Присяга как основа нравственного воспитания выпускников вузов юридических специальностей
- Авторы: Канцеляров А.В.1,2, Миронов И.Б.3, Шкабура Е.А.4
-
Учреждения:
- Ассоциация юристов Чувашской Республики
- Совет по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, Торгово-промышленная палата Российской Федерации
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
- Российский государственный университет правосудия имени В. М. Лебедева
- Выпуск: Том 7, № 1 (2025)
- Страницы: 92-98
- Раздел: Публично-правовые (государственно-правовые) науки
- Статья опубликована: 31.03.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2686-9241/article/view/365264
- DOI: https://doi.org/10.37399/2686-9241.2025.1.92-98
- ID: 365264
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проводится анализ процедуры торжественного принятия присяги. Рассмотрена роль института принятия присяги в системе органов государственной власти. В системе образования выделяется профессия юриста как фундаментальная.
Полный текст
Присяга – это клятва, которую обязан принести человек при поступлении на определенную службу, получении должности или нового статуса. Она подразумевает торжественное обещание выполнить определенный перечень действий и дается публично. Кроме того, присяга накладывает на давшее ее лицо ответственность, которую человек обязан выполнять. Исторически сложилось, что присягу принимают в тех профессиях, в которых решения могут прямо влиять на жизнь и здоровье людей.
Наряду с военной присяга ассоциируется с клятвой Гиппократа, которую дают медицинские работники после освоения всей образовательной программы и при получении документа об образовании и о квалификации. Клятва Гиппократа – этическое и моральное обязательство врачей, которое олицетворяет основные принципы медицины: не причинять вред пациентам, соблюдать конфиденциальность и посвятить себя помощи больным. В эти слова заложен основополагающий принцип о святом долге врача перед своими пациентами.
Действующая клятва врача в Российской Федерации законодательно закреплена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»92. Согласно ст. 71 лица, завершившие освоение образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации в торжественной обстановке дают клятву врача следующего содержания: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».
Врач – это профессия, поскольку деятельность врача сводится к лечению пациентов. Вместе с тем, если его деятельность обусловлена выполнением конкретных служебных обязанностей (административно-хозяйственных, организационно-распорядительных функций), врач является и должностным лицом.
Профессия юриста, так же как и профессия врача, отличается высокой степенью социальной ответственности и направлена на профессиональную помощь неопределенному кругу лиц. Такая параллель профессий обусловливает и общие принципы соответствовать определенным требованиям. В связи с этим принятие присяги в России является обязательной процеду-
рой и для должностей, связанных с высокими коррупционными рисками (должностей, наделенных государственно-властными полномочиями), и для должностей, связанных с защитой прав и свобод граждан, общества и государства (военных, адвокатов, прокуроров, сотрудников МЧС, МВД и т. д.).
Институт принятия присяги широко используется и в иных сферах (при приеме в гражданство России и т. д.). Зачастую присяга имеет юридическую силу, а ее нарушение влечет за собой дисциплинарную или даже уголовную ответственность.
Говоря о профессии юриста, также хотелось бы подчеркнуть степень ответственности образовательных организаций при подготовке специалистов данной области. Граждане, обращаясь за помощью к юристу, должны быть уверены, что сценарий решения их вопроса не приведет к еще большим проблемам, а путь решения проблемы со стороны юриста как специалиста будет правильным.
Необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации (далее – Конституция России) гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). Нельзя умалять и иные виды оказания и поддержания государством на достаточно высоком уровне любых иных видов оказываемой помощи. Совершенно очевидно, что медицинская помощь имеет не менее важное, а зачастую и первостепенное значение в жизни каждого. Вместе с тем в отличие от положений ст. 48 Конституции России в ст. 41 Конституции закреплены гарантии на охрану здоровья и медицинскую помощь без указания на критерий «квалифицированной помощи». На наш взгляд, такой подход был избран неслучайно: в данном случае речь идет не только о закрепленных Конституцией России гарантиях определенных прав и свобод, но и об их лишении. Недопустимость произвола в принятии решений, ограничивающих права и свободы конкретного человека, потребовала особо выделить в Конституции России именно юридическую помощь.
В широком смысле квалифицированная юридическая помощь направлена на обеспечение правовой стабильности в деятельности государственных институтов и государства. Судья Конституционного Суда Российской Федерации А. Л. Кононов, комментируя рассматриваемые конституционные положения, указывает, что «право каждого на получение квалифицированной юридической помощи служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции прав и свобод, в частности на защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), на судебную защиту (ст. 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123), находится во взаимосвязи с ними (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 14-П) и не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 г. № 8-П)» [1, с. 437].
Конституция государства рассматривает профессию юриста прежде всего как деятельность по обеспечению защиты прав и свобод граждан. В качестве наиболее заметных направлений, непосредственно вовлеченных в оказание квалифицированной юридической помощи, следует отметить деятельность судов [2], прокуратуры, адвокатуры и следствия. Все перечисленные направления деятельности юристов в соответствии с законом требуют, по нашему мнению, принесения присяги (Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»93, Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г.
№ 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»94, Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»95, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»96, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»97).
В то же время оказание юридической помощи, конечно же, не ограничивается перечисленными институтами, является многогранной деятельностью и обеспечивается даже в отсутствие непосредственно в ней гражданина. Это правовая составляющая государственных институтов, а также производственных, инвестиционных, строительных и любых иных отраслевых направлений. Если в отдельных случаях, как, например, в деятельности Уполномоченного по правам человека, законодательство предусматривает принесение присяги, то во множестве случаев, где участие юристов предусмотрено законом, присяга как торжественная клятва следования закону отсутствует.
Например, согласно ст. 48 ГПК РФ представителями в суде, в апелляционных и кассационных инстанциях судов общей юрисдикции могут выступать наряду с адвокатами иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. В данном случае логически невозможно даже в пределах одной статьи Кодекса объяснить, почему законоположение о принесении присяги установлено только для лиц в статусе адвоката.
Поскольку профессия юриста направлена на защиту прав и свобод человека, отстаивание интересов граждан, общества и государства, полагаем целесообразным ввести процедуру принятия присяги для выпускников учебных заведений по юридическим специальностям.
Негативными факторами совершения юристами тех или иных правонарушений (нарушения служебного долга или профессиональной тайны, формализм, халатность и т. д.) являются, на наш взгляд, низкая этическая культура и нравственность. Моральная деформация некоторых юристов обусловлена, возможно, тем, что их деятельность связана постоянно с проявлениями жестокости, противоправного поведения, нарушениями прав и свобод и т. д.
Устойчивые моральное сознание и поведение формируются на протяжении всей жизни юриста, а потому важным является определение образовательными организациями первоначальных морально-нравственных и профессиональных ориентиров будущего специалиста, в том числе для снижения рисков моральной деформации выпускников.
Таким образом, одним из путей решения данного вопроса может быть выстраивание учебного процесса юриста с целевым ориентиром на принципы совести, чести, справедливости. Принятие присяги как акт, имеющий нравственное содержание и влекущий моральную ответственность, будет основой в становлении выпускника-юриста как полноправного члена юридического сообщества в целом и позволит повысить авторитет юридического сообщества.
Данный важный подход может быть реализован в образовательных организациях и без законодательного закрепления, в форме рекомендаций на уровне Ассоциации юристов России, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.
Об авторах
Александр Валерьевич Канцеляров
Ассоциация юристов Чувашской Республики; Совет по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: alex190303@mail.ru
сопредседатель Правления Ассоциации юристов Чувашской Республики, член Совета по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Россия, Чебоксары; МоскваИлья Борисович Миронов
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Email: mironov@duma.gov.ru
кандидат юридических наук, руководитель аппарата по государственному строительству и законодательству
Россия, МоскваЕлена Александровна Шкабура
Российский государственный университет правосудия имени В. М. Лебедева
Email: shkaburaea@rsuj.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель ректора по качеству образовательной деятельности
Россия, МоскваСписок литературы
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд. М. : Норма : Инфра-М, 2011. 1007 с. ISBN: 978-5-91768-218-1.
- Момотов В. В. О роли Верховного Суда Российской Федерации в гуманизации законодательства и правоприменительной практики // Правосудие/Justice. 2024. Т. 6, № 2. С. 8–31. doi: 10.37399/2686-9241.2024.2.8-31.
Дополнительные файлы



