Полимодальность восприятия и ее отражение в художественном тексте: когнитивно-семиотический аспект
- Авторы: Козлова Л.А.1,2, Кремнева А.В.1,2
-
Учреждения:
- Алтайский государственный педагогический университет
- Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
- Выпуск: Том 28, № 2 (2024)
- Страницы: 391-414
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2687-0088/article/view/312740
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-37100
- EDN: https://elibrary.ru/ESRGCA
- ID: 312740
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вопросы, связанные с полимодальностью восприятия и различными формами интермедиальности, широко обсуждаются в современной лингвистике, однако при этом редко затрагивается аспект взаимосвязи между ними. Цель данной статьи - проследить путь от участия различных модальностей восприятия в процессах взаимодействия с миром, отражения результатов этого восприятия в сознании, хранения их в памяти до манифестации результатов этих процессов в интермедиальном характере художественного текста и его восприятии читателем. Теоретической основой исследования послужили работы по когнитивной семотике, теории текста, полимодальности восприятия, интермедиальности, анализ которых позволяет предположить, что результатом полимодальности восприятия является формирование синестетических образов сознания, которые находят свою репрезентацию в феномене интермедиальности. В качестве эмпирического материала были использованы фрагменты текстов из произведений В. Вулф, Дж. Джойса, Дж. Кэри и А. Торпа, содержащие примеры лингвоживописной и лингвомузыкальной техник письма как форм интермедиальности. Интермедиальный анализ позволил показать, как полимодальность восприятия формирует специфику художественного мышления авторов, находящую свое воплощение в использовании языковых средств и приемов, которые активируют в сознании читателя музыкальные или визуальные образы, а также их сочетание. В результате подобный текст конституируется в тесной связи с тем искусством, приемы которого использованы в тексте. Анализ также показал, что в языковом воплощении музыкальных или живописных образов используются все виды семиотических языковых кодов: знаки-символы (номинации цвета, света, звуков музыки), знаки-индексы (отсылка к произведениям искусства или их авторам) и знаки-иконы (использование в тексте приемов и форм, характерных для других видов искусства). Исследование подтверждает продуктивность изучения интермедиальных взаимодействий в когнитивносемиотическом ракурсе, так как позволяет показать органическую связь между процессами восприятия, осмысления результатов этих процессов художественным сознанием и воплощения результатов этого осмысления в художественном тексте.
Об авторах
Любовь Александровна Козлова
Алтайский государственный педагогический университет; Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Email: lyubovkozlova@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-0247-3843
доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии Алтайского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: когнитивно-культурологическая лингвистика, межкультурная коммуникация, сравнительная типология.
Барнаул, РоссияАнна Валерьевна Кремнева
Алтайский государственный педагогический университет; Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Автор, ответственный за переписку.
Email: annakremneva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8788-2779
доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Иностранные языки» Алтайского государственного технического университета им И.И. Ползунова. Сфера научных интересов: теория интертекстуальности, теория интермедиальности, когнитивная семантика, переводоведение.
Барнаул, РоссияСписок литературы
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. Москва: Педагогика, 1982. [Ananyev, Boris G. 1982. Sensorno-pertseptivnaya organizatsiya cheloveka (Sensory Perceptive Organization of an Invividual). Poznavatelniye protsessi: oshchushcheniya, vospriyatiye. Moscow: Pedagogika. (In Russ.)].
- Бразговская Е.Е. Экфрасис как семиотический эксперимент // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 52-72 [Brazgovskaya, Elena E. 2020. Ekphrasis as a semiotic experiment. Critique and Semiotics 1. 52-72. (In Russ.)]. https://doi.org/10.25205/2307-1737-2020-1-52-72
- Буцан А.С. «Русские сезоны» С.П. Дягилева в контексте синтеза искусств // Вестник МГУКИ. 2012. №5 (49). Сентябрь - октябрь. С. 86-89 [Butsan, Anastasiya S. 2012. ‘Russian Ballets’ of S. P. Dyagilev in the context of synthesis of cultures. Vestnik MGUKI. 5 (49). 86-89. (In Russ.)].
- Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. [Gasparov, Boris M. 1996. Yasik. Pamyat. Obraz. Lingvistika Yasikovogo Sushchestvovaniya (Language. Memory. Image. The Linguistics of Language’s Being). Moscow: Novoye Literaturnoye Obozreniye. (In Russ.)].
- Гвишиани Н.Б. Лингвопрагматические особенности взаимодействия вербального и невербального компонентов мультимодального ‘текста’ в коммуникативном пространстве различных видов дискурса // Вопросы когнитивной лингвистики. 2022. №1. C.5-17 [Gvishiani, Natalia V. 2022. A multimodal ‘Text’: The linguopragmatic peculiarities of verbal and non-verbal components interacting in different communicative types of discourse. Voprosy Kognitivnoy Lingvistiki 1. 5-17. (In Russ.)].
- Гедина М.А. Феномен синестезии в контексте когнитивной лингвистики // Язык. Человек. Общество. II международный сборник научных трудов (к 65-летию профессора В.Т. Малыгина). Санкт-Петербург - Владимир, 2010. С. 15-18 [Gedina, Marina A. 2010. Fenomen sinestezii v kontexte kognitivnoy lingvistiki (The Synaesthesia phenomenon in the context of cognitive linguistics). Yasik. Chelovek. Obshchestvo. II mezhdunarodniy sbornik nauchnich trudov (k 65-letiyu professor V.T. Maligina). St. Petersburg - Vladimir. 15-18. (In Russ.)].
- Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. Москва: МИК, 2002. С. 5-22 [Geller, Leonid M. (ed.). 2002. Voskresheniye ponyatiya, ili slovo ob ekfrasise (The resurrection of a concept, or a word for ecphrasis). Ekfrasis v russkoy literature: Trudi lozannskogo simposiuma. 5-22. Moscow: MIK. (In Russ.)].
- Грегори Р.Л. Разумный глаз. Москва: Мир, 1972 [Gregory, Richard L. 1972. Eye and Brain. Moscow: Mir. (In Russ.)].
- Игнатенко А.В. Живопись в прозе А.П. Чехова: Интермедиальный анализ. М., ЛЕНАНД, 2022. [Ignatenko, Alexandr V. 2022. Zhivopis’ v proze A. P. Chekhova: Intermedial’nyi analiz (Painting in Anton Chekhov’s Prose). Moscow: Lenand. (In Russ.)].
- Каркавина О.В. Взаимодействие литературы и музыки в творчестве Тони Моррисон // Вопросы лингвистики и линводидактики. Система. Функционирование. Обучение: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2009. С. 215-223 [Karkavina, Oksana V. 2009. Vzaimodeistvie literatury i muzyki v tvorchestve Toni Morrison (The interaction of literature and music in the works of Tony Morrison). Voprosy Lingvistiki i Linvodidaktiki. Sistema. Funkcionirovanie. Obuchenie: Mezhvuzovskii Tematicheskii Sbornik Nauchnyh Trudov. 215-223. Omsk: Izd-vo Om. Gos.un-ta. (In Russ.)].
- Козлова Л.А., Кремнева А.В. Лингвоживописная техника письма как один из приемов интермедиальности и ее роль в создании образа художника // Russian Journal of Linguistics. 2022. Vol. 26 No. 3. C. 721-743. [Kozlova, Lyubov & Anna Kremneva. 2022. Lingua-artistic technique of writing and its role in portraying an artist. Russian Journal of Linguistics 26 (3). 721-743. (In Russ.)]. https://doi.org/10.22363/2687-0088-30060
- Колесов И.Ю. Проблемы концептуализации и языковой репрезентации зрительного восприятия (на материале английского и русского языков): монография. Барнаул: БГПУ, 2008 [Kolesov, Igor Yu. 2008. Problemi kontseptualizatsii i ayzikovoy representatsii zritelnogo vospriyatiya (na materiale angliyskogo i russkogo yazikov) (The issues of conceptualization and representation of visual perception (A case study of English and Russian). Barnaul: BGPU (In Russ.)].
- Кремнева А.В. Образ как одна из форм интертекстуальной переклички // Критика и семиотика. 2015. № 2. С. 240-250. [Kremneva, Anna V. 2015. Image as a way of intertexual cross-talk. Critique and Semiotics. 2. 240-250 (In Russ.)].
- Кремнева А.В. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия в семиотическом пространстве культуры: монография. Барнаул: АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2017 [Kremneva, Anna V. 2017. Intertekstual`nost` kak odna iz form mezhtekstovogo vzaimodejstviya: V semioticheskom prostranstve kul`tury`: Monografiya (Intertextuality as a form of text interaction in the semiotic space of culture: A monograph). Barnaul: AltGTU im. I. I.Polzunova. (In Russ.)].
- Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. Москва: Владос, 2001. Т. 1. С. 72-81 [Kubryakova, Elena S. 2001.O texte i kriteriyah ego opredeleniya (On text and the criteria of its definition) Text. Stuctura i Semantika 1. 72-81. Moscow: Vlados. (In Russ.)].
- Леонтович О.А. «Чувственный образ бесконечности»: интерсемиотический перевод русской классики для зарубежной аудитории // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. №2. C. 399-414. [Leontovich, Olga A. 2019. A sensible image of the infinite: Intersemiotic translation of Russian classics for foreign audiences. Russian Journal of Linguistics 23 (2). 399-414. (In Russ.)]. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2019
- Лотман Ю.M. Текст и полиглотизм культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: Александра, 1992а. С. 142-147 [Lotman, Juriy M. 1992a. Tekst i poliglotizm kulturi (Text and poliglottism of culture). In Lotman Yu.M. Izbrannye stat'i: In 3 vols. Vol. 1. 142-147. Tallin: Alexandra Publ. (In Russ.)].
- Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи в трех томах. Издание при содействии Открытого Фонда Эстонии. Том 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992б. С. 200-203 [Lotman, Yuriy M. 1992b. Pamyat v kulturologicheskom osveshchenii (Memory in the light of cultural studies). Izbranniye statyi v tryoh tomah. Izdaniye pri sodeystvii Otkritogo fonda Estonii. Tom 1. Statyi posemiotike i tipologii kulturi. 200-203.Tallin: Alexandra. (In Russ.)].
- Нестерова Н.М., Наугольных Е.А. Деформация языка в произведениях Дж. Джойса: проблема интерпретации и перевода // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. № 2. С. 460-472. [Nesterova, Natalya M & Evgeniya Naugolnykh A. 2019. The Deformation of language in James Joyce’s literary works: Interpretation and translation challenges. Russian Journal of Linguistics 23 (2). 460-472. (In Russ.)]. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2019-23-2-460-472
- Можаева Т.Г. Время и пространство в литературе и живописи: в поисках общего знаменателя // Филология и человек. 2011. № 1. С.67-79. [Mozhaeva, Tatiana G. 2011. Time and space in literature and painting: Looking for the common denominator. Filologiya i Chelovek 1. 67-79. (In Russ.)].
- Пирс Ч. Начала прагматизма. Санкт-Петербург: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ, Алетейя, 2000 [Pierce, Charles S. 2000. Nachala pragmatizma (Introduction to Pragmatism). St. Petersburg: Laboratoriya metafizicheskih issledovaniy filosofskogo fakulteta SPbGU, Aleteya. (In Russ.)].
- Самигуллина А.С. Метафора в когнитивно-семиотическом освещении. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008 [Samigullina, Anna S. 2008. Metafora v kognitivno-semioticheskom osveshchenii (Metaphor in the light of cognitive semiotics). Ufa: BashGU Publ. House (In Russ.)].
- Синельникова Л.Н. Ризома и дискурс интермедиальности // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2017. 21 (4). С. 805-821. [Sinelnikova, Lara N. 2017. Rhizome and discourse of intermediality. Russian Journal of Linguistics 21 (4). 805-821. (In Russ.)]. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-1-224-229
- Соснин А.В. Лондонский текст как когнитивно-семиотический конструкт // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4. С. 53-57 [Sosnin, Alexey V. 2014. Londonskiy text kak kognitivno-semioticheskiy konstrukt (‘London text’ as a cognitive-semiotic modelling construct). Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication 4. 53-57. (In Russ.)].
- Соссюр Ф. Труды по языкознанию. Переводы с французского языка под редакцией А.А. Холодовича. Москва: Прогресс, 1977. [de Saussure, Ferdinand. 1977. Trudi po yasikoznaniyu (Works on Phylology). Moscow: Progress (In Russ.)].
- Степанов Ю.С. Вводная статья. В мире семиотики // Семиотика: Антология. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. [Stepanov, Juriy S. 2001. Vvodnaya statia. V mire semiotiki. (Introduction. In the world of semiotics) Semiotika. Antologiya. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ.; Ekaterinburg: Delovaya kniga Publ. (In Russ.)].
- Тимашков А.Ю. К истории понятия интермедиальности в российской и зарубежной науке // Žmogus ir žodis. 2007. 11. С. 21-26. [Timashkov, Aleksey J. 2007. K istorii ponyatiya intermedial’nisti v rossiyskoy i zarubezhnoy nauke (To the history of concept of intermediality in the Russian and world science). Man and the Word 11. 21-26 (In Russ.)].
- Хаминова А.А., Зильберман Н.Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. 2014. 389. С. 38-45. [Haminova, Anastasya A. & Nadezhda Zilberman N. 2014. The theory of intermediality in the context of modern humanities. Tomsk State University Journal 389. 38- 45 (In Russ.)]. https://doi.org/10.17223/15617793/389/5 10/
- Фуко М. Археология знания. Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия: Университетская книга, 2004 [Foucault, Michel. 2004. Archeologiya znaniya (The archeology of knowledge). St. Petersburg: Gumanitarnaya Akademiya: Universitetskaya Kniga. (In Russ.)].
- Durst-Andersen, Per. 2011. Linguistic stereotypes: A cognitive-semiotic theory of human communication. Semiotics, Communication and Cognition [SCC]. Berlin & New York: Mouton de Gruyter.
- Elleström, Lars. 2010. Introduction. In Lars Elleström, Jørgen Bruhn, Siglind Bruhn, Claus Clüver, Christina Ljungberg, Silvestra Mariniello, Jürgen E. Müller & Valerie Robillard (eds.), Media borders, multimodality and intermediality, 1-8. London: Palgrave Macmillan.
- Elleström, Lars. 2010. The modalities of media: A model for understanding intermedial relations. In Lars Elleström, Jørgen Bruhn, Siglind Bruhn, Claus Clüver, Christina Ljungberg, Silvestra Mariniello, Jürgen E. Müller & Valerie Robillard (eds.), Media borders, multimodality and intermediality, 11-48. London: Palgrave Macmillan.
- Fusaroli, Riccardo & Simone Morgagni. 2013. Conceptual metaphor theory: Thirty years after. Journal of Cognitive Semiotics 5 (1/2). 1-13.
- Hansen-Löwe, Aage A. 1983. Intermedialität und intertextualität. Probleme der korelation von Wort-und Bildkunst. Am beispiel der russischen moderne. In Wolf Schmid & Wolf-Dieter Stempel (eds.), Dialog der texte. Hamburger kolloquium zur intertextualität, 291-360. Wien: Wiener Slawistischer Almanach.
- Lachmann, Renata. 1997. Memory and Literature: Intertextuality in Russian Modernism. Minneapolis; London : University of Minnesota Press.
- Ljungberg, Christina. 2010. Intermedial Strategies in Multimedia Art. Media Borders, Multimodality and Intermediality. 81-96. London and New York: Palgrave Macmillan.
- Nash, Walter. 1971. Our Experience of Language. New York: St. Martin’s Press.
- Pethő, Ágnes. 2010. Intermediality in film: A historiography of methodologies. Acta univ. Sapientiae, Film and Media Studies 2. 39-72.
- Rajewsky, Irina. 2005. Intermediality, intertextuality, and remediation: A literary perspective on intermediality. Intermédialités 6. 43-64.
- Shlain, Leonard. 2000. The Alphabet versus the Goddess. London : Penguin Arkana.
- Werner, Wolf. 1999. The Musicalization of Fiction: A Study in the Theory and History of Intermediality. Amsterdam: Rodopi.
- Zlatev, Jordan. 2012. Cognitive semiotics: An emerging field for transdisciplinary study of meaning. The Public Journal of Semiotics 4 (1). 2-24.
- Влияние музыки на творчество Вирджинии Вулф [Vliyanie Musiki na Tvorchestvo Virginii Woolf (The impact of Music on Virginia Woolf’s Writings)]: Retrieved from: livelib.ru: vulf[livelib.ru:https://www.livelib.ru/translations/post/95314-vliyanie-muzyki-na-tvorchestvo-virdzhinii-vulf (assessed 20 October 2023). [In Russ.)].
- Синестезия: URL: https://experimental-psychic.ru/sinestezia (Дата обращения: 1.10.2023). Retrieved from: https://experimental-psychic.ru/sinestezia (assessed 01 October 2023).
- Федякин С.Р. Рахманинов. Москва: Молодая гвардия, 2018 [Fedyakin, Sergei R. 2018. Rachmaninov. Moscow: Molodaya Gvardiya (In Russ.)].
- Шишкин М.П. Буква на снегу: три эссе. Москва: АСТ, 2019 [Shishkin, Michail P. 2019. Bukva na snegu: tri esse (A Letter in the Snow: Three Essays). Moscow: AST (In Russ.)].
- Cary Joyce. The Horse’s Mouth. New York: Harper and Brothers, 1994. Retrieved from: https://www.academia.edu/44742705/The_Dead_James_Joyce ( accessed 1 November 2023)
- Joyce James. The Dead // Modern English Short Stories. M.: Foreign Languages Publishing House, 1963. P. 35-77.
- Thorpe Adam. Ulverton. London: Vintage Books, 2012.
- Varga, Adriana L. 2014. Virginia Woolf and Music. Bloomington: Indiana University Press. Retrieved from https://www.litres.ru/adriana-l-varga/virginia-woolf-and-music/chitat-onlayn/ (accessed 20 October 2023). doi: 10.7771/1481-4374.1790
- Wagner, Richard. 1895. The Art-Work of The Future. Retrieved from: http://www.public-library.uk/ebooks/107/74.pdf (accessed 1 September 2023).
- Wilson Jean Moorcroft.1988. Virginia Woolf. Life and London. A Biography of Place. New York, London: W.W. Norton & Company.
- Woolf Virginia. Mrs Dalloway. London: Vintage, 1990.
Дополнительные файлы
