Война вчера и сегодня: образ России в британском медиадискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена диахроническому анализу образов России в британском медиадискурсе. Актуальность работы обусловлена необходимостью создания лингвистических основ противодействия информационно-психологическому воздействию со стороны зарубежных СМИ, направленному на искажение истории и размывание российских духовно-нравственных ценностей, а также дефицитом в теории языка диахронических исследований, посвященных сопоставлению образов России в зарубежных медийных дискурсах разных исторических периодов. Цель работы - установить зависимость медиадискурсивной репрезентации образов России и их эмоциональную нагруженность от исторических и идеологических факторов в военное и мирное время. Сопутствующие задачи исследования: проследить трансформацию медиа образа России в контекстах крупнейшего вооруженного конфликта в истории XX столетия и информационных войн новейшей истории начала XXI века; выявить и сопоставить особенности фреймирования образа России в британских медиа периода Второй мировой войны и через 75 лет после ее завершения. Текстовый материал британского медиадискурса (объёмом 500 контекстов в каждом хронологическом срезе) изучен с опорой на достижения теории фрейминга. Критериями диахронического сопоставления дискурсивных образов России выступают диагностические и прогностические фреймы, репрезентирующие макрофрейм «ВОЙНА». Сопоставительный анализ произведен с учетом экстралингвистических факторов конструирования образов России в избранных хронологических ракурсах. Устанавливается, что моделирование образов России британскими СМИ в военный и мирный периоды существенно отличается с точки зрения реализации их эмотивного потенциала: негативизация образа России в новейшей истории противопоставлена мелиоративности медиа образов в ретроспективном срезе. Авторы приходят к выводу о субъектоцентричности медийного дискурса о России. Доказывается, что регулярно используемые модели дискурсивной актуализации образов России детерминированы расстановкой сил на международной арене, интересами и целями Великобритании, характером двусторонних отношений. Результаты работы могут представлять интерес для дальнейшей разработки теории языка войны в лингвистике и широком кругу социально-гуманитарных исследований.

Об авторах

Ольга Александровна Солопова

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: o-solopova@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-4170-7267

доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и перевода института лингвистики и международных коммуникаций ФГАОУ ВО Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет). Сфера ее научных интересов: лингвополитическая прогностика, метафорология, дискурсология, диахроническая лингвистика.

Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76

Светлана Леонидовна Кушнерук

Челябинский государственный университет

Email: svetlanakush76@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4447-4606

доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики английского языка ФГБОУ ВО Челябинский государственный университет. Сфера ее научных интересов - дискурсивный анализ, когнитивная лингвистика, медиалингвистика, когнитивно-дискурсивное миромоделирование.

Россия, 454001, г. Челябинск, ул. бр. Кашириных, 129

Список литературы

  1. Allan, Kathryn. 2008. Metaphor and Metonymy: A Diachronic Approach. (Publications of the Philological Society). Chichester: Wiley-Blackwell
  2. Bogatyreva, Svetlana N. 2011. Ethnic-cultural specificity of the concept tolerance in Spanish and Russian national consciousness (an attempt of linguistic analysis). Voprosy Kognitivnoj Lingvistiki 3 (28). 13-20. (In Russ.)
  3. Budaev Edward V. & Anatoly P. Chudinov. 2020. Contemporary Russian political metaphorology (2011-2020). Philological Class 25 (2). 103-113. (In Russ.). http://doi.org/10.20916/1812-3228-2020-3-56-70.
  4. Bartlett, Frederic Charles. 1932. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press.
  5. Beevor, Antony. 1999. Stalingrad: The Fateful Siege: 1942-1943. UK: Penguin.
  6. Blumenberg, Hans. 1998. Paradigma zu einer Metaphorologie. Frankfurt em Main: Suhrkamp.
  7. Brüggemann, Michael. 2014. Between frame setting and frame sending: How journalists contribute to news frames. Communication Theory 24 (1). 61-82.
  8. Cánovas, Cristóbal P. 2015. Cognitive patterns in Greek poetic metaphors of emotion: a diachronic approach. In Javier E. Díaz-Vera (ed.), Metaphor and metonomy across time and cultures: perspectives on the sociohistorical linguistics of figurative language (cognitive linguistics research), 295-318. Berlin/Munich/Boston: Mouton de Gruyter.
  9. Chudinov, Anatoly P. & Olga A. Solopova. 2015. Linguistic political prognostics: Models and scenarios of future. Procedia - Social and Behavioral Sciences 200. 412-417. http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.088.
  10. Chudinov, Anatoly P., Edward V. Budaev & Olga A. Solopova. 2020. Political Metaphor Studies: Discursive Turn. Moscow: Flinta (In Russ.)
  11. De Vreese, Claes. 2005. News framing: Theory and typology. Information Design Journal 13 (1). 51-62
  12. De Vreese, Claes, Peter Jochen & Semetko Holli A. 2001. Framing politics at the launch of the Euro: A crossnational comparative study of frames in the news. Political Communication 18 (2). 107-122. http://doi.org/10.1080/105846001750322934
  13. Díaz-Vera, Javier E. 2015. Figuration and language history: Universality and variation. In Javier E. Díaz-Vera (ed.), Metaphor and metonomy across time and cultures: Perspectives on the sociohistorical linguistics of figurative language (cognitive linguistics research), 3-13. Berlin/Munich/Boston: Mouton de Gruyter
  14. Entman, Robert M. 1993. Framing: clarification of a fractured paradigm. Journal of Communication 43 (4). 51-58
  15. Gamson, William A. & Modigliani Andre. 1987. The changing culture of affirmative action. In Richard G. Braungart & Margaret M. Braungart (eds.), Political sociology, 37-177. Greenwich: JAI Press
  16. Gamson, William A. & Modigliani Andre. 1989. Media discourse and public opinion on nuclear power: A constructionist approach. American Journal of Sociology 95 (1). 1-37
  17. Geeraerts, Dirk. 2010. Prospects for the past: Perspectives for diachronic cognitive semantics. In Margaret E. Winters, Heli Tissari & Kathryn Allan (eds.), Historical cognitive linguistics. 333-356. Berlin/New York: Mouton de Gruyter. http://doi.org/10.1515/9783110226447.
  18. Geeraerts, Dirk. 2015. Four guidelines for diachronic metaphor research. In Javier E. Díaz-Vera (ed.), Metaphor and metonomy across time and cultures: Perspectives on the sociohistorical linguistics of figurative language (cognitive linguistics research), 15-28. Berlin/Munich/Boston: Mouton de Gruyter
  19. Godefroidt, Amélie, Berbers Anna & d’Haenens Leen. 2016. What’s in a frame? A comparative content analysis of American, British, French, and Russian news articles. The International Communication Gazette 78 (8). 777-801. http://doi.org/10.1177/1748048516640482.
  20. Goffman, Erving. 1974. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. New York: Harper Colphon
  21. Hampsher-Monk, Iain, Karin Tilmans & Frank van Vree. 1988. History of Concepts: Comparative Perspectives. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins
  22. Ireri, Kioko, Chege Njoki, Kibarabara Joy & Onyalla Don Bosco. 2019. Frame analysis: Newspaper coverage of Kenya’s oil exploration in the post-2012 discovery era. African Journalism Studies. 40:2. 34-50. http://doi.org/10.1080/23743670.2019.1635035
  23. Kahneman, Daniel & Amos Tversky. 1979. Prospect theory: An analysis of decision under risk. Econometrica 47 (2). 263-291
  24. Keegan, John. 2002. Who’s Who in World War II. London: Routledge
  25. Kolesov, Vladimir V. 2018. “Pervosmysl” of the concept. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Jazyk i Literatura 15 (3). 438-452. (In Russ.). http://doi.org/10.21638/spbu09.2018.309.
  26. Kondratieva, Olga N. 2011. Metaphoric representation of religious concepts in ancient Russian literature. Voprosy Kognitivnoj Lingvistiki 4 (29). 36-47. (In Russ.).
  27. Konersmann, Ralph. 1999. Komodien des Geistes: Historische Semantik als Philosophische Bedeutungschichte. Frankfurt em Main: Fischer.
  28. Koselleck, Reinhart. 1983. Begriffsgeschichtliche probleme der verfassungsschichtsshreibung. Der Staat 6. 7-46.
  29. Kövecses, Zoltán. 2005. Metaphor in Culture: Universality and Variation. Cambridge: Cambridge University Press.
  30. Kövecses, Zoltán. 2009. Metaphor, culture, and discourse: The pressure of coherence. In Andreas Musolff & Jörg Zinken (eds.), Metaphor and discourse, 11-24. New York: Palgrave Macmillan. http://doi.org/10.1057/9780230594647
  31. Kushneruk, Svetlana. 2018. The development of cognitive-discourse world-modelling theory in European and Russian linguistics. Voprosy Kognitivnoy Lingvistiky 4. 115-125. http://doi.org/10.20916/1812-3228-2018-4-115-125. (In Russ.).
  32. Kushneruk, Svetlana. 2019. Cognitive-Discursive World-Modelling: Experience of Comparative Research of Advertising Communication. Moscow: Flinta. (In Russ.)
  33. Kushneruk, Svetlana & Maria Kurochkina. 2020. Cognitive-discursive approach to the analysis of information war. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 826-835. http://doi.org/10.15405/epsbs.2020.08.96
  34. Kuznecov, Valery G. 2007. Subject matter and objectives of diachronic contrastive conceptology. Voprosy Kognitivnoj Lingvistiki 2 (11). 26-34. (In Russ.).
  35. Lakoff, George & Mark Johnson. 1981. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press.
  36. Larina, Tatiana & Vladimir Ozyumenko. 2021. Threat and fear: Pragmatic purposes of emotionalisation in media discourse. Russian Journal of Linguistics 25 (3).
  37. Larina, Tatiana, Vladimir Ozyumenko & Douglas M. Ponton. 2020. Persuasion strategies in media discourse about Russia: Linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics 15 (1). 3-22. https://doi.org/10.1515/lpp-2019-0002
  38. Larina, Tatiana, Vladimir Ozyumenko & Svetlana Kurteš. 2021. Deconstructing the linguacultural underpinnings of tolerance: Anglo-Slavonic perspectives. Lodz Papers in Pragmatics. Special issue on (In)tolerance and (in)civility in public discourse from multidisciplinary perspectives 16 (2). 203-234. https://doi.org/10.1515/lpp-2020-0010
  39. Le Roy Ladurie, Emmanuel. 1973. Le Territoire de L’historien. Paris: Gallimard.
  40. Lightbody, Bradley. 2004. The Second World War: Ambitions to Nemesis. Routledge.
  41. Mawdsley, Evan. 2009. World War II: A New History. Cambridge: Cambridge University Press.
  42. Morgan, Philip. 2008. The Fall of Mussolini: Italy, the Italians, and the Second World War. Oxford: Oxford University Press.
  43. Müller, Rolf-Dieter & Gerd R. Ueberschär. 2002. Hitler’s War in the East, 1941-1945: A Critical Assessment. New York: Berghahn Books
  44. News on the Web. https://www.english-corpora.org/. (accessed 23 July 2020)
  45. Overy, Richard J. 2006. Why the Allies Won. Pimlico
  46. Ozyumenko, Vladimir. 2017. Media discourse in an atmosphere of information warfare: From manipulation to aggression. Russian Journal of Linguistics 21 (1). 203-220. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-1-203-220
  47. Papacharissi, Zizi & Maria De Fatima Oliveira. 2008. News frames terrorism: A comparative analysis of frames employed in terrorism coverage in U.S. and U.K. newspapers. The International Journal of Press/Politics 13 (52). 52-74. http://doi.org/10.1177/1940161207312676.
  48. Pocock, John G.A. 1971. Politics, Language and Time: Essays on Political Thought and History. New York: Atheneum
  49. Pulkkinnen, Tuija. 1999. One language, one mind: The nationalist tradition in Finnish political culture. In Tuomas M. S. Lehtonen (ed.), Europe’s Northern Frontier. Perspective on Finland’s Western Identity, 118-137. Jyväskylä: PS-Kustannus
  50. Reichardt, Rolf. 1998. Historische semantik zwischen lexicometrie und new cultural history, einfuhrende bemerkungen zur standortbestimmung. Zeitschrift fur Historische Forschucng 21. 7-28
  51. Sazonova, Tatiana Ju. & Irina S. Borozdina. 2010. The contents of spatial concepts as a reflection of cultural knowledge. Voprosy Kognitivnoj Lingvistiki 2 (23). 27-33. (In Russ.)
  52. Scheufele, Dietram A. 1999. Framing as a theory of media effects. Journal of Communications 49 (1). 103-122
  53. Scheufele, Dietram A. & Iyengar Shanto. 2017. The state of framing research: A call for new directions. In Kate Kenski and Kathleen Hall Jamieson (eds.), The Oxford Handbook of Political Communication Theories, 619-632. New York: Oxford University Press
  54. Semetko, Holli A. & Patti M. Valkenburg. 2000. Framing European politics: A content analysis of press and television news. Journal of Communication 50 (2). 93-109.
  55. Shaklein, Viktor M. 2009. Problems of studying and developing the common Slavic linguistic and cultural heritage. Moscow University Bulletin. Series 9. Philology 5. 38-45. (In Russ.).
  56. Solopova, Olga A. 2015. Diachronic Contrastive Metaphor Studies: Research on Models of the Future in Political Discourse. Moscow: Flinta. (In Russ.).
  57. Solopova, Olga A. 2020. The key to the future: Predictive meanings of political metaphor (based on British texts about Russia of the Great Patriotic War period). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija 63. 161-177. (In Russ.). http://doi.org/10.17223/19986645/63/9
  58. Solopova, Olga A. & Anatoly P. Chudinov. 2018. Diachronic analysis of political metaphors in the British corpus: from Victory bells to Russia’s V-Day. Russian Journal of Linguistics 22 (2). 313-337. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-2-313-337
  59. Solopova, Olga & Anatoly Chudinov. 2019. Prognostic potential of political metaphors. Fachsprache Special Issue. 48-64. http://doi.org/10.24989/fs.v41iSpecial%20Is.1765
  60. Solopova, Olga A. & Maria S. Saltykova. 2019. Constructing the ideal future in foreign military media discourses of the World War II period. Russian Journal of Linguistics 23 (3). 762-783. http://doi.org/10.22363/2312-9182-2019-23-3-762-783
  61. Tannen, Deborah. 1979. What’s in a frame? Surface evidence for underlying expectations. In Roy Freedle (ed.), New directions in discourse processing, 137-181. Norwood, NJ: Ablex
  62. Tewksbury, David H. & Dietram A. Scheufele. 2009. News framing theory and research. In Jennings Bryant & Oliver Mary Beth (eds.), Media effects: Advances in theory and research, 17-33. Hillsdale: Erlbaum
  63. The British newspaper archive. https://www.britishnewspaperarchive.co.uk. (accessed 21 August 2020)
  64. The dictionary by Merriam-Webster. https://www.merriam-webster.com. (accessed 23 July 2020)
  65. Trim, Richard. 2011. Metaphor and the Historical Evolution of Conceptual Mapping. New York: Palgrave Macmillan
  66. Trim, Richard. The interface between synchronic and diachronic conceptual metaphor: The role of embodiment, culture and semantic field. In Javier E. Díaz-Vera (ed.), Metaphor and metonomy across time and cultures: Perspectives on the sociohistorical linguistics of figurative language (cognitive linguistics research), 95-122. Berlin/Munich/Boston: Mouton de Gruyter
  67. Tuchman, Gaye. 1978. Making News. New York: Free Press
  68. van Dijk, Teun A. 1977. Text and Context Exploration in the Semantics and Pragmatics of Discourse. London: Longman
  69. van Gorp, Baldwin. 2005. Where is the frame? Victims and intruders in the Belgian press coverage of the asylum issue. European Journal of Communication 20 (4). 484-507
  70. van Gorp, Baldwin. 2007. The constructionist approach to framing: Bringing culture back. Journal of Communication 57 (1). 60-78. http://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2006.00329.x.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Солопова О.А., Кушнерук С.Л., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».