Higher Education in the USA: Characteristics of Development During the Third Decade of the 21st Century

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The article aims to examine the state of higher education in the USA during the third decade of 21st century. The author reviews the best US universities still leading in global educational rankings. The paper highlights the increasing proportion of the population with a bachelor degree or higher, including among racial and ethnic minorities. It also addresses longstanding issues within the US education system, including the high cost of tuition, inequal access to university education among different racial groups of population. It also identifies new challenges including growing bureaucracy in universities and rising dissatisfaction with higher education as a factor of professional success.

Texto integral

ВВЕДЕНИЕ Высшее образование в США – один из ключевых драйверов экономического и научно-технического развития страны. Это отрасль, безусловно, одна из самых конкурентоспособных в мире с точки зрения подготовки кадров для различных сфер экономики и социальной жизни, а также проведения научных исследований. Одновременно это один из наиболее эффективных социальных лифтов американского общества. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Согласно статистике, высшее образование в США охватывает формальное обучение после окончания средней школы. По сути, сюда включается не только собственно высшее образование (бакалавриат и магистратура), но и учебные заведения, предоставляющие двухгодичное обучение, аналогичные средним специальным учебным заведениям (в СССР их называли «техникумы»). В 2022 г. в США насчитывалось 16 млн студентов: 9,6 млн женщин и 6,6 млн мужчин. Из общего количества студентов 45,8% являлись студентами государственных университетов и четырёхгодичных колледжей, 27,8% – студентами частных университетов и колледжей и 26,4% – студентами двухгодичных государственных колледжей. На высшее образование в начале 20-х годов текущего десятилетия в США тратилось 762 млрд долл. (245 млрд – на частные вузы и 417 млрд – на государственные). Это составляет примерно 2,5% ВВП страны, что заметно больше, чем в среднем в странах – членах ОЭСР (1,5%). Университеты и колледжи в США подразделяются на категории и предоставляют образование различного характера. Выделяют, в частности, классические университеты, состоящие из разнообразных колледжей или школ (в Европе и в России они назывались бы факультетами), предоставляющими весь набор специальностей – естественно-научных, технических, медицинских и социально-гуманитарных. В состав вузов входят также четырёхгодичные колледжи, готовящие специалистов по многим профессиям, естественно-научного и гуманитарного профиля, а также двухгодичные региональные колледжи (community colleges), предоставляющие, по сути, среднее специальное образование. Существуют различные схемы классификации высших учебных заведений США. Одна из наиболее популярных систем была предложена Фондом Карнеги за развитие преподавания (The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, CFAT). Она состоит из 10 основных категорий вузов, различающихся в зависимости от количества обучаемых студентов, масштабов финансирования научных исследований, количества защищаемых докторских диссертаций и числа предлагаемых учебных курсов. В наиболее престижные категории выделяются две группы так называемых исследовательских университетов (235 университетов), где наиболее высок уровень финансирования научных исследований и число защищаемых ежегодно докторских диссертаций составляет не менее 50 [1]. В 2025 г. вступит в силу новая классификация вузов, предложенная также Фондом Карнеги, но более стройная и логичная по сравнению с существующей [2]. В качестве примера можно привести 20 наиболее престижных американских университетов, занимающих лидирующие позиции в национальных рейтингах высшего образования в 2024 г. О первых пяти расскажем более подробно, остальные просто перечислим. По основным научным и учебным характеристикам первые 20 университетов близки друг другу. На первом месте в рейтинге журнала «Ю.С. ньюс энд уорлд рипот» (U.S. News & World Report) в 2024 г. находится Принстонский университет (Princeton University), частный вуз, находящийся в Принстоне, штат НьюДжерси. В нём учится 5,6 тыс. студентов бакалавриата, ежегодная стоимость обучения и проживания составляет 79,1 тыс. долл. В университет принимаются лишь 6% подавших заявление. Сумма всех видов финансовой помощи на одного студента может составить в среднем 62,8 тыс. долл. (кредиты, гранты, стипендии). На втором месте находится Массачусетский технологический институт, МТИ (Massachusetts Institute of Technology, MIT), частный университет, который находится в Кембридже, штат Массачусетс. Число студентов здесь составляет 4,6 тыс. долл., стоимость обучения и проживания – 79,6 тыс. долл.; 60 тыс. долл. может компенсироваться в виде различных форм помощи. Лишь 4% подавших заявление поступают в университет. На третьем-четвёртом месте стоит Гарвардский университет (Harvard University), частный университет, также расположенный в Кембридже. В нём обучается 7,2 тыс. студентов, стоимость обучения и проживания составляет 79,6 тыс. долл., из которых 60,1 тыс. может покрываться различными видами помощи. Лишь 3% подавших заявления становится студентами данного вуза. И частный Стэнфордский университет (Stanford University), полное название – Университет им. Леланда Стэнфорда-младшего, Leland Stanford Junior University), находящийся в Стэнфорде, штат Калифорния. В нём обучается более 8 тыс. студентов, стоимость обучения составляет 83,4 тыс. долл., 72 тыс. может покрываться различными видами помощи. На пятом месте рейтинга находится частный Йельский университет (Yale University), находящийся в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. В нём обучается 6,6 тыс. студентов, стоимость обучения и проживания составляет 83,9 тыс. долл. в год. Чуть более 70 тыс. долл. студентам может быть компенсировано из всех видов финансовой помощи. Поступает в вуз лишь 5% подавших заявление. На шестом месте списка находится частный Пенсильванский университет (University of Pennsylvania), находящийся в г. Филадельфия, штат Пенсильвания. На седьмой-восьмой позиции находится Калифорнийский технологический институт (California Institute of Technology), частный университет, который расположен в Пасадине, штат Калифорния, и частный университет Дьюка (Duke University), расположенный в Дареме, штат Северная Каролина. C девятого по одиннадцатое место располагаются частный Университет Брауна (Brown University), расположенный в Провиденсе, штат Род-Айленд, частный Университет Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), расположенный в Балтиморе, штат Мэриленд, и частный Северо-Западный университет, распложенный в г. Эванстон, штат Иллинойс. С двенадцатого по четырнадцатое место находятся частный Колумбийский университет города Нью-Йорк (Columbia University in the City of New York, или Columbia University), частный Корнельский университет (Cornell University), расположенный в Итаке, штат Нью-Йорк, и частный Чикагский университет (University of Chicago), расположенный в Чикаго, штат Иллинойс. Следующие два университета, делящие 15-ую и 16-ую позицию в рейтинге, являются государственными, то есть находятся в собственности и ведении штата, поэтому и плата за обучение в них будет существенно ниже. Это Университет Калифорнии в Беркли (The University of California, Berkeley – UC) и Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе (The University of California, Los Angeles – UCLA). На 17-ом месте расположился частный Университет Райса (Rice University), находящийся в Хьюстоне, штат Техас. Два университета в 2024 г. делят 18-ое и 19-ое места – Дартмутский колледж (Dartmouth College) и Университет Вандербильта (Vanderbilt University). Дартмут- ский колледж – частный университет расположен в Ганновере, штат Нью-Гэмпшир. Университет Вандербильта – частный университет, расположен в Нэшвилле, штат Теннесси. На 20-м месте находится Университет Нотр-Дам (University of Notre Dame), частный католический университет, расположенный в городе Нотр-Дам, штат Индиана [3]. К вышеприведённой двадцатке наиболее престижных с точки зрения общенационального рейтинга университетов США смело можно было бы добавить ещё 10–15 университетов аналогичного класса, по преимуществу частных. Среди них Мичиганский университет (University of Michigan) в Анн-Арборе; Джоржтаунский университет (Georgetown University) в Вашингтоне, округ Колумбия; Университет штата Северная Королина (North Carolina State University) в Чапел-Хилле; Университет Карнеги – Меллона (Carnegie Mellon University; CMU) в Питтсбурге; Университет Эмори (Emory University) в Атланте; Университет Вирджинии (University of Virginia, UVA) в Шарлотсвилле; Университет Вашингтона в Сент-Луисе (Washington University in St. Louis), штат Миссури, Калифорнийский университет в Дэвисе (UC Davis, UCD), Университет Калифорнии в Сан-Диего (San Diego State University), Флоридский университет, или Университет Флориды (University of Florida) в Гейнсвилле; Университет Южной Калифорнии (University of Southern California, USC) в Лос-Анджелесе; Техасский университет в Остине (University of Texas at Austin); Технологический институт Джорджии (Georgia Institute of Technology, Georgia Tech) в Атланте, Университет Калифорнии в Ирвайне (University of California, Irvine), Нью-Йоркский университет (New York University, NYU) в Нью-Йорке и ряд других. Все эти университеты относятся к разряду исследовательских, имеют высокий уровень научных исследований и крупные эндаументы (фонды), состоящие из пожертвований на суммы в сотни миллионов и даже миллиарды долларов, предназначенные для финансирования научных исследований и новых методов обучения. По всем международным университетским рейтингам (таким как Times Higher Education, Шанхайский рейтинг и другие) университеты США неизменно занимают ведущие места в первой десятке или двадцатке вузов – обычно первые 7–8 мест, иногда делят первые места списка с британскими Оксфордом и Кембриджем. Прочие университеты и колледжи (а их более четырёх тысяч) в большей степени сосредоточены на учебном процессе, нежели на проведении исследований. Двухгодичные колледжи, составляющие примерно четверть всех учебных заведений высшего образования, в основном готовят специалистов по узким специальностям как технического, так и иного профиля. Доля лиц с высшим образованием в США, то есть имеющих по крайней мере степень бакалавра, выросла за 2005–2019 гг. на 5 п.п., с 27,5% до 32,1% (см. таблицу). Таблица Доля населения в возрасте 25 лет и старше, имеющих как минимум степень бакалавра и выше по расовой принадлежности (2005–2019 гг.) Доля населения, % Изменение доли в п.п. Изменение численности, % 2005 г. 2019 г. Всего 27,5 32,1 4,6 16,6 Белые 29,0 33,5 4,4 15,4 Афроамериканцы 17,2 21,6 4,4 25,4 Индейцы и коренные жители 12,8 15,0 2,2 17,0 Выходцы из Азии 49,6 54,3 4,7 9,5 Испаноязычные 12,6 16,4 3,9 30,3 Kevin McElarth and Michael Martin. February 09, 2021. Bachelor’s Degree Attainment in the United States: 2005 to 2019. US Census Bureau. Available at: http://www.censuss.gov/content/dat/census/library/publications/2021/acs/acsbr-009.pdt (accessed 15.12.2023). Из таблицы следует, что доля лиц с высшим образованием увеличилась в США за 20 лет с 27,5% до 32,1%, то есть на 4,6 п.п., или на 16,6%. Наибольшая доля людей с высшим образованием наблюдается среди американцев азиатского происхождения (54,3%) – рост на 4,7 п.п., или на 9,5%. На втором месте идут белые американцы (33,5%) – рост на 4,4 п.п., или на 15,4%. Третью позицию занимают афроамериканцы (21,6%) – рост на 4,4 п.п., или на 25,4% (второй по величине прирост среди всех расовых категорий). Наименьший процент у испаноязычных американцев (16,4%) и коренных жителей Америки – индейцев и эскимосов (16,4% и 15,0% соответственно). В региональном разрезе самый большой процент лиц с высшим образованием проживает на Северо-Востоке (29,8%) и на Западе США (25,4%). Меньше – на Среднем Западе (21,9%) и Юге (19,7%). Особенно высока доля имеющих высшее образование в крупнейших мегаполисах, таких как Нью-Йорк, Вашингтон (округ Колумбия), Чикаго и Сиэтл, где расположены крупнейшие компании страны, научные и образовательные центры. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ Фактически с момента основания Гарвардского колледжа в 1636 г., то есть спустя 6 лет после высадки колонистов в Америке и решения Законодательного собрания штата Массачусетс об учреждении колледжа, США стали мировым лидером в области высшего образования. После принятия законов Моррилла в 1862 г. и в 1890 г. начали создаваться так называемые «земельные» (land-grant) университеты, которые соединили в себе две наиболее успешные модели высшего образования того времени – германский исследовательский университет и британские колледжи Оксбриджа (Oxbridge) в единый формат. Законом Моррилла 1890 г. было предусмотрено создание колледжей для афроамериканцев [4]. С тех пор американские университеты неизменно были на переднем крае внедрения новых научно-образовательных форматов, создавая многопрофильные университеты, высокотехнологичные исследовательские парки и т.д. По многим аспектам США остаются глобальным лидером университетского образования, занимая в 2023 г. 19 позиций среди 30 лучших университетов мира, по версии газеты «Таймс». Среди преподавателей американских университетов наиболее высокая доля лауреатов Нобелевской премии, 9 из 10 наиболее богатых университетов (по финансовым активам) – американские. Ещё один вуз первой десятки – Университет короля Абдуллы из Саудовской Аравии. На первом месте по масштабам эндаумента находится Гарвардский университет – он равен 50 млрд долл. Мало стран в мире (не больше 10) имеют сопоставимые общенациональные расходы на науку [5]. Помимо рейтинговых позиций очевидно, что в настоящее время высшее образование даёт немало преимуществ его обладателям. Например, по данным проведённых обследований, ожидаемая медианная зарплата у лиц с высшим образованием в США на протяжении трудовой жизни на 655 тыс. долл. выше для мужчин, и на 450 тыс. долл. выше для женщин, чем у людей без высшего образования. Более того, разрыв в доходах у обеих групп растёт в пользу имеющих диплом бакалавра. Есть и другие бесспорные преимущества высшего образования – оно, как правило, предполагает лучшее медицинское обслуживание, более комфортную социальную среду. Все эти преимущества, конечно, неодинаковы среди отдельных групп населения, поскольку степень охвата высшим образованием у различных расовых и этнических категорий американцев сильно различается. Так, доля выходцев из Азии, имеющих высшее образование, составляла в 2023 г. 61%, у белых американцев – 42%, у афроамериканцев – 28%, у испаноязыческого населения – только 21%. При этом потребность в высшем образовании с точки зрения новых рабочих мест, которые возникнут в ближайшие годы, будет расти. Ожидается, что в 2030-е годы 86% новых рабочих мест потребует как минимум степени бакалавра [6]. Вместе с тем, несмотря на объективную потребность в специалистах с высшим образованием, наблюдаются явные признаки снижения надежд на высшее образование как некую гарантию жизненного и, прежде всего, профессионального успеха. Так, согласно опросу, проведённому Институтом Гэллапа в июне 2023 г. во всех 50 штатах и округе Колумбия, вера в высшее образование как в безусловную гарантию успеха заметно снизилась за последние годы. Например, в 2015 г. в то, что высшее образование даёт хорошие шансы на успех, верили 57% опрошенных, в 2018 г. таковых было уже 48%, а в 2023 г. – лишь 36%. Любопытно, что среди демократов вера в высшее образование гораздо выше, чем у республиканцев – более 50% у демократов и от 19 до 33% у республиканцев [7]. Среди лиц старше 55 лет доверие к высшему образованию упало на 24 процентных пункта, у лиц в возрасте от 35 до 54 лет – на 16 п.п., у людей в возрасте от 18 до 34 лет – на 18 п.п. [8]. Помимо оценок населения, о так называемом «системном кризисе» американского высшего образования, пишут и многочисленные эксперты. Надо заметить, что термин «кризис» часто используется в американской литературе с известным преувеличением, когда никакого серьёзного кризиса не существует – просто чтобы привлечь внимание к тем или иным возникающим проблемам. Это касается не только образования, но и любых других сфер общественной жизни страны. Оставаясь в целом на лидирующих позициях в мире, высшая школа США действительно сталкивается с целым рядом проблем, привлекающих внимание и требующих новых подходов. Безусловно серьёзной проблемой является высокая стоимость высшего образования, что снижает его доступность и привлекательность. Как уже отмечалось, стоимость учёбы в вузе и проживания в кампусе в лучших университетах превышает 70–80 тыс. долл. в год, например, в Корнельском университете эта цифра достигла почти 90 тыс. долл. Плата в 50–60 тыс. долл. в год становится уже нормой для многих «приличных» частных университетов. Хотя стоимость обучения в государственных вузах ниже, чем в частных, лучшие государственные университеты также повышают плату за обучение до 40–50 тыс. долларов. Чтобы оплатить свою учёбу студенты залезают в долги, размеры которых в совокупности уже достигают астрономических масштабов. Студенческий долг на федеральном уровне достиг 1,6 трлн долл., что на 60% больше, чем долги американцев по кредитным картам. Если в 1970 г. студенческий долг в среднем в государственном вузе равнялся 1 326 долл., а в частном 2 754 долл., то в 2020 г. эти цифры возросли соответственно до 21 337 долл. и 46 313 долларов. Президент Дж. Байден обещал списать студенческие долги, хотя многие эксперты полагают, что Верховный суд вряд ли одобрит такое популистское решение, поскольку оно может негативно повлиять на инфляцию в США. Другой отмечаемой проблемой университетов стала их бюрократизация. Большой университет часто напоминает худшие черты крупной автомобильной корпорации 1970-х годов. Например, в Йельском университете на одного студента приходится один административный работник. В Стэнфорде число административных работников выросло с 2019 г. по 2023 г. с 8,9 тыс. до 11,3 тыс. человек. Профессиональная карьера в университете становится не такой привлекательной, как раньше. Кроме небольшого числа профессоров, имеющих постоянный контракт, большинство преподавателей сталкиваются с угрозой постоянно потерять работу, так как они работают на коротких годичных или трёхгодичных контрактах. Это привело, например, к самой большой забастовке в США в 2022 г., в которой приняло участие 48 тыс. сотрудников университета штата Калифорния, самого большого работодателя в штате. Отмечаются и другие перекосы в работе преподавателей. То, что долго считалось преимуществом американских университетов – вовлечённость преподавателей в исследовательскую работу, всё чаще воспринимается как определённый недостаток. Вместо того чтобы повышать эффективность учебного процесса, американские преподаватели обязаны в первую очередь думать о новых публикациях, без которых им не продлят контракт. Многие эксперты отмечают, что в университетах требуется существенный «реинжиниринг» деятельности сотрудников, их ориентация прежде всего на ключевых компетенциях в обучении. В дискуссиях по поводу доступности высшего образования отмечается, что пора прекратить практику предоставления привилегий при поступлении для расовых и этнических меньшинств. Например, 60% опрошенных афроамериканцев не хотят, чтобы их расовая принадлежность стала фактором поступления в вуз, среди испаноязычных таковых 70%, среди азиатов – более 60%, среди белых – 80% [9]. Активно критикуются и другие имеющиеся привилегии, такие как льготы для детей преподавателей вузов, для спортсменов и активных общественников. Многие эксперты негативно отзываются о системе школьных тестов, которые не менялись многие десятилетия. Ещё один предмет обсуждения носит политический характер. Многие критики сложившейся в университетах ситуации отмечают существование практики ограничений карьерного роста и даже приёма на работу людей с иными, чем превалирующие политические убеждения в том или ином университете. Отмечается засилье «левых» идей, нетерпимость к иным точкам зрения. По оценке, например, Фонда свободы самовыражения и свободы слова, Гарвард с точки зрения наличия свободы слова находился в 2023 г. на 170-ом месте из 203 ведущих университетов США. Таким образом, в американской системе высшего образования, несмотря на всё ещё очевидные его достоинства, накопилось немало проблем и противоречий, которые требуют своего решения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотренные тенденции и проблемы высшего образования в США, характерные для третьего десятилетия XXI века, показывают, что оно по-прежнему удерживает лидирующие позиции в мировом масштабе и сохраняет высокие рейтинги среди нескольких сотен ведущих университетов. Это обусловлено большими масштабами финансирования, особенно так называемых исследовательских университетов, высоким квалификационным уровнем кадрового состава вузов, в том числе большим количеством лауреатов Нобелевской премии, прогрессивными формами обучения. Вместе с тем в высшем образовании сохраняется неравенство в доступе к нему, обусловленное высокой и быстро растущей стоимостью обучения. К этому добавляется целый ряд новых вызовов, отмечаемых американскими экспертами. К ним можно отнести падение доверия к высшему образованию как к фактору, обеспечивающему хорошие шансы на успешную профессиональную карьеру, растущую бюрократизацию вузов, элементы политической дискриминации.
×

Sobre autores

V. Supyan

Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN)

Email: vsupyan@iskran.ru
ORCID ID: 0000-0001-8819-3940
Scopus Author ID: 6504331071
Corresponding Member of RAS, honored scientist of the Russian Federation, Academic Director Moscow, Russian Federation

Bibliografia

  1. О классификации Фонда Карнеги см. подробно в монографии «Исследовательские университеты США» (под ред. проф. В.Б. Супяна). М., Магистр. 2009 г.
  2. Carnegie classification system updates promise more transparency, multifaceted and designations. November 10, 2023. Available at: http://feed.georetown.edu/accesses-affordability/carnegie-classification-system-updates-promise-moretransperency-medtifaceted-designations (accessed 12.11.2023).
  3. Best National University Rankings. US News&World Report. Available at: USnews.com/best-colleges/reakings/national-universities (accessed 10.12.2023).
  4. Carey, K. Higher Education Funding Inequality in America Education Policy. May 31, 2023. Available at: http://www.newamerica.org/education-policy/briefs/higher-education-funding-inequality-in-america/ (accessed 15.12.2023).
  5. Wooldridge, A. American Educational Superpower is Fading. 18 April 2023. Available at: http://www.blomberg.com/opinion/articles/2023-04-18/higher-education-in-the-US-faces-a-systematic-crisis (accessed 05.12.2023).
  6. Fulfilling the potential of US Higher Education Report. April 17, 2023. Available at: http://www.mckinsey.com/industries/education/our-insiqhts/fulfilling-the-potential-of-us-hogher-edocatio (accessed 10.11.2023).
  7. Wood, S., Aug. 7, 2003. American Have Less Confidence in Higher Ed: Why. US News&World Report. Available at: http://www.usnews.com/education/bestcolledges/applying/articles/americans-have-less-confidance-in-higher-education (accessed 07.10.2023).
  8. Breuan, M. American Confidence in Higher Education Down Sharply. Gallup. July 11, 2023. Available at: http://new.gallap.com/poll/508-352/americans-confidance-higher-version=print (accessed 16.12.2023).
  9. Wooldrilg? A. America’s Educational Superpowers Fading. 18 April 2023. Available at: http://www.bloomberg.com/articles/2023-04-18/higher-educatin-in-the-usfaces-a-systematic-crises (accessed 05.12.2023).

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».