Корпусный подход к исследованию корпоративной коммуникации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Корпоративная социальная ответственность (КСО) стала действенным инструментом поддержания репутации компаний и одной из из ключевых концепций корпоративной коммуникации. Это привело к необходимости всестороннего изучения языка отчетов КСО, отражающего принципы корпоративной культуры как феномена межкультурной и глобальной значимости. Существующие исследования, рассматривающие тексты отчетов КСО, не дают представления о распределении смысловых приоритетов, проявляющихся в особенностях языкового оформления. В данном исследовании проводится анализ лингвистического окружения наиболее частотных языковых единиц с целью установления повторяющихся языковых моделей, используемых при составлении эффективных отчетов КСО, а также с целью определения приоритетных направлений их текстовой композиции, отражаемых в языке. Корпусный подход и контекстуальный анализ применяются в исследовании отчетов КСО, опубликованных компанией Microsoft за последние семь лет и признанных стандартом качества в корпоративной сфере. Корпус был создан с использованием конкордансера Prime Machine и инкорпорировал 99176 единиц анализа. На основе результатов исследования в работе предлагаются выводы в отношении использования местоимений, конструкций «Microsoft + глагол, обозначающий положительное действие», «more + than», «more + прилагательное», «Corporate» в составе составных терминологических единиц, а также набора ключевых единиц, встречающихся в рамках лингвистического окружения с положительной коннотацией. Это, в свою очередь, позволило идентифицировать иерархию распределения приоритетов, обнаруженную в ходе анализа материала. Полученные результаты способствуют системному осмыслению корпоративной языковой политики, позволяющей поддерживать эффективное коммуникативное взаимодействие с заинтересованными сторонами, и могут быть использованы в дальнейших исследованиях, рассматривающих смежные вопросы как объекты научного интереса.

Об авторах

Елена Николаевна Малюга

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: malyuga-en@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-6935-0661

профессор лингвистики, заведующая кафедрой иностранных языков экономического факультета Российского университета дружбы народов, доктор филологических наук, академик РАЕН, главный редактор научных журналов «Вопросы прикладной лингвистики» и “Training, Language and Culture”. Ее научные интересы включают теорию и практику межкультурного профессионального и делового общения, прагматику, корпусные исследования, дискурс-анализ. Она является автором и соавтором более 300 публикаций.

Москва, Россия

Список литературы

  1. Andrews, Nathan. 2019. Gold Mining and the Discourses of Corporate Social Responsibility in Ghana. New York: Palgrave Macmillan. https://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-92321-5
  2. Boginskaya, Olga A. 2022. Cross-disciplinary variation in metadiscourse: A corpus-based analysis of Russian-authored research article abstracts. Training, Language and Culture 6 (3). 55-66. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2022-6-3-55-66
  3. Breeze, Ruth & Ana M. Fernández-Vallejo. 2020. Comparing corporate social responsibility discourses in the letter to shareholders: The case of British and Spanish banks. ESP Today Journal of English for Specific Purposes at Tertiary Level 8 (2). 250-274. https://dx.doi.org/10.18485/esptoday.2020.8.2.4
  4. Carroll, Archie B. 1979. A three-dimensional conceptual model of corporate performance. Academy of Management Review 4 (4). 497-505. https://doi.org/10.5465/AMR.1979.4498296
  5. Casan-Pitarch, Ricardo. 2016. Case study on banks’ webpages: The use of personal pronouns. International Journal of Language Studies 10 (4). 37-58.
  6. Dahl, Trine & Kjersti Fløttum. 2019. Climate change as a corporate strategy issue: A discourse analysis of three climate reports from the energy sector. Corporate Communications: An International Journal 24 (3). 499-514. https://doi.org/10.1108/CCIJ-08-2018-0088
  7. Danilet, Magdalena & Olesia Mihai. 2013. CSR online discourse practices in the Romanian energy sector. Journal of Eastern Europe Research in Business & Economics 1. Article 725039. https://doi.org/10.5171/2013.725039
  8. Ellerup Nielsen, Anne & Christa Thomsen. 2007. Reporting CSR: What and how to say it? Corporate Communications: An International Journal 12 (1). 25-40. https://dx.doi.org/10.1108/13563280710723732
  9. Grishechko, Ovsanna S., Asya S. Akopova & Elizaveta G. Grishechko. 2015. English linguistic purism: History, development, criticism. Proceedings of Southern Federal University. Philology 4. 185-192. https://doi.org/10.18522/1995-0640-2015-4-185-192
  10. Ivanova, Svetlana & Tatiana Larina. 2022. “Meaning-Text” theory and the linguistic universe of Igor Mel’čuk. Russian Journal of Linguistics 26 (4). 857-880. https://doi.org/10.22363/2687-0088-32635
  11. Jaworska, Sylvia. 2018. Change but no climate change: Discourses of climate change in corporate social responsibility reporting in the oil industry. International Journal of Business Communication 55 (2). 194-219. https://dx.doi.org/10.1177/2329488417753951
  12. Jeaco, Stephen. 2017. Concordancing lexical primings: The rationale and design of a user-friendly corpus tool for English language teaching and self-tutoring based on the Lexical Priming theory of language. In Michael Pace-Sigge & Katie J. Patterson (eds.), Lexical priming: Applications and advances, 273-296. Amsterdam: John Benjamins. https://doi.org/10.1075/SCL.79.11JEA
  13. Kolk, Ans. 2008. Sustainability, accountability and corporate governance: Exploring multinationals’ reporting practices. Business Strategy and the Environment 17 (1). 1-15. https://doi.org/10.1002/bse.511
  14. Koller, Veronika. 2009. Corporate self-presentation and self-centredness: A case for cognitive Critical Discourse Analysis. In Hanna Pishwa (ed.), Language and social cognition: Expression of the social mind, 267-288. Berlin: De Gruyter Mouton. https://doi.org/10.1515/9783110216080.2.267
  15. Lee, Jinyoung & Jane L. Parpart. 2018. Constructing gender identity through masculinity in CSR reports: The South Korean case. Business Ethics: A European Review 27 (4). 309-323. https://dx.doi.org/10.1111/beer.12191
  16. Livesey, Sharon M. & Kate Kearins. 2002. Transparent and caring corporations? A study of sustainability reports by The Body Shop and Royal Dutch/Shell. Organization & Environment 15 (3). 233-258. https://doi.org/10.1177/1086026602153001
  17. Malyuga, Elena N. & Asya S. Akopova. 2021. Precedence-setting tokens: Issues of classification and functional attribution. Training, Language and Culture 5 (4). 65-76. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2021-5-4-65-76
  18. Malyuga, Elena N. & Michael McCarthy. 2021. “No” and “net” as response tokens in English and Russian business discourse: In search of a functional equivalence. Russian Journal of Linguistics 25 (2). 391-416. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-2-391-416
  19. Microsoft. 2022. Reports hub. Retrieved from https://www.microsoft.com/en-us/corporate-responsibility/reports-hub
  20. Nickerson, Catherine & Elizabeth de Groot. 2005. Dear shareholder, dear stockholder, dear stakeholder: The business letter genre in the annual general report. In Paul Gillaerts & Maurizio Gotti (eds.), Genre variation in business letters, 325-346. Berlin: Peter Lang.
  21. Nwagbara, Uzoechi & Ataur Belal. 2019. Persuasive language of responsible organisation? A critical discourse analysis of corporate social responsibility (CSR) reports of Nigerian oil companies. Accounting, Auditing & Accountability Journal 32 (8). 2395-2420. https://doi.org/10.1108/AAAJ-03-2016-2485
  22. O’Connor, Amy & Katherine L. Gronewold. 2013. Black gold, green earth: An analysis of the petroleum industry’s CSR environmental sustainability discourse. Management Communication Quarterly 27 (2). 210-236. https://doi.org/10.1177/0893318912465189
  23. Petrosyan, Gayane O. & Elizaveta G. Grishechko. 2019. Conflict management in political communication: Linguistic and methodical aspects. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice 11. 100-105.
  24. Planken, Brigitte, Subrat Sahu & Catherine Nickerson. 2010. Corporate social responsibility communication in the Indian context. Journal of Indian Business Research 2 (1). 10-22. https://doi.org/10.1108/17554191011032910
  25. Popova, Ksenia V. 2018. Persuasion strategy in online social advertising. Training, Language and Culture 2 (2). 55-65. https://doi.org/10.29366/2018tlc.2.2.4
  26. Puschmann, Cornelius. 2010. “Thank you for thinking we could”: Use and function of interpersonal pronouns in corporate web logs. In Heidrun Dorgeloh & Anja Wanner (eds.), Syntactic variation and genre, 167-194. Berlin: De Gruyter Mouton. https://dx.doi.org/10.1515/9783110226485
  27. Rajandran, Kumaran. 2016. Corporate involvement brings environmental improvement: The language of disclosure in Malaysian CSR reports. Social Responsibility Journal 12 (1). 130-146. https://doi.org/10.1108/SRJ-02-2015-0030
  28. Romanova, Irina D. & Irina V. Smirnova. 2019. Persuasive techniques in advertising. Training, Language and Culture 3 (2). 55-70. https://doi.org/10.29366/2019tlc.3.2.4
  29. Sehgal, Gaurav, Daisy Mui Hung Kee, An Rou Low, Yan Sin Chin, Eunice Mun Yee Woo, Pei Fern Lee & Farah Almutairi. 2020. Corporate social responsibility: A case study of Microsoft Corporation. Asia Pacific Journal of Management and Education (APJME) 3 (1). 63-71. https://doi.org/10.32535/APJME.V3I1.744
  30. Talbot, David & Guillaume Barbat. 2020. Water disclosure in the mining sector: An assessment of the credibility of sustainability reports. Corporate Social Responsibility and Environmental Management 27 (3). 1241-1251. https://doi.org/10.1002/csr.1880
  31. Tamimy, Mihammad, Leila Setayesh Zarei & Mohammad Saber Khaghaninejad. 2022. Collectivism and individualism in US culture: An analysis of attitudes to group work. Training, Language and Culture 6 (2). 20-34. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2022-6-2-20-34
  32. Wei, Lewen. 2020. Examining corporate communications of environmental responsibility on corporate websites: Main themes, linguistic features, and text reuse. Journal of Promotion Management 26 (7). 1013-1037. https://dx.doi.org/10.1080/10496491.2020.1746467
  33. Yang, Helen Hong, Russell Craig & Alan Farley. 2015. A review of Chinese and English language studies on corporate environmental reporting in China. Critical Perspectives on Accounting 28. 30-48. https://dx.doi.org/10.1016/j.cpa.2014.10.001
  34. Yu, Danni & Marina Bondi. 2019. A genre-based analysis of forward-looking statements in corporate social responsibility reports. Written Communication 36 (3). 379-409. https://doi.org/10.1177/0741088319841612
  35. Yuthas, Kristi, Rodney Rogers & Jesse F. Dillard. 2002. Communicative action and corporate annual reports. Journal of Business Ethics 41 (1-2). 141-157. https://dx.doi.org/10.1023/A:1021314626311
  36. Zsóka, Ágnes & Éva Vajkai. 2018. Corporate sustainability reporting: Scrutinising the requirements of comparability, transparency and reflection of sustainability performance. Society and Economy 40 (1). 19-44. https://doi.org/10.1556/204.2018.40.1.3

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Малюга Е.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».