Структура и динамика коммуникативного взаимодействия в паре «потенциальный пациент - врач» в рамках письменной консультации на интернет-форуме
- Авторы: Комалова Л.Р.1,2
-
Учреждения:
- Институт научной информации по общественным наукам РАН
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: Том 28, № 2 (2024)
- Страницы: 338-364
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2687-0088/article/view/312738
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-35049
- EDN: https://elibrary.ru/EQVIJU
- ID: 312738
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В связи с возросшими темпами цифровизации во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в медицине, больше граждан могут получать квалифицированную медицинскую помощь. При этом период пандемии COVID-2019 наглядно продемонстрировал, что телемедицина становится актуальной сферой врачебной практики; в частности, существенно возрастает роль интернет-консультации в медицинской коммуникации. В связи с этим медицинский сетевой дискурс становится объектом научных исследований. Проводимое нами исследование нацелено на верификацию сценария медицинской консультации в рамках медицинского интернет-форума. Материалом послужили 5259 сообщений на русском языке за 2018-2023 год в рамках 60 медицинских интернет-консультаций по теме «кардиология» на интернет-форуме rusmedserv. В ходе эмпирического исследования сбор и структурирование исследовательского материала проводились с помощью корпусных методов; материал подвергался дескриптивному и дискурсивному анализу, систематизации и обобщению. Качественная интерпретация полученных данных проводилась с опорой на коммуникативно-прагматический метод анализа О.С. Иссерс (2008). Было выявлено, что при взаимодействии между врачом и потенциальным пациентом посредством интернет-форума в целом сохраняются динамика и структура медицинской консультации. На исследованном материале также подтверждаются особенности интернет-коммуникации между врачом и пациентом, представленные в научной литературе. Результаты дополняют представления о письменной медицинской интернет-консультации знаниями о том, что она разворачивается не последовательно, а рекуррентно. Выявленные коммуникативные новации в основном относятся к динамике развертывания сценария медицинской интернет-консультации. Полученные результаты могут способствовать разработке более эффективной коммуникативной модели «пациент - врач», ориентированной на задачи телемедицины.
Об авторах
Лилия Ряшитовна Комалова
Институт научной информации по общественным наукам РАН; Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: komalova@inion.ru
ORCID iD: 0000-0002-0955-5315
доктор филологических наук, доцент, руководитель и ведущий научный сотрудник Центра эмерджентных практик Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, профессор кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Московского государственного лингвистического университета. Научные интересы: экспериментальная лингвистика, лингвоконфликтология, речевое поведение и речевая деятельность, интернет-лингвистика, психолингвистика, психология поведения, корпусная лингвистика.
Москва, РоссияСписок литературы
- Алексеева А.А. Речевые тактики в медицинских онлайн-консультациях (на материале сайта health.mail.ru) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 9: Филология. С. 112-120. [Alekseeva, Alina A. 2017. Speech tactics on online medical advice (based on health.mail.ru). Vestnik NSU. Series: History and Philology 16 (9). 112-120. (In Russ.)]. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2017-16-9-112-120
- Ахнина К.В., Макарова М.А., Юрманова С.А. Сетевой медицинский дискурс: лексические и стилистические особенности // Образовательный вестник «Сознание». 2018. № 20 (6). С. 48-53. [Akhnina, Kristina V., Marina A. Makarova & Svetlana A. Yurmanova. 2018. Network medical discourse: Lexical and stylistic features. Educational Bulletin Consciousness 20 (6). 48-53. (In Russ.)].
- Бейлинсон Л.С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы. Волгоград: Перемена, 2009. [Bejlinson, Lubov’ S. 2009. Professionalnyi diskurs: priznaki, funkcii, normy (Professional Discourse: Signs, Functions, Norms). Volgograd: Peremena. (In Russ.)].
- Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация // Медицинская психология в России. 2011. № 2 (7). [Boluchevskaya, Valentina V. & Antonina I. Pavlyukova. 2011. Obshchenie vracha: verbal'naya i neverbal'naya kommunikaciya (Physician communication: Verbal and nonverbal communication). Medicinskaya psihologiya v Rossii 2 (7). (In Russ.)]. http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_2_7/nomer/nomer19.php
- Гончаренко Н.В. Суггестивность медицинского дискурса // Известия ВГПУ. 2008. № 2 (26). С. 12-16. [Goncharenko, Natalia V. 2008. Suggestivnost medicinskogo diskursa. Izvestiya VGPU 2 (26). 12-16. (In Russ.)]. https://sciup.org/suggestivnost-medicinskogo-diskursa-148163220
- Давыдова Н.В., Дьяченко Е.В. Навыки общения с пациентами. Обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском вузе. Екатеринбург, 2019. [Davydova, N.V. & Elena V. Dyachenko. 2019. Navyki obshcheniya s pacientami. Obuchenie i ocenka kommunikativnyh navykov v medicinskom vuze (Communication Skills with Patients. Teaching and Assessing Communication Skills in Medical School). Ekaterinburg. (In Russ.)].
- ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. [van Dijk, Teun. 2000. Language. Cognition. Communication. Blagoveshchensk: BGK im. I.A. Boduehna de Kurteneh. (In Russ.)].
- Дзараева Н.А., Рогожникова Р.А. Стратегии и тактики речевого поведения врача // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. Выпуск 2 (часть 1). 2014. С. 48-54. [Dzaraeva, Natalya A. & Raisa A. Rogozhnikova. 2014. Strategies and tactics of medical staff verbal behaviour. Vestnik PGGPU. Seriya № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki 2 (1). 48-54. (In Russ.)]. http://vestnik1.pspu.ru/files/1-2014-2-1.pdf
- Жура В.В. Взаимодействие картин мира врача и пациента в ходе медицинской коммуникации и способы их экспликации // Общество ремиссии: на пути к нарративной медицине. Самара: Самарский государственный университет, 2012. С. 54-65. [Zhura, Viktoria V. 2012. Vzaimodeistvie kartin mira vracha i patsienta v khode meditsinskoi kommunikatsii i sposoby ikh ehksplikatsii (Interaction of the world pictures of the doctor and the patient during medical communication and methods of their explication). Obshchestvo remissii: na puti k narrativnoi medicine. 54-65. Samara: Samarskii gosudarstvennyi universitet. (In Russ.)]. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24244565_81575601.pdf
- Жура В.В. Виды коммуникативного взаимодействия врача и пациента // Вестник ВолГМУ. 2004. № 10. С. 84-88. [Zhura, Viktoria V. 2004. Vidy kommunikativnogo vzaimodeistviya vracha i pacienta (Types of communicative interaction between doctor and patient). Journal of Volgograd State Medical University 10. 84-88. (In Russ.)].
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. Москва: Издательство ЛКИ, 2008. [Issers, Oksana S. 2008. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi (Communicative Strategies and Tactics of Russian Speech). 5-e izd. Moskva: Izdatel'stvo LKI. (In Russ.)].
- Касымова О.П., Линник Л.А. Медицинский дискурс в современной лингвистике // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 3. С. 767-773. [Kasymova, Olga P. & Lubov A. Linnik. 2017. Medical discourse in modern Linguistics. Vestnik Bashkirskogo universiteta 22 (3). 767-773. (In Russ.)].
- Куриленко В.Б., Макарова М.А., Логинова Л.Д. Лингвотерапевтическая направленность как базовая категория медицинского дискурса // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1. [Kurilenko, Viktoria B., Marina A. Makarova & Larisa D. Loginova. 2012. Lingvoterapevticheskaya napravlennost kak bazovaya kategoriya medicinskogo diskursa (Linguistic orientation as a basic category of medical discourse). Modern Scientific Researches and Innovations 1. (In Russ.)]. https://web.snauka.ru/issues/2012/01/6431
- Маджаева С.И. Термины в медицинском дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 60. 2011. № 33 (248). С. 92-94. [Madzhaeva, Sanya I. 2011. Terminy v medicinskom diskurse (Terms in medical discourse). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie 33 (248). 92-94. (In Russ.)].
- Майборода С.В. Коммуникативная тактика убеждения в коллегиальном дискурсе доктора и пациента // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7. С. 228-232. [Mayboroda, Svetalana V. 2022. Communicative tactics of persuasion in the collegial discourse of doctor and patient. Dinamika yazykovykh i kulturnykh protsessov v sovremennoy Rossii 7. 228-232. (In Russ.)].
- Майборода С.В. Медицинский дискурс: современные теоретико-методологические подходы и перспективы исследования // Коммуникативные исследования. 2017. № 1 (11). С. 63-74. [Mayboroda, Svetlana V. 2017. Medicinskii diskurs: sovremennye teoretiko-metodologicheskie podhody i perspektivy issledovaniya (Medical discourse: Modern theoretical and methodological approaches and research prospects). Kommunikativnye issledovaniya 1 (11). 63-74. (In Russ.)].
- Макарова О.В. Анализ эффективности пациентоцентричных коммуникативных навыков врача // Сибирский журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 108-121. [Makarova, Olga V. 2020. The analysis of doctor’s patient-centered communication skills efficiency. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture 12 (3). 108-121. (In Russ.)]. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-3-108-121
- Сильверман Д.Ж., Керц С., Дрейпер Дж. Навыки обращения с пациентами / пер с англ. А.И. Дорман. Москва: Гранат, 2018. [Silverman, Jonathan, Suzanne Kurtz & Juliet Draper. 2018. Skills for Communicating with Patients. per s angl. A. I. Dorman. Moscow: Granat. (In Russ.)].
- Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 1 (1). С. 101-107. [Sonkina, Anna A. 2015. Skills for professional communication in medical practice. Healthcare Management: News. Vies. Education. Bulletin of VSHOUZ 1 (1). 101-107. (In Russ.)].
- Трушкин С.В. Вызовы современности: медицинский комплаенс, партнерские отношения, коммуникативные компетенции врача // Медицинская психология в России. 2018. № 10 (4). [Trushkina, Svetlana V. 2018. Present day challenges: Medical compliance, partnership relationships, doctor’s communicative competence. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii 10 (4). (In Russ.)]. https://doi.org/10.24411/2219-8245-2018-14090
- Шабанова А.С., Боговин Л.В., Колосов В.П. Модели терапевтического взаимодействия врача и пациента // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2016. № 60. С. 105-110. [Shabanova, Anastasiya S., Larisa V. Bogovin & Viktor P. Kolosov. 2016. Models of therapeutic interaction between doctors and patients. Bulletin Physiology and Pathology of Respiration 60. 105-110. (In Russ.)].
- Шестухина И.Ю. Коммуникативные стратегии и тактики в речевой партии врача в аспекте обучения русскому как иностранному // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2021. № 4. С.87-96. [Shestukhina, Irina Yu. 2021. Kommunikativnye strategii i taktiki v rechevoi partii vracha v aspekte obucheniya russkomu kak inostrannomu (Communicative strategies and tactics in the speech part of a doctor in the aspect of teaching Russian as a foreign language). Mezhkul'turnaya kommunikatsiya v obrazovanii i meditsine 4. 87-96. (In Russ.)]. https://icjournal.ru/icjournal/article/view/498/399
- Введение в биоэтику / под ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. Москва: Прогресс-Традиция, 1998. [Yudin, Boris G. & Pavel D. Tishchenko (eds.). 1998. Vvedenie v bioehtiku (Introduction to Bioethics). Moskva: Progress-Traditsiya. (In Russ.)].
- Bernardi, Roberta & Philip F. Wu 2022. Online health communities and the patient-doctor relationship: An institutional logics perspective. Social Science & Medicine 314. 115494. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2022.115494 https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0277953622008000?via%3Dihub
- Byrne, Patrick S. & Barrie E. L. Long. 1976. Doctors Talking to Patients: A Study of the Verbal Behaviour of General Practitioners Consulting in their Surgeries. London: H.M.S.O.
- Emanuel, Ezekiel J. & Linda L. Emanuel. 1992. Four models of the physician - patient relationship. JAMA The Journal of the American Medical Association 276 (16). 2221-2226. https://doi.org/10.1001/jama.267.16.2221
- Harrigan, Jinni A., Thomas E Oxman & Robert Rosenthal. 1985. Rapport expressed through nonverbal behavior. Journal of Nonverbal Behavior 9. 95-110. https://doi.org/10.1007/BF00987141
- Heritage, John & Douglas W. Maynard (eds.). 2006. Сommunication in Medical Care: Interaction between Primary Care Physicians and Patients. Cambridge: Cambridge University press.. http://ndl.ethernet.edu.et/bitstream/123456789/68529/1/271.pdf.pdf
- Kamiński, Mikołaj, Michał Borger, Piotr Prymas, Agnieszka Muth, Adam Stachowski, Igor Łoniewski & Wojciech Marlicz. 2020. Analysis of answers to queries among anonymous users with gastroenterological problems on an Internet forum. Environmental Research and Public Health 17 (3). 1042. https://doi.org/10.3390/ijerph17031042 https://www.mdpi.com/1660-4601/17/3/1042
- Locher, Miriam A. 2006. Advice Online: Advice-giving in an American Internet Health Column. Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins.
- Peng, Yuxin, Pingping Yin, Zhaohua Deng & Ruoxi Wang. 2020. Patient-physician interaction and trust in online health community: The role of perceived usefulness of health information and services. Environmental Research and Public Health 17 (1). 139. https://doi.org/10.3390/ijerph17010139 https://www.mdpi.com/1660-4601/17/1/139
- Stevenson, Fiona A., Geraldine Leydon-Hudson, Elizabeth Murray, Maureen Seguin & Rebecca Barnes. 2021. Patients’ use of the internet to negotiate about treatment. Social Science & Medicine 290. 114262. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2021.114262 https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0277953621005943?via%3Dihub
- Stewart, Moira, Judith Belle Brown, Wayne Weston, Ian R McWhinney, Carol L. McWilliam & Thomas Freeman. 2013. Patient-centered Medicine. Transforming the Clinical Method. 3rd ed. London: CRC Press. https://doi.org/10.1201/b20740
- Umefjorda, Göran, Katarina Hamberg, Hans Malkerb & Göran Petersson. 2006. The use of an Internet-based Ask the Doctor Service involving family physicians: Evaluation by a web survey. Family Practice 23 (2). 159-166. https://doi.org/10.1093/fampra/cmi117 https://academic.oup.com/fampra/article/23/2/159/527335?login=false
- Zummo, Marianna. 2015. Exploring web-mediated communication: A genre-based linguistic study for new patterns of doctor-patient interaction in online environment. Communication & Medicine 12 (2-3): Telemedicine/E-Health as Mediated Communication. 187-198. https://doi.org/10.1558/cam.31897; https://journal.equinoxpub.com/CAM/article/view/8354
Дополнительные файлы
