Тест на называние изображений: лингвистические проблемы метода и пути их решения
- Авторы: Морковина О.И.1,2, Гишкаева Л.Н.2, Шарапкова А.А.1,2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 27, № 3 (2023)
- Страницы: 715-744
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2687-0088/article/view/313493
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-34934
- EDN: https://elibrary.ru/TWIIBW
- ID: 313493
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются преимущества и недостатки такого метода речевой диагностики, как тест на называние изображений, и предлагаются способы его совершенствования для повышения диагностической и исследовательской валидности. Несмотря на популярность теста в отечественной и зарубежной нейропсихологической диагностике и исследовательской практике, его применение в основном опирается на традицию и практическое удобство, однако теоретические обоснования эффективности теста недостаточно представлены в литературе. Цель данной статьи - рассмотреть тест на называние изображений как исследовательскую методику с точки зрения психолингвистики, когнитивной науки и корпусной лингвистики и предложить интеграцию подходов к разработке и использованию подобных тестов. Материалом послужили тесты на называние изображений, разработанные для русского и английского языков. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) определить особенности обсуждаемой методики и принципы ее применения в исторической перспективе; 2) выявить теоретические основы методики (лингвистические и нейропсихологические), позволяющие рассматривать ее как диагностический инструмент; 3) выделить проблемные аспекты методики; 4) обозначить возможные пути их устранения. Для решения данных задач авторы обращаются к ряду методов корпусной лингвистики. Историческая справка позволяет уточнить, как именно формировалась рассматриваемая методика и предполагает обусловленность дизайна контекстами употребления. Обзор моделей лексического доступа предлагает теоретическое обоснование методики и возможные пути ее развития, в том числе на основе экспериментальных исследований, дополненных достижениями в области лингвистики и больших данных. На необходимость доработки указывает и критика наиболее популярных тестов. Наконец, анализ существующих русских тестов при помощи методов корпусной лингвистики демонстрирует необходимость более детального нормирования и подбора стимулов. В завершение предлагаются принципы создания тестов для специфических задач и пошаговый алгоритм конструирования теста на называние изображений для настройки необходимых показателей и параметров.
Об авторах
Ольга Игоревна Морковина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов
Email: olga.altukhowa@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-9528-9450
кандидат филологических наук, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова, научный сотрудник лаборатории диагностики и развития когнитивных функций НИИ развития мозга РУДН. Ее исследовательские интересы включают нейро- и психолингвистику, экспериментальные методы изучения языка, изучение концептуальной метафоры, лингвопоэтику, когнитивную поэтику.
Москва, РоссияЛуиза Нахидовна Гишкаева
Российский университет дружбы народов
Email: gishkaeva-ln@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7627-5375
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия. Область её исследований - сравнительно-сопоставительное исследование языков и культур, национально-культурное своеобразие функционирования языков, дискурс-анализ, анализ медиатекста, культурная семантика, межкультурная коммуникация. Она автор более 70 публикаций, среди которых - статьи, научные доклады, главы монографий.
Москва, РоссияАнастасия Андреевна Шарапкова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: sharapkova_aa@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-5378-2729
кандидат филологических наук, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий лабораторией диагностики и развития когнитивных функций НИИ развития мозга РУДН. Ее исследовательские интересы включают когнитивные исследования языка, изучение мифологии как культурного и когнитивного феномена, академический английский. Она является автором и соавтором многочисленных публикаций, включающих главы в международных коллективных монографиях и статьи в отечественных и зарубежных журналах, включая Вопросы когнитивной лингвистики, Научный диалог, Fachsprache, Terminologija, Jezikoslovlje и др.
Москва, РоссияСписок литературы
- Веракса А.Н., Алмазова О.В., Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А. Диагностика развития речи в старшем дошкольном возрасте: батарея нейропсихологических методик и нормы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Т.10. № 3. С. 256-282. https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2021_n3/Veraksa_et_al (дата обращения: 09.06.2023). [Veraksa, Aleksandr N., Olga V. Almazova, Ekaterina S. Oshchepkova, Darya A. Bukhalenkova. 2021. Diagnostika razvitiya rechi v starshem doshkol’nom vozraste: batareya neiropsikhologicheskikh metodik i normy (Diagnostics of speech development in senior preschool age: A complex of neuropsychological techniques and norms). Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya 10 (3). 256-282. (In Russ.). (https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2021_n3/Veraksa_et_al) (accessed 9 June 2023)]. https://doi.org/10.17759/cpse.2021100313
- Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. [Glozman, Zhanna M., Anna Yu. Potanina & Aleksandra Y. Soboleva. 2008. Neiropsikhologicheskaya diagnostika v doshkol’nom vozraste (Neuropsychological diagnostics in preschool age). 2nd edn. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)].
- Драгой О.В., Крабис А.В., Толкачева В.А., Буклина С.Б. Русский интраоперационный тест на называние: стандартизированный инструмент для картирования функции называния существительных и глаголов во время нейрохирургических операций в сознании // Российский журнал когнитивной науки. 2016. Т. 3. № 4. С. 4-25. [Dragoy, Olga, Anna Chrabaszcz, Valeria Tolkacheva & Svetlana Buklina. 2016. Russian intraoperative naming test: A standardized tool to map noun and verb production during awake neurosurgeries. The Russian Journal of Cognitive Science 3 (4). 4-25. (In Russ.)].
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд. М.: Издательство Московского университета, 1969. [Luria, Alexander R. 1969. Vysshie korkovye funktsii cheloveka i ikh narusheniya pri lokal’nykh porazheniyakh mozga (Higher cortical functions and their disturbances in local brain lesions). 2nd edn. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. (In Russ.)].
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: Научное объединение «Компенс-центр», 1993. [Markovskaya, Inessa F. 1993. Zaderzhka psikhicheskogo razvitiya (kliniko-neiropsikhologicheskaya diagnostika) (Mental retardation (clinical and neuropsychological diagnostics)). Moscow: Nauchnoe ob"edinenie “Kompens-tsentr” Publ. (In Russ.)].
- Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы / сост. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. М.: Генезис, 2010. [Balashova, Elena Yu. & Mariya S. Kovyazina (eds.). 2010. Neiropsikhologicheskaya diagnostika. Klassicheskie stimul’nye materialy (Neuropsychological diagnostics. Classical incentive materials). Moscow: Genezis Publ. (In Russ.)].
- Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. [Fotekova, Tatyana A. & Tatyana V. Akhutina. 2002. Diagnostika rechevykh narushenii shkol’nikov s ispol’zovaniem neiropsikhologicheskikh metodov: Posobie dlya logopedov i psikhologov (Diagnostics of speech disorders of schoolchildren using neuropsychological methods: A guide for speech therapists and psychologists). Moscow: ARKTI Publ. (In Russ.)].
- Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М.: Издательство МГУ, 1981. [Tsvetkova, Lyubov S., Tatyana V. Akhutina & Nataliya M. Pylaeva. 1981. Metodika otsenki rechi pri afazii (Methods of speech assessment in aphasia). Moscow: Izdatel’stvo MGU. (In Russ.)].
- Эванс В. Концептуальная и межсловная полисемия: анализ в терминах теории лексических концептов и когнитивных моделей (ЛККМ) // Язык и мысль: Современная когнитивная лингвистика / сост. А.А., Кибрик, А.Д. Кошелев; ред. А.А. Кибрик, А.Д. Кошелев, А.В. Кравченко, Ю.В. Мазурова, О.В. Федорова. М.: Языки славянской культуры, 2015. С. 350-388. [Evans, Vyvyan. 2015. Conceptual vs. inter-lexical polysemy: An LCCM theory account. In Andrei A. Kibrik, Aleksei D. Koshelev (comps. and eds.); Alexander V. Kravchenko, Yuliya V. Mazurova, Olga V. Fedorova (eds.), Language and Thought: Contemporary Cognitive Linguistics, 350-388. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul’tury Publ. (In Russ.)].
- Akinina, Yulia, Svetlana Malyutina, Maria Ivanova, Ekaterina Iskra, Elena Mannova & Olga Dragoy. 2014. Russian normative data for 375 action pictures and verbs. Behavior Research Methods 47 (3). 691-707. https://doi.org/10.3758/s13428-014-0492-9
- Araújo, Susana, Alexandra Reis, Karl Magnus Petersson & Luís Faísca. 2015. Rapid automatized naming and reading performance: A meta-analysis. Journal of Educational Psychology 107 (3). 868-883. https://doi.org/10.1037/edu0000006
- Ardila, Alfredo. 2007. Toward the development of a cross-linguistic naming test. Archives of Clinical Neuropsychology 22 (3). 297-307. https://doi.org/10.1016/j.acn.2007.01.016
- Arutiunian, Vardan & Anastasiya Lopukhina. 2020. The effects of phonological neighborhood density in childhood word production and recognition in Russian are opposite to English. Journal of Child Language 47 (6). 1244-1262. https://doi.org/10.1017/S0305000920000112
- Alekseeva, Maria, Andriy Myachykov, Beatriz Bermudez-Margaretto & Yury Shtyrov. 2022. Neurophysiological correlates of automatic integration of voice and gender information during grammatical processing. Scientific Reports 12 (1). 1-11. https://doi.org/10.1038/s41598-022-14478-2
- Alexeeva, Svetlana, Natalia Slioussar & Daria Chernova. 2018. StimulStat: A lexical database for Russian. Behavior Research Methods 50 (6). 2305-2315. https://doi.org/10.3758/s13428-017-0994-3
- Beeson, Pelagie M., Audrey L. Holland & Laura L. Murray. 2007. Naming famous people: An examination of tip-of-the-tongue phenomena in aphasia and Alzheimer’s disease. Aphasiology 11 (4-5). 323-336. https://doi.org/10.1080/02687039708248474
- Bortnik, Kirsty E., Kyle Brauer Boone, Johnny Wen, Po Lu, Maura Mitrushina, Jill Razani & Teresa Maury. 2013. Survey results regarding use of the Boston Naming Test: Houston, we have a problem. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology 35 (8). 857-866. https://doi.org/10.1080/13803395.2013.826182
- Brodeur, Mathieu B., Emmanuelle Dionne-Dostie, Tina Montreuil & Martin Lepage. 2010. The bank of standardized stimuli (BOSS), a new set of 480 normative photos of objects to be used as visual stimuli in cognitive research. PLoS ONE 5 (5). https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0010773 (accessed 9 June 2023). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0010773
- Cattell, James McKeen. 1886. The time it takes to see and name objects. Mind 11 (41). 63-65. https://doi.org/10.1093/mind/os-xi.41.63
- Caramazza, Alfonso, Stefano Anzellotti, Lukas Strnad & Angelika Lingnau. 2014. Embodied cognition and mirror neurons: A critical assessment. Annual Review of Neuroscience 37 (1). 1-15. https://doi.org/10.1146/annurev-neuro-071013-013950
- Cruice, Madeline N., Linda E. Worrall & Louise M.H. Hickson. 2000. Boston Naming Test results for healthy older Australians: A longitudinal and cross-sectional study. Aphasiology 14 (2). 143-155. https://doi.org/10.1080/026870300401522
- Eloi, Janelle M., Jennifer Lee, Erica N. Pollock, Fadi M. Tayim, Matthew J. Holcomb, Rayna B. Hirst, Carly Tocco, Stephanie J. Towns, Jonathan D. Lichtenstein & Robert M. Roth. 2021. Boston Naming Test: Lose the noose. Archives of Clinical Neuropsychology 36 (5). 1465-1472. https://doi.org/10.1093/arclin/acab017
- Elsherif, Mahmoud, Emma Preece & Jonathan C. Catling. 2023. Age-of-acquisition effects: A literature review. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition 49 (5). 812-847. https://doi.org/10.1037/xlm0001215
- Fairs, Amie, Amandine Michelas, Sophie Dufour & Kristof Strijkers. 2021. The same ultra-rapid parallel brain dynamics underpin the production and perception of speech. Cerebral Cortex Communications 2 (3). https://academic.oup.com/cercorcomms/article/2/3/tgab040/6295983?login=true (accessed 14 June 2023). https://doi.org/10.1093/texcom/tgab040
- Feng, Chen, Markus F. Damian & Qingqing Qu. 2021. Parallel processing of semantics and phonology in spoken production: Evidence from blocked cyclic picture naming and EEG. Journal of Cognitive Neuroscience 33 (4). 725-738. https://doi.org/10.1162/jocn_a_01675
- German, Diane J. 2015. Test of Word Finding. 3rd edn. Austin, TX: Pro-ED, Inc.
- Georgiou, Eliza Eleni-Zacharoula, Savvina Prapiadou, Vasileios Thomopoulos, Maria Skondra, Marina Charalampopoulou, Asimina Pachi, Αlexandra Anagnostopoulou, Theofanis Vorvolakos, Robert Perneczky, Antonios Politis & Panagiotis Alexopoulos. 2022. Naming ability assessment in neurocognitive disorders: A clinician’s perspective. BMC Psychiatry 22 (1). https://bmcpsychiatry.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12888-022-04486-x (accessed 14 June 2023). https://doi.org/10.1186/s12888-022-04486-x
- Grigoriev, Andrei & Ivan Oshhepkov. 2013. Objective age of acquisition norms for a set of 286 words in Russian: Relationships with other psycholinguistic variables. Behavior Research Methods 45 (4). 1208-1217. https://doi.org/10.3758/s13428-013-0319-0
- Harry, Alexandra & Simon F. Crowe. 2014. Is the Boston Naming Test still fit for purpose? The Clinical Neuropsychologist 28 (3). 486-504. https://doi.org/10.1080/13854046.2014.892155
- Heikkola, Leena Maria, Ekaterina Kuzmina & Bård Uri Jensen. 2021. Predictors of object naming in aphasia: Does cognitive control mediate the effects of psycholinguistic variables? Aphasiology 36 (11). 1275-1292. https://doi.org/10.1080/02687038.2021.1950607
- Indefrey, Peter & Willem J. M. Levelt. 2004. The spatial and temporal signatures of word production components. Cognition 92 (1-2). 101-144. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2002.06.001
- Ivanova, Maria V., Yulia S. Akinina, Olga A. Soloukhina, Ekaterina V. Iskra, Olga V. Buivolova, Anna V. Chrabaszcz, Ekaterina A. Stupina, Maria V. Khudyakova, Tatiana V. Akhutina & Olga Dragoy. 2021. The Russian Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian. PLoS One 16 (11). https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0258946 (accessed 11 June 2023). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0258946
- James, Deborah G.H., Wendy A. Ferguson & Andrew Butcher. 2016. Assessing children’s speech using picture-naming: The influence of differing phonological variables on some speech outcomes. International Journal of Speech-Language Pathology 18 (4). 364-377. https://doi.org/10.3109/17549507.2015.1101159
- Jarret, Julien, Perrine Ferré, Georges Chedid, Christophe Bedetti, Arnaud Bore, Yves Joanette, Isabelle Rouleau & Simona Maria Brambati. 2022. Functional Network and structural connections involved in picture naming. Brain and Language 231. https://papyrus.bib.umontreal.ca/xmlui/handle/1866/26691 (accessed 11 June 2023). https://doi.org/10.1016/j.bandl.2022.105146
- Kerr, Emilia, Bissera Ivanova & Kristof Strijkers. 2022. Lexical access in speech production. https://psyarxiv.com/83xzn/ (accessed 14 June 2023). https://doi.org/10.31234/osf.io/83xzn
- Lakoff, George. 1990. The invariance hypothesis: Is abstract reason based on image-schemas? Cognitive Linguistics 1 (1). 39-74. https://doi.org/10.1515/cogl.1990.1.1.39
- Levelt Willem J.M., Roelofs Ardi & Meyer Antje S. 1999. A theory of lexical access in speech production. Behavioral and Brain Sciences 22 (1). 1-38, 38-75. https://doi.org/10.1017/s0140525x99001776 PMID: 11301520
- Li, Leon, Andrés Buxó-Lugo, Cassandra L. Jacobs & L. Robert Slevc. 2023. Are lexical representations graded or discrete? https://psyarxiv.com/jxhuk/ (accessed 12 June 2023). https://doi.org/10.31234/osf.io/jxhuk
- MacWhinney, Brian. 2000. The CHILDES Project: Tools for Analyzing Talk. 3rd edition. New York: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9781315805641
- Macoir Joël, Chagnon Andréanne, Hudon Carol, Lavoie Monica, Wilson Maximiliano A. 2021. TDQ-30-A new color picture-naming test for the diagnostic of mild anomia: Validation and normative data in Quebec french adults and elderly. Arch Clin Neuropsychol 36 (2). 267-280. https://doi.org/10.1093/arclin/acz048 PMID: 31792492
- Martielli, Tammy Mandernach & Lynn Bennett Blackburn. 2015. When a funnel becomes a martini glass: Adolescent performance on the Boston Naming Test. Child Neuropsychology 22 (4). 1-13. https://doi.org/10.1080/09297049.2015.1014899
- Miklashevsky, Alex. 2017. Perceptual experience norms for 506 Russian nouns: Modality rating, spatial localization, manipulability, imageability and other variables. Journal of Psycholinguistic Research 47 (3). 641-661. https://doi.org/10.1007/s10936-017-9548-1
- Newman, Rochelle S., Diane J. German & Jennifer R. Jagielko. 2017. Influence of lexical factors on word-finding accuracy, error patterns, and substitution types. Communication Disorders Quarterly 39 (2). 356-366. https://doi.org/10.1177/1525740117712205
- Perret, Cyril & Patrick Bonin. 2018. Which variables should be controlled for to investigate picture naming in adults? A Bayesian meta-analysis. Behavior Research Methods 51 (6). 2533-2545. https://doi.org/10.3758/s13428-018-1100-1
- Petilli, Marco A., Fritz Günther & Marco Marelli. 2022. The Flickr frequency norms: What 17 years of images tagged online tell us about lexical processing. Behavior Research Methods. https://link.springer.com/article/10.3758/s13428-022-02031-y (accessed 12 June 2023). https://doi.org/10.3758/s13428-022-02031-y
- Reifegerste, Jana, Antje S. Meyer, Pienie Zwitserlood & Michael T. Ullman. 2021. Aging affects steaks more than knives: Evidence that the processing of words related to motor skills is relatively spared in aging. Brain and Language 218. 104941. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2021.104941
- Kiefer, Markus & Friedemann Pulvermüller. 2012. Conceptual representations in mind and brain: Theoretical developments, current evidence and future directions. Cortex 48 (7). 805-825. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2011.04.006
- Rofes, Adrià, Vânia De Aguiar & Gabriele Miceli. 2015. A minimal standardization setting for language mapping tests: An Italian example. Neurological Sciences 36 (7). 1113-1119. https://doi.org/10.1007/s10072-015-2192-3
- Schmitter-Edgecombe, Maureen, M. Vesneski & D.W.R. Jones. 2000. Aging and word-finding: A comparison of spontaneous and constrained naming tests. Archives of Clinical Neuropsychology 15 (6). 479-493. https://doi.org/10.1093/arclin/15.6.479
- Snodgrass, Joan G. & Mary Vanderwart. 1980. A standardized set of 260 pictures: Norms for name agreement, image agreement, familiarity, and visual complexity. Journal of Experimental Psychology: Human Learning & Memory 6 (2). 174-215. https://doi.org/10.1037/0278-7393.6.2.174
- Snyder, Kathryn M., Kiefer J. Forseth, Cristian Donos, Patrick S. Rollo, Simon Fischer-Baum, Joshua Breier & Nitin Tandon. 2023. Critical role of the ventral temporal lobe in naming. Epilepsia 64 (5). 1200-1213. https://doi.org/10.1111/epi.17555
- Sulastri, Augustina, Margaretha S.S. Utami, Marijtje Jongsma, Marc Hendriks & Gilles van Luijtelaar. 2018. The Indonesian Boston Naming Test: Normative data among healthy adults and effects of age and education on naming ability. International Journal of Science and Research 8 (11). 134-139. https://doi.org/10.21275/ART20202307
- Tsaparina, Diana, Patrick Bonin & Alain Méot. 2011. Russian norms for name agreement, image agreement for the colorized version of the Snodgrass and Vanderwart pictures and age of acquisition, conceptual familiarity, and imageability scores for modal object names. Behavior Research Methods 43 (4). 1085-1099. https://doi.org/10.3758/s13428-011-0121-9
- Ward, Emma, Sonia Brownsett, Katie McMahon, Gesa Hartwigsen, Matteo Mascelloni & Greig Ian de Zubicaray. 2022. Online transcranial magnetic stimulation reveals differential effects of transitivity in left inferior parietal cortex but not premotor cortex during action naming. Neuropsychologia 174 (3). 108339. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2022.108339
- Ляшевская О.Н, Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009. [Lyashevskaya, Olga N. & Sergei A. Sharov. 2009. Chastotnyi slovar' sovremennogo russkogo yazyka (na materialakh Natsional'nogo korpusa russkogo yazyka) (Frequency dictionary of the modern Russian language (based on the materials of the National Corpus of the Russian Language)). Moscow: Azbukovnik. (In Russ.)]
Дополнительные файлы
