Когнитивные механизмы ошибочной интерпретации юмора морфных единиц

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мем как культурно-семиотический феномен активно изучается с позиции порождения юмора, однако проблема описания когнитивных механизмов, объясняющих, почему мемы могут не вызывать юмористическую реакцию, остается нерешенной. Данная статья посвящена выявлению причин возникновения когнитивных ошибок восприятия юмора так называемых морфных единиц (мемов, имидж-макро, фотожаб, вирусных видео), характеризуемых комбинацией сигналов одной либо различных модальностей и потенциально способных вызвать юмористическую реакцию у потребителя. Цель исследования - описать и классифицировать когнитивные ошибки в восприятии морфной единицы, входящей в мемический цикл sad keanu. Использованный метод опроса и собранные эмпирические данные позволили провести качественный анализ ответов респондентов относительно восприятия предложенного мема. Полученные результаты демонстрируют, что стимульное изображение в идеальном случае должно активировать через метонимический доступ релевантные для понимания морфной единицы структуры скрипта, в том числе включающие аллюзивный опыт, соотносящийся с прецедентными культурно-специфическими ситуациями. В работе выделяются интерпретационные ошибки, связанные либо с актом потребления стимульной единицы на уровне метаскрипта я потребляю мем, либо возникающие в результате когнитивного сбоя при актуализации скриптов, составляющих юмористическую оппозицию, если необходимые скрипты вообще концептуализированы индивидом. Выявлено, что когнитивные ошибки обычно обусловлены наличием частичной или нулевой культурной грамотности у потребителя мема. Отсутствие юмористической реакции в ситуациях достаточной культурной грамотности индивида объясняется социо-прагматическими факторами, например, ценностными ориентирами потребителя мема, отличными от установок создателя мема. Результаты позволяют считать основным источником когнитивных ошибок неспособность потребителя мемического сигнала актуализировать релевантные для понимания юмора скрипты (или их части). Подобный подход позволяет в перспективе применить данный метод к анализу любого мультимодального юмора.

Об авторах

Сергей Валерьевич Агеев

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Email: ageev.s@unecon.ru
ORCID iD: 0000-0002-0121-994X

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 1 Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Россия. Его научные интересы относятся к вопросам исследования метафоры и неологизмов, а также более широких областей когнитивной лингвистики, семиотики и прагматики.

Санкт-Петербург, Россия

Евгений Александрович Пушкарев

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: epushkarev@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-8348-5805

кандидат филологических наук, доцент департамента иностранных языков НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург. В сферу его научных интересов входят когнитивная лингвистика, прагматика, эволюция языка и нейролингвистика. Его текущие работы посвящены изучению механизмов генезиса юмора в актах мемеозиса, а также интерпретации юмористических мемов

Санкт-Петербург, Россия

Наталия Владимировна Антоненко

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nantonenko@lan.spbgasu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9628-1040

кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Ее научные интересы связаны с когнитивной лингвистикой, прагматикой и лексикологией.

Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Архипов И.К. Делу - время, потехе - час. О смешном и несмешном // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма / отв. ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Индрик, 2007. С. 112-120. [Arkhipov, Igor K. 2007. Delu - vremya, potekhe - chas. O smeshnom i nesmeshnom (Work done, time for fun. What is funny and what is not). In Nina D. Arutiunova (resp. ed.), Logicheskii analiz yazyka. Yazykovye mekhanizmy komizma (Logical Analysis of the language. Linguistic Mechanisms of Comicism), 112-120. Moscow: Indrik. (In Russ.)].
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Национальное образование, 2016. [Vygotsky, Lev S. 2016. Myshlenie i rech' (Thinking and Speech). Moscow: Natsional'noe obrazovanie. (In Russ.)].
  3. Канашина С.В. Интернет-мем и прецедентный феномен // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018а. №4 (193). С. 122-127. [Kanashina, Svetlana V. 2018а. Internet meme and precedent phenomenon. Tomsk State Pedagogical University Bulletin 4 (193). 122-127. (In Russ.)]. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-4-122-127
  4. Канашина С.В. Семантические особенности интернет-мема как полимодального дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018б. №16 (811). С. 74-80. [Kanashina, Svetlana V. 2018б. Semantic aspects of internet meme as a multimodal discourse. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities 16 (811). 74-80. (In Russ.)].
  5. Карасик В.И. Алгоритмы построения комических текстов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2018. Т. 22. № 4. С. 895-918. [Karasik, Vladimir I. 2018. Algorithms of comic texts construction. Russian Journal of Linguistics 22 (4). 895-918. (In Russ.)]. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-4-895-918
  6. Кошелев А.Д. О природе комического и функции смеха // Язык в движении. К 70-летию Л. П. Крысина / отв. ред. Е.А. Земская, М.Л. Каленчук. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 277-326. [Koshelev, Aleksey D. 2007. O prirode komicheskogo i funktsii smekha (About the nature of the comic and the function of laughter). In Elena A. Zemskaya, Mariya L. Kalenchuk (resp. eds.), Yazyk v dvizhenii. K 70-letiyu L. P. Krysina (Language in action. On the 70th anniversary of Krysin L. P.), 277-326. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul'tur. (In Russ.)].
  7. Никитина О.А., Гудкова О.А., Зандер Ф. Интернет-мем как мультимодальный феномен немецкоязычного интернет-дискурса // Язык и культура. 2018. № 43. С. 74-87. [Nikitina, Olga A. & Olga A. Gudkova & Sander Ferdinand. 2018. Internet meme as a multimodal phenomenon of the German Internet-discourse. Yazyk i kul'tura 43. 74-87. (In Russ.)]. https://doi.org/10.17223/19996195/43/5
  8. Павлина С.Ю. Прагматические и стилистические особенности британских и американских политических карикатур на тему COVID-19 // Russian Journal of Linguistics. 2022. № 26 (1). C. 162-193. [Pavlina, Svetlana Y. 2022. Pragmatic and stylistic perspectives on British and American COVID-19 cartoons. Russian Journal of Linguistics 26 (1). 162-193. (In Russ.)]. https://doi.org/10.22363/2687-0088-27107
  9. Стефанкова Л.Н. Скрипты и их оппозиция как способ моделирования комического эффекта в коротком рассказе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2014. №16. С. 334-338. [Stefankova, Larisa N. 2014. Scripts and their oppositions as a way of comic effect modeling in short story. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics 16. 334-338. (In Russ.)].
  10. Терентьева Е.В., Павлова Е.Б. Семиотическая организация русскоязычных экологических интернет-мемов // Научный диалог. 2023. № 12 (9). С. 184-206. [Terentyeva, Elena V., Pavlova, Elena B. 2023. Semiotic Organization of Russian Environmental Internet Memes. Nauchnyi Dialog 12 (9). 184-206. (In Russ.)]. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-184-206
  11. Щербакова О.В. Когнитивные механизмы понимания комического: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01. - Санкт-Петербургский государственный университет, 2009. [Shcherbakova, Olga V. 2009. Kognitivnye mekhanizmy ponimaniya komicheskogo (Cognitive mechanisms of understanding the comic): Thesis. Saint Petersburg State University. (In Russ.)]. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.22854.16963
  12. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 6 (81). С. 34-39. [Shchurina, Yuliya V. 2013. Internet-memy kak sredstvo mezhkul'turnoi kommunikatsii (Internet memes as a means of intercultural communication). Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University 6 (81). 34-39. (In Russ.)].
  13. Attardo, Salvatore & Victor Raskin. 1991. Script theory revis(it)ed: Joke similarity and joke representation model. Humor: International Journal of Humor Research 4 (3/4). 293-347. https://doi.org/10.1515/humr.1991.4.3-4.293
  14. Bain, Alexander. 2006. The Emotions and the Will. Replica of the completely revised 1888 third ed. New York: Cosimo Classics.
  15. Bakhtin, Mikhail Mikhailovich, Vern W. McGee, Caryl Emerson & Michael Holquist. 1986. Speech Genres and Other Late Essays. Austin: University of Texas.
  16. Beaugrande, Robert de & Wolfgang U. Dressler. 2016. Introduction to Text Linguistics. London: Routledge.
  17. Börzsei, Linda K. 2013. Makes a meme instead: A concise history of Internet memes. New Media Studies Magazine 7. 1-25.
  18. Burgess, Jean. 2014. ‘All your chocolate rain are belonging to us?’: Viral video, YouTube and the dynamics of participatory culture. Art in the Global Present. 86-96. https://doi.org/10.5130/978-0-9872369-9-9.e
  19. Dancygier, Barbara & Vandelanotte Lieven. 2017. Internet memes as multimodal constructions. Cognitive Linguistics 28 (3). 565-598. https://doi.org/10.1515/cog-2017-0074
  20. Dynel, Marta. 2016. “I has seen image macros!” Advice animals memes as visual-verbal jokes. International Journal of Communication 10. 660-688.
  21. Dynel, Marta. 2020. Covid-19 memes going viral: On the multiple multimodal voices behind face masks. Discourse & Society 32 (2). 175-195. https://doi.org/10.1177/0957926520970385
  22. Figueroa-Dorrego, Jorge & Cristina Larkin-Galinanes. 2009. A Source Book of Literary and Philosophical Writings about Humour and Laughter: The Seventy-Five Essential Texts from Antiquity to Modern Times. Lewiston: The Edwin Mellen Press.
  23. Fillmore, Charles J. 1977. Scenes-and-frames semantics. In Antonip Zampolli (ed.), Linguistics structures processing, 55-81. Amsterdam/New York/Oxford: North Holland Publishing Company.
  24. Gasparov, Boris. 2010. Speech, Memory, and Meaning: Intertextuality in Everyday Language. Berlin: De Gruyter Mouton.
  25. Hussein, Ahmed T. & Lina Nabil Aljamili. 2020. Covid-19 humor in Jordanian social media: A socio-semiotic approach. Heliyon 6 (12). 1-12. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05696
  26. Kavitha, Gopinath. 2018. A study of memes using semiotics. Research Journal of Humanities and Social Sciences 9 (1). 219-224. https://doi.org/10.5958/2321-5828.2018.00039.6
  27. Kristeva, Julia. 1980. Desire in Language: A Semiotic Approach to Literature and Art, trans. L. S. Roudiez. Oxford: Blackwell.
  28. Laineste, Liisi & Piret Voolaid. 2017. Laughing across borders: Intertextuality of internet memes. The European Journal of Humour Research 4 (4). 26-49. https://doi.org/10.7592/ejhr2016.4.4.laineste
  29. Lakoff, George. 1987. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. The University of Chicago Press.
  30. Lankshear, Colin & Michele Knobel. 2019. Memes, macros, meaning, and menace: Some trends in internet memes. The Journal of Communication and Media Studies 4 (4). 43-57. https://doi.org/10.18848/2470-9247/cgp/v04i04/43-57
  31. Larkin-Galiñanes, Cristina. 2017. An overview of humor theory. In Salvatore Attardo (ed.), The Routledge Handbook of Language and Humor, 4-16. 1st ed. Routledge.
  32. Lintott, Sheila. 2016. Superiority in humor theory. The Journal of Aesthetics and Art Criticism 74 (4). 347-358. https://doi.org/10.1111/jaac.12321
  33. McGhee, Paul E. 1979. Humor, its Origin and Development. San Francisco: W. H. Freeman.
  34. Minsky, Marvin. 1975. A framework for representing knowledge. In P. Winston (ed.), The Psychology of Computer Vision, 55-81. McGraw-Hill.
  35. Naciscione, Anita. 2010. Stylistic Use of Phraseological Units in Discourse. Amsterdam: John Benjamins Pub. Co.
  36. Norrick, Neal R. 2004. Non-verbal humor and joke performance. Humor - International Journal of Humor Research 17 (4). 401-409. https://doi.org/10.1515/humr.2004.17.4.401
  37. Paciello, Marinella, Francesca D’Errico, Giorgia Saleri & Ernestina Lamponi. 2021. Online sexist meme and its effects on moral and emotional processes in social media. Computers in Human Behavior 116. 106655. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106655
  38. Pushkarev, Evgeny A. & Julia S. Rastvorova. 2022. States of idiosyncratic idealized cognitive models in acts of pragmatic meaning. Language Sciences 93. 101498. https://doi.org/10.1016/j.langsci.2022.101498
  39. Raskin, Victor. 1984. Semantic Mechanisms of Humor. Dordrecht: Springer Netherlands. https://doi.org/10.1007/978-94-009-6472-3
  40. Shank, Roger C. & Robert P. Abelson. 1977. Scripts, Plans, Goals and Understanding. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  41. Shifman, Limor. 2012. An anatomy of a YouTube meme. New Media & Society 14 (2). 187-203. https://doi.org/10.1177/1461444811412160
  42. Shifman, Limor. 2013. Memes in Digital Culture. The MIT Press. https://doi.org/10.7551/mitpress/9429.001.0001
  43. Sinha, Chris. 1999. Grounding, mapping, and acts of meaning. In Theo Janssen & Gisela Redeker (eds.), Cognitive Linguistics, 223-256. Berlin/New York: De Gruyter Mouton. https://doi.org/10.1515/9783110803464.223
  44. Taecharungroj, Viriya & Pitchanut Nueangjamnong. 2015. Humour 2.0: Styles and types of humour and virality of memes on Facebook. Journal of Creative Communications 10 (3). 288-302. https://doi.org/10.1177/0973258615614420
  45. Terentyeva, Elena V. & Elena B. Pavlova. 2023. Semiotic organization of Russian environmental Internet memes. Nauchnyi Dialog 12 (9). 184-206. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-184-206
  46. Tsakona, Villy. 2018. Intertextuality and cultural literacy in contemporary political jokes. In Arie Sover (ed.), The Languages of humor: Verbal, visual, and physical humor, 86-104. https://doi.org/10.5040/9781350062320.0012
  47. Tsakona, Villy. 2020. Scrutinising intertextuality in humour: Moving beyond cultural literacy and towards critical literacy. The European Journal of Humour Research 8 (3). 40-59. https://doi.org/10.7592/EJHR2020.8.3.Tsakona2
  48. Tsakona, Villy & Jan Chovanec. 2020. Revisiting intertextuality and humour: Fresh perspectives on a classic topic. The European Journal of Humour Research 8 (3). 1-15. https://doi.org/10.7592/EJHR2020.8.3.Tsakona
  49. Vandaele, Jeroen. 2002. Introduction: (Re-)constructing humour: Meanings and means. The Translator 8 (2). 149-172. https://doi.org/10.1080/13556509.2002.10799130
  50. Vásquez, Camilla & Erhan Aslan. 2021. “Cats be outside, how about meow”: Multimodal humor and creativity in an internet meme. Journal of Pragmatics 171. 101-117. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2020.10.006
  51. Yus, Francisco. 2018. Identity-related issues in meme communication. Internet Pragmatics 1 (1). 113-133. https://doi.org/10.1075/ip.00006.yus
  52. Yus, Francisco. 2021. Incongruity-resolution humorous strategies in image macro memes. Internet Pragmatics 4 (1). 131-149. https://doi.org/10.1075/ip.00058.yus
  53. Way, Lyndon C. S. 2021. Trump, memes and the Alt-right: Emotive and affective criticism and praise. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 789-809. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-789-809
  54. Zappettini, Franco, Douglas. M. Ponton & Tatiana V. Larina 2021. Emotionalisation of contemporary media discourse: A research agenda. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 586-610. (In Russ.)].

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Агеев С.В., Пушкарев Е.А., Антоненко Н.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».