Карта антропогенной нарушенности почв России

Обложка
  • Авторы: Савин И.Ю.1,2, Орлова К.С.1, Аветян С.А.1,3
  • Учреждения:
    1. Федеральный исследовательский центр “Почвенный институт им. В. В. Докучаева”
    2. Институт экологии, Российский Университет Дружбы Народов
    3. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
  • Выпуск: Том 515, № 1 (2024)
  • Страницы: 132-137
  • Раздел: ПОЧВОВЕДЕНИЕ
  • Статья получена: 30.09.2024
  • Статья одобрена: 30.09.2024
  • Статья опубликована: 15.07.2024
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2686-7397/article/view/265123
  • DOI: https://doi.org/10.31857/S2686739724030168
  • ID: 265123

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Почвы выполняют важную роль по сохранению устойчивости биосферы, а также обеспечивают человечество продуктами питания, одеждой и являются основой для жизни человека на Земле. В процессе нерационального землепользования почвы часто деградируют, а иногда полностью уничтожаются. Но инвентаризация уничтоженных почв на систематической основе до сих пор не ведется ни в одной стране мира. В России на традиционных почвенных картах уничтоженные почвы также не отражаются. Нами предпринята попытка создания первой карты страны, на которой показаны уничтоженные в результате направленного антропогенного воздействия почвы. На карте отражены территории, где почвенный покров был уничтожен в результате строительства зданий, сооружений, автомобильных и железных дорог, карьеров и насыпей при добыче полезных ископаемых. В качестве основного источника информации использовалась краудсорсинговая база данных OpenStreetMap, а также результаты визуального дешифрирования нарушенных почв по спутниковым данным интернет-ресурса GoogleEarthTM. Данные о нарушенности почв были агрегированы на почвенно-географические выделы Единого государственного реестра почвенных ресурсов России (масштаб 1: 2 500 000). Карта представлена в формате ГИС (шейп-файл). Карта содержит информацию о площади и доли нарушенных почв, а также о типе воздействия, в результате которого произошли нарушения.

Полный текст

Важная роль почв в функционировании биосферы и в хозяйственной деятельности человека предопределила появление почвоведения как науки. Функции и сервисы почв многочисленны и достаточно хорошо изучены [1]. Их эффективность и выраженность предопределяется свойствами почв, они, в свою очередь, формируются под влиянием факторов почвообразования, одним из которых является хозяйственная деятельность человека [2, 3].

Человек использует почвы в хозяйственной деятельности (в сельском хозяйстве, в строительстве) с учетом их свойств. Так, например, в распашку вовлекаются лишь почвы, обладающие достаточно высоким уровнем естественного плодородия. Но использование почв человеком в подавляющем большинстве случаев приводит к изменению свойств почв, что меняет их качество и часто приводит к их деградации. По данным GLASOD [4], в мире около 15% почв в той или иной степени деградировано в результате направленного антропогенного воздействия. Деградация почв ведет к утрате почвами их важных функций и сервисов, что, с одной стороны, дестабилизирует биосферу, а с другой делает менее эффективным и более затратным землепользование. Все это предопределяет необходимость оперативной инвентаризации антропогенно измененных почв и мониторинга их состояния.

Самым мягким вариантом направленного изменения почв человеком является их распашка, а самым сильным – полное уничтожение почвы как природного тела. Инвентаризация и мониторинг пахотных почв достаточно хорошо налажены во многих странах мира, в том числе и в России [5, 6]. Но этого нельзя сказать про почвы, полностью уничтоженные в результате хозяйственной деятельности человека. Традиционно они не отражались на крупномасштабных почвенных картах [7, 8]. Лишь в последние годы появились почвенные карты отдельных регионов или полей, на которых показаны антропогенно нарушенные почвы [9–12].

Результатом наших исследований стало создание новой цифровой карты почв России, полностью уничтоженных в результате хозяйственной деятельности человека.

В качестве основной информации для компиляции карты использовались данные интернет-ресурса OpenStreetMap (https://www.openstreetmap.org/#map=3/60.06/102.48). Это некоммерческий веб-картографический проект. В его рамках создаются и постоянно обновляются карты объектов, обычно показываемых на традиционных топографических картах. Для создания карт используются данные с персональных GPS-трекеров, результаты аэро- и космической съемки, панорамы улиц, архивы которых собраны на всю территорию мира некоторыми компаниями (Maxar, Bing, ESRI, Mapbox и др.), а также персональные знания человека, который вносит информацию в эту базу данных. По сути, это база пространственных данных, созданная в рамках краудсорсинговых технологий, которая постоянно пополняется и уточняется.

Было проведено достаточно большое количество исследований качества этой базы данных в разных частях мира, которые показали, что качество базы данных зависит от типа картографируемого объекта и региона, в котором он расположен [13–15]. Согласно этим данным, ошибка позиционирования представленных данных для строений и дорог не превышает 15–20%, а число пропусков или ложных объектов не превышает 10–15%. Общей закономерностью является то, что более населенные регионы характеризуются более высокой точностью. Кроме того, более крупные объекты выделяются с большей точностью (например, точность выделения дорог с асфальтовым покрытием гораздо выше, чем грунтовых дорог).

Для произведения расчетов и визуализации полученных результатов использован программный пакет QGIS3.28.11 “Firenze”. Данные о нарушенных участках извлекались c сервиса OpenStreetMap (https://download.geofabrik.de/). Почвенные выделы получены из пакета файлов почвенной карты РФ масштаба 1 : 2 500 000 (https://egrpr.esoil.ru/content/1DB.html).

Анализ данных OSM производился для слоев: gis_osm_landuse_a_free_1 (участки с различными типами землепользования), gis_osm_buildings_a_free_1 (здания и постройки), gis_osm_roads_free_1 (автомобильные дороги) и gis_osm_railways_free_1 (железнодорожные пути).

В слое gis_osm_landuse_a_free_1 расчет производился для всех атрибутов, которые в поле “fclass” имели значение “quarry” (свалки, мусорные полигоны, выработки, образованные при добыче полезных ископаемых).

В слое gis_osm_buildings_a_free_1 расчет производился для всех атрибутов без исключения.

В слое gis_osm_roads_free_1 расчет производился для атрибутов, которые в поле “fclass” имели значение “motorway” или “motorway_link”, или “trunk”, или “trunk_link”, или “primary”, или “primary_link”, или “secondary”, или “secondary_link”, или “tertiary”, или “tertiary_link”, или “unclassified”, или “residential”, или “busway”, или “service”.

В слое gis_osm_railways_free_1 расчет производился для атрибутов, которые в поле “fclass” имели значение “rail”.

Для каждого полигонального атрибута была рассчитана его площадь в границах почвенного выдела, для линейного – сперва рассчитана длина отрезка в границах почвенного выдела, далее умножена на ширину в зависимости от класса дороги (ранжирование по полю “fclass”). Далее указана принятая ширина для дорог различного типа в слое gis_osm_roads_free_1: “motorway”, “motorway_link” – 30 м, “trunk”, “trunk_link” – 20 м, “primary”, “primary_link” – 20 м, “secondary”, “secondary_link” – 10 м, “tertiary”, “tertiary_link” – 10 м, “unclassified” – 5 м, “residential” – 5 м, “busway” – 5 м, “service” – 5 м; в слое gis_osm_railways_free_1 – rail – 20 м. Считалось, что почвенный покров полностью нарушен в результате строительства этих объектов в пределах указанных для них буферных зон.

Полученные площади отдельных объектов суммировались в границах каждого почвенного выдела, результатом деления суммы площадей атрибутов на площадь почвенного выдела, являлось получение доли нарушенных почв в границах каждого почвенного выдела. Доля была рассчитана в процентах и в гектарах.

Для крупных площадных объектов (карьерные выработки, отвалы, обширные заасфальтированные участки в промышленных зонах), не отраженных в данных OSM, производилось ручное дешифрирование по актуальным космическим снимкам, которые были получены с использованием сервиса GoogleEarthTM.

Площади уничтоженных почв под дорогами, карьерами и строениями вычислялась с учетом указанных буферных зон (см. выше) в QGIS и после этого агрегировалась на почвенно-картографические выделы Единого государственного реестра почвенных ресурсов России (исходный масштаб 1 : 2 500 000) (ЕГРПР) [16].

Карта создана с использованием QGIS и затем конвертирована в формат шейп-файла. Она может быть легко импортирована в другие географические информационные системы. В качестве атрибутов карта содержит информацию о площади почв в России, уничтоженных направленным антропогенным воздействием.

На рис. 1 показаны территории с уничтоженными почвами в России. В табл. 1 приведен перечень почв, которые в наибольшей степени подверглись уничтожению в результате прямого антропогенного воздействия.

 

Рис. 1. Распространенность почв России, нарушенных в результате направленного антропогенного воздействия (процент от площади контура ЕГРПР).

 

Таблица 1. Площади почв России, уничтоженных в результате направленного антропогенного воздействия (почвы ранжированы по площади и доле)

Наименование почв в терминах ЕГРПР

Доля уничтоженных почв от всей площади почв в стране (%)

Наименование почвы в терминах ЕГРПР

Площадь уничтоженных почв (км2)

Пойменные слитые

8.15

Дерново-подзолистые преимущественно мелко- и неглубокоподзолистые

2131.28

Лугово-черноземные карбонатные

6.98

Черноземы выщелоченные

1718.86

Лугово-коричневые

5.46

Серые лесные

1353.97

Пойменные карбонатные

3.09

Пойменные кислые

1273.89

Темно-каштановые солонцеватые и солончаковатые и солонцы (автоморфные)

2.77

Пойменные слабокислые и нейтральные

1239.37

Подзолисто-желтоземные

2.58

Дерново-подзолистые преимущественно неглубокоподзолистые

1235.97

Черноземы выщелоченные мицелярно-карбонатные (черноземы глубокие выщелоченные)

1.65

Дерново-подзолистые иллювиально-железистые

1174.61

Буровато-темно-серые лесные (переходные к бурым лесным)

1.54

Подзолы иллювиально-железистые и иллювиально-гумусовые без разде- ления (подзолы иллювиально-мало- и многогумусовые)

969.93

Иловато-болотные

1.52

Черноземы обыкновенные

901.68

Серопески

1.33

Темно-серые лесные

781.58

Черноземы типичные мицелярно-карбонат- ные (черноземы глубокие слабовыще- лоченные)

1.23

Черноземы южные и обыкновенные мицелярно-карбонатные (черноземы глубокие карбонатные)

756.88

Луговые дифференцированные (в том числе осолоделые)

1.20

Черноземы оподзоленные

674.39

Дерново-палево-подзолистые и подзолисто-буроземные

1.07

Дерново-карбонатные (включая выщелоченные и оподзоленные)

518.58

Серые лесные остаточно-карбонатные

1.06

Торфяные болотные верховые

497.11

Черноземы слитые

1.06

Черноземы типичные

491.25

Коричневые типичные

1.05

Черноземы южные

483.74

Лугово-черноземные выщелоченные

1.02

Торфяно- и торфянисто-подзолисто-глеевые

477.73

Черноземы языковатые и карманистые выщелоченные

0.94

Буро-таежные (буроземы грубогумусовые)

443.75

Пойменные слабокислые и нейтральные

0.93

Подзолы глеевые торфянистые и торфяные, преимущественно иллювиально- гумусовые

440.89

Дерново-подзолистые со вторым осветленным горизонтом

0.88

Подзолы иллювиально-железистые (подзолы иллювиально-малогумусовые)

440.83

Черноземы южные и обыкновенные мицелярно-карбонатные (черноземы глубокие карбонатные)

0.87

Черноземы языковатые и карманистые выщелоченные

424.86

 

Карта по уровню специальной нагрузки соответствует традиционным почвенным картам масштаба 1:2 500 000 и содержит информацию по состоянию на 2010–2020 годы.

В большинстве случаев почвы в России уничтожены в результате строительства автодорог и поселений. Гораздо меньшие площади почв уничтожены при добыче полезных ископаемых и функционировании промышленных предприятий. Общая площадь, на которой почвы были уничтожены человеком, составляет около 31 864 км2, что составляет около 0.2% от всей территории страны. Больше всего почв было уничтожено в г. Санкт-Петербурге (17.08% от площади субъекта), г. Москве (16.69%), Московской (2.61%), Калининградской (1.21%) и Кемеровской (1.11%) областях страны. Наименее изменен человеком почвенный покров республики Якутия (0.03%), Ямало-Ненецкого АО (0.03%), Камчатского края (0.02%), Тюменской области (0.01%) и Ненецкого АО (0.01%).

В табл. 1 приведены данные о том, каких почв страны было уничтожено больше всего. Из данных таблицы следует, что в наибольшей степени в России были уничтожены дерново-подзолистые преимущественно мелко- и неглубокоподзолистые почвы. В несколько меньшей степени – черноземы выщелоченные, серые лесные и пойменные кислые почвы.

По нашим самым грубым оценкам уничтожение таких площадей почв в России потенциально эквивалентны потерям около 500–600 тонн зерна в год. Кроме того, уничтожение почв ведет к ухудшению экологической обстановки. Суммарный запас углерода в почвах страны уменьшился приблизительно на 40–50 тыс. тонн. Изменяется также и энергетический баланс земной поверхности. Подобная смена гумусированных поверхностных горизонтов почв на строения, асфальт и безгумусный грунт потенциально должно приводить к повышению отражения солнечной энергии на территории страны приблизительно на 0.1%. Эти процессы также могли оказать влияние на повышение парниковых газов в атмосфере и на наблюдаемые изменения климата.

Полученные данные уточняют существующую информацию о состоянии почвенных ресурсов страны и могут использоваться для уточнения моделей функционирования биосферы и атмосферы Земли.

ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ

Исследования выполнены при поддержке гранта Минобрнауки России (соглашение № 075-15-2022-321).

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы данной работы заявляют, что у них нет конфликта интересов.

×

Об авторах

И. Ю. Савин

Федеральный исследовательский центр “Почвенный институт им. В. В. Докучаева”; Институт экологии, Российский Университет Дружбы Народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: savin_iyu@esoil.ru

академик РАН

Россия, Москва; Москва

К. С. Орлова

Федеральный исследовательский центр “Почвенный институт им. В. В. Докучаева”

Email: savin_iyu@esoil.ru
Россия, Москва

С. А. Аветян

Федеральный исследовательский центр “Почвенный институт им. В. В. Докучаева”; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Email: savin_iyu@esoil.ru
Россия, Москва; Москва

Список литературы

  1. Добровольский Г. В., Никитин Е. Д. Функции почв в биосфере и экосистемах. М.: Наука. 1990. 261 с.
  2. Добровольский Г. В. Структурно-функциональная роль почвы в биосфере. М.: ГЕОС. 1999. 278 с.
  3. Wang J., Zhen J., Hu W., Songchao Chen S., Lizaga I., Zeraatpisheh M., Xiaodong Yang X. Remote sensing of soil degradation: Progress and perspective // International Soil and Water Conservation Research. 2023. V. 11. № 3. P. 429–454.
  4. Bridges E. M., Oldeman L. R. Global Assessment of Human-Induced Soil Degradation // Arid Soil Research and Rehabilitation. 1999. 13(4). P. 319–325.
  5. Савин И. Ю., Столбовой В. С., Аветян С. А., Шишконакова Е. А. Карта распаханности почв России // Бюллетень Почвенного института имени В. В. Докучаева. 2018. № 94. C. 38–56.
  6. Иванов А. Л., Савин И. Ю., Столбовой В. С., Аветян С. А., Шишконакова Е. А., Каштанов А. Н. Карта агрогенной эродированности почв России // Доклады Российской академии наук. Науки о Земле. 2020. Т. 493. № 2. С. 99–102.
  7. Герасимова М. И., Караваева Н. А., Таргульян В. О. Деградация почв: методология и возможности картографирования // Почвоведение. 2000. № 3. С. 358–365.
  8. Богданова М. Д., Герасимова М. И. Почвенные карты в новом Экологическом атласе России // Почвоведение. 2019. № 12. С. 1454–1470.
  9. Савин И. Ю. Картографирование экраноземов Московской агломерации по спутниковым данным LANDSAT // Исследование Земли из космоса. 2013. № 5. С. 55–61.
  10. Михайлов И. С., Михайлов С. И. Опыт создания и содержание почвенноэкологической карты Ямало-Ненецкого автономного округа // Бюллетень Почвенного института им. В. В. Докучаева. 2017. № . 87. С. 55–72.
  11. Сухачева Е. Ю., Апарин Б. Ф., Андреева Т. А., Казаков Э. Э., Лазарева М. А. Принципы и методы создания цифровой среднемасштабной почвенной карты Ленинградской области // Вестник СПбГУ. Науки о Земле. 2019. № 1. С. 100–113.
  12. Герасимова М. И., Ананко Т. В., Савицкая Н. В. Разработка подходов к введению антропогенно-измененных почв в содержание почвенной карты Российской Федерации (на примере Московской области) // Почвоведение. 2019. № 1. С. 19–30.
  13. Girres G. F., Touya G. Quality Assessment of the French OpenStreetMap Dataset // Transactions in GIS. 2010. V. 14. № 4. P. 435–459.
  14. Haklay M. How good is volunteered geographical information? A comparative study of OpenStreetMap and Ordnance Survey datasets // Environment and Planning B: Planning and Design. 2010. V. 37. № 4. P. 682–703.
  15. Neis P., Zielstra D., Zipf A. The Street Network Evolution of Crowdsourced Maps: OpenStreetMap in Germany 2007–2011 // Future Internet. 2012. V. 4, № 1. P. 1–21.
  16. Единый государственный реестр почвенных ресурсов России. Версия 1.0. М.: Почвенный институт им. В. В. Докучаева Россельхозакадемии. 2014. 768 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распространенность почв России, нарушенных в результате направленного антропогенного воздействия (процент от площади контура ЕГРПР).

Скачать (306KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных

 

Используя сайт https://journals.rcsi.science, я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных») даю согласие на обработку персональных данных на этом сайте (текст Согласия) и на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика» (текст Согласия).