Устройство для прецизионного позиционирования источников низкотемпературной плазмы
- Авторы: Кончеков Е.М.1, Конькова А.С.1, Князев А.В.1, Глинушкин А.П.1, Гудков С.В.1
-
Учреждения:
- Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук
- Выпуск: Том 518, № 1 (2024)
- Страницы: 69-74
- Раздел: ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2686-7400/article/view/282896
- DOI: https://doi.org/10.31857/S2686740024050118
- EDN: https://elibrary.ru/HXCPAB
- ID: 282896
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В последние годы применение низкотемпературной плазмы в биомедицинских и сельскохозяйственных исследованиях вызывает значительный интерес благодаря способности плазмы эффективно стерилизовать, модифицировать поверхности и генерировать активные формы кислорода и азота. Точное позиционирование источников плазмы и характеризация режимов работы источников являются первоочередными задачами при внедрении в реальную практику. В работе представлено универсальное устройство для позиционирования источников плазмы и измерительной аппаратуры. Устройство изготовлено методом послойного наплавления (3D-печать), обладает относительно высокой прочностью конструкции при отсутствии металлосодержащих элементов. Разработанное устройство позволяет с высокой точностью позиционировать активные элементы источников плазмы над объектами различных размеров и состава, а также позволяет имплементировать чувствительные методы диагностики характеристик плазмы и изменения параметров обрабатываемых объектов.
Ключевые слова
Полный текст
Применение плазменных технологий в последние годы вызывает большой интерес и широко освещается в научной литературе [1−3]. Это прежде всего связано с развитием технологической базы, поспособствовавшей появлению энергоэффективных компактных решений [4], и получением перспективных результатов исследований в области взаимодействия низкотемпературной плазмы с биологическими объектами. Наиболее активно развивающимися областями являются плазменная медицина и плазменное сельское хозяйство, в которых источники такой плазмы используются для угнетения или стимуляции жизнеспособности клеток, обработки поверхности материалов с целью стерилизации или изменения адгезионных свойств, генерации в жидкостях биологически активных соединений [5–7]. В таких исследованиях низкотемпературную плазму (НТП) зачастую называют нетермальной или холодной.
Как показывают многочисленные исследования, результаты взаимодействия НТП с биологическими объектами и жидкостями могут вызывать разнообразные отклики и варьироваться в самых широких пределах, что зависит от большого числа параметров как источников НТП, так и условий проведения обработки [8, 9]. Одними из ключевых факторов, определяющих результат прямого взаимодействия НТП с клетками или биотканями и его воспроизводимость, являются энергетические характеристики НТП (вкладываемая в разряд энергия, мощность и длительность микроразрядов), дистанция между активным электродом, задающим плазменное воздействие, и обрабатываемым объектом. Таким образом, на стадии разработки методик и протоколов обработки критически важным является прецизионное позиционирование рабочего устройства источника НТП, а также регистрация характеристик плазменного образования: спектры свечения плазмы и спектры поглощения УФ-излучения в обрабатываемой среде для определения скорости наработки биологически активных соединений; распределение электрического поля; величина и длительность тока в разрядных каналах и т.п. [10−16]. Для решения данного ряда задач нами было разработано и изготовлено универсальное устройство, позволяющее как позиционировать электроды различных типов источников НТП относительно объекта обработки, так и размещать вблизи них компоненты измерительной аппаратуры.
ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА
Поставленные задачи обусловливают основные требования при разработке модели и изготовлении устройства:
1) изготовление элементов из диэлектрических материалов для минимизации систематической ошибки регистрации распределения электрических полей;
2) возможность точного позиционирования рабочего устройства источника НТП в цилиндрической системе координат (степень свободы по высоте и углу поворота);
3) возможность прецизионного и независимого перемещения в двух плоскостях предметных столиков-держателей, на которых размещаются образец и измерительные элементы;
4) возможность работы с объектами размером от 1 см3 до 1 дм3;
5) жесткость конструкции и возможность юстировки в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Общий вид модели устройства представлен на рис. 1. Все элементы, за исключением штока, утяжелителя основания и ряда крепежных элементов, изготовлены методом послойного наплавления (FDM). Для изготовления использовался 3D-принтер VolgoBot A4 PRO. Особенностями данного принтера являются высокая точность при печати (минимальная толщина слоя – 0.03 мм), а также наличие термостатированной и конвекционной камеры, в которой производится построение моделей, что обеспечивает улучшение когезии и противодействие межслоевым деформациям.
Рис. 1. Модель устройства: вид спереди (а), вид сбоку (б), вид сверху (в); 1 – шток; 2 – крепежный элемент; 3 – фиксатор; 4 – втулка для крепления исследуемого объекта (электрода); 5 – канавка для выставления угла поворота; 6 – муфта для вертикального перемещения предметных столиков; 7 – предметный столик; 8 – механизм горизонтальной юстировки; 9 – муфта для горизонтального перемещения предметных столиков; 10 – платформа; 11 – юстировочные ножки; 12 – компенсационный элемент.
В качестве основного материала был выбран ABS-пластик. Данный вид материала является распространенным при 3D-FDM-печати благодаря его свойствам и стоимости. Отличительной особенностью ABS-пластика является его растворимость в ацетоне, что позволяет изготавливать крупногабаритные элементы по частям.
Основание стенда состоит из: утяжелителя; штока, на который устанавливается основная часть стенда; кожуха и крепежного элемента штока. В качестве утяжелителя основания используется плита из оргстекла массой 5 кг. Плита помещена в кожух. Предварительно в плите было выполнено сквозное отверстие, через которое проходит шток.
В верхней панели кожуха предусмотрено отверстие, в которое установлен шток и крепежный элемент для его фиксации. Также в боковой панели кожуха предусмотрены отверстия для установки дополнительного подиума. Подиум выполняет две функции: продление верхней плоскости для размещения крупных объектов (например, мешалки), которые необходимы в процессе исследований, и хранение сопутствующих предметов.
В качестве штока 1 используется стержень диаметром 18 мм. Выбор обусловлен применением стандартного крепежного элемента для дополнительной фиксации стержня в основании и требованием к повышенной прочности, чтобы избежать рисков, связанных с деформацией штока под нагрузкой, вызванной весом основной части стенда. Крепежный элемент 2 имеет более высокую прочность, так как выполнен с применением литейных форм в промышленных условиях.
Для повышения прочности и обеспечения точности позиционирования основной части вдоль штока был изготовлен набор колец разной высоты. На каждое кольцо нанесено значение его высоты. К штоку с помощью дополнительных элементов крепится основная часть стенда через два боковых стержня. Вдоль штока производится перемещение в вертикальной плоскости основной части, для этого фиксаторы 3 снабжены винтами.
В основной части предусмотрено отверстие, в котором размещается втулка для установки рабочего устройства НТП (электрода) и угла его поворота относительно предметных столиков. Корпус рабочего устройства фиксируется во втулке нейлоновыми винтами. Сама втулка также может быть зафиксирована в основной части с помощью нейлоновых винтов.
Втулка 4 имеет радиально расположенные канавки с шагом в 15 градусов. На корпусе выполнены две симметричные канавки 5. Это позволяют осуществлять поворот втулки с рабочим устройством с точностью 7.5 градусов (половина цены деления).
В основной части также располагаются отверстия, симметричные относительно отверстия для втулки, через которые проходят штоки для вертикального перемещения предметных столиков. Механизм вертикального перемещения состоит из штока, муфты и дополнительного фиксатора. Вращательное движение муфты 6 превращается в вертикальное поступательное движение штока. Величина поворота определяется шагом резьбы. На муфте сделаны выступы, чтобы облегчить вращение и определять величину поворота с точностью до 15 градусов (половина цены деления). На штоках выполнены пазы, чтобы осуществлять при необходимости дополнительную фиксацию (винты закручиваются и осуществляют прижим балки с двух сторон); кроме того, винты в пазе выступают в роли направляющих при перемещении штока. Для предотвращения прокручивания штока вдоль их цилиндрической поверхности сделаны срезы. Отверстия в корпусе, через которые проходят эти штоки, также имеют такую форму. Дополнительный фиксатор удерживает муфту, блокируя перемещения в горизонтальной плоскости. Также фиксатор в нижней части имеет выступы, которые служат в качестве направляющих в пазах штока.
В нижней части штока отсутствует резьба, так как в этом месте устанавливается стандартный фиксатор. Через фиксатор пропускается балка квадратного сечения. Балка имеет квадратное сечение, чтобы предотвратить вращение. На конце балки размещается предметный столик 7. Перемещение предметного столика с балкой осуществляется либо через механизм горизонтального перемещения 8, либо вручную. В случае ручного перемещения зажимной винт ослабляется, балка проталкивается, после чего винт затягивается (на балке присутствует шкала, чтобы контролировать величину перемещения). Механизм горизонтального перемещения аналогичен механизму вертикального перемещения: вращение муфты 9 превращается в поступательное движение квадратной балки и, следовательно, перемещение предметных столиков. На квадратной балке жестко фиксируется переходная деталь: внутри деталь имеет квадратное отверстие, а снаружи — резьбу. Для повышения надежности крепления системы дополнительно изготовлены полые детали, которые установлены вокруг стандартных фиксаторов.
На одном из предметных столиков 7 устанавливается измерительный элемент, на другом – объект плазменной обработки. Если объект имеет значительные размеры, он может быть расположен непосредственно на платформе 10.
В основную часть стенда вмонтирован пузырьковый уровень. В ножках стенда 11 установлены регулировочные винты. С помощью уровня и регулировочных винтов осуществляется выравнивание корпуса в горизонтальной плоскости. Компенсационный элемент 12 является противовесом и минимизирует влияние моментов сил, возникающих в ходе эксплуатации устройства.
На рис. 2 представлен пример использования разработанного устройства. Источник НТП в режиме генерации аргоновой плазменной струи производит обработку водосодержащего объекта в чашке Петри. Одновременно с обработкой производится регистрация спектров свечения плазмы. Объект обработки и линза световода размещаются на разных предметных столиках, каждый из которых позволяет независимо позиционировать закрепленный объект в двух плоскостях.
Рис. 2. Применение устройства позиционирования для регистрации спектров свечения плазмы при одновременной обработке водосодержащего объекта. 1 – Активный элемент источника плазмы, 2 – плазменная струя, 3 – объект обработки, 4 – линза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Источники холодной плазмы атмосферного давления быстро приобретают все большее значение, поскольку они удобны в использовании, технологически просты и экологически чисты в задачах генерации активных форм кислорода и азота. Применение НТП может включать: модификацию поверхности, обеззараживание, стерилизацию и заживление ран. Рабочие режимы источника плазмы, особенно в медико-биологических приложениях, должны быть установлены в согласии с нормативными требованиями. По этой причине первоочередной задачей является характеризация и контроль параметров плазмы. В последнее время были разработаны и опробованы новые методы диагностики НТП, позволяющие получить характеристики, важные с точки зрения медицинских приложений. Одна из них – измерение электрического поля с помощью электрооптических кристаллов (эффект Поккельса) [17]. Несмотря на сложность такой диагностики, полученные данные важны для безопасного биомедицинского применения с потенциальным прямым воздействием плазмы. Разработанное в настоящей работе устройство позволяет с достаточной точностью получить, в том числе, информацию об электрических полях вокруг мишени на различных расстояниях, при этом минимизация воздействия полей на измерительную аппаратуру осуществляется путем помещения стенда в клетку Фарадея.
БЛАГОДАРНОСТИ
Авторы благодарят сотрудников отдела физики плазмы и теоретического отдела ИОФ РАН за консультацию в процессе выполнения работы, в частности Л.В. Колика, Д.В. Малахова, Н.Г. Гусейн-заде.
ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ
Работа выполнена за счет гранта Российского научного фонда № 23-29-00856.
Об авторах
Е. М. Кончеков
Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: konchekov@fpl.gpi.ru
Россия, Москва
А. С. Конькова
Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук
Email: konchekov@fpl.gpi.ru
Россия, Москва
А. В. Князев
Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук
Email: konchekov@fpl.gpi.ru
Россия, Москва
А. П. Глинушкин
Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук
Email: konchekov@fpl.gpi.ru
академик РАН
Россия, МоскваС. В. Гудков
Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук
Email: konchekov@fpl.gpi.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Gudkov S.V., Sarimov R.M., Astashev M.E. et al. Modern Physical Methods and Technologies in Agriculture // Phys. Usp. 2024. V. 67. № 2. P. 194. https://doi.org/10.3367/UFNe.2023.09.039577
- Konchekov E.M., Gusein-zade N., Burmistrov D.E. et al. Advancements in Plasma Agriculture: A Review of Recent Studies // IJMS. 2023. V. 24. P. 15093. https://doi.org/10.3390/ijms242015093
- Adamovich I., Agarwal S., Ahedo E. et al. The 2022 Plasma Roadmap: Low Temperature Plasma Science and Technology // J. Phys. D: Appl. Phys. 2022. V. 55. № 373001. https://doi.org/10.1088/1361-6463/ac5e1c
- Konchekov E.M., Gudkova V.V., Burmistrov D.E. et al. Bacterial Decontamination of Water-Containing Objects Using Piezoelectric Direct Discharge Plasma and Plasma Jet // Biomolecules. 2024. V. 14. P. 181. https://doi.org/10.3390/biom14020181
- Bruggeman P.J., Bogaerts A., Pouvesle J.M. et al. Plasma–Liquid Interactions // J. Applied Physics. 2021. V. 130. P. 200401. https://doi.org/10.1063/5.0078076
- Gudkova V.V., Razvolyaeva D.A., Borzosekov V.D., Konchekov E.M. Features of the FOX and Griess Method for Assessing the Biological Activity of Plasma Treated Solutions // Plasma Chem. Plasma Process. 2024. V. 44. P. 305. https://doi.org/10.1007/s11090-023-10418-8
- Konchekov E.M., Kolik L.V., Danilejko Y.K. et al. Enhancement of the Plant Grafting Technique with Dielectric Barrier Discharge Cold Atmospheric Plasma and Plasma-Treated Solution // Plants. 2022. V. 11. P. 1373. https://doi.org/10.3390/plants11101373
- Korzec D., Hoffmann M., Nettesheim S. Application of Plasma Bridge for Grounding of Conductive Substrates Treated by Transferred Pulsed Atmospheric Arc // Plasma. 2023. V. 6. P. 139. https://doi.org/10.3390/plasma6010012
- Korzec D., Hoppenthaler F., Andres T., Guentner S., Lerach S. Application of Nitrogen Piezoelectric Direct Discharge for Increase in Surface Free Energy of Polymers // Plasma. 2022. V. 5. P. 111. https://doi.org/10.3390/plasma5010009
- Hofmans M., Sobota A. Influence of a Target on the Electric Field Profile in a kHz Atmospheric Pressure Plasma Jet with the Full Calculation of the Stark Shifts // J. Applied Physics. 2019. V. 125. № 043303. https://doi.org/10.1063/1.5075544
- Goldberg B.M., Hoder T., Brandenburg R. Electric Field Determination in Transient Plasmas: In Situ & Non-Invasive Methods // Plasma Sources Sci. Technol. 2022. V. 31. № 073001. https://doi.org/10.1088/1361-6595/ac6e03
- Orr K., Tang Y., Simeni Simeni M. et al. Measurements of Electric Field in an Atmospheric Pressure Helium Plasma Jet by the E-FISH Method // Plasma Sources Sci. Technol. 2020. V. 29. № 035019. https://doi.org/10.1088/1361-6595/ab6e5b
- Yang J., Barnat E.V., Im S., Go D.B. Spatiotemporally Resolved Measurements of Electric Field around a Piezoelectric Transformer Using Electric-Field Induced Second Harmonic (E-FISH) Generation // J. Phys. D: Appl. Phys. 2022. V. 55. № 225203. https://doi.org/10.1088/1361-6463/ac406a
- Li X., Jin S., Song K. et al. Temporal Electric Field of a Helium Plasma Jet by Electric Field Induced Second Harmonic (E-FISH) Method. // Plasma Sci. Technol. 2023. V. 25. № 015402. https://doi.org/10.1088/2058-6272/ac8419
- Robert E., Sarron V., Riès D. et al. Characterization of Pulsed Atmospheric-Pressure Plasma Streams (PAPS) Generated by a Plasma Gun // Plasma Sources Sci. Technol. 2012. V. 21. № 034017. https://doi.org/10.1088/0963-0252/21/3/034017
- Mat Saman N., Ahmad M.H., Buntat Z. Experimental Analysis of Cold Plasma With Glow Discharge Mechanism Under a Variety of Input Parameters // IEEE Trans. Plasma Sci. 2022. V. 50. P. 2110. https://doi.org/10.1109/TPS.2022.3176455
- Nishiura M., Yoshida Z., Mushiake T. et al. Electro-Optic Probe Measurements of Electric Fields in Plasmas // Rev. Sci. Instrum. 2017. V. 88. № 023501. https://doi.org/10.1063/1.4974740
Дополнительные файлы





