На пути к мультимодальной герменевтической модели: «саудизация» рекламного дискурса в Uber-блогах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании предлагается мультимодальная герменевтическая модель (МГМ) как методология, расширяющая аналитические возможности классической герменевтической теории интерпретации текста (Ricoeur 1973, 1976, 1981). Модель была эмпирически проверена на материале рекламного дискурса «саудизации», а именно мультимодального текста саудовского блога Uber. Данная социально-семиотическая модель инкорпорирована в диалектику дистанцирования-присвоения, потенциально лежащую в основе интерпретации мультимодальных текстов. Во-первых, для более совершенного описания отдаленного смысла текста как целостной внутритекстуальной конфигурации кластеров в различных коммуникативных модальностях с взаимодействующими семиотическими модусами была использована мультимодальная кластерная транскрипция (Baldry & Thibault 2006). Во-вторых, для более полного объяснения текстовой референции был применен анализ межличностного взаимодействия мультимодальных участников (Kress & Van Leeuwen 2006a, 2006b, Halliday & Matthiessen 2004). Эмпирическим материалом, используемым для проверки MHM, послужил мультимодальный текст Uber-блога, разработанный базирующейся в Саудовской Аравии компанией Uber. Мультимодальная транскрипция текстовых кластеров продемонстрировала, как смысл текста тематически выстраивается вокруг макротемы «Саудизация» через вербальную, визуальную и изобразительную модальность в ее материальных и семиотических формах, а именно - языковых, графологических, антропных, пространственных, природных и технологических. Мультимодальный анализ участников показал, как в контексте Саудовской Аравии референты - (i) образцовый водитель Uber, (ii) Управления общественного транспорта, (iii) водители-партнеры и (iv) приложение Uber - коллективно способствуют переносу «саудизации» из государственного дискурса в рекламный, который реализуется в мультимодальном тексте.

Об авторах

Амир Х.Й. Салама

Колледж естественных и гуманитарных наук в Аль-Хардже, Университет принца Саттама бин Абдель Азиза; Университет Кафр-эль-Шейха

Автор, ответственный за переписку.
Email: amir.salama79@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-9320-558X

профессор лингвистики факультета английского языка Колледжа естественных и гуманитарных наук в Аль-Хард, Университет принца Саттама ибн Абдель Азиза, Саудовская Аравия. Его научные интересы - корпусная лингвистика, анализ дискурса, прагматика и социальная семиотика. Активно публикуется в международных журналах, среди которых - Discourse & Society, Critical Discourse Studies, Pragmatics and Society, Semiotica, Corpora, Translation Spaces, Space and Culture и WORD.

Саудовская Аравия; Египет

Список литературы

  1. Al-Dosary, Adel S. & Syed M. Rahman. 2005. Saudization (Localization) - A critical review. Human Resource Development International 8 (4). 495-502. http://dx.doi.org/10.1080/13678860500289534
  2. Alexander, Jonathan & Jacqueline Rhodes. 2014. On Multimodality: New Media in Composition Studies. California: NCTE.
  3. Azhar, Areej, David Edgar & Peter Duncan. 2016. The impact of Saudization policy on recruitment and retention: A case study of the banking sector in Saudi Arabia. Journal of Business 1 (5). 1-14. http://dx.doi.org/10.18533/job.v1i5.51
  4. Baldry, Anthony & Paul Thibault. 2006. Multimodal Transcription and Text Analysis: A Multimedia Toolkit and Coursebook. London: Equinox.
  5. Bateman, John. 2008. Multimodality and Genre: A Foundation of for the Systematic Analysis of Multimodal Documents. New York: Palgrave Macmillan.
  6. Bateman, John. 2014. Multimodal coherence research and its applications In Helmut Gruber & Gisela Redeker (eds.), The pragmatics of discourse coherence, 145-176. Amsterdam: John Benjamins.
  7. Bateman, John, Janina Wildfeuer & Tuomo Hiippala. 2017. Multimodality. Berlin: Walter de Gruyter.
  8. Benson, Phil. 2017. The Discourse of YouTube: Multimodal Text in a Global Context. London: Routledge.
  9. Berger, Arthur A. 2015. Ads, Fads, and Consumer Culture: Advertising’s Impact on American Character and Society. 5th edn. London: Rowman & Littlefield.
  10. Bernstein, Basil. 1981. Codes, modalities and the process of cultural reproduction: A model. Language and Society 10 (3). 327-363. http://dx.doi.org/10.1017/S0047404500008836
  11. Bernstein, Basil. 1986. On pedagogic discourse. In James Richardson (ed.), Handbook for theory and research in the sociology of education, 205-290. Westport, CT: Greenwood.
  12. Blom, Nathan A. 2020. Multimodal Hermeneutics: Aesthetic Response to Literature in the English Language Arts Classroom (Publication No. 27995004) [Doctoral thesis, Columbia University]. ProQuest Dissertations and Theses Global.
  13. Blood, Rebecca. 2002. The Weblog Handbook: Practical Advice on Creating and Maintaining Your Blog. Cambridge, MA: Perseus Publishing.
  14. Boden, Zoë & Virginia Fatough. 2014. Understanding more fully: A multimodal hermeneutic-phenomenological approach. Qualitative Research in Psychology 11 (2). 160-177. http://dx.doi.org/10.1080/14780887.2013.853854
  15. Bolander, Brook. 2012. Disagreements and agreements in personal/diary blogs: A closer look at responsiveness. Journal of Pragmatics 44. 1607-1622. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2012.03.008
  16. Bondi, Marina. 2022. Dialogicity in individual and institutional scientific blogs. Publications 10 (1). http://dx.doi.org/10.3390/publications10010009
  17. Chouliaraki, Lilie & Norman Fairclough. 1999. Discourse in Late Modernity: Rethinking Critical Discourse Analysis. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  18. Cook, Guy. 1992. The Discourse of Advertising. London/New York: Routledge.
  19. Deppermann, Arnulf. 2013. Multimodal interaction from a conversation analytic perspective. Journal of Pragmatics 46 (1). 1-7. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2012.11.014
  20. Fairclough, Norman. 1992. Discourse and Social Change. Cambridge: Polity Press.
  21. Fairclough, Norman. 1995. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. London: Longman.
  22. Fairclough, Norman. 2003. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research. New York: Routledge.
  23. Foucault, Michel. 1981. History of Sexuality, Vol. I. Harmondsworth: Penguin Books.
  24. Freddi, Maria. 2020. Blurring the lines between genres and audiences: Interaction in science blogs. Discourse and Interaction 13 (2). 9-35. http://dx.doi.org/10.5817/DI2020-2-9
  25. Gibbons, Alison. 2011. Multimodality, Cognition, and Experimental Literature. New York: Routledge.
  26. Goddard, Angela. 2002. The Language of Advertising. 2nd edn. London: Routledge.
  27. Granström, Björn, David House & Inger Karlsson. (eds.). 2002. Multimodality in Language and Speech Systems. Norwell: Kluwer Academic.
  28. Halliday, Michael A.K. 1978. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. London: Edward Arnold.
  29. Halliday, Michael A.K. & Christian M.I.M. Matthiessen. 2004. An Introduction to Functional Grammar. 3rd edn. London: Hodder Arnold.
  30. Herring, Susan, Ann Scheidt, Sabrina Bonus & Elijah Wright. 2004. Bridging the gap: A genre analysis of weblogs. In Proceedings of the 37th Hawai’i International Conference on System Sciences. Los Alamitos: IEEE Press.
  31. Hyland, Ken & Hang Zou. 2020. In the frame: Signalling structure in academic articles and blogs. Journal of Pragmatics 165. 31-44. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2020.05.002
  32. Iriart, Veronica, Nicole Forrester & Tia-Lynn Ashman. 2022. The plant science blogging project: A curriculum to develop student science communication skills. Plants People Planet 4. 485-498. http://dx.doi.org/10.1002/ppp3.10287
  33. Jewitt, Carey, Jeff Bezemer & Kay O’Halloran. 2016. Introducing Multimodality. London: Routledge.
  34. Kress, Gunther. 2010. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. New York: Routledge.
  35. Kress, Gunther & Theo Van Leeuwen. 2001. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. London: Arnold.
  36. Kress, Gunther & Theo Van Leeuwen. 2006a. Visual interaction. In Adam Jaworski & Nikolas Coupland (eds.), The discourse reader, 362-384. 2nd edn. London: Routledge.
  37. Kress, Gunther & Theo Van Leeuwen. 2006b. Reading Images: The Grammar of Visual Design. 2nd edn. London/New York: Routledge.
  38. Krishnamurthy, Sandeep. 2002. The multimodality of blog conversations: The virtual enactment of September 11. In Presented at the meeting of the Internet Research 3.0: NET/WORK/THEORY. Association of Internet Researchers (AoIR). The Netherlands: Maastricht.
  39. Kuteeva, Maria. 2016. Research blogs, wikis and tweets. In Ken Hyland & Phillip Shaw (eds.), The Routledge handbook of English for academic purposes, 431-443. London: Routledge.
  40. Latour, Bruno. 1996. On actor-network theory: A few clarifications. Soziale Welt 47. 369-381.
  41. Latour, Bruno. 2005. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. Oxford: Oxford University Press.
  42. Lutzky, Ursula & Andrew Kehoe. 2016. “Oops, I didn’t mean to be so flippant”. A corpus pragmatic analysis of apologies in blog data. Journal of Pragmatics 116. 27-36. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2016.12.007
  43. Lutzky, Ursula, & Matt Gee. 2018. ‘I just found your blog’. The pragmatics of initiating comments on blog posts. Journal of Pragmatics 129. 173-184. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2018.03.016
  44. Luzón, Maria J. 2012. “Your argument is wrong”: A contribution to the study of evaluation in academic weblogs. Text & Talk 32 (2). 145-165. http://dx.doi.org/10.1515/text-2012-0008
  45. Luzón, Maria J. 2013. Public communication of science in blogs: Recontextualizing scientific discourse for a diversified audience. Written Communication 30 (4). 428-457. http://dx.doi.org/10.1177/0741088313493610
  46. Luzón, Maria J. 2018. Constructing academic identities online: Identity performance in research group blogs written by multilingual scholars. Journal of English for Academic Purposes 33. 24-39. http://dx.doi.org/10.1016/j.jeap.2018.01.004
  47. Myers, Greg. 1999. Ad Worlds: Brands, Media, Audiences. London: Arnold.
  48. Nørgaard, Nina. 2019. Multimodal Stylistics of the Novel: More than Words. London: Routledge.
  49. Norris, Sigrid. 2004. Analyzing Multimodal Interaction: A Methodological Framework. London: Routledge.
  50. Norris, Sigrid (ed.). 2012. Multimodality in Practice: Investigating Theory-in-Practice-through-methodology. London: Routledge.
  51. O’Halloran, Kay. 2015. Multimodal digital humanities. In Peter Trifonas (ed.), International handbook of semiotics, 389-415. New York: Springer.
  52. O’Halloran, Kay & Bradley A. Smith (eds.). 2011. Multimodal Studies: Exploring Issues and Domains. New York: Routledge.
  53. Pérez-Llantada, Carmen & María-José Luzón. 2023. Genre Networks: Intersemiotic Relations in Digital Science Communication. New York/London: Routledge.
  54. Pütz, Martin. 2020. Exploring the linguistic landscape of Cameroon: Reflections on language policy and ideology. Russian Journal of Linguistics 24 (2). 294-324. http://dx.doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-2-294-324
  55. Ramady, Mohamed A. 2010. The Saudi Arabian Economy: Policies, Achievements, and Challenges. 2nd edn. New York: Springer.
  56. Richards, Jef I. & Catharine M. Curran. 2002. Oracles on ‘advertising’: Searching for a definition’. Journal of Advertising 31 (2). 63-77. http://dx.doi.org/10.1080/ 00913367.2002.10673667
  57. Ricoeur, Paul. 1973. The model of the text: Meaningful action considered as a text. New Literary History 5 (1). 91-117. http://dx.doi.org/10.2307/468410
  58. Ricoeur, Paul. 1976. Interpretation Theory: Discourse and the Surplus of Meaning. Texas: The Texas Christian University Press.
  59. Ricoeur, Paul. 1981. Hermeneutics and the Human Sciences. Cambridge: Cambridge University Press.
  60. Rasmussen, Gitte & Theo van Leeuwen (eds.). 2024. Multimodality and Social Interaction in Online and Offline Shopping. New York: Routledge.
  61. Salama, Amir H. Y. 2022. A pedagogic-phonetic critique of the BBC’s Internet-based L2 teaching of English vowels. World Journal of English Language 12 (8). 495-512. http://dx.doi.org/10.5430/wjel.v12n8p495
  62. Salama, Amir H. Y. & Rania Fawzy. 2023а. The spatiotemporal constitution of Dubai as a semiotically assembled touristscape. Russian Journal of Linguistics 27 (3). 570-591. http://dx.doi.org/10.22363/2687-0088-31963
  63. Salama, Amir H. Y. & Rania Fawzy. 2023b. The YouTube-induced sequential categorization of the topical device of Amber Heard’s ‘lies’: An ethnomethodological forensic-linguistic. International Journal of Legal Discourse 8 (2). 171-198. https://doi.org/10.1515/ijld-2023-2009
  64. Scollon, Ron & Wong Scollon. 2003. Discourses in Place: Language in the Material World. London: Routledge.
  65. Tomášková, Renáta. 2017. “And this is the view from outside my window”: On text and image interplay in university website blogs. Topics in Linguistics 18 (2). 81-93. http://dx.doi.org/10.1515/topling-2017-0012
  66. Van Leeuwen, Theo. 2008. Discourse and Practice: New Tools for Critical Discourse Analysis. Oxford: Oxford University Press.
  67. Zou, Hang & Ken Hyland. 2019. Reworking research: Interactions in academic articles and blogs. Discourse Studies 21 (6). 713-733. http://dx.doi.org/10.1177/1461445619866983

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Салама А.Х., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».