Стратегическое использование метафоры в политическом дискурсе: критический анализ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Политический дискурс все чаще формируется кризисными событиями, требующими от лидеров немедленной риторической реакции. Хотя метафоры широко изучались в политической коммуникации, их стратегическое использование в кризисные моменты не получило должного внимания. Этот пробел особенно значим с учетом потенциального влияния обусловленных кризисом метафорических фреймов на общественное восприятие и политические последствия в демократических обществах. Цель данного исследования - определить, как метафорический язык используется стратегически в политической кризисной коммуникации и какова его роль в формировании общественного восприятия и в политических дебатах. Материалом послужила речь Дональда Трампа на церемонии согласия на номинацию в 2024 году после покушения на его жизнь, которая представляет собой уникальный пример кризисной риторики в значимом политическом контексте. Использовался критический анализ метафор с идентификацией метафорических сценариев, а также модифицированная для политического дискурса процедура идентификации метафор группы Pragglejaz. Для выявления и категоризации метафорических выражений и сценариев был проанализирован транскрипт речи объемом 12287 слов. Надежность межэкспертной оценки обеспечивалась измерениями коэффициента каппа Коэна и дальнейшим согласованием. Полученные результаты свидетельствуют об усложненном применении взаимосвязанных метафорических сценариев, выполняющих множество риторических функций. Были выявлены ключевые сценарии: выживание как божественное вмешательство, иммиграция как вторжение и нация как строительный проект, которые связывают повествование, соединяя личный кризис с национальным обновлением. Анализ показал, как эти сценарии упрощают сложные вопросы, вызывают эмоциональную реакцию и конструируют нарративы лидерства. Исследование вносит вклад в теорию кризисной коммуникации, демонстрируя, как метафорические сценарии стратегически используются для формирования общественного восприятия в ключевые политические моменты. Результаты способствуют повышению медийно-информационной грамотности и могут найти применение при разработке этических рекомендаций по использованию метафор в политической коммуникации, особенно во время кризисных событий.

Об авторах

Тито Димас Атмавиджая

Университет Памуланг

Автор, ответственный за переписку.
Email: dosen02078@unpam.ac.id
ORCID iD: 0000-0003-3847-2743

возглавляет языковой центр Университета Памуланга и в настоящее время получает докторскую степень по лингвистике в Университете Индонезии. Проводит исследования в области лингвистики и философии

Бантен, Индонезия

Список литературы

  1. Boeynaems, Andreas, Christian Burgers, Elly A. Konijn & Gerard J. Steen. 2017. The effects of metaphorical framing on political persuasion: A systematic literature review. Metaphor and Symbol 32 (2). 118-134.
  2. Bull, Peter. 2016. Claps and claptrap: The analysis of speaker-audience interaction in political speeches. Journal of Social and Political Psychology 4 (1). 473-492. https://doi.org/ 10.5964/jspp.v4i1.436
  3. Bull, Peter & Maurice Waddle. 2021. “Stirring it up!” Emotionality in audience responses to political speeches. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 611-627. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-611-627
  4. Carver, Terrell & Jernej Pikalo. 2008. Political Language and Metaphor: Interpreting and Changing the World. London: Routledge.
  5. Charteris-Black, Jonathan. 2004. Corpus Approaches to Political Discourse. Palgrave Macmillan.
  6. Charteris-Black, Jonathan. 2005. Politicians and Rhetoric: The Persuasive Power of Metaphor. Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9780230501706
  7. Charteris-Black, Jonathan. 2011. Pragmatics and Critical Discourse Analysis. Palgrave Macmillan.
  8. Chilton, Paul. 2004. Analysing Political Discourse: Theory and Practice. Routledge.
  9. Dillard, James P. & Michael Pfau. 2002. The Persuasion Handbook: Developments in Theory and Practice. Thousand Oaks: Sage Publications.
  10. Eslami, Zohreh R., Tatiana Larina & Roya Pashmforoosh. 2023. Identity, politeness and discursive practices in a changing world. Russian Journal of Linguistics 27 (1). 7-38.
  11. Fairclough, Norman. 2013. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. Routledge.
  12. Ferrari, Federica. 2007. Metaphor at work in the analysis of political discourse: Investigating a ‘preventive war’ persuasion strategy. Discourse & Society 18 (5). 603-625.
  13. Flusberg, Stephen J., Teenie Matlock & Paul H. Thibodeau. 2018. War metaphors in public discourse. Metaphor and Symbol 33 (1). 1-18.
  14. Goode, Ewan J. K. & Peter Bull. 2020. Time does tell: An analysis of observable audience responses from the 2016 American presidential campaigns. Journal of Social and Political Psychology 8 (1). 368-387. https://doi.org/10.5964/jspp.v8i1.953
  15. Higgs, Robert. 2005. Crisis and Leviathan: Critical Episodes in the Growth of American Government. Independent Institute.
  16. Kalinin, Oleg I. & Alexander V. Ignatenko. 2024. Metaphor power in the context of the author’s opinion expression and perception. Russian Journal of Linguistics 28 (1). 166-189. https://doi.org/10.22363/2687-0088-34791
  17. Karin, Wahl-Jorgensen. 2019. Emotions, Media and Politics. London: Polity.
  18. Khedri, Mohsen, Eatidal Hasan & Konstantinos Kritsis. 2022. Rhetorical structure and persuasive features of advertising: An intercultural analysis of English and Arabic online advertisements. Russian Journal of Linguistics 26 (3). 596-624.
  19. Konstantinova, Arina A. 2022. Lingua-cultural strata of modern American social media: Precedent phenomena in anti-Trump discourse. Russian Journal of Linguistics 26 (3). 744-778.
  20. Kövecses, Zoltán. 2018. Metaphor in media language and cognition: A perspective from conceptual metaphor theory. Lege Artis 3 (1). 124-141.
  21. Lakoff, George. 1996. Moral Politics: How Liberals and Conservatives Think. University of Chicago Press.
  22. Lakoff, George & Mark Johnson. 1980. Metaphors We Live By. University of Chicago Press.
  23. Martín de la Rosa, Victoria. 2023. Taking back control: The role of image schemas in the Brexit discourse. Russian Journal of Linguistics 27 (2). 276-296. https://doi.org/10.22363/2687-0088-31509
  24. Mio, Jeffery, Ronald Riggio, Seymour Levin & Renford Reese. 2005. Presidential leadership and charisma: The effects of metaphor. Leadership Quarterly 16 (2). 287-294.
  25. Mujagić, Merjema. 2024. Politics metaphor in British and Bosnian-Herzegovinian migration discourse. Russian Journal of Linguistics 28 (1). 144-165. https://doi.org/10.22363/2687-0088-34534
  26. Musolff, Andreas. 2004. Metaphor and Political Discourse: An Analysis of the Language of the European Union. Palgrave Macmillan.
  27. Musolff, Andreas. 2006. Metaphor and Political Discourse: An Analysis of the Language of the European Union. Palgrave Macmillan.
  28. Musolff, Andreas. 2016. Metaphor Scenarios in Political Discourse. Routledge.
  29. Musolff, Andreas. 2016. Political Metaphor Analysis: Discourse and Scenarios. Bloomsbury Academic.
  30. Pragglejaz Group. 2007. MIP: A method for identifying metaphor in language. Metaphor and Symbol 22 (1). 1-39.
  31. Ponton, Douglas M. 2020. Understanding Political Persuasion: Linguistic and Rhetorical Analysis. Vernon Press.
  32. Ponton, Douglas M., Vladimir I. Ozyumenko & Tatiana V. Larina. 2024. Revisiting the rhetorical construction of political consent ‘We-strategies’ and pronouns in British and Russian Covid-19 discourse. Journal of Language and Politics. https://doi.org/10.1075/jlp.22199.pon (online 29 March 2024)
  33. Reyes, Antonio. 2011. Strategies of legitimization in political discourse: From words to actions. Discourse & Society 22 (6). 781-807.
  34. Semino, Elena. 2008. Metaphor in Discourse. Cambridge University Press.
  35. Semino, Elena, Zsófia Demjén & Klaus-Uwe Panther. 2018. Metaphor and Metonymy in Discourse. Routledge.
  36. Sopory, Pradeep. 2006. Metaphor and attitude accessibility. Southern Communication Journal 71 (3). 251-272.
  37. Sun, Yuhua, Oleg I. Kalinin & Alexander V. Ignatenko. 2021. The use of metaphor power indices for the analysis of speech impact in political public speeches. Russian Journal of Linguistics 25 (1). 250-277. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-250-277
  38. Taggart, Paul. 2000. Populism. Open University Press.
  39. Thibodeau, Paul H. & Lera Boroditsky. 2011. Metaphors we think with: The role of metaphor in reasoning and understanding. Psychological Science 22 (1). 9-14.
  40. van Dijk, Teun A. 2008. Discourse and Power. Palgrave Macmillan.
  41. Wodak, Ruth & Bernhard Forchtner. 2018. The Routledge Handbook of Language and Politics. Routledge.
  42. Wagemans, Jean. 2016. Analysing metaphor in argumentative discourse. Rivista Italiana di Filosofia del Linguaggio 2. 79-94. https://doi.org/10.4396/406
  43. Zappettini, Franco. 2021. The UK as victim and hero in the Sun’s coverage of the Brexit ‘humiliation’. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 645-662. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-645-662
  44. Zappettini, Franco, Douglas M. Ponton & Tatiana V. Larina. 2021. Emotionalisation of contemporary media discourse: A research agenda. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 586-610. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-586-610.
  45. Zibin, Aseel, Abdel Rahman Mitib Altakhaineh & Marwan Jarrah. 2024. Compound nouns as linguistic framing devices in Arabic news headlines in the context of the Israel-Gaza conflict. Russian Journal of Linguistics 28 (3). 535-558. https://doi.org/10.22363/2687-0088-39562.
  46. Zibin, Aseel & Olga A. Solopova. 2024. Metaphors across languages, cultures and discourses: A research agenda. Russian Journal of Linguistics 28 (1). 7-32. https://doi.org/10.22363/2687-0088-37837.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Атмавиджая Т.Д., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».