СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются вопросы содержания и методики преподавания курса математики в начальном общем образовании в условиях цифровизации. Показана необходимость существенной доработки содержания курса математики начального общего образования в направлении использования цифровых средств как объекта изучения, так и инструмента, который может существенно улучшить содержательное наполнение и эффективность усвоения курса для действительной подготовки детей к будущей жизни и работе.

Об авторах

А. А. Муранов

Российский фонд развития информационных технологий

Автор, ответственный за переписку.
Email: muranov2000@gmail.com
Россия, Москва

С. А. Поликарпов

Математический институт им. В.А. Стеклова Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: polik@mi-ras.ru
Россия, Москва

Т. А. Рудченко

Институт кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга Федеральный исследовательский центр “Информатика и управление” Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: rudchenko1@yandex.ru
Россия, Москва

Список литературы

  1. Полякова Т.С. Математическое образование в России до революции 1917 года // В кн.: Российское математическое образование. Ред. и сост. А.П. Карп, Б. Вогели. М.: МПГУ, 2017. 576 с. URL: https://www.mathedu.ru/text/rossiyskoe_matematicheskoe_obrazovanie_2017/p10/ (дата обращения 08.12.2022).
  2. Магницкий Леонтий Филиппович (1669–1739). Арифметика Магницкого. Точное воспроизведение подлинника // С прил. ст. П. Баранова. М.: П. Баранов, 1914. 25 c. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004180690 (дата обращения 08.12.2022).
  3. Муравьев Н. Начальное основание математики. Часть 1 // Санкт-Петербург, 1752. 312 с. URL: https://bookree.org/reader?file=562800 (дата обращения 08.12.2022).
  4. Козельский Я. Арифметические предложения // Санкт-Петербург, 1764. 285 с. URL: https://archive.org/details/libgen_00126256 (дата обращения 08.12.2022).
  5. Эйлер Л. Руководство к арифметике для употребления гимназии Императорской Академии наук // Санкт-Петербург, 1768. 383 с. URL: https://arch. rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/33406#page/5/ mode/2up (дата обращения 08.12.2022).
  6. Гольденберг А.И. Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметике // Вып. 1. Москва, Издание Д.Д. Полубояринова, 36-е изд., 1903. 64 с. URL: https://www.studmed.ru/goldenberg-ai-sbornik-zadach-i-primerov-dlya-obucheniya-nachalnoy-arifmetike-1903-g-izd_185366af43f.html (дата обращения 08.12.2022).
  7. Аржеников К.П. Сборник арифметических задач и примеров для начальных народных училищ. Год первый // 94-е изд., Москва, 1918. 92 с. URL: https://archive.org/details/libgen_00126152 (дата обращения 08.12.2022).
  8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Просвещение, 1982. 440 с. URL: https://www.studmed.ru/komenskiy-yaa-izbrannye-pedagogicheskie-sochineniya-tom-1-tom-2_206232a9605.html (дата обращения 08.12.2022).
  9. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. Т. 7. Руководство к преподаванию по “Родному слову”. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. 156 с. URL: https://imwerden.de/pdf/ushinsky_sobranie_sochineny_tom07_1949_text.pdf (дата обращения 08.12.2022).
  10. Об использовании микрокалькуляторов в учебном процессе (Инструктивно-методическое письмо). НИИ содержания и методов обучения АПН СССР и Главное управление школ Министерства просвещения СССР // Математика в школе. 1982. 3. С. 6–8.
  11. Эльконин Д.Б., Гальперин П.А., Леонтьев А.Н. Реформа школы и задачи психологии // Вопросы психологии. 1959. 1. С. 3–22. URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011959/Lrs-001.htm (дата обращения 08.12.2022).
  12. Семенов А.Л., Поликарпов С.А., Рудченко Т.А. Будущее математического образования // Математика в школе, Армения. 2022. 1 (114). С. 10–15. ISBN 1829-4111.
  13. Семенов А.Л. Перспективы математического образования в цифровом мире // Актуальные проблемы обучения математике и физике в школе и вузе в условиях обновленного содержания образования. Материалы международной научно-практической конференции, Алматы: КазНПУ им. Абая, изд-во “Улагат”, 2022. С. 11–17.
  14. Семенов А.Л., Зискин К.Е. Расширенная личность как основной субъект и предмет философского анализа. Следствия для образования // Человек и системы искусственного интеллекта, ред. Лекторский В. А. СПб.: ООО «“Издательство “Юридический центр”», 2022. С. 172–200. ISBN 978-5-94201-835-1.
  15. Семенов А.Л., Зискин К.Е. Концепция расширенной личности как ориентир цифрового пути образования // Сб. “Герценовские чтения: психологические исследования в образовании”. 2021. Вып. 4. С. 530–535. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-66
  16. Семенов А.Л., Кондратьев В.В. Учащиеся как расширенные личности цифровой эпохи // Материалы IV Междунар. науч. конф. “Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании”. Красноярск, 6–9 октября 2020 г. : в 2 ч. Ч. 2. Под общ. ред. М. В. Носкова. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. С. 560–566. ISBN 978-5-7638-4399-6.
  17. Семенов А.Л. Цели общего образования в цифровом мире. // Материалы III Международной конференции “Информатизация образования и методика электронного обучения”. Красноярск, СФУ, 2019. В 2 ч. Ч. 2. С. 383–388. ISBN 978-5-7638-4199-2.
  18. Фейгенберг И.М. Человек достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни Земли // М.: ООО “Медицинское информационное агентство”, 2011. 128 с.
  19. Clark A. Natural-Born Cyborgs: Minds, Technologies, and the Future of Human Intelligence. New York: Oxford University Press, 2003. 229 p.
  20. Серр М. Девочка с пальчик // М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 77 с.
  21. Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии // В кн.: Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т., т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 103–108. http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v- 6tt_t1_1982/go,108;fs,1/ (дата обращения 08.12.2022).
  22. Asmolov A., Guseltseva M. Education as a space of opportunities: from human capital to human potential // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (online). 2019. V. 64 (6). P. 40–45.
  23. Ардашева и др. Рабочая книга по математике. Для 4-го года обучения. Хабаровск, Дальгиз, 1932. URL: http://old.mathedu.ru/1931-1932.html (дата обращения 08.12.2022).
  24. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел // Изд. 7-е, просмотренное и дополненное. ГОНТИ, Ред. научно-популярной и юношеской литературы, Москва–Ленинград, 1938. 196 с. URL: https://www.mathedu.ru/text/perelman_zanimatelnaya_arifmetika_1938 (дата обращения 08.12.2022).
  25. Gimmestad B.J. The Russian peasant multiplication algorithm: a generalization // The Mathematical Gazette. 1992. V. 75(72). 1991. P. 169–171. https://doi.org/10.2307/3620245;
  26. Сахаров И.П., Соколов Н.И. Новый арифметический задачник. Ч. 1 // Москва, 1906. 111 с. URL: https://fr-lib.ru/books/nauka-i-ucheba/novyi-arifmeticheskii-zadachnik-download785348 (дата обращения 08.12.2022).
  27. Толстой Л.Н. Арифметика. В двух частях. С указаниями для учителя // Москва, 1913. URL: https://www.mathedu.ru/text/tolstoy_arifmetika_1913 (дата обращения 08.12.2022).
  28. Живая математика. Виртуальная математическая лаборатория // URL: https://www.int-edu.ru/content/rusticus-0 (дата обращения 08.12.2022).
  29. The Geometer’s Sketchpad. Resource Center // URL: https://www.dynamicgeometry.com/ (дата обращения 08.12.2022).
  30. Cabri Geometry. CabriLog. Making Math Success Simple // URL: http://www.cabri.net/ (дата обращения 08.12.2022).
  31. Математический конструктор. Лучшая российская программа динамической математики // URL: https://obr.1c.ru/mathkit/ (дата обращения 08.12.2022).
  32. GeoGebra GeoGebra for Teaching and Learning Math // URL: https://www.geogebra.org/ (дата обращения 08.12.2022).
  33. Семенов А.Л., Посицельская М.А., Посицельский С.Е., Рудченко Т.А. и др. Математика и информатика. 1–4 классы. Учебно-методический комплект (учебники и задачники) для общеобразоват. организаций // М.: МЦНМО, ИНТ, 2012–2019.
  34. Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Информатика. 1–4 классы. Учебно-методический комплект (учебники, рабочие тетради, тетради проектов, поурочные разработки для каждого года обучения) для общеобразоват. организаций // Серия “Перспектива”. М.: Просвещение, ИНТ, 2019–2022.
  35. Методическое письмо Минобрнауки России от 19.11.1998 № 1561/14-15 “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе” // https://legalacts.ru/doc/metodicheskoe-pismo-minobrnauki-rossii-ot-19111998-n-156114-15-kontrol/ (дата обращения 08.12.2022).
  36. Семенов А.Л., Муранов А.А., Поликарпов С.А., Бахтина Е.Ю. Содержание и методика преподавания курса математики начальной школы в условиях цифровизации // Математика. Информатика. Образование. № 3(27). Елец, 2022. С. 25–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49526196 (дата обращения 08.12.2022).
  37. Семенов А.Л., Булин-Соколова Е.И., Муранов А.А., Рудченко Т.А. Цифровые технологии в начальной школе. Вход в будущий мир // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы VI Международной науч. конф., г. Красноярск, 20–23 сентября 2022 г. В 3 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022. С. 325–329. ISBN 978-5-907558-24-3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2.

Скачать (338KB)
3.

Скачать (48KB)
4.

Скачать (201KB)

© А.А. Муранов, С.А. Поликарпов, Т.А. Рудченко, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».