Маркеры эмоциональности в освещении российскими СМИ празднования 75-летия Победы в Великой отечественной войне

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуются способы выражения эмоциональности в новостных текстах, освещающих политически значимые темы. Материалом послужили тексты российских СМИ, посвящённые празднованию 75-летия Победы в Великой отечественной войне, в частности новостных программ телеканалов «Россия 1», «Первый» и RT. Исходя из базового определения медиатекста как органичного единства компонентов вербального и медийного уровней, сформулированного в рамках медиалингвистики, автор идентифицировал и описал маркеры эмоциональности на обоих уровнях - языка и медиа, обратив особое внимание на способы соединения элементов вербального (лексики) и медийного уровней (иллюстрации, видеоряд). Анализ новостных текстов проводился на основе информационной модели, которая позволяет разделить процесс формирования новостного потока на следующие этапы - отбор событий для последующего освещения, интерпретация фактов, создание образов, формирование стереотипов, культуро-идеологический контекст. Цель исследования состояла в том, чтобы, выделив маркеры эмоциональности, изучить как эмоционализация новостных текстов влияет на репрезентацию и интерпретацию событий, обращая при этом особое внимание на особенности реализации категории информационно-вещательного стиля, определяемого как тональность обращения новостного ведущего к аудитории. Учитывая двойственную природу эмоциональности как эксплицитно выраженного и имплицитно присутствующего качества, автор выделяет три типа эмоциональности в исследуемых новостных текстах: 1) особый торжественно-приподнятый стиль, используемый новостными ведущими и комментаторами для того, чтобы подчеркнуть значимость освещаемого события; 2) намеренная аффектация, или искусственная демонстрация эмоций со стороны новостных аналитиков в целях оказания воздействия на аудиторию; 3) эмоциональность как спонтанное проявление искренних эмоций, наблюдаемое в интервью с участниками событий в сообщениях корреспондентов. Результаты исследования могут служить основанием для дальнейшего изучения маркеров эмоциональности в различных типах медиадискурса, включая новости, комментарий и обсуждение политически значимых тем в традиционных СМИ и социальных сетях.

Об авторах

Татьяна Георгиевна Добросклонская

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: tatdobro@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2166-8301

доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова. Почётный профессор Пекинского университета международного сотрудничества (2017), Заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова (2020). Автор более ста публикаций на русском и английском языках, включая книги по основам медиалингвистики - «Вопросы изучения медиатекстов» (2000), «Медиалингвистика: системный подход к изучению мелиаречи» (2008), «Язык средств массовой информации» (2008), «Медиалингвистика: теория, методы, направления» (2020). Сфера научных интересов: медиалинггвистика, язык средств массовой информации, медиа исследования, политический медиадискурс, межкультурная коммуникация.

Россия, 119991, Москва, Ленинские горы 1, стр. 1

Список литературы

  1. Ahmed, Sara. 2014. Cultural politics of emotion. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  2. Allan, Stuart. 2010. News Culture. Issues in cultural and media studies. Open university press. McGraw-Hill Education (UK).
  3. Allan, Stuart. 2006. Online News: Journalism and The Internet: Journalism and the Internet. Open university press. McGraw-Hill Education (UK).
  4. Bell, Allan. 1991. The Language of News Media. Wiley-Blackwell.
  5. Bell Allan & Peter Garrett. 1998. Approaches to Media Discourse. London, Blackwell.
  6. Bleiker, Ronald & Emma Hutchison. 2008. Fear no more: Emotions and world politics. Review of International Studies 34 (S1). 115-135.
  7. Chudinov, Anatoliy. 2018. Politicheskaya lingvistika. Moskva: Flinta-Nauka. (In Russ.)
  8. Clément, Maeva & Eric Sangar. (eds). 2018. Researching emotions in international relations: Methodological perspectives on the emotional turn. London: Palgrave Macmillan.
  9. Crawford, Neta C. 2000. The passion of world politics: Propositions on emotion and emotional relationships. International Security 24 (4). 116-156.
  10. Crystal, David. 2006. Language and the Internet. Cambridge University Press.
  11. Davis, Nick. 2008. Flat Earth News. London: Chatto and Windus.
  12. De Botton, Alain. 2014. The News: User’s Manual. London: Penguin Random House.
  13. Dobrosklonskaya, Tatiana G. 2014. Media linguistics: theory and methods of studying language in the media. Меdialingvistika 2 (5). 7-15.
  14. Dobrosklonskaya, Tatiana. 2000. Voprosy izucheniya mediatekstov. Moscow: URSS. (In Russ.)
  15. Dobrosklonskaya, Tatiana. 2005. Kontsepziya informatsionno-veshatelnogo stilya v systeme mediadiskursa. Proceedings of the conference “Stilistika i teoriya yazikovoy kommunikatsii”. Moscow: Moscow State Linguistics University. 20-32 (In Russ.)
  16. Dobrosklonskaya, Tatiana. 2008. Medialingvistika: systemniy podkhod k izucheniyu yazika SMI. Moscow: Flinta-Nauka. (In Russ.)
  17. Dobrosklonskaya, Tatiana. 2020. Medialingvistika: teoriya, metody, napravleniya. Moscow: Dobrosvet. (In Russ.)
  18. Doveling, Katrin, Von Scheve, Christian & Konijn, Elly A. 2011. The Routledge handbook of emotions and mass media. London: Routledge.
  19. Duskaeva, Liliya. 2011. Media stylistics: The new concept or new phenomenon. Russian Journal of Communication 4 (3-4). 229-250.
  20. Duskayeva, Liliya. 2018. Medialingvistika v Rossiyi: Stanovleniye i vektory razvitiya. Vestnik Moskovskogo Universiteta, Seriya 10. Zhurnalistika 6. 17-25 (In Russ.)
  21. Fairclough, Norman. 1995. Media Discourse. London: Arnold.
  22. Fowler, Roger. 1991. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London: Routledge.
  23. Fu Hechzhen. 2018. Politicheskaya medialingvisitka: freymovaya metodika analiza novostnych soobcheniy. Political Linguistics 3. 17-21. (In Russ.)
  24. Gillespie, Marie & Jason Toynbee. 2006. Analysing media texts. Maidenhead: Open University Press.
  25. Carter, Ronald. 1998. Introducing Applied Linguistics. Penguin English.
  26. Galtung, Johan & Ruge, Mari H. 1965. The Structure of Foreign News. Article in Journal of Peace Research 2 (1). 64-91.
  27. Chudinov, Anatoliy & Olga Solopova. 2018. Diachronic Analysis of Politicak Metaphors in the British Corpus: from Victory Bells to Russia's V-Day. Russian Journal of Linguistics 2 (22). 313-331. (In Russ.)
  28. Gubik, Svetlana V. 2010. Informazionno-veshatelniy stil zhurnala “The Economist”. Vestnik Bashkirskogo universiteta 2. 1216-1220. (In Russ.)
  29. Harding, Jennifer & E. Deidre Pribram. (eds.). 2009. Emotions: A cultural studies reader. New York: Routledge.
  30. Hutchison, Emma & Ronald Bleiker. 2014. Theorizing emotions in world politics. International Theory 6 (3). 491-514.
  31. Larina, Tatiana, Vladimir, Ozyumenk & Douglas Mark Ponton. 2020. Persuasion strategies in media discourse about Russia: Linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics 15 (1). 3-22. https://doi.org/10.1515/lpp-2019-0002
  32. Lünenborg, Margreth & Tanja Maier. 2018. The turn to affect and emotion in media studies. Media and Communication 6 (3). 1-4.
  33. Matheson, Donald. 2005. Media discourses. McGraw-Hill Education.
  34. Nelson, Todd D. 2009. Handbook of Prejudice, Stereotyping, and Discrimination. Psychology Press.
  35. Ozyumenko, Vladimir. 2017. Media discourse in an atmosphere of information warfare: From manipulation to aggression. Russian Journal of Linguistics 21 (1). 203-220. (In Russ.)
  36. Ozyumenko, Vladimir I. & Tatiana V. Larina. 2021. Threat and fear: Pragmatic purposes of emotionalisation in media discourse. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 746-766. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-746-766
  37. Perrin, Daniel. 2015. Medienlinguistik. Aufl. Konstanz: München
  38. Precious N., Chatterje-Doody & Crilley Rhys. 2019. Making Sense of emotions and affective investments in war: RT and the Syrian conflict on YouTube. Media and Communication (ISSN: 2183-2439) 7 (3). 167-178
  39. Ponton, Douglas M. 2016. Movement and meaning: Towards an integrated approach to political discourse Analysis. Russian Journal of Linguistics 20 (4). 122-139.
  40. Shepherd, Laura & Caitlin Hamilton. 2016. Understanding Popular Culture and World Politics in the Digital Age. London: Routledge.
  41. Sheygal, Elena. 2004. Semiotika politicheskogo diskursa. Moscow: Gnozis. (In Russ.)
  42. Siebert, Fred Seaton, Theodore Peterson & Wilbur Schramm. 1956. Four Theories of the Press. University of Illinois Press.
  43. Solganik, Grigoriy. 2015. Interpretatsionnaya stylistika. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 6. 97-116 (In Russ.)
  44. Solopova, Olga A. & Svetlana L. Kushneruk. 2021. War yesterday and today: The image of Russia in British media discourse. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 723-745. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-723-745
  45. Shmelyeva, Tatiana. 2012. Mediatekst kak poliintenzionalnaya systema. In Medialingvistika kak mediynoye rechevedeniye, 56-61. St. Petersburg: St. Ptersburg University. (In Russ.)
  46. Talbot, Mary. 2000. Media Discourse: Representation and Interaction. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  47. Thurlow, Crispin & Kristine Mroczek. 2011. Digital Discourse: Language in the New Media. Oxford: Oxford University Press.
  48. van Dijk, Teun. 1998. News as discourse. NY, Hillsdale.
  49. van Dijk, Teun. 2000. Ideology: An Interdisciplinary Approach. Sage Publications.
  50. van Dijk, Teun. 2006. Discourse and manipulation. Discourse & Society 17 (2). 359-383.
  51. van Ginneken, Jaap. 1998. Understanding Global News: A Critical Introduction. London: Sage Publications.
  52. Wirth, Werner & Holger Schramm. 2005. Media and emotions. Communication Research Trends 24 (3). 3-39.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Добросклонская Т.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».