Творческая интерпретация метафор


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается инновационное творческое осмысление метафор, меняющее значение устойчивых образных выражений. В частности анализируются интерпретационные изменения в семантике телесных метафор. В качестве материала выступают корпус британского политического дискурса и результаты опроса более 1000 респондентов из 10 стран, говорящих на 31 языке. Корпусные данные показывают, каким образом ситуативные вариации в использовании метафор могут со временем формировать семантико-прагматические тенденции, меняющие доминантное значение устойчивых метафорических выражений. Опрос позволяет выделить четыре модели прочтения телесных метафор (нация как геоструктура, иерархически функционирующее целое, часть тела говорящего, часть более крупного целого), а также их последующие антропоцентричные осмысления. Две наиболее распространенные интерпретации - нация как геоструктура и иерархически функционирующее целое, а также варианты стереотипизации личности, демонстрируют несовпадение частотности и толкования соответствующих единиц респондентами - носителями китайского и английского языков, что может быть связано с культурно-специфическими концептуальными и дискурсивными традициями. Оба вида данных указывают на наличие мощной творческой составляющей в интерпретации метафор, что объясняет вариативность при создании новых метафорических понятий.

Об авторах

Андреас Музолф

Университет Восточной Англии

Email: A.Musolff@uea.ac.uk
профессор, преподает межкультурную коммуникацию в Университете Восточной Англии в Норвиче (Великобритания). Norwich Research Park, NR4 7TJ, Норвич, Великобритания

Список литературы

  1. Barnden, J. A. 2009. Metaphor and Context: A Perspective from Artificial Intelligence. In A. Musolff and J. Zinken (Eds.), Metaphor and Discourse (79-94). Basingstoke: Palgrave-Macmillan.
  2. Bickers, R.. 2012. The Scramble for China. Foreign Devils in the Qing Empire. 1832-1914. London: Penguin.
  3. Bowdle, B. F. & Gentner, D. (2005). The career of metaphor. Psychological Review, 112(1), 193-216.
  4. Brewer’s Dictionary of Phrase & Fable, 1999. Ed. A. Room. London: Cassell.
  5. Callahan, W. A. (2009). The cartography of national humiliation and the emergence of China’s geobody. Public Culture 21(1), 141-173.
  6. Callahan, W. A. (2010). China - The Pessoptimist Nation. Oxford: Oxford University Press.
  7. Charbonnel, N. (2010). Comme un seul home. Corps politique et corps mystique. 2 vols. Lons Le Saunier: Aréopage.
  8. Clayton, C. H. (2009). Sovereignty at the Edge: Macau & the Question of Chineseness. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  9. Chilton, P., & Lakoff, G. (1995). Foreign Policy by Metaphor. In C. Schäffner & A. Wenden (Eds.). Language and Peace (pp. 37-55). Aldershot: Ashgate.
  10. Connolly, B. (1995). The Rotten Heart of Europe. London: Faber.
  11. Croft, W. and Cruse, D.A. (2004). Cognitive Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press.
  12. Culpeper, J. (2011). Impoliteness: Using Language to Cause Offence. Cambridge: Cambridge University Press.
  13. de Baecque, A. (1997). The Body Politic. Corporeal Metaphor in Revolutionary France 1770-1800. Stanford, CA: Stanford University Press.
  14. Fauconnier, G. & Turner, M. (2002). The Way we Think: Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities. New York: Basic Books.
  15. Giora, R. (2003). On our Mind: Salience, context, and figurative language. New York: Oxford University Press.
  16. Goatly, A. (1997). The Language of Metaphors. London: Routledge.
  17. Guldin, R. (2000). Körpermetaphern: Zum Verhältnis von Politik und Medizin. Würzburg: Königs­hausen & Neumann.
  18. Hansard (1991). House of Commons Debate on the European Council in Maastricht 11 December 1991 (Hansard vol. 200, cc. 859-78). http://hansard.millbanksystems.com/commons/1991/dec/ 11/european-council-maastricht (accessed 22 September 2017).
  19. Idström, A. & Piirainen, E. (Eds.) (2012). Endangered Metaphors. In cooperation with Falzett, T.F.M. Amsterdam: John Benjamins.
  20. Kantorowicz, E. H. (1997). The King’s Two Bodies: A Study in Mediaeval Political Theology. With a new Preface by W. C. Jordan. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  21. Kövecses, Z. (2002). Metaphor. A Practical Introduction. Oxford/New York: Oxford University Press.
  22. Kövecses, Z. (2005). Metaphor in Culture: Universality and Variation. Cambridge: Cambridge University Press.
  23. Kövecses, Z. (2006). Language, Mind and Culture. A Practical Introduction. Oxford / New York: Oxford University Press.
  24. Kövecses, Z. (2009). Metaphor, Culture, and Discourse: The Pressures of Coherence. In: A. Musolff & J. Zinken (Eds.). Metaphor and Discourse (pp. 11-24). Basingstoke: Palgrave-Macmillan.
  25. Lakoff, G. (1987). The Death of Dead Metaphor. Metaphor & Symbolic Activity, 2(2), 143-147.
  26. Lakoff, G. (1993). The contemporary theory of metaphor. In A. Ortony (Ed.). Metaphor and Thought (pp. 202-251). Cambridge: Cambridge University Press.
  27. Lakoff, G. (1996). Moral Politics: What Conservatives Know That Liberals Don’t. Chicago: University of Chicago Press.
  28. Lakoff, G. (2003). Metaphor and War, Again. http://www.alternet.org/story.html?StoryID=15414 (accessed 21/09/2017).
  29. Lakoff, G. (2004). Don’t Think of an Elephant! Know Your Values and Frame the Debate. The essen­tial guide for progressives. White River Junction, VT: Chelsea Green Publishing Company.
  30. Lakoff, G. (2008). The neural theory of metaphor. In: R. W. Gibbs (ed.). The Cambridge Handbook of Metaphor and Thought (pp. 17-38) Cambridge: Cambridge University Press.
  31. Lakoff, G. (2013). Obama Reframes Syria: Metaphor and War Revisited. The Huffington Post, 6 Sep­tember 2013. http://georgelakoff.com/2013/09/06/obama-reframes-syria-metaphor-and-war-revisited/ (accessed 21/09/2017).
  32. Lakoff, G. & M. Johnson (1980/2003). Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press.
  33. Lakoff, G. & M. Johnson (1999). Philosophy in the Flesh. New York: Basic Books.
  34. Lakoff, G. & Turner, M. (1989). More than Cool Reason. A Field Guide to Poetic Metaphor. Chicago: University of Chicago Press.
  35. Littlemore, J. (2001). The use of Metaphor in University Lectures and the problems that it causes for overseas students. Teaching in Higher Education 6, 331-349.
  36. Littlemore, J. (2003). The Effect of Cultural Background on Metaphor Interpretation. Metaphor and Symbol, 18(4), 273-288.
  37. Littlemore, J., Chen, P. Koester, A. & Barnden, J. (2011). Difficulties in metaphor comprehension faced by international students whose first language is not English. Applied Linguistics, 32(4), 408-429.
  38. Lovejoy, A. O. (1936). The Great Chain of Being. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  39. Major, J. (2000). The Autobiography. London: HarperCollins.
  40. Müller, C. (2008). Metaphors Dead and Alive, Sleeping and Waking: A Dynamic View. Chicago, IL: University of Chicago Press.
  41. Musolff, A. (2004a). Metaphor and Political Discourse. Analogical Reasoning in Debates about Europe. Basingstoke: Palgrave-Macmillan.
  42. Musolff, A. (2004b). The Heart of the European Body Politic. British and German Perspectives on Europe’s Central Organ. Journal of Multilingual & Multicultural Development, 25 (5 & 6), 437-452.
  43. Musolff, A. (2006). Metaphor Scenarios in Public Discourse. Metaphor and Symbol, 21(1), 23-38.
  44. Musolff, A. (2010). Metaphor, Nation and the Holocaust. The Concept of the Body Politic. London: Routledge.
  45. Musolff, A. (2013). The heart of Europe: Synchronic variation and historical trajectories of a Political Metaphor. In Fløttum, K. (Ed.), Speaking of Europe: Approaches to complexity in European political discourse (pp. 135-150). Amsterdam: John Benjamins.
  46. Musolff, A. (2016). Cross-Cultural Variation in Deliberate Metaphor Interpretation. Metaphor and the Social World 6(2): 205-224.
  47. Musolff, A. (2017a). Metaphor, irony and sarcasm in public discourse. Journal of Pragmatics, 109, 95-104.
  48. Musolff, A. (2017b). Metaphor and Cultural Cognition’. In Sharifian, F. (ed.). Advances in Cultural Linguistics (pp. 325-344). Singapore: Springer.
  49. Musolff, A., MacArthur, F. & Pagani, G. (Eds.). (2014). Metaphor and Intercultural Communication. London: Bloomsbury.
  50. Nacey, S. (2013). Metaphors in Learner English. Amsterdam: John Benjamins.
  51. Piquer-Píriz, A. (2010). Can people be cold and warm? Developing understanding of figurative meanings of temperature terms in early EFL. In G. Low, Z. Todd, A. Deignan, & L. Cameron (Eds.), Researching and Applying Metaphor in the Real World (pp. 21-34). Amsterdam: John Benjamins
  52. Philip, G. (2010). “Drugs, traffic, and many other dirty interests”: Metaphor and the language learner. In G. Low, Z. Todd, A. Deignan and L. Cameron (Eds.), Researching and Applying Metaphor in the Real World (pp. 63-80). Amsterdam: John Benjamins. Roget’s International Thesaurus, 1996. Ed. Chapman, R. Glasgow: HarperCollins
  53. Shorter Oxford English Dictionary (2002). Eds. Trumble, W. R. & Stevenson, A. Oxford: Oxford University Press.
  54. Schneider, F. (2014). It’s a small world after all? Simulating the future world order at the Shanghai Expo. In Q. Cao, H. Tian & P. Chilton (eds.), Discourse, Politics and Media in Contemporary China (pp. 97-120). Amsterdam: John Benjamins.
  55. Schneider, F. & Hwang, Y-J. (2014). China’s Road to Revival. “Writing” the PRC’s struggles for modernization. In Q. Cao, H. Tian & P. Chilton (eds.), Discourse, Politics and Media in Con­temporary China (pp. 145-170). Amsterdam: John Benjamins.
  56. Sontag, S. (1978). Illness as Metaphor. New York: Vintage Books.
  57. Sperber, D. (Ed.) (2000). Metaprepresentations: a multidisciplinary perspective. Oxford: Oxford University Press.
  58. Sperber, D. & Wilson, D. (1995). Relevance. Communication and Cognition. Oxford: Blackwell.
  59. Steen, G. (2008). The paradox of metaphor: Why we need a three-dimensional model of metaphor. Metaphor and Symbol 23 (4), 213-241.
  60. Steen, G. (2011). What does ‘really deliberate’ really mean? More thoughts on metaphor and consciousness and action. Metaphor and the Social World 1 (1), 53-56.
  61. Tendahl, M. & Gibbs, R. W. (2008). Complementary perspectives on metaphor: Cognitive linguistic and relevance theory. Journal of Pragmatics 40(l), 1823-1864.
  62. Trim, R. (2011). Metaphor and the Historical Evolution of Conceptual Mapping. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
  63. Trim R. (2012). The limits of Comprehension in Cross-Cultural Metaphor: Networking in Drugs Terminology. In F. MacArthur, J. L. Oncins-Martínez, M. Sánchez-García, & A. M. Piquer-Píriz (Eds.), Metaphor in Use: Context, culture, and communication (pp. 217-238). Amsterdam: John Benjamins
  64. Weinreich, H. (1983). Die Semantik der kühnen Metapher. In A. Haverkamp (Ed.). Theorie der Metapher (pp. 316-339). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft
  65. Wilson, D. & Sperber, D. (1992). On verbal irony. Lingua 87, 53-76
  66. Wilson, D. & Sperber, D. (2012). Explaining irony. In D. Wilson & D. Sperber (Eds.). Meaning and Relevance (pp. 123-145). Cambridge: Cambridge University Press

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Музолф А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».