Полифоническая дискуссия родителей в российских социальных сетях: прагматический аспект
- Авторы: Збенович К.1
-
Учреждения:
- Академический Колледж Хадасса
- Выпуск: Том 29, № 2 (2025)
- Страницы: 250-271
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2687-0088/article/view/313426
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-39695
- EDN: https://elibrary.ru/JNZLJU
- ID: 313426
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается эволюция нового языка для обсуждения приватных и личных вопросов в публичном пространстве российских соцсетей. Целью исследования является выявление форматов беседы, служащих проявлением нового публичного языка, посредством которых российские родители позиционируют себя в дебатах на интернет-форумах по вопросам воспитания детей. Данные для исследования были получены в результате анализа родительских дискуссий на Alpha Parenting, популярной российской платформе сообщества Facebook[*]. В ходе исследования было проанализировано более 400 постов родителей детей 6-12 лет в период с 2017 по 2019 г. Форматы виртуальной беседы рассматриваются с точки зрения речевых актов, формирующих коммуникацию родителей в онлайн чат-форуме. Взаимодействие множественных форм разговора понимается через призму аналитического аппарата М. Бахтина, основанного на концепциях голоса и полифонии. Результаты иллюстрируют одновременное присутствие разных форматов и стилей в публичных обсуждениях приватного и личного. Эти дискурсивные стили могут относиться к повседневной неформальной коммуникации, принятой в межличностной сфере, либо к дискурсивным практикам авторитетного разговора, либо к метаспособам мониторинга и управления дискурсом, или, что не менее важно, к терапевтическому публичному эмоциональному разговору о внутреннем мире и эмоциональном опыте. Исследование показывает, что различные варианты разговора об эмоциях представляют формирующуюся эмоциональную терапевтическую установку, влияющую на язык и регулирующую и преобразующую российскую интернет-коммуникацию.
Об авторах
Клавдия Збенович
Академический Колледж Хадасса
Автор, ответственный за переписку.
Email: claudia.zbenovich@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6127-9488
доцент кафедры английского языка в колледже Хадасса, (Иерусалим, Израиль). Ее исследовательские интересы лежат в области коммуникативной прагматики, анализа диалога, эмоционального дискурса и использования языка в межкультурном контексте. В 2016-2020 годах она участвовала в международном исследовательском проекте по терапевтическому эмоциональному языку и культуре, финансируемом научным фондом Израиля
Иерусалим, ИзраильСписок литературы
- Andreeva, Ekaterina G. 2008. Yazyk i kul’tura: kategorichnost’ vyskazyvania kak otrazhenie sotsiokul’turnykh norm v yazykovykh modeliah [Language and Culture: Categorical Speech as the Reflection of Social and Cultural Norms]. Vestnik Russkoi Khristianskoi Gumanitarnoi Akademii 9 (1). 242-251. (In Russ.)
- Austin, John. 1962. How to Do Things with Words. Cambridge, MA: Harvard University Press.
- Bakhtin, Mikhail. 1981. The Dialogic Imagination: Four Essays by M.M. Bakhtin. Austin: University of Texas Press.
- Bakhtin, Mikhail 1984. Problems of Dostoyevsky’s Poetics. Minneapolis: University of Minnesota Press.
- Bach, Kent & Robert M. Harnish. 1979. Linguistic Communication and Speech Acts. Cambridge: Harvard University press. 49.
- Blum-Kulka, Shoshana. 1983. The dynamics of political interviews. Text 3 (2). 146.
- Brown, Penelope & Stephen C. Levinson. 1987. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: CUP.
- Carbaugh, Donald. 1988. Talking American: Cultural Discourses on Donahue. Norwood.
- Grice, Paul H. 1975. Logic and Conversation. In Peter Cole & Jerry L. Morgan (eds.), Syntax and Semantics (3) Speech Acts, 41-58. New York: Academic Press.
- Gumperz, John. 1982. Discourse Strategies. Cambridge: CUP.
- Horn, Laurence R. 1985. Metalinguistic negation and pragmatic ambiguity. Language 61 (1). 121-74.
- Jacquemet, Marco. 1994. T-Offenses and metapragmatic attacks: Strategies of interactional dominance. Discourse and Society 5 (3). 299-321.
- John, Nicholas A. 2017. The Age of Sharing. Cambridge: CUP.
- Kharkhordin, Oleg. 2016. The past and future of Russian public language. In Nikolay Vakhtin & Boris Firsov (eds.), Public debate in Russia: Matters of (dis)order. Edinburgh, UK.
- Krylova, Maria N. 2016. Ways of expressing emotions in social networks. Philology and Literary Studies 1. http://philology.snauka.ru/2016/01/1841
- Krylova, Maria N. 2019. Language of modern Internet communication. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskoq lingvistiki 1. 128-137.
- Kukulin, Ilia & Maria Maiofis. 2010. Novoe roditel’stvo i ego politicheskii aspect [The new parenthood and its political aspects]. Pro et Contra 14 (2). 6-19. (In Russ.)
- Kunstman, Adi. 2010. Webs of hate in diasporic cyberspaces: The Gaza War in the Russian-language Blogosphere. Media, War and Conflict 3 (3). 299-313.
- Langleben, Maria. 1998. Thematic development in literary dialogue. In Svetla Cmejrkova, Jana Hoffmannová, Olga Müllerová, Jindra Světlá & Niemeyer Tübingen (eds.), Dialoganalyse 6 (2), 139-158. Tubingen.
- Larina, Tatiana. 2015. Culture-specific communicative styles as a framework for interpreting linguistic and cultural idiosyncrasies. International Review of Pragmatics 7. 95-215.
- Larina, Tatiana. 2020. ‘Sense of privacy’ and ‘sense of elbow’: English vs Russian values and communicative styles. In Helen Bromhead & Zhengdao Ye (eds.), Meaning, life and culture. In conversation with Anna Wierzbicka, 433. Canberra.
- Lerner, Yulia & Claudia Zbenovich. 2013. Adapting the Therapeutic Discourse to Post-Soviet Media Culture: The case of Modnyi Prigovor. Slavic Review 72 (4). 828-849.
- Lerner, Yulia & Claudia Zbenovich. 2016a. Insides made public: Talking publicly about the personal in Post-Soviet Media Culture. In Nikolay Vakhtin & Boris Firsov (eds.), Public debate in Russia. Matters of (dis)order, 239-264. Edinburgh: Edinburgh University Press.
- Lerner, Yulia & Claudia Zbenovich. 2016b. Therapeutic Discourse in Russian translation: Analysis of one reality show on Post-Soviet Screen” (in Hebrew). In Jose Bruner & Galia Plotkin (eds.), Beyond the consulting room. Psychological discourse in Contemporary Culture, 129-160. Tel-Aviv: Resling.
- Lerner, Yulia & Claudia Zbenovich. 2017. Nutro na publiku: Public talk on private matters in post-Soviet media culture (in Russian). In Nikolay Vakhtin & Boris Firsov (eds.), Syndrome of public dumbness, 294-329. St. Petersburg: NLO Press.
- Locher, Miriam A. 2006. Advice Online. Advice-giving in an American Internet Health Column. 86-111. Amsterdam/Philadelphia.
- Locher, Miriam A. & Holger Limberg. 2012. Introduction to advice in discourse. In Holger Limberg & Miriam A. Locher (eds.), Advice in discourse, 3-4. Amsterdam.
- Park-Fuller, Linda M. 1986. Voices: Bakhtin’s heteroglossia and polyphony, and the performance of narrative literature. Literature in Performance 7. 1-12.
- Prikhod’ko, Oksana V., Elena I. Cherdymova, Elena V. Lopanova, Natalya A. Galchenko, Alexander I. Ikonnikov, Olga A. Mechkovskaya & Olga V. Karamova. 2020. Ways of expressing emotions in social networks. Online Journal of Communication and Media Technologies 10 (2). 2-7.
- Reyes, Antonio. 2019. Virtual communities: Interaction, identity and authority in digital communication. Text & Talk 39 (1). 99-120.
- Rhee, Seongha. 2023. Politeness and impoliteness in social network service communication in Korea. Russian Journal of Linguistics 27 (1). 39-66. https://doi.org/10.22363/2687-0088-32031
- Ries, Nancy. 1997. Russian Talk: Culture and Conversation during Perestroika. Ithaca, NY.
- Rodriguez, Hidalgo C.T. 2015. The social sharing of emotion (SSE) in online social networks: A case study in Live Journal. Computers in Human Behavior 52. 364-372.
- Seargeant, Philip & Caroline Tagg (eds.). 2014. Language of Social Media: Identity and Community on the Internet. Hempshire, UK: Palgrave Macmillan.
- Searle, John R. 1969. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 67.
- Searle, John R. 1975. Indirect speech acts. In Peter Cole & Jerry L. Morgan (eds.), Syntax and semantics 3: Speech acts, 59-82. New York: Academic Press.
- Silverstein, Michael. 1993. Metapragmatic discourse and metapragmatic function. In John A. Lucy (ed.), Reflexive language: Reported speech and metapragmatics, 33-58. Cambridge: CUP.
- Sifianou, Maria. 2012. Disagreements, face and politeness. Journal of Pragmatics 44. 1554-1564.
- Trofimova, Galina N. 2010. Kill yourself against the wall (about some subcultures of the Runet). Russian Language 6. 56-62.
- Trofimova, Galina N. (ed.). 2019. Yazyk i rech v Internete: Lichnost, obschestvo, kommunikatsia, kiltura [Language and speech on the Internet: Personality, society, communication, culture]. Articles of the VII International Scientific and Practical Conference. PFUR, 20 April 2023: In 2 vol. Т.1. (In Russ.)
- Vakhtin, Nikolai & Boris Firsov (eds.). 2016. Public Debate in Russia. Edinburgh University Press.
- Wahl-Jorgensen, Karin. 2019. Emotions, Media and Politics. Cambridge: Polity Press.
- Waterloo, Sophie F., Susanne E. Baumgartner, Jochen Peter & Patti M. Valkenburg. 2018. Norms of online expressions of emotion: Comparing Facebook, Twitter, Instagram, and WhatsApp. New Media &Society 20 (5). 1813-1831.
- Wierzbicka, Anna. 2003. Russian cultural scripts: The theory of cultural scripts and its applications. Ethos 30 (4). 401-402.
- Wierzbicka, Anna. 2012. ‘Advice’ in English and in Russian: A contrastive and cross-cultural perspective. In Holger Limberg & Miriam A. Locher (eds.), Advice in discourse, 309-331. Amsterdam.
- Wuthnow, Robert. 1994. Sharing the Journey: Support Groups and America’s New Quest for Community. New York.
- Zappettini, Franco, Douglas Ponton & Tatiana V. Larina. 2021. Emotionalization of contemporary media discourse: A research agenda. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 586-610. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-586-610
- Zbenovich, Claudia. 2023. Failing or prevailing? Russian Educational Discourse in the Israeli academic classroom”. Open Cultural Studies 7 (1). https://doi.org/10.1515/culture-2022-0178
- Zbenovich, Claudia & Julia Lerner. 2013. Vospitanie - eto rabota: Intercultural encounters in educational communication within Russian-Speaking families in Israel. The Russian Journal of Communication 5 (2). 119-140.
- Zbenovich, Claudia, Tatiana Larina & Vladimir Ozyumenko. 2024. Culture and identity in critical remarks: A case study of Russian and Israeli academic classroom discourse. Pragmatics and Society 15 (3). 351-375.
Дополнительные файлы
