Полифоническая дискуссия родителей в российских социальных сетях: прагматический аспект


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается эволюция нового языка для обсуждения приватных и личных вопросов в публичном пространстве российских соцсетей. Целью исследования является выявление форматов беседы, служащих проявлением нового публичного языка, посредством которых российские родители позиционируют себя в дебатах на интернет-форумах по вопросам воспитания детей. Данные для исследования были получены в результате анализа родительских дискуссий на Alpha Parenting, популярной российской платформе сообщества Facebook[*]. В ходе исследования было проанализировано более 400 постов родителей детей 6-12 лет в период с 2017 по 2019 г. Форматы виртуальной беседы рассматриваются с точки зрения речевых актов, формирующих коммуникацию родителей в онлайн чат-форуме. Взаимодействие множественных форм разговора понимается через призму аналитического аппарата М. Бахтина, основанного на концепциях голоса и полифонии. Результаты иллюстрируют одновременное присутствие разных форматов и стилей в публичных обсуждениях приватного и личного. Эти дискурсивные стили могут относиться к повседневной неформальной коммуникации, принятой в межличностной сфере, либо к дискурсивным практикам авторитетного разговора, либо к метаспособам мониторинга и управления дискурсом, или, что не менее важно, к терапевтическому публичному эмоциональному разговору о внутреннем мире и эмоциональном опыте. Исследование показывает, что различные варианты разговора об эмоциях представляют формирующуюся эмоциональную терапевтическую установку, влияющую на язык и регулирующую и преобразующую российскую интернет-коммуникацию.

Об авторах

Клавдия Збенович

Академический Колледж Хадасса

Автор, ответственный за переписку.
Email: claudia.zbenovich@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6127-9488

доцент кафедры английского языка в колледже Хадасса, (Иерусалим, Израиль). Ее исследовательские интересы лежат в области коммуникативной прагматики, анализа диалога, эмоционального дискурса и использования языка в межкультурном контексте. В 2016-2020 годах она участвовала в международном исследовательском проекте по терапевтическому эмоциональному языку и культуре, финансируемом научным фондом Израиля

Иерусалим, Израиль

Список литературы

  1. Andreeva, Ekaterina G. 2008. Yazyk i kul’tura: kategorichnost’ vyskazyvania kak otrazhenie sotsiokul’turnykh norm v yazykovykh modeliah [Language and Culture: Categorical Speech as the Reflection of Social and Cultural Norms]. Vestnik Russkoi Khristianskoi Gumanitarnoi Akademii 9 (1). 242-251. (In Russ.)
  2. Austin, John. 1962. How to Do Things with Words. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  3. Bakhtin, Mikhail. 1981. The Dialogic Imagination: Four Essays by M.M. Bakhtin. Austin: University of Texas Press.
  4. Bakhtin, Mikhail 1984. Problems of Dostoyevsky’s Poetics. Minneapolis: University of Minnesota Press.
  5. Bach, Kent & Robert M. Harnish. 1979. Linguistic Communication and Speech Acts. Cambridge: Harvard University press. 49.
  6. Blum-Kulka, Shoshana. 1983. The dynamics of political interviews. Text 3 (2). 146.
  7. Brown, Penelope & Stephen C. Levinson. 1987. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: CUP.
  8. Carbaugh, Donald. 1988. Talking American: Cultural Discourses on Donahue. Norwood.
  9. Grice, Paul H. 1975. Logic and Conversation. In Peter Cole & Jerry L. Morgan (eds.), Syntax and Semantics (3) Speech Acts, 41-58. New York: Academic Press.
  10. Gumperz, John. 1982. Discourse Strategies. Cambridge: CUP.
  11. Horn, Laurence R. 1985. Metalinguistic negation and pragmatic ambiguity. Language 61 (1). 121-74.
  12. Jacquemet, Marco. 1994. T-Offenses and metapragmatic attacks: Strategies of interactional dominance. Discourse and Society 5 (3). 299-321.
  13. John, Nicholas A. 2017. The Age of Sharing. Cambridge: CUP.
  14. Kharkhordin, Oleg. 2016. The past and future of Russian public language. In Nikolay Vakhtin & Boris Firsov (eds.), Public debate in Russia: Matters of (dis)order. Edinburgh, UK.
  15. Krylova, Maria N. 2016. Ways of expressing emotions in social networks. Philology and Literary Studies 1. http://philology.snauka.ru/2016/01/1841
  16. Krylova, Maria N. 2019. Language of modern Internet communication. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskoq lingvistiki 1. 128-137.
  17. Kukulin, Ilia & Maria Maiofis. 2010. Novoe roditel’stvo i ego politicheskii aspect [The new parenthood and its political aspects]. Pro et Contra 14 (2). 6-19. (In Russ.)
  18. Kunstman, Adi. 2010. Webs of hate in diasporic cyberspaces: The Gaza War in the Russian-language Blogosphere. Media, War and Conflict 3 (3). 299-313.
  19. Langleben, Maria. 1998. Thematic development in literary dialogue. In Svetla Cmejrkova, Jana Hoffmannová, Olga Müllerová, Jindra Světlá & Niemeyer Tübingen (eds.), Dialoganalyse 6 (2), 139-158. Tubingen.
  20. Larina, Tatiana. 2015. Culture-specific communicative styles as a framework for interpreting linguistic and cultural idiosyncrasies. International Review of Pragmatics 7. 95-215.
  21. Larina, Tatiana. 2020. ‘Sense of privacy’ and ‘sense of elbow’: English vs Russian values and communicative styles. In Helen Bromhead & Zhengdao Ye (eds.), Meaning, life and culture. In conversation with Anna Wierzbicka, 433. Canberra.
  22. Lerner, Yulia & Claudia Zbenovich. 2013. Adapting the Therapeutic Discourse to Post-Soviet Media Culture: The case of Modnyi Prigovor. Slavic Review 72 (4). 828-849.
  23. Lerner, Yulia & Claudia Zbenovich. 2016a. Insides made public: Talking publicly about the personal in Post-Soviet Media Culture. In Nikolay Vakhtin & Boris Firsov (eds.), Public debate in Russia. Matters of (dis)order, 239-264. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  24. Lerner, Yulia & Claudia Zbenovich. 2016b. Therapeutic Discourse in Russian translation: Analysis of one reality show on Post-Soviet Screen” (in Hebrew). In Jose Bruner & Galia Plotkin (eds.), Beyond the consulting room. Psychological discourse in Contemporary Culture, 129-160. Tel-Aviv: Resling.
  25. Lerner, Yulia & Claudia Zbenovich. 2017. Nutro na publiku: Public talk on private matters in post-Soviet media culture (in Russian). In Nikolay Vakhtin & Boris Firsov (eds.), Syndrome of public dumbness, 294-329. St. Petersburg: NLO Press.
  26. Locher, Miriam A. 2006. Advice Online. Advice-giving in an American Internet Health Column. 86-111. Amsterdam/Philadelphia.
  27. Locher, Miriam A. & Holger Limberg. 2012. Introduction to advice in discourse. In Holger Limberg & Miriam A. Locher (eds.), Advice in discourse, 3-4. Amsterdam.
  28. Park-Fuller, Linda M. 1986. Voices: Bakhtin’s heteroglossia and polyphony, and the performance of narrative literature. Literature in Performance 7. 1-12.
  29. Prikhod’ko, Oksana V., Elena I. Cherdymova, Elena V. Lopanova, Natalya A. Galchenko, Alexander I. Ikonnikov, Olga A. Mechkovskaya & Olga V. Karamova. 2020. Ways of expressing emotions in social networks. Online Journal of Communication and Media Technologies 10 (2). 2-7.
  30. Reyes, Antonio. 2019. Virtual communities: Interaction, identity and authority in digital communication. Text & Talk 39 (1). 99-120.
  31. Rhee, Seongha. 2023. Politeness and impoliteness in social network service communication in Korea. Russian Journal of Linguistics 27 (1). 39-66. https://doi.org/10.22363/2687-0088-32031
  32. Ries, Nancy. 1997. Russian Talk: Culture and Conversation during Perestroika. Ithaca, NY.
  33. Rodriguez, Hidalgo C.T. 2015. The social sharing of emotion (SSE) in online social networks: A case study in Live Journal. Computers in Human Behavior 52. 364-372.
  34. Seargeant, Philip & Caroline Tagg (eds.). 2014. Language of Social Media: Identity and Community on the Internet. Hempshire, UK: Palgrave Macmillan.
  35. Searle, John R. 1969. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 67.
  36. Searle, John R. 1975. Indirect speech acts. In Peter Cole & Jerry L. Morgan (eds.), Syntax and semantics 3: Speech acts, 59-82. New York: Academic Press.
  37. Silverstein, Michael. 1993. Metapragmatic discourse and metapragmatic function. In John A. Lucy (ed.), Reflexive language: Reported speech and metapragmatics, 33-58. Cambridge: CUP.
  38. Sifianou, Maria. 2012. Disagreements, face and politeness. Journal of Pragmatics 44. 1554-1564.
  39. Trofimova, Galina N. 2010. Kill yourself against the wall (about some subcultures of the Runet). Russian Language 6. 56-62.
  40. Trofimova, Galina N. (ed.). 2019. Yazyk i rech v Internete: Lichnost, obschestvo, kommunikatsia, kiltura [Language and speech on the Internet: Personality, society, communication, culture]. Articles of the VII International Scientific and Practical Conference. PFUR, 20 April 2023: In 2 vol. Т.1. (In Russ.)
  41. Vakhtin, Nikolai & Boris Firsov (eds.). 2016. Public Debate in Russia. Edinburgh University Press.
  42. Wahl-Jorgensen, Karin. 2019. Emotions, Media and Politics. Cambridge: Polity Press.
  43. Waterloo, Sophie F., Susanne E. Baumgartner, Jochen Peter & Patti M. Valkenburg. 2018. Norms of online expressions of emotion: Comparing Facebook, Twitter, Instagram, and WhatsApp. New Media &Society 20 (5). 1813-1831.
  44. Wierzbicka, Anna. 2003. Russian cultural scripts: The theory of cultural scripts and its applications. Ethos 30 (4). 401-402.
  45. Wierzbicka, Anna. 2012. ‘Advice’ in English and in Russian: A contrastive and cross-cultural perspective. In Holger Limberg & Miriam A. Locher (eds.), Advice in discourse, 309-331. Amsterdam.
  46. Wuthnow, Robert. 1994. Sharing the Journey: Support Groups and America’s New Quest for Community. New York.
  47. Zappettini, Franco, Douglas Ponton & Tatiana V. Larina. 2021. Emotionalization of contemporary media discourse: A research agenda. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 586-610. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-586-610
  48. Zbenovich, Claudia. 2023. Failing or prevailing? Russian Educational Discourse in the Israeli academic classroom”. Open Cultural Studies 7 (1). https://doi.org/10.1515/culture-2022-0178
  49. Zbenovich, Claudia & Julia Lerner. 2013. Vospitanie - eto rabota: Intercultural encounters in educational communication within Russian-Speaking families in Israel. The Russian Journal of Communication 5 (2). 119-140.
  50. Zbenovich, Claudia, Tatiana Larina & Vladimir Ozyumenko. 2024. Culture and identity in critical remarks: A case study of Russian and Israeli academic classroom discourse. Pragmatics and Society 15 (3). 351-375.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Збенович К., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».