Тест на называние изображений: лингвистические проблемы метода и пути их решения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются преимущества и недостатки такого метода речевой диагностики, как тест на называние изображений, и предлагаются способы его совершенствования для повышения диагностической и исследовательской валидности. Несмотря на популярность теста в отечественной и зарубежной нейропсихологической диагностике и исследовательской практике, его применение в основном опирается на традицию и практическое удобство, однако теоретические обоснования эффективности теста недостаточно представлены в литературе. Цель данной статьи - рассмотреть тест на называние изображений как исследовательскую методику с точки зрения психолингвистики, когнитивной науки и корпусной лингвистики и предложить интеграцию подходов к разработке и использованию подобных тестов. Материалом послужили тесты на называние изображений, разработанные для русского и английского языков. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) определить особенности обсуждаемой методики и принципы ее применения в исторической перспективе; 2) выявить теоретические основы методики (лингвистические и нейропсихологические), позволяющие рассматривать ее как диагностический инструмент; 3) выделить проблемные аспекты методики; 4) обозначить возможные пути их устранения. Для решения данных задач авторы обращаются к ряду методов корпусной лингвистики. Историческая справка позволяет уточнить, как именно формировалась рассматриваемая методика и предполагает обусловленность дизайна контекстами употребления. Обзор моделей лексического доступа предлагает теоретическое обоснование методики и возможные пути ее развития, в том числе на основе экспериментальных исследований, дополненных достижениями в области лингвистики и больших данных. На необходимость доработки указывает и критика наиболее популярных тестов. Наконец, анализ существующих русских тестов при помощи методов корпусной лингвистики демонстрирует необходимость более детального нормирования и подбора стимулов. В завершение предлагаются принципы создания тестов для специфических задач и пошаговый алгоритм конструирования теста на называние изображений для настройки необходимых показателей и параметров.

Об авторах

Ольга Игоревна Морковина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов

Email: olga.altukhowa@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-9528-9450

кандидат филологических наук, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова, научный сотрудник лаборатории диагностики и развития когнитивных функций НИИ развития мозга РУДН. Ее исследовательские интересы включают нейро- и психолингвистику, экспериментальные методы изучения языка, изучение концептуальной метафоры, лингвопоэтику, когнитивную поэтику.

Москва, Россия

Луиза Нахидовна Гишкаева

Российский университет дружбы народов

Email: gishkaeva-ln@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7627-5375

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия. Область её исследований - сравнительно-сопоставительное исследование языков и культур, национально-культурное своеобразие функционирования языков, дискурс-анализ, анализ медиатекста, культурная семантика, межкультурная коммуникация. Она автор более 70 публикаций, среди которых - статьи, научные доклады, главы монографий.

Москва, Россия

Анастасия Андреевна Шарапкова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: sharapkova_aa@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-5378-2729

кандидат филологических наук, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий лабораторией диагностики и развития когнитивных функций НИИ развития мозга РУДН. Ее исследовательские интересы включают когнитивные исследования языка, изучение мифологии как культурного и когнитивного феномена, академический английский. Она является автором и соавтором многочисленных публикаций, включающих главы в международных коллективных монографиях и статьи в отечественных и зарубежных журналах, включая Вопросы когнитивной лингвистики, Научный диалог, Fachsprache, Terminologija, Jezikoslovlje и др.

Москва, Россия

Список литературы

  1. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А. Диагностика развития речи в старшем дошкольном возрасте: батарея нейропсихологических методик и нормы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Т.10. № 3. С. 256-282. https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2021_n3/Veraksa_et_al (дата обращения: 09.06.2023). [Veraksa, Aleksandr N., Olga V. Almazova, Ekaterina S. Oshchepkova, Darya A. Bukhalenkova. 2021. Diagnostika razvitiya rechi v starshem doshkol’nom vozraste: batareya neiropsikhologicheskikh metodik i normy (Diagnostics of speech development in senior preschool age: A complex of neuropsychological techniques and norms). Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya 10 (3). 256-282. (In Russ.). (https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2021_n3/Veraksa_et_al) (accessed 9 June 2023)]. https://doi.org/10.17759/cpse.2021100313
  2. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. [Glozman, Zhanna M., Anna Yu. Potanina & Aleksandra Y. Soboleva. 2008. Neiropsikhologicheskaya diagnostika v doshkol’nom vozraste (Neuropsychological diagnostics in preschool age). 2nd edn. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)].
  3. Драгой О.В., Крабис А.В., Толкачева В.А., Буклина С.Б. Русский интраоперационный тест на называние: стандартизированный инструмент для картирования функции называния существительных и глаголов во время нейрохирургических операций в сознании // Российский журнал когнитивной науки. 2016. Т. 3. № 4. С. 4-25. [Dragoy, Olga, Anna Chrabaszcz, Valeria Tolkacheva & Svetlana Buklina. 2016. Russian intraoperative naming test: A standardized tool to map noun and verb production during awake neurosurgeries. The Russian Journal of Cognitive Science 3 (4). 4-25. (In Russ.)].
  4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд. М.: Издательство Московского университета, 1969. [Luria, Alexander R. 1969. Vysshie korkovye funktsii cheloveka i ikh narusheniya pri lokal’nykh porazheniyakh mozga (Higher cortical functions and their disturbances in local brain lesions). 2nd edn. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. (In Russ.)].
  5. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: Научное объединение «Компенс-центр», 1993. [Markovskaya, Inessa F. 1993. Zaderzhka psikhicheskogo razvitiya (kliniko-neiropsikhologicheskaya diagnostika) (Mental retardation (clinical and neuropsychological diagnostics)). Moscow: Nauchnoe ob"edinenie “Kompens-tsentr” Publ. (In Russ.)].
  6. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы / сост. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. М.: Генезис, 2010. [Balashova, Elena Yu. & Mariya S. Kovyazina (eds.). 2010. Neiropsikhologicheskaya diagnostika. Klassicheskie stimul’nye materialy (Neuropsychological diagnostics. Classical incentive materials). Moscow: Genezis Publ. (In Russ.)].
  7. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. [Fotekova, Tatyana A. & Tatyana V. Akhutina. 2002. Diagnostika rechevykh narushenii shkol’nikov s ispol’zovaniem neiropsikhologicheskikh metodov: Posobie dlya logopedov i psikhologov (Diagnostics of speech disorders of schoolchildren using neuropsychological methods: A guide for speech therapists and psychologists). Moscow: ARKTI Publ. (In Russ.)].
  8. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М.: Издательство МГУ, 1981. [Tsvetkova, Lyubov S., Tatyana V. Akhutina & Nataliya M. Pylaeva. 1981. Metodika otsenki rechi pri afazii (Methods of speech assessment in aphasia). Moscow: Izdatel’stvo MGU. (In Russ.)].
  9. Эванс В. Концептуальная и межсловная полисемия: анализ в терминах теории лексических концептов и когнитивных моделей (ЛККМ) // Язык и мысль: Современная когнитивная лингвистика / сост. А.А., Кибрик, А.Д. Кошелев; ред. А.А. Кибрик, А.Д. Кошелев, А.В. Кравченко, Ю.В. Мазурова, О.В. Федорова. М.: Языки славянской культуры, 2015. С. 350-388. [Evans, Vyvyan. 2015. Conceptual vs. inter-lexical polysemy: An LCCM theory account. In Andrei A. Kibrik, Aleksei D. Koshelev (comps. and eds.); Alexander V. Kravchenko, Yuliya V. Mazurova, Olga V. Fedorova (eds.), Language and Thought: Contemporary Cognitive Linguistics, 350-388. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul’tury Publ. (In Russ.)].
  10. Akinina, Yulia, Svetlana Malyutina, Maria Ivanova, Ekaterina Iskra, Elena Mannova & Olga Dragoy. 2014. Russian normative data for 375 action pictures and verbs. Behavior Research Methods 47 (3). 691-707. https://doi.org/10.3758/s13428-014-0492-9
  11. Araújo, Susana, Alexandra Reis, Karl Magnus Petersson & Luís Faísca. 2015. Rapid automatized naming and reading performance: A meta-analysis. Journal of Educational Psychology 107 (3). 868-883. https://doi.org/10.1037/edu0000006
  12. Ardila, Alfredo. 2007. Toward the development of a cross-linguistic naming test. Archives of Clinical Neuropsychology 22 (3). 297-307. https://doi.org/10.1016/j.acn.2007.01.016
  13. Arutiunian, Vardan & Anastasiya Lopukhina. 2020. The effects of phonological neighborhood density in childhood word production and recognition in Russian are opposite to English. Journal of Child Language 47 (6). 1244-1262. https://doi.org/10.1017/S0305000920000112
  14. Alekseeva, Maria, Andriy Myachykov, Beatriz Bermudez-Margaretto & Yury Shtyrov. 2022. Neurophysiological correlates of automatic integration of voice and gender information during grammatical processing. Scientific Reports 12 (1). 1-11. https://doi.org/10.1038/s41598-022-14478-2
  15. Alexeeva, Svetlana, Natalia Slioussar & Daria Chernova. 2018. StimulStat: A lexical database for Russian. Behavior Research Methods 50 (6). 2305-2315. https://doi.org/10.3758/s13428-017-0994-3
  16. Beeson, Pelagie M., Audrey L. Holland & Laura L. Murray. 2007. Naming famous people: An examination of tip-of-the-tongue phenomena in aphasia and Alzheimer’s disease. Aphasiology 11 (4-5). 323-336. https://doi.org/10.1080/02687039708248474
  17. Bortnik, Kirsty E., Kyle Brauer Boone, Johnny Wen, Po Lu, Maura Mitrushina, Jill Razani & Teresa Maury. 2013. Survey results regarding use of the Boston Naming Test: Houston, we have a problem. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology 35 (8). 857-866. https://doi.org/10.1080/13803395.2013.826182
  18. Brodeur, Mathieu B., Emmanuelle Dionne-Dostie, Tina Montreuil & Martin Lepage. 2010. The bank of standardized stimuli (BOSS), a new set of 480 normative photos of objects to be used as visual stimuli in cognitive research. PLoS ONE 5 (5). https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0010773 (accessed 9 June 2023). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0010773
  19. Cattell, James McKeen. 1886. The time it takes to see and name objects. Mind 11 (41). 63-65. https://doi.org/10.1093/mind/os-xi.41.63
  20. Caramazza, Alfonso, Stefano Anzellotti, Lukas Strnad & Angelika Lingnau. 2014. Embodied cognition and mirror neurons: A critical assessment. Annual Review of Neuroscience 37 (1). 1-15. https://doi.org/10.1146/annurev-neuro-071013-013950
  21. Cruice, Madeline N., Linda E. Worrall & Louise M.H. Hickson. 2000. Boston Naming Test results for healthy older Australians: A longitudinal and cross-sectional study. Aphasiology 14 (2). 143-155. https://doi.org/10.1080/026870300401522
  22. Eloi, Janelle M., Jennifer Lee, Erica N. Pollock, Fadi M. Tayim, Matthew J. Holcomb, Rayna B. Hirst, Carly Tocco, Stephanie J. Towns, Jonathan D. Lichtenstein & Robert M. Roth. 2021. Boston Naming Test: Lose the noose. Archives of Clinical Neuropsychology 36 (5). 1465-1472. https://doi.org/10.1093/arclin/acab017
  23. Elsherif, Mahmoud, Emma Preece & Jonathan C. Catling. 2023. Age-of-acquisition effects: A literature review. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition 49 (5). 812-847. https://doi.org/10.1037/xlm0001215
  24. Fairs, Amie, Amandine Michelas, Sophie Dufour & Kristof Strijkers. 2021. The same ultra-rapid parallel brain dynamics underpin the production and perception of speech. Cerebral Cortex Communications 2 (3). https://academic.oup.com/cercorcomms/article/2/3/tgab040/6295983?login=true (accessed 14 June 2023). https://doi.org/10.1093/texcom/tgab040
  25. Feng, Chen, Markus F. Damian & Qingqing Qu. 2021. Parallel processing of semantics and phonology in spoken production: Evidence from blocked cyclic picture naming and EEG. Journal of Cognitive Neuroscience 33 (4). 725-738. https://doi.org/10.1162/jocn_a_01675
  26. German, Diane J. 2015. Test of Word Finding. 3rd edn. Austin, TX: Pro-ED, Inc.
  27. Georgiou, Eliza Eleni-Zacharoula, Savvina Prapiadou, Vasileios Thomopoulos, Maria Skondra, Marina Charalampopoulou, Asimina Pachi, Αlexandra Anagnostopoulou, Theofanis Vorvolakos, Robert Perneczky, Antonios Politis & Panagiotis Alexopoulos. 2022. Naming ability assessment in neurocognitive disorders: A clinician’s perspective. BMC Psychiatry 22 (1). https://bmcpsychiatry.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12888-022-04486-x (accessed 14 June 2023). https://doi.org/10.1186/s12888-022-04486-x
  28. Grigoriev, Andrei & Ivan Oshhepkov. 2013. Objective age of acquisition norms for a set of 286 words in Russian: Relationships with other psycholinguistic variables. Behavior Research Methods 45 (4). 1208-1217. https://doi.org/10.3758/s13428-013-0319-0
  29. Harry, Alexandra & Simon F. Crowe. 2014. Is the Boston Naming Test still fit for purpose? The Clinical Neuropsychologist 28 (3). 486-504. https://doi.org/10.1080/13854046.2014.892155
  30. Heikkola, Leena Maria, Ekaterina Kuzmina & Bård Uri Jensen. 2021. Predictors of object naming in aphasia: Does cognitive control mediate the effects of psycholinguistic variables? Aphasiology 36 (11). 1275-1292. https://doi.org/10.1080/02687038.2021.1950607
  31. Indefrey, Peter & Willem J. M. Levelt. 2004. The spatial and temporal signatures of word production components. Cognition 92 (1-2). 101-144. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2002.06.001
  32. Ivanova, Maria V., Yulia S. Akinina, Olga A. Soloukhina, Ekaterina V. Iskra, Olga V. Buivolova, Anna V. Chrabaszcz, Ekaterina A. Stupina, Maria V. Khudyakova, Tatiana V. Akhutina & Olga Dragoy. 2021. The Russian Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian. PLoS One 16 (11). https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0258946 (accessed 11 June 2023). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0258946
  33. James, Deborah G.H., Wendy A. Ferguson & Andrew Butcher. 2016. Assessing children’s speech using picture-naming: The influence of differing phonological variables on some speech outcomes. International Journal of Speech-Language Pathology 18 (4). 364-377. https://doi.org/10.3109/17549507.2015.1101159
  34. Jarret, Julien, Perrine Ferré, Georges Chedid, Christophe Bedetti, Arnaud Bore, Yves Joanette, Isabelle Rouleau & Simona Maria Brambati. 2022. Functional Network and structural connections involved in picture naming. Brain and Language 231. https://papyrus.bib.umontreal.ca/xmlui/handle/1866/26691 (accessed 11 June 2023). https://doi.org/10.1016/j.bandl.2022.105146
  35. Kerr, Emilia, Bissera Ivanova & Kristof Strijkers. 2022. Lexical access in speech production. https://psyarxiv.com/83xzn/ (accessed 14 June 2023). https://doi.org/10.31234/osf.io/83xzn
  36. Lakoff, George. 1990. The invariance hypothesis: Is abstract reason based on image-schemas? Cognitive Linguistics 1 (1). 39-74. https://doi.org/10.1515/cogl.1990.1.1.39
  37. Levelt Willem J.M., Roelofs Ardi & Meyer Antje S. 1999. A theory of lexical access in speech production. Behavioral and Brain Sciences 22 (1). 1-38, 38-75. https://doi.org/10.1017/s0140525x99001776 PMID: 11301520
  38. Li, Leon, Andrés Buxó-Lugo, Cassandra L. Jacobs & L. Robert Slevc. 2023. Are lexical representations graded or discrete? https://psyarxiv.com/jxhuk/ (accessed 12 June 2023). https://doi.org/10.31234/osf.io/jxhuk
  39. MacWhinney, Brian. 2000. The CHILDES Project: Tools for Analyzing Talk. 3rd edition. New York: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9781315805641
  40. Macoir Joël, Chagnon Andréanne, Hudon Carol, Lavoie Monica, Wilson Maximiliano A. 2021. TDQ-30-A new color picture-naming test for the diagnostic of mild anomia: Validation and normative data in Quebec french adults and elderly. Arch Clin Neuropsychol 36 (2). 267-280. https://doi.org/10.1093/arclin/acz048 PMID: 31792492
  41. Martielli, Tammy Mandernach & Lynn Bennett Blackburn. 2015. When a funnel becomes a martini glass: Adolescent performance on the Boston Naming Test. Child Neuropsychology 22 (4). 1-13. https://doi.org/10.1080/09297049.2015.1014899
  42. Miklashevsky, Alex. 2017. Perceptual experience norms for 506 Russian nouns: Modality rating, spatial localization, manipulability, imageability and other variables. Journal of Psycholinguistic Research 47 (3). 641-661. https://doi.org/10.1007/s10936-017-9548-1
  43. Newman, Rochelle S., Diane J. German & Jennifer R. Jagielko. 2017. Influence of lexical factors on word-finding accuracy, error patterns, and substitution types. Communication Disorders Quarterly 39 (2). 356-366. https://doi.org/10.1177/1525740117712205
  44. Perret, Cyril & Patrick Bonin. 2018. Which variables should be controlled for to investigate picture naming in adults? A Bayesian meta-analysis. Behavior Research Methods 51 (6). 2533-2545. https://doi.org/10.3758/s13428-018-1100-1
  45. Petilli, Marco A., Fritz Günther & Marco Marelli. 2022. The Flickr frequency norms: What 17 years of images tagged online tell us about lexical processing. Behavior Research Methods. https://link.springer.com/article/10.3758/s13428-022-02031-y (accessed 12 June 2023). https://doi.org/10.3758/s13428-022-02031-y
  46. Reifegerste, Jana, Antje S. Meyer, Pienie Zwitserlood & Michael T. Ullman. 2021. Aging affects steaks more than knives: Evidence that the processing of words related to motor skills is relatively spared in aging. Brain and Language 218. 104941. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2021.104941
  47. Kiefer, Markus & Friedemann Pulvermüller. 2012. Conceptual representations in mind and brain: Theoretical developments, current evidence and future directions. Cortex 48 (7). 805-825. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2011.04.006
  48. Rofes, Adrià, Vânia De Aguiar & Gabriele Miceli. 2015. A minimal standardization setting for language mapping tests: An Italian example. Neurological Sciences 36 (7). 1113-1119. https://doi.org/10.1007/s10072-015-2192-3
  49. Schmitter-Edgecombe, Maureen, M. Vesneski & D.W.R. Jones. 2000. Aging and word-finding: A comparison of spontaneous and constrained naming tests. Archives of Clinical Neuropsychology 15 (6). 479-493. https://doi.org/10.1093/arclin/15.6.479
  50. Snodgrass, Joan G. & Mary Vanderwart. 1980. A standardized set of 260 pictures: Norms for name agreement, image agreement, familiarity, and visual complexity. Journal of Experimental Psychology: Human Learning & Memory 6 (2). 174-215. https://doi.org/10.1037/0278-7393.6.2.174
  51. Snyder, Kathryn M., Kiefer J. Forseth, Cristian Donos, Patrick S. Rollo, Simon Fischer-Baum, Joshua Breier & Nitin Tandon. 2023. Critical role of the ventral temporal lobe in naming. Epilepsia 64 (5). 1200-1213. https://doi.org/10.1111/epi.17555
  52. Sulastri, Augustina, Margaretha S.S. Utami, Marijtje Jongsma, Marc Hendriks & Gilles van Luijtelaar. 2018. The Indonesian Boston Naming Test: Normative data among healthy adults and effects of age and education on naming ability. International Journal of Science and Research 8 (11). 134-139. https://doi.org/10.21275/ART20202307
  53. Tsaparina, Diana, Patrick Bonin & Alain Méot. 2011. Russian norms for name agreement, image agreement for the colorized version of the Snodgrass and Vanderwart pictures and age of acquisition, conceptual familiarity, and imageability scores for modal object names. Behavior Research Methods 43 (4). 1085-1099. https://doi.org/10.3758/s13428-011-0121-9
  54. Ward, Emma, Sonia Brownsett, Katie McMahon, Gesa Hartwigsen, Matteo Mascelloni & Greig Ian de Zubicaray. 2022. Online transcranial magnetic stimulation reveals differential effects of transitivity in left inferior parietal cortex but not premotor cortex during action naming. Neuropsychologia 174 (3). 108339. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2022.108339
  55. Ляшевская О.Н, Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009. [Lyashevskaya, Olga N. & Sergei A. Sharov. 2009. Chastotnyi slovar' sovremennogo russkogo yazyka (na materialakh Natsional'nogo korpusa russkogo yazyka) (Frequency dictionary of the modern Russian language (based on the materials of the National Corpus of the Russian Language)). Moscow: Azbukovnik. (In Russ.)]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Морковина О.И., Гишкаева Л.Н., Шарапкова А.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».