Структура и динамика коммуникативного взаимодействия в паре «потенциальный пациент - врач» в рамках письменной консультации на интернет-форуме

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В связи с возросшими темпами цифровизации во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в медицине, больше граждан могут получать квалифицированную медицинскую помощь. При этом период пандемии COVID-2019 наглядно продемонстрировал, что телемедицина становится актуальной сферой врачебной практики; в частности, существенно возрастает роль интернет-консультации в медицинской коммуникации. В связи с этим медицинский сетевой дискурс становится объектом научных исследований. Проводимое нами исследование нацелено на верификацию сценария медицинской консультации в рамках медицинского интернет-форума. Материалом послужили 5259 сообщений на русском языке за 2018-2023 год в рамках 60 медицинских интернет-консультаций по теме «кардиология» на интернет-форуме rusmedserv. В ходе эмпирического исследования сбор и структурирование исследовательского материала проводились с помощью корпусных методов; материал подвергался дескриптивному и дискурсивному анализу, систематизации и обобщению. Качественная интерпретация полученных данных проводилась с опорой на коммуникативно-прагматический метод анализа О.С. Иссерс (2008). Было выявлено, что при взаимодействии между врачом и потенциальным пациентом посредством интернет-форума в целом сохраняются динамика и структура медицинской консультации. На исследованном материале также подтверждаются особенности интернет-коммуникации между врачом и пациентом, представленные в научной литературе. Результаты дополняют представления о письменной медицинской интернет-консультации знаниями о том, что она разворачивается не последовательно, а рекуррентно. Выявленные коммуникативные новации в основном относятся к динамике развертывания сценария медицинской интернет-консультации. Полученные результаты могут способствовать разработке более эффективной коммуникативной модели «пациент - врач», ориентированной на задачи телемедицины.

Об авторах

Лилия Ряшитовна Комалова

Институт научной информации по общественным наукам РАН; Московский государственный лингвистический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: komalova@inion.ru
ORCID iD: 0000-0002-0955-5315

доктор филологических наук, доцент, руководитель и ведущий научный сотрудник Центра эмерджентных практик Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, профессор кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Московского государственного лингвистического университета. Научные интересы: экспериментальная лингвистика, лингвоконфликтология, речевое поведение и речевая деятельность, интернет-лингвистика, психолингвистика, психология поведения, корпусная лингвистика.

Москва, Россия

Список литературы

  1. Алексеева А.А. Речевые тактики в медицинских онлайн-консультациях (на материале сайта health.mail.ru) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 9: Филология. С. 112-120. [Alekseeva, Alina A. 2017. Speech tactics on online medical advice (based on health.mail.ru). Vestnik NSU. Series: History and Philology 16 (9). 112-120. (In Russ.)]. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2017-16-9-112-120
  2. Ахнина К.В., Макарова М.А., Юрманова С.А. Сетевой медицинский дискурс: лексические и стилистические особенности // Образовательный вестник «Сознание». 2018. № 20 (6). С. 48-53. [Akhnina, Kristina V., Marina A. Makarova & Svetlana A. Yurmanova. 2018. Network medical discourse: Lexical and stylistic features. Educational Bulletin Consciousness 20 (6). 48-53. (In Russ.)].
  3. Бейлинсон Л.С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы. Волгоград: Перемена, 2009. [Bejlinson, Lubov’ S. 2009. Professionalnyi diskurs: priznaki, funkcii, normy (Professional Discourse: Signs, Functions, Norms). Volgograd: Peremena. (In Russ.)].
  4. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация // Медицинская психология в России. 2011. № 2 (7). [Boluchevskaya, Valentina V. & Antonina I. Pavlyukova. 2011. Obshchenie vracha: verbal'naya i neverbal'naya kommunikaciya (Physician communication: Verbal and nonverbal communication). Medicinskaya psihologiya v Rossii 2 (7). (In Russ.)]. http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_2_7/nomer/nomer19.php
  5. Гончаренко Н.В. Суггестивность медицинского дискурса // Известия ВГПУ. 2008. № 2 (26). С. 12-16. [Goncharenko, Natalia V. 2008. Suggestivnost medicinskogo diskursa. Izvestiya VGPU 2 (26). 12-16. (In Russ.)]. https://sciup.org/suggestivnost-medicinskogo-diskursa-148163220
  6. Давыдова Н.В., Дьяченко Е.В. Навыки общения с пациентами. Обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском вузе. Екатеринбург, 2019. [Davydova, N.V. & Elena V. Dyachenko. 2019. Navyki obshcheniya s pacientami. Obuchenie i ocenka kommunikativnyh navykov v medicinskom vuze (Communication Skills with Patients. Teaching and Assessing Communication Skills in Medical School). Ekaterinburg. (In Russ.)].
  7. ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. [van Dijk, Teun. 2000. Language. Cognition. Communication. Blagoveshchensk: BGK im. I.A. Boduehna de Kurteneh. (In Russ.)].
  8. Дзараева Н.А., Рогожникова Р.А. Стратегии и тактики речевого поведения врача // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. Выпуск 2 (часть 1). 2014. С. 48-54. [Dzaraeva, Natalya A. & Raisa A. Rogozhnikova. 2014. Strategies and tactics of medical staff verbal behaviour. Vestnik PGGPU. Seriya № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki 2 (1). 48-54. (In Russ.)]. http://vestnik1.pspu.ru/files/1-2014-2-1.pdf
  9. Жура В.В. Взаимодействие картин мира врача и пациента в ходе медицинской коммуникации и способы их экспликации // Общество ремиссии: на пути к нарративной медицине. Самара: Самарский государственный университет, 2012. С. 54-65. [Zhura, Viktoria V. 2012. Vzaimodeistvie kartin mira vracha i patsienta v khode meditsinskoi kommunikatsii i sposoby ikh ehksplikatsii (Interaction of the world pictures of the doctor and the patient during medical communication and methods of their explication). Obshchestvo remissii: na puti k narrativnoi medicine. 54-65. Samara: Samarskii gosudarstvennyi universitet. (In Russ.)]. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24244565_81575601.pdf
  10. Жура В.В. Виды коммуникативного взаимодействия врача и пациента // Вестник ВолГМУ. 2004. № 10. С. 84-88. [Zhura, Viktoria V. 2004. Vidy kommunikativnogo vzaimodeistviya vracha i pacienta (Types of communicative interaction between doctor and patient). Journal of Volgograd State Medical University 10. 84-88. (In Russ.)].
  11. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. Москва: Издательство ЛКИ, 2008. [Issers, Oksana S. 2008. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi (Communicative Strategies and Tactics of Russian Speech). 5-e izd. Moskva: Izdatel'stvo LKI. (In Russ.)].
  12. Касымова О.П., Линник Л.А. Медицинский дискурс в современной лингвистике // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 3. С. 767-773. [Kasymova, Olga P. & Lubov A. Linnik. 2017. Medical discourse in modern Linguistics. Vestnik Bashkirskogo universiteta 22 (3). 767-773. (In Russ.)].
  13. Куриленко В.Б., Макарова М.А., Логинова Л.Д. Лингвотерапевтическая направленность как базовая категория медицинского дискурса // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1. [Kurilenko, Viktoria B., Marina A. Makarova & Larisa D. Loginova. 2012. Lingvoterapevticheskaya napravlennost kak bazovaya kategoriya medicinskogo diskursa (Linguistic orientation as a basic category of medical discourse). Modern Scientific Researches and Innovations 1. (In Russ.)]. https://web.snauka.ru/issues/2012/01/6431
  14. Маджаева С.И. Термины в медицинском дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 60. 2011. № 33 (248). С. 92-94. [Madzhaeva, Sanya I. 2011. Terminy v medicinskom diskurse (Terms in medical discourse). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie 33 (248). 92-94. (In Russ.)].
  15. Майборода С.В. Коммуникативная тактика убеждения в коллегиальном дискурсе доктора и пациента // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7. С. 228-232. [Mayboroda, Svetalana V. 2022. Communicative tactics of persuasion in the collegial discourse of doctor and patient. Dinamika yazykovykh i kulturnykh protsessov v sovremennoy Rossii 7. 228-232. (In Russ.)].
  16. Майборода С.В. Медицинский дискурс: современные теоретико-методологические подходы и перспективы исследования // Коммуникативные исследования. 2017. № 1 (11). С. 63-74. [Mayboroda, Svetlana V. 2017. Medicinskii diskurs: sovremennye teoretiko-metodologicheskie podhody i perspektivy issledovaniya (Medical discourse: Modern theoretical and methodological approaches and research prospects). Kommunikativnye issledovaniya 1 (11). 63-74. (In Russ.)].
  17. Макарова О.В. Анализ эффективности пациентоцентричных коммуникативных навыков врача // Сибирский журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 108-121. [Makarova, Olga V. 2020. The analysis of doctor’s patient-centered communication skills efficiency. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture 12 (3). 108-121. (In Russ.)]. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-3-108-121
  18. Сильверман Д.Ж., Керц С., Дрейпер Дж. Навыки обращения с пациентами / пер с англ. А.И. Дорман. Москва: Гранат, 2018. [Silverman, Jonathan, Suzanne Kurtz & Juliet Draper. 2018. Skills for Communicating with Patients. per s angl. A. I. Dorman. Moscow: Granat. (In Russ.)].
  19. Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 1 (1). С. 101-107. [Sonkina, Anna A. 2015. Skills for professional communication in medical practice. Healthcare Management: News. Vies. Education. Bulletin of VSHOUZ 1 (1). 101-107. (In Russ.)].
  20. Трушкин С.В. Вызовы современности: медицинский комплаенс, партнерские отношения, коммуникативные компетенции врача // Медицинская психология в России. 2018. № 10 (4). [Trushkina, Svetlana V. 2018. Present day challenges: Medical compliance, partnership relationships, doctor’s communicative competence. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii 10 (4). (In Russ.)]. https://doi.org/10.24411/2219-8245-2018-14090
  21. Шабанова А.С., Боговин Л.В., Колосов В.П. Модели терапевтического взаимодействия врача и пациента // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2016. № 60. С. 105-110. [Shabanova, Anastasiya S., Larisa V. Bogovin & Viktor P. Kolosov. 2016. Models of therapeutic interaction between doctors and patients. Bulletin Physiology and Pathology of Respiration 60. 105-110. (In Russ.)].
  22. Шестухина И.Ю. Коммуникативные стратегии и тактики в речевой партии врача в аспекте обучения русскому как иностранному // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2021. № 4. С.87-96. [Shestukhina, Irina Yu. 2021. Kommunikativnye strategii i taktiki v rechevoi partii vracha v aspekte obucheniya russkomu kak inostrannomu (Communicative strategies and tactics in the speech part of a doctor in the aspect of teaching Russian as a foreign language). Mezhkul'turnaya kommunikatsiya v obrazovanii i meditsine 4. 87-96. (In Russ.)]. https://icjournal.ru/icjournal/article/view/498/399
  23. Введение в биоэтику / под ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. Москва: Прогресс-Традиция, 1998. [Yudin, Boris G. & Pavel D. Tishchenko (eds.). 1998. Vvedenie v bioehtiku (Introduction to Bioethics). Moskva: Progress-Traditsiya. (In Russ.)].
  24. Bernardi, Roberta & Philip F. Wu 2022. Online health communities and the patient-doctor relationship: An institutional logics perspective. Social Science & Medicine 314. 115494. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2022.115494 https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0277953622008000?via%3Dihub
  25. Byrne, Patrick S. & Barrie E. L. Long. 1976. Doctors Talking to Patients: A Study of the Verbal Behaviour of General Practitioners Consulting in their Surgeries. London: H.M.S.O.
  26. Emanuel, Ezekiel J. & Linda L. Emanuel. 1992. Four models of the physician - patient relationship. JAMA The Journal of the American Medical Association 276 (16). 2221-2226. https://doi.org/10.1001/jama.267.16.2221
  27. Harrigan, Jinni A., Thomas E Oxman & Robert Rosenthal. 1985. Rapport expressed through nonverbal behavior. Journal of Nonverbal Behavior 9. 95-110. https://doi.org/10.1007/BF00987141
  28. Heritage, John & Douglas W. Maynard (eds.). 2006. Сommunication in Medical Care: Interaction between Primary Care Physicians and Patients. Cambridge: Cambridge University press.. http://ndl.ethernet.edu.et/bitstream/123456789/68529/1/271.pdf.pdf
  29. Kamiński, Mikołaj, Michał Borger, Piotr Prymas, Agnieszka Muth, Adam Stachowski, Igor Łoniewski & Wojciech Marlicz. 2020. Analysis of answers to queries among anonymous users with gastroenterological problems on an Internet forum. Environmental Research and Public Health 17 (3). 1042. https://doi.org/10.3390/ijerph17031042 https://www.mdpi.com/1660-4601/17/3/1042
  30. Locher, Miriam A. 2006. Advice Online: Advice-giving in an American Internet Health Column. Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins.
  31. Peng, Yuxin, Pingping Yin, Zhaohua Deng & Ruoxi Wang. 2020. Patient-physician interaction and trust in online health community: The role of perceived usefulness of health information and services. Environmental Research and Public Health 17 (1). 139. https://doi.org/10.3390/ijerph17010139 https://www.mdpi.com/1660-4601/17/1/139
  32. Stevenson, Fiona A., Geraldine Leydon-Hudson, Elizabeth Murray, Maureen Seguin & Rebecca Barnes. 2021. Patients’ use of the internet to negotiate about treatment. Social Science & Medicine 290. 114262. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2021.114262 https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0277953621005943?via%3Dihub
  33. Stewart, Moira, Judith Belle Brown, Wayne Weston, Ian R McWhinney, Carol L. McWilliam & Thomas Freeman. 2013. Patient-centered Medicine. Transforming the Clinical Method. 3rd ed. London: CRC Press. https://doi.org/10.1201/b20740
  34. Umefjorda, Göran, Katarina Hamberg, Hans Malkerb & Göran Petersson. 2006. The use of an Internet-based Ask the Doctor Service involving family physicians: Evaluation by a web survey. Family Practice 23 (2). 159-166. https://doi.org/10.1093/fampra/cmi117 https://academic.oup.com/fampra/article/23/2/159/527335?login=false
  35. Zummo, Marianna. 2015. Exploring web-mediated communication: A genre-based linguistic study for new patterns of doctor-patient interaction in online environment. Communication & Medicine 12 (2-3): Telemedicine/E-Health as Mediated Communication. 187-198. https://doi.org/10.1558/cam.31897; https://journal.equinoxpub.com/CAM/article/view/8354

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Комалова Л.Р., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».