Нематериальный экономический культурный капитал Канады (наброски к характеристике)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Канада как общество является продуктом если не слияния, то тесной интеграции двух культур – английской протестантской и французской католической. Закономерно, что её культурный капитал – ценности, традиции, представления, нормы – состоит из элементов или смешения культурных капиталов Англии (Великобритании) и Франции. Канада унаследовала от них государственнические настроения и коммунитаризм (по сравнению с США, где стали превалировать сильные антиэтатистские и индивидуалистические настроения). Суровые условия жизни и удалённость от метрополий выработала у канадцев «гарнизонный менталитет» и ориентацию на «выживание», спровоцировав таким образом коммунитарный образ жизни. Непосредственные наблюдатели жизни Новой Франции в XVII–XVIII веков отмечали резкий контраст между французами и англичанами: первые, подражая местной знати, старались угнаться за ней в роскоши, вторые – не уставали трудиться и стремились вкладывать заработанные средства в дело. К сегодняшнему дню различия в этике труда и потребления англоязычных (протестантов) и франкоговорящих (католиков) канадцев в значительной мере остались в прошлом, но отказ от меркантильной ориентации у некоторых слоев канадского общества частично сохранился. Канадские менеджеры не столь агрессивны и напористы как американцы, больше готовы поступиться своими частными интересами в пользу общественных. Более прочно ментально связанная с Европой Канада переняла многие социал-демократические ценности последней – довольно широкое развитие получили социальное государство (с бесплатным здравоохранением) и государственное предпринимательство (впрочем, его размеры были существенно урезаны). Соседство с таким экономическим гигантом как США имеет свои плюсы и минусы. Южного соседа подозревают в стремлении форматировать экономику Канаду под свои цели и задачи, что вызывает неприятие и сопротивление.

Об авторах

В. Б Студенцов

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН).

Автор, ответственный за переписку.
Email: studentcov.viktor@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4242-0877
ResearcherId: C-9842-2019

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Российская Федерация, Москва

Список литературы

  1. Americans and Canadians. Pew Research Report. January 14,2004. Available at: https://www.pewresearch.org/global/2004/01/14/americans-and-canadians/ (accessed 29.03.2024).
  2. Bercuson D.J., Hall R.D., Krueger R.R. (n.d.) Canada // Encyclopedia Britannica. Available at: https://www.britannica.com/place/Canada (accessed 29.03.2024).
  3. Cross B. (2023) Canada’s Lagging Behind Productivity Will Take Years to Remedy. June 12. 2023. Available at: https://www.queensu.ca/gazette/stories/canada-slagging-productivity-affects-us-all-and-will-take-years-remedy (accessed 29.03.2024).
  4. Finn E. (2017). Victory of Individualism over Collectivism a Disastrous Defeat for Society as a Whole. Rabble.ca. 4 August. Available at: https://rabble.ca/economy/victory-individualism-over-collectivism-disastrous-defeat-society-whole/ (accessed 29.03.2024).
  5. Rogers C. (2024). Time to Break the Glass: Fixing Canada’s Productivity Problem. Available at: https://www.bankofcanada.ca/2024/03/time-to-break-the-glass-fixingcanadas-productivity-problem/ (accessed 29.03.2024).
  6. Исраелян Е.В (2011). Ценностные ориентиры внешней политики Канады. США & Канада: экономика, политика, культура. № 6 (498). С. 1-34. Available at: https://usacanada.jes.su/s268667300000619-0-1-ru-71/
  7. Студенцов В.Б. (2024) Нематериальный экономический культурный капитал США (наброски к характеристике). США & Канада: экономика, политика, культура. № 3. С. 62-77. doi: 10.31857/S2686673024030057 EDN: UUBCTV
  8. Энгельс Ф. (1965). Письмо к Ф.А. Зорге. 10 сентября 1888 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе, Москва, Издательство политической литературы. Т. 37, с. 74-77.
  9. Adams, M. (2003). Fire and Ice: The United States, Canada and the Myth of Convergence Values. Toronto. Penguin Canada. –256 p.
  10. Aitken, H.G. Government and Business in Canada: An Interpretation. Business History Review, 1964. Vol. 38. No. 1: 4-21. Available at: https://doi.org/10.2307/3112485
  11. Atwood, M. Survival: A Thematic Guide to Canadian Literature. Toronto. Anansi. 1972. – 287 p.
  12. Atwood, M. Survival Then and Now. In: Gaffield C., Gould K.L. (eds.) The Canadian Distinctiveness into XXIst Century. Ottawa (ON). Ottawa University Press. 2003: 47-55.
  13. Begin, M. “I Am Canadian!”. From Beer Commercials to Medicare: In Search of Identity. In: Gaffield C., Gould K.L. (eds.) The Canadian Distinctiveness into XXIst Century. Ottawa (ON). Ottawa University Press. 2003: 173-181.
  14. Begin, M. My Most Regretted Statement: Canada as a Welfare State. Econ Journal Watch. 2017. Vol. 14. No. 2: 276-280.
  15. Beland, D., Lecours, A. Nationalism and Social Policy in Canada and Quebec. In: The Territorial Politics of Welfare. (eds.) McEwen, N., Moreno, L. London-New York. Routledge. 2005: 189-206.
  16. Di Norcia, V. Business Ethics in Canada: Distinctiveness and Directions. Journal of Business Ethics. 1997. Vol. 16. No. 6: 583-590. Available at: https://www.jstor.org/stable/25072926
  17. Egnal, M. Divergent Paths: How Culture and Institutions Have Shaped North American Growth. New York. Oxford University Press. 1996. – 300 p.
  18. Engels, F. Pis'mo k F.A. Zorge. 10 sentiabria 1888 g. [Letter to F.A. Zorge. September 10. 1888]. Marx K. and Engels F. Collected Works. Second edit. Moscow. Izdat-vo politicheskoĭ literatury.1965. Vol. 37. P. 74-77. (In Russ.).
  19. Francis, D. Merger of a Century: Why Canada and America Should Become one Country. Harper & Collins. New York. 2013. – 403 p.
  20. Frye, N. Divisions on a Ground: Essays on Canadian Culture. Toronto. Anansi. 1982. – 199 p.
  21. Grabb, E., Curtis, J. Regions Apart: The Four Societies of Canada and the United States. With a new forew. by E. Grabb. Oxford: Oxford University Press. 2010. – 319 p.
  22. Hardin, H. A Nation Unaware: The Canadian Economic Culture. Vancouver. J.J. Douglas. 1974. – 378 p.
  23. Hardin, H. The Privatization Putsch. Halifax. The Institute for Research on Public Policy. 1989. – 215 p.
  24. Issraelian, E.V. Tsennostnye orientiry vneshnei politiki Kanady [Value Orientations of Canada's Foreign Policy]. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2011, No. 6 (498). P. 21-34. (In Russ.). Available at: https://usacanada.jes.su/s268667300000619-0-1-ru-71/
  25. Justin Trudeau’s Woes. The Economist. 2023. 30 September. Vol. 448, No. 9365: 34-35.
  26. Keenleyside, H.L. Canada and the United States. Current History. 1955. Vol. 29. No. 167: 1-6. Available at: https://www.jstor.org/stable/45309023
  27. Lewis, F., McInnis, M. The Efficiency of the French-Canadian Farmer in the Nineteenth Century. Journal of Economic History. 1980. Vol. 40. No. 3: 497-514.
  28. Levitt, K. Silent Surrender: The American Empire in Canada. New York. Liveright. 1971. – 185 p.
  29. Lipset, S.M. Continental Divide: The Values and Institutions of the United States and Canada. New York-London. Routledge. 1990a. – 337 p.
  30. Lipset, S.M. The Values of Canadians and Americans: A Reply. Social Forces. 1990b. Vol. 69, No. 1: 267-272. doi: 10.2307/2579618.
  31. Pasquero, J. Business Ethics and National Identity in Quebec: Distinctiveness and Directions. Journal of Business Ethics, 1997. Vol. 16. No. 6, Pp. 621-633. Available at: https://www.jstor.org/stable/25072930
  32. Smith, J. Review of M. Adams Fire and Ice: The United States, Canada and the Myth of Converging Values. American Review of Canadian Studies. 2005. Vol. 35, No.1. pp. 157-160.
  33. Studentsov, V.B. Nematerial'nyi ekonomicheskii kul'turnyi kapital SShA (nabroski k kharakteristike) [US Intangible Economic Cultural Capital (Outline for Characterization)]. USA & Canada: Economy – Politics – Culture. 2024. No. 3. P. 62-77 (In Russ.). doi: 10.31857/S2686673024030057 EDN: UUBCTV
  34. Thomson, S.L. Canadian Distinctiveness and Cultural Policy as We Enter the Twenty-first Century. In: Gaffield C., Gould K.L. (eds.) The Canadian Distinctiveness into XXIst Century. Ottawa (ON). Ottawa University Press. 2003: 215-223.
  35. Wilson, W.M. Canadian Business: “No, I’m from Canada”. Gaffield, C., Gould, K.L. (eds.) The Canadian Distinctiveness into XXI Century. Ottawa (ON). Ottawa University Press. 2003: 167-172.
  36. Watkins, M.H. A Staple Theory of Economic Growth. The Canadian Journal of Economics and Political Science. 1963. Vol. 29. No. 2: 141-158. Available at: https://www.jstor.org/stable/139461

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».