Метапрагматика и жанр: объединяя подходы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование жанра в той или иной мере предполагает изучение контекста. Одним из возможных подходов к изучению такового является обращение к метапрагаматике - понятию, преимущественно развивавшемуся в американской лингвистической антропологии. За исключением некоторых отдельных работ, данное понятие не было сколько-либо последовательно операционализировано в жанроведении. Цель настоящей статьи - обозначить один из возможных вариантов такой операционализации, заключающийся в анализе так называемых метапрагматических дискурсов, то есть дискурсов или их фрагментов, рефлексивно отражающих собственную прагматику или прагматику внешних по отношению к ним дискурсов в разрезе рефлексий, связанных с жанровой спецификой рефлексируемых дискурсов. Материалом исследования послужили пользовательские комментарии к нескольким видео на платформе YouTube в разных жанрах лайфстайл-дискурса. В результате анализа демонстрируется, что фигурирующие в метапрагматических дискурсах жанровые рефлексии могут иметь различную форму - от использования «жанровых ярлыков» для отсылки к рефлексируемому дискурсу (как экземпляру определенного жанра) до обсуждений жанровых особенностей экземпляра и/или жанра в целом, а также часто сопровождаются актуализацией оценочной позиции, занимаемой коммуникантом/-ами по отношению к жанру. Использование собственно жанровых ярлыков имеет определенную специфику: для именования жанра коммуниканты могут оперировать как «правильными» жанровыми ярлыками, т.е. такими, которые являются более-менее устоявшимися именами жанров или могли бы потенциально к ним быть причислены, так и более «свободными» и «неточными» формулировками. Наблюдение за использованием ярлыков обоих типов, а также иных способов актуализации жанровых рефлексий демонстрирует, что все они являются лишь частью массива средств, используемых коммуникантами для рефлексий в разрезе того, что автор дискурса «делает», а также того, «кем» он в данном коммуникативном событии (или путем его реализации) «предстает». Полученные результаты подчеркивают то, что в случае с жанроведением одним из аспектов изучения некоторого жанра следует рассматривать исследование того, каким образом этот жанр «видят» реальные коммуниканты, рутинно с ним взаимодействующие, и то, что работа с метапрагматическими дискурсами могла бы стать значимым дополнением к стандартному жанроведческому инструментарию.

Об авторах

Евгений Николаевич Молодыченко

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: emolodychenko@hse.ru

кандидат филологических наук, доцент департамента иностранных языков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Область его научных интересов - дискурс-анализ, анализ речевых жанров, медиалингвистика, метапрагматика, риторика и персуазивность.

190121, Санкт-Петербург, Союза Печатников ул., д. 16

Юрген Шпицмюллер

Венский университет

Email: juergen.spitzmueller@univie.ac.at

доктор наук, профессор института языкознания Венского университета. Область его научных интересов - социолингвистика, метапрагматика, лингвистические идеологии, мультимодальность и дискурс-анализ.

Вена, Австрия

Список литературы

  1. Agha, Asif. 2007. Language and Social Relations. Cambridge: Cambridge University Press. doi: 10.1017/CBO9780511618284
  2. Andersen, Thomas Hestbæk & Theo Jacob van Leeuwen. 2017. Genre Crash: The Case of Online Shopping. Discourse, Context & Media 20. 191-203. doi: 10.1016/j.dcm.2017.06.007
  3. Androutsopoulos, Jannis. 2001. What Names Reveal About the Music Style: A Study of Naming Patterns in Popular Music. In Enikő T. Németh (eds.), Pragmatics in 2000: Selected Papers from the 7th International Pragmatics Conference 2. 16-29. Antwerp: International Pragmatics Association.
  4. Askehave, Inger & Anne Ellerup Nielsen. 2005. Digital Genres: A Challenge to Traditional Genre Theory. In Ellerup Nielsen Anne, Barbara H Kwaśnik & Kevin Crowston (eds.), Information Technology and People 18 (2). 120-141. doi: 10.1108/09593840510601504
  5. Askehave, Inger & John M. Swales. 2001. Genre Identification and Communicative Purpose: A Problem and a Possible Solution. Applied Linguistics 22 (2). 195-212. doi: 10.1093/applin/22.2.195
  6. Auer, Peter. 1992. Introduction: John Gumperz’ Approach to Contextualization. In Peter Auer & Aldo Di Luzio (eds.), The Contextualization of Language (Pragmatics & Beyond New Series) 22. 1-37. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. doi: 10.1075/pbns.22
  7. Bell, David & Joanne Hollows (eds.). 2005. Ordinary Lifestyles: Popular Media, Consumption and Taste. Maidenhead: Open University Press.
  8. Bell, David & Joanne Hollows (eds.). 2006. Historicizing Lifestyle: Mediating Taste, Consumption and Identity from the 1900s to 1970s. London and New York: Routledge.
  9. Bhatia, Vijay Kumar. 1993. Analysing Genre: Language Use in Professional Settings. London and New York: Longman.
  10. Blommaert, Jan. 2015. Meaning as a Nonlinear Effect: The Birth of Cool. AILA Review 28. 7-27. doi: 10.1075/aila.28.01blo
  11. Bolter, Jay David & Richard Arthur Grusin. 1999. Remediation. Understanding New Media. Cambridge, MA/London: MIT Press.
  12. Boyd, Michael S. 2014. (New) Participatory Framework on Youtube? Commenter Interaction in Us Political Speeches. Journal of Pragmatics 72. 46-58. doi: 10.1016/j.pragma.2014.03.002
  13. Briggs, Charles L. 1993. Generic Versus Metapragmatic Dimensions of Warao Narratives: Who Regiments Performance? In John A. Lucy (eds.), Reflexive Language: Reported Speech and Metapragmatics, 179-212. Cambridge: Cambridge University Press. doi: 10.1017/CBO9780511621031.011
  14. Briggs, Charles L. & Richard Bauman. 1992. Genre, Intertextuality, and Social Power. Journal of Linguistic Anthropology 2 (2). 131-172.
  15. Bucholtz, Mary & Kira Hall. 2005. Identity and Interaction: A Sociocultural Linguistic Approach. Discourse Studies 7 (4-5). 585-614. doi: 10.1177/1461445605054407
  16. Chernyavskaya, Valeria. 2020. Metapragmatics: When the Author Brings Meaning and the Adressee Context. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Yazyk i Literatura 17 (1). 135-147. doi: 10.21638/spbu09.2020.109
  17. Devitt, Amy J. 2009. Re-Fusing Form in Genre Study. In Janet Giltrow & Dieter Stein (eds.), Genres in the Internet: Issues in the Theory of Genre, 27-48. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company.
  18. Devitt, Amy J. 2015. Genre Performances: John Swales’ Genre Analysis and Rhetorical-Linguistic Genre Studies. Journal of English for Academic Purposes 19. 44-51. doi: 10.1016/j.jeap.2015.05.008
  19. Eckert, Penelope. 2008. Variation and the Indexical Field. Journal of Sociolinguistics 12 (4). 453-476. doi: 10.1111/j.1467-9841.2008.00374.x
  20. Fairclough, Norman. 2003. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research. London and New York: Routledge.
  21. Giltrow, Janet. 2010. Genre and Difference: The Sociality of Linguistic Variation. In Heidrun Dorgeloh & Anja Wanner (eds.), Syntactic Variation and Genre, 1-26. Berlin/New York: De Gruyter Mouton.
  22. Giltrow, Janet & Dieter Stein. 2009. Genres in the Internet. Innovation, evolution, and genre theory. In Janet Giltrow & Dieter Stein (eds.), Genres in the Internet: Issues in the Theory of Genre, 1-26. John Benjamins Publishing Company. doi: 10.1075/pbns.188
  23. Gnezdilova, Yaroslava. 2018. Metapragmatics of Academic Written Discourse. Lege Artis 3. 46-79. doi: 10.2478/lart-2018-0002
  24. Gumperz, John J. 1992. Contextualization and Understanding. In Alessandro Duranti & Charles Goodwin (eds.), Rethinking Context: Language as an Interactive Phenomenon, 229-252. Cambridge: Cambridge University Press.
  25. Halliday, Michael A. K. & Christian M. I. M. Matthiessen. 2004. An Introduction to Functional Grammar. London: Hodder Education.
  26. Hanks, William F. 1987. Discourse Genres in a Theory of Practice. American Ethnologist 14 (4). 668-692. doi: 10.1525/ae.1987.14.4.02a00050
  27. Hiippala, Tuomo. 2017. An Overview of Research Within the Genre and Multimodality Framework. Discourse, Context and Media 20. doi: 10.1016/j.dcm.2017.05.004
  28. Ivanova, Svetlana V. 2019. Stylistics and rhetoric of lifestyle discourse. Professional Discourse & Communication 1 (2). 8-21. doi: 10.24833/2687-0126-2019-1-2-8-21
  29. Jackman, Henry. 2017. Meaning Holism. In Edward N. Zalta (eds.), The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Metaphysics Research Lab, Stanford University. URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/meaning-holism/ (accessed: 10 September 2020).
  30. Lee, David Y.W. 2001. Genres, Registers, Text Types, Domains and Styles: Clarifying the Concepts and Navigating a Path Through the BNC Jungle. Language Learning and Technology 5 (3). 37-72.
  31. Machin, David & Theo van Leeuwen. 2005. Language Style and Lifestyle: The Case of a Global Magazine. Media, Culture & Society 27 (4). 577-600. URL” https://doi.org/10.1177/0163443705054151 (accessed: 10 September 2020).
  32. Machin, David & Theo van Leeuwen. 2007. Global Media Discourse: A Critical Introduction. London: Routledge.
  33. Miller, Carolyn. 1984. Genre as social action. Quarterly Journal of Speech 70 (2). 151-167. URL: https://doi.org/10.1080/00335638409383686 (accessed: 10 September 2020).
  34. Molodychenko, Evgeni N. 2019. “Lifestyle Instruction” as an Internet Genre in Consumer Culture: A Communicative-Pragmatic Perspective. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya 57. 79-102. doi: 10.17223/19986645/57/5.
  35. Rose, David. 2012. Genre in the Sydney School. In James Paul Gee & Michael Handford (eds.), The Routledge Handbook of Discourse Analysis, 209-225. London and New York: Routledge.
  36. Silverstein, Michael. 1976. Shifters, Linguistic Categories, and Cultural Description. In Keith H. Basso & Henry A. Selby (eds.), Meaning in Anthropology, 11-55. Albuquerque: University of New Mexico Press.
  37. Silverstein, Michael. 1987. The Three Faces of “Function”: Preliminaries to a Psychology of Language. In Maya Hickmann (eds.), Social and Functional Approaches to Language and Thought, 17-38. Orlando: Academic Press.
  38. Silverstein, Michael. 1992. The Indeterminacy of Contextualization: When Is Enough Enough? In Peter Auer & Aldo Di Luzio (eds.), The Contextualization of Language (Pragmatics & Beyond New Series), 55-76. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company.
  39. Silverstein, Michael. 1993. Metapragmatic Discourse and Metapragmatic Function. In John Arthur Lucy (eds.), Reflexive Language: Reported Speech and Metapragmatics, 33-58. Cambridge: Cambridge University Press. doi: 10.1017/cbo9780511621031.004
  40. Silverstein, Michael. 2003. Indexical Order and the Dialectics of Sociolinguistic Life. Words and Beyond: Linguistic and Semiotic Studies of Sociocultural Order 23 (3). 193-229. doi: 10.1016/S0271-5309(03)00013-2
  41. Spitzmüller, Jürgen. 2021. Ideologies of Communication: The Social Link between Actors, Signs, and Practices. In Judith Purkarthofer & Mi-Cha Flubacher (eds.), Speaking Subjects. Biographical Methods in Multilingualism Research. Clevedon: Multilingual Matters.
  42. Spitzmüller, Jürgen. 2013. Graphische Variation als Soziale Praxis. Berlin, Boston: De Gruyter. doi: 10.1515/9783110334241. URL: https://www.degruyter.com/view/title/304557 (accessed: 10 September 2020).
  43. Spitzmüller, Jürgen. 2015. Graphic Variation and Graphic Ideologies: A Metapragmatic Approach. Social Semiotics 25 (2). 126-141. doi: 10.1080/10350330.2015.1010323
  44. Spitzmüller, Jürgen & Ingo H. Warnke. 2011. Discourse as a ‘Linguistic Object’: Methodical and Methodological Delimitations. Critical Discourse Studies 8 (2). 75-94. doi: 10.1080/17405904.2011.558680
  45. Swales, John M. 1990. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. 3rd edn. Cambridge: Cambridge University Press.
  46. Swales, John M. 1993. Genre and Engagement. Revue Belge de Philologie et D’histoire 71 (3). 687-698. doi: 10.3406/rbph.1993.3898
  47. Szabla, Malgorzata & Jan Blommaert. 2018. Does Context Really Collapse in Social Media Interaction? Applied Linguistics Review 9 (2). doi: 10.1515/applirev-2017-0119
  48. Verschueren, Jef. 2000. Notes on the Role of Metapragmatic Awareness in Language Use. Pragmatics 10 (4). 439-456. doi: 10.1075/prag.10.4.02ver
  49. Lehti, Lotta, Johanna Isosävi, Veronika Laippala & Matti Luotolahti. 2016. Linguistic Analysis of Online Conflicts: A Case Study of Flaming in Smokahontas Comment Thread in Youtube. WiderScreen (1-2). URL: http://widerscreen.fi/numerot/2016-1-2/linguistic-anaead-on-youtube/ (accessed: 10 September 2020)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Молодыченко Е.Н., Шпицмюллер Ю., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».