такой спирали включает последовательность исторических эпизодов: новые естественно-научные знания, их синтез с техническими разработками при создании нового исследовательского инструмента, новые экспериментальные возможности, обусловливающие получение новых естественно-научных знаний, и далее по восходящей траектории к следующему витку. Например, создание и усовершенствование паровых машин в XVIII–XIX веках обусловило зарождение термодинамики, которая определила развитие многих областей естествознания и техники. Также исследования в области микробиологии и энзимологии в XIX–XX веках обусловили разветвленное развитие биотехнологии, технологий органического синтеза и биосенсоров. В XX веке научные исследования дефектов кристаллических решеток привели к открытию полупроводников и революционному изменению элементной базы всех радиотехнических систем, которые нашли применение во многих областях естествознания и техники. В это же время были созданы источники когерентного электромагнитного излучения — лазеры, которые также распространились по всем областям техники. В системе естествознания особо выделяется аналитическая химия, представляющая собой синтез фундаментального знания и прикладной технологии. Исследования в области супрамолекулярной химии и нанотехнологий, проведенные в XX–XXI веках, стали научной базой для производства электрических и оптических устройств, для разработки технологий целевой доставки лекарственных веществ в живом организме, а также для создания молекулярных машин. Исследования и технологические разработки в области микроэлектроники обусловили прогресс информатизации и цифровизации всех областей человеческой деятельности. Многие области современного естествознания становятся все более и более технологичными, а современные промышленные технологии — все более и более научными. Технологические знания с необходимостью распространяются во многих сферах системы современного образования. Технология стала всеобъемлющей — она проникла практически во все области интеллектуальной, индустриальной, информационной, гуманитарной и социально-экономической жизни общества. Технологический стиль мышления все больше и больше включается в ментальность и мировоззрение современного человека.
61-74
Онтологические нарративы духовно-телесной целостности человека в рамках современного общества и проблема гуманитарной экспертизы
Аннотация
Статья посвящена проблеме объективно-онтологических оснований культурных нарративов, нравственности, этических оценок. Авторы, привлекая теорию нарративов культуры и принципы теории систем, обосновывают позицию, согласно которой любые этические оценки, в том числе оценка технологических проектов, должны иметь свое основание в виде данных принципов целостности, самосогласованности и др., в соответствии с которыми (и по шаблонам и нарративам которых) развивается человеческая цивилизация. Приобщение к этим надкультурным, универсальным принципам, одним из которых является принцип единства бытия, в соответствии с чем и развивается бытие человека и культуры, гарантирует достижение целостности и самого человека.
75-84
Мартин Хайдеггер: рефлексы картины мира (продолжение)
Аннотация
В статье центральное внимание уделяется философскому анализу понятия «время». Благодаря М. Хайдеггеру время трактуется вне отношения к движению и трем формам времени (настоящее, прошедшее, будущее). Авторская позиция сводится к тому, что время масштабирует бытие, тем самым представляя разные картины мира и разные онтологии. По своему онтологическому статусу понятия время и знание пересекаются. Что касается традиционных соотношений времени и движения, то это соотношение носит частный характер, значимый при бытовом масштабировании времени.
85-96
Католическая теология в контексте постмодернистского релятивизма
Аннотация
Статья рассматривает современную католическую теологию в контексте, заданном постмодернистскими установками культуры, а именно — феноменом заката метанарраций и принципиального релятивизма, что плохо совмещается с классической богословской традицией. В этих условиях католическая теология, начиная с традиции аджорнаменто, демонстрирует норвые установки, которые могут быть рассмотрены и в контексте отказа от жесткой нетерпимости, т. е. своего рода гуманизации.
97-102
Географический детерминизм Г.В.Ф. Гегеля
Аннотация
Философия истории Г.В.Ф. Гегеля имеет ярко выраженный географический профиль. Географический детерминизм Г.В.Ф. Гегеля развивает стихийный материализм философии истории И.Г. Гердера и акцентирует роль стихии моря как фактора всемирности истории. В соответствии с тремя основными географическими моментами мировой истории — плоскогорьями, речными равнинами и морскими побережьями — Г.В.Ф. Гегель выделяет и характеризует три типа общественной жизни, базирующихся на скотоводстве, земледелии (с промышленностью), торговом мореплавании. Методологическая стратегия географического детерминизма актуальна для социокультурных исследований антропосоциогенеза и логики национальных культур.
103-112
Обыденное знание как эпистемический феномен
Аннотация
Основной задачей науки является добыча нового знания, тогда как в области обыденного знания человек чаще всего не вырабатывает самостоятельно нового знания, а использует уже имеющееся. Отсюда вытекает очевидная особенность обыденного знания: оно усваивается индивидом как бы исподволь, посредством участия в совместной жизнедеятельности с другими людьми. В статье автор сосредотачивается на описании, функционировании и ценности обыденного знания.
113-119

