Английский язык в Германии: сферы языкового использования и отношение к языку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается изменение роли английского языка в Германии. Объектом исследования стало использование английского языка в разных сферах деятельности и отношение к нему. Исследование выполнено на материале двух кейсов, изученных в Мангеймском университете, Германия. В первом случае выполнен количественный анализ использования английского языка в формальном и неформальном контекстах, а также при спонтанном взаимодействии. Второй кейс представляет обсуждение результатов исследования отношения немецкоговорящих коммуникантов к двум национальным вариантам английского языка, являющегося родным для его носителей (британского и американского), и к двум вариантам (индийскому и немецкому), не являющимся родными для их пользователей. Тем самым рассматриваются аттитюдные тенденции к вариантам английского языка, включая собственный вариант пользователей. В заключение делается вывод о том, что несмотря на явные сигналы того, что английский язык, используемый в Германии, постепенно превращается в английский как второй язык, он, тем не менее, все еще остается иностранным языком, по крайней мере, судя по отношению к нему со стороны образованных молодых немцев.

Об авторах

Юлия Геннадьевна Давыдова

Форарльбергский педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: julia.davydova@ph-vorarlberg.ac.at

доктор филологических наук, приват-доцент, профессор английской филологии факультета английской лингвистики / Институт 2

Liechtensteinerstraße 33-37; 6800 Feldkirch, Austria

Список литературы

  1. Berns, Margie. 1988. The cultural and linguistic context of English in West Germany. World Englishes 7 (1). 37-49.
  2. Buschfeld, Sarah. 2013. The English Language in Cyprus: An Empirical Investigation of Variety Status. Amsterdam: John Benjamins.
  3. Buschfeld, Sarah. 2014. A critical approach to taxonomies and models of World Englishes and second language acquisition research. In Sarah Buschfeld, Thomas Hoffmann, Magnus Huber, & Alexander Kautzsch (eds.), The Evolution of Englishes. The Dynamic Model and Beyond, 181-202. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamins.
  4. Buschfeld, Sarah, Thomas Hoffmann, Magnus Huber & Alexander Kautzsch (eds.). 2014. The Evolution of Englishes. The Dynamic Model and Beyond. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamins.
  5. Busse, Ulrich & Manfred Görlach. 2002. German. In Manfred Görlach (ed.) English in Europe, 13-36. Oxford: Oxford University Press.
  6. Coleman, James A. 2006. English-medium teaching in European Higher Education. Language Teaching 39 (1). 1-14.
  7. Davydova, Julia. 2015. A study in the perception of native and non-native Englishes by German learners. Journal of Linguistics and Language Teaching 6 (1).
  8. Davydova, Julia. 2019. Quotation in Indigenised and Learner English. A Sociolinguistic Account of Variation. Berlin / Boston: Mouton de Gruyter.
  9. Davydova, Julia & Isabelle Buchstaller. 2015. Expanding the circle to Learner English: Investigating quotative marking in a German student community. American Speech 90 (4). 441-478.
  10. De Swaan, Abram. 2001. Words of the World: The Global Language System. Cambridge: Polity Press / Blackwell.
  11. Garrett, Peter. 2010. Attitudes to Language. Cambridge: Cambridge University Press.
  12. Ginsburgh, Victor & Juan Prieto-Rodriguez. 2011. Returns to foreign languages of native workers in the EU. Industrial and Labour Relations Review 64 (3). 599-618.
  13. Gnutzmann, Claus, Jenny Jakisch, & Frank Rabe. 2015. Communicating across Europe. What German students think about multilingualism, language norms and English as a lingua franca. In Andrew Linn, Neil Bermel, Gibson Ferguson (eds.), Attitudes towards English in Europe. English in Europe 1. 78-88. Berlin / Boston: Mouton de Gruyter.
  14. Hilgendorf, Suzanne K. 2005. ‘Brain Gain statt [instead of] Brain Drain’: The role of English in German education. World Englishes 24 (1). 53-67.
  15. Hundt, Marianne & Ulrike Gut (eds.). 2012. Mapping Unity and Diversity World-wide. Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins.
  16. Kachru, Braj B. 1985. Standards, codification and sociolinguistic realism: The English language in the Outer Circle. In Randoiph Quirk & H. G. Widdowson (eds.), English in the World: Teaching and Learning the Language and Literatures, 11-30. Cambridge: Cambridge University Press.
  17. Kautzsch, Alexander. 2014. English in Germany. Retreating exonormative orientation and incipient nativization. In Sarah Buschfeld, Thomas Hoffmann, Magnus Huber, & Alexander Kautzsch (eds.), The Evolution of Englishes. The Dynamic Model and Beyond, 203-227. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamins.
  18. Knapp, Annelie. 2011. When comprehension is crucial. Using English as a medium of instruction at a German university. In Annick de Houwer, & Antje Wilton (eds.), English in Europe Today. Sociocultural and Educational Perspectives, 51-70. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamins.
  19. Mair, Christoph. 2018. Stabilising domains of English-language use in Germany. Global English in a non-colonial languagescape. In Sandra C. Deshors (ed.), Modeling World Englishes. Assessing the Interplay of Emancipation and Globalisation of ESL Varieties, 45-75. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamins.
  20. Mair, Christoph. 2020. English in the German-speaking world: An inevitable presence. In Raymond Hickey (ed.), English in the German-speaking World, 13-30. Cambridge: Cambridge University Press.
  21. Mesthrie, Rajend & Rakesh M. Bhatt. 2008. World Englishes. The Study of New Linguistic Varieties. Cambridge: Cambridge University Press.
  22. Mohr, Susanne, Sandra Jansen & Julia Forsberg. 2019. European English in the EFL classroom? English Today (online edition). doi: 10.1017/S0266078419000403.
  23. Mollin, Sandra. 2007. New variety or learner English? Criteria for variety status and the case of Euro-English. English World-Wide 28 (2). 167-185.
  24. Mukherjee, Joybrato & Marianne Hundt (eds.). 2011. Exploring Second-Language Varieties of English and Learner Englishes - Bridging a Paradigm Gap. Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins.
  25. Ozón, Gabriel. 2016. European Englishes. In Andrew Linn (ed.), Investigating English in Europe: Contexts and Agendas. English in Europe 6. 72-78. Berlin / Boston: Mouton de Gruyter.
  26. Stavans, Anat & Charlotte Hoffmann. 2015. Multilingualism. Cambridge: Cambridge University Press.
  27. Syrbe, Mona & Heath Rose. 2016. An evaluation of the global orientation of English textbooks in Germany. Innovation in Language Learning and Teaching 12 (2). 152-163.
  28. Watson, Peter. 2010. The German Genius. Europe's Third Renaissance, the Second Scientific Revolution, and the Twentieth Century. New York: Harper.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Давыдова Ю.Г., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».