Невежливость в яванском языке: за пределами непочтительного обращения


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Несмотря на существующие исследования, посвященные взаимосвязи между нарушениями яванского речевого этикета и невежливостью, пониманию невежливости, возникающей в результате нарушения tata krama (‘надлежащего социального поведения’), уделяется недостаточно внимания. Цель данного исследования - выявить представления яванцев о невежливости с особым акцентом на нарушении tata krama . Для сбора данных о случаях проявления невежливости, с которыми столкнулись 158 носителей яванского языка в повседневной жизни, был использован нарративный опрос и полуструктурированные интервью. Собранные данные изучались с применением тематического анализа, заимствованного из (Braun & Clarke 2006). Исследование выявило несколько характеристик яванской невежливости, которые составляют ее основу: несоблюдение почтительного обращения; поведение, противоречащее andhap asor (‘самоуничижение’); поведение, противоречащее lembah manah (‘эмоциональная сдержанность’); поведение, нарушающее empan papan (‘приличия’); поведение ora grapyak (‘недружелюбие’); поведение, наносящее ущерб самооценке и эмоциональному состоянию. Результаты показывают, что в восприятии носителей яванского языка невежливость характеризуется критической оценкой речевого поведения собеседников в результате нарушения речевого этикета и отсутствия понимания. Она бывает двух типов: преднамеренная и непреднамеренная. Данное исследование расширяет понимание яванской невежливости, так как не ограничивается нарушением почтительного обращения, и демонстрирует, как нарушения социального поведения и языкового этикета могут влиять на эмоциональное состояние и социальное взаимодействие.

Об авторах

Агус Виджаянто

Университет Мухаммадии в Суракарте

Автор, ответственный за переписку.
Email: aw213@ums.ac.id
ORCID iD: 0000-0001-6272-9727

доцент кафедры преподавания английского языка Университета Мухаммадии в Суракарте, Индонезия. Получил степень PhD в области прикладной лингвистики в 2012 году в Абердинском университете (Великобритания). Его научные исследования посвящены использованию вежливости и невежливости в различных языковых контекстах

Индонезия

Список литературы

  1. Allan, Keith. 2016. A benchmark for politeness. Interdisciplinary Studies in Pragmatics, Culture and Society. 397-420.
  2. Al Zidjaly, Najma. 2019. Divine impoliteness: How Arabs negotiate Islamic moral order on Twitter. Russian Journal of Linguistics 23 (4). 1039-1064.
  3. Atmawati, Dwi. 2021. Language politeness in the Javanese verb speech level. Lingua Cultura 15 (1). 51-57.
  4. Bousfield, Derek. 2007. Beginnings, middles and ends: A biopsy of the dynamics of impolite exchanges. Journal of Pragmatics 39 (12). 2185-2216.
  5. Bousfield, Derek. 2008. Impoliteness in Interaction. Amsterdam: John Benjamins.
  6. Bousfield, Derek. 2010. Researching impoliteness and rudeness: Issues and definitions. In Miriam A. Locher & Sage L. Graham (eds.), Interpersonal pragmatics, 102-134. Berlin: Mouton de Gruyter.
  7. Braun, Virginia & Victoria Clarke. 2006. Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology 3. 77-101
  8. Brown, Penelope & Stephen C. Levinson. 1987. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press.
  9. Culpeper, Jonathan. 1996. Towards an anatomy of impoliteness. Journal of Pragmatics 25 (3). 331-348.
  10. Culpeper, Jonathan. 2005. Impoliteness and entertainment in the television quiz show: The weakest link. Journal of Politeness Research: Language, Behaviour, Culture 1 (1). 35-72.
  11. Culpeper, Jonathan. 2008. Reflections on impoliteness, relational work and power. In Derek Bousfield & Miriam A. Locher (eds.), Impoliteness in language: Studies on its Interplay with power in theory and practice, 17- 44. Berlin: Mouton de Gruyter.
  12. Culpeper, Jonathan. 2010. Conventionalised impoliteness formulae. Journal of Pragmatics 42 (12). 3232-3245.
  13. Culpeper, Jonathan. 2011. Impoliteness: Using Language to Cause Offence. New York, NY: Cambridge University Press.
  14. Culpeper, Jonathan, Derek Bousfield & Anne Wichmann. 2003. Impoliteness revisited: With special reference to dynamic and prosodic aspects. Journal of Pragmatics 35 (10). 1545-1579.
  15. de Marlangeon, S. Kaul. 2018. Fustigation impoliteness, emotions and extimacy in Argentine media celebrities. Russian Journal of Linguistics 22 (1). 161-174.
  16. Dynel, Marta. 2012. Setting our house in order: The workings of impoliteness in multi-party film discourse. Journal of Politeness Research 8. 161-194.
  17. Gao, Xiang & Qingrong Liu. 2023. Dynamics and evaluations of impoliteness: Evidence from short videos of passenger disputes and public comments. Journal of Pragmatics 203. 32-45.
  18. Geertz, Clifford. 1976. The Religion of Java. Chicago: The University of Chicago Press.
  19. Geertz, Hildred. 1961. The Javanese Family. A Study of Kinship and Socialization. New York: The Free Press Glencoe.
  20. Haugh, Michael. 2010. When is an email really offensive? Argumentativity and variability in evaluations of impoliteness. Journal of Politeness Research 6. 7-31.
  21. Işik-Güler, Hale & Şükriye Ruhi. 2010. Face and impoliteness at the intersection with emotions: A corpus-based study in Turkish. Intercultural Pragmatics 7 (4). 625-660.
  22. Kádár, Z. Dániel & Michael Haugh. 2013. Understanding Politeness. Cambridge: Cambridge University Press.
  23. Kienpointner, Manfred. 2008. Impoliteness and emotional arguments. Journal of Politeness Research 4 (2). 243-265.
  24. Larina, Tatiana & Douglas M. Ponton. 2022. I wanted to honour your journal, and you spat in my face: Emotive (im)politeness and face in the English and Russian blind peer review. Journal of Politeness Research 18. 201-226.
  25. Lestari, Puji & Harun Joko Prayitno. 2016. Strategi dan skala kesantunan tindak direktif mahasiswa Riau di lingkungan masyarakat berlatar belakang budaya Jawa. Jurnal Penelitian Humaniora 17 (2). 135-148.
  26. Locher, Miriam A. 2006. Polite behaviour within relational work: The discursive approach to politeness. Multilingua 25. 249-267.
  27. Locher, Miriam A. & Richard J. Watts. 2005. Politeness theory and relational work. Journal of Politeness Research 1 (1). 9-33.
  28. Locher, Miriam A. & Richard J. Watts. 2008. Relational work and impoliteness: Negotiating norms of linguistic behaviour. In Derek Bousfield & Miriam A. Locher (eds.), Impoliteness in language: Studies on its interplay with power in theory and practice, 77-99. Berlin & New York: Mouton de Gruyter.
  29. Locher, Miriam A. & Tatiana V. Larina. 2019. Introduction to politeness and impoliteness research in global contexts. Russian Journal of Linguistics 23 (4). 873-903.
  30. Magnis-Suseno, Franz. 1997. Javanese Ethics and World View. The Javanese Idea of good life. Jakarta: Gramedia.
  31. Mitchell, Nathaniel. 2022. Duelling contexts: How action misalignment leads to impoliteness in a courtroom. Journal of Politeness Research 18 (1). 93-120.
  32. Poedjosoedarmo, Soepomo. 2017. Language propriety in Javanese. Journal of Language and literature 17 (1). 1-9.
  33. Prayitno, H. Joko. 2010. Perwujudan prinsip kerjasama, sopan santun, dan ironi para pejabat dalam peristiwa rapat dinas di lingkungan Pemkot berbudaya Jawa. Kajian Linguistik dan Sastra 22 (1). 30-46.
  34. Rhee, Seongha. 2023. Politeness and impoliteness in social network service communication in Korea. Russian Journal of Linguistics 27 (1). 39-66.
  35. Romelah, Romelah. 2016. Kekacauan tingkat tutur bahasa Jawa di lingkungan kabupaten Kebumen Jawa Tengah. Lingua 13 (2). 1689-1699.
  36. Setyawan, W. Bagus. 2018. Fenomena penggunaan unggah-ungguh Basa Jawa kalangan siswa SMK di Surakarta. Widyaparwa 46 (2).145-156.
  37. Sharifian, Farzad. 2008. Cultural schemas in L1 and L2 compliment responses: A study of Persian speaking learners of English. Journal of Politeness Research 4. 55-80.
  38. Spencer-Oatey, Helen & Dániel Z. Kádár. 2016. The bases of (im)politeness evaluations: Culture, the moral order and the East-West debate. East Asian Pragmatics 1 (1). 1-24.
  39. Subroto, D. Edi, Maryono Dwirahardjo & Budhi Setiawan. 2008. Endangered Krama and Krama Inggil varieties of the Javanese language. Linguistik Indonesia 26 (1). 89-96.
  40. Sujono, Sujono, Dyah Padmaningsih & Supardjo Supardjo. 2019. A study of Javanese Krama speech to the young generation of Java in Surakarta city (Sociolinguistic studies). Proceedings of the third international seminar on recent language, literature, and local culture studies. Surakarta, Indonesia. 1-6. https://doi. org/10.4108/eai.20-9-2019.2296899
  41. Tzanne, Angeliki & Maria Sifianou. 2019. Understandings of impoliteness in the Greek context. Russian Journal of Linguistics 23 (4). 1014-1038.
  42. Van Olmen, Daniel, Marta Andersson & Jonathan Culpeper. 2023. Inherent linguistic impoliteness: The case of insultive you+np in Dutch, English and Polish. Journal of Pragmatics 215. 22-40.
  43. Vander Klok, Jozina. 2019. The Javanese language at risk? Perspectives from an East Java village. Language Documentation & Conservation 13. 300-345.
  44. Watts, J. Richard. 2003. Politeness. Cambridge: Cambridge University Press.
  45. Wibawa, Sutrisna. 2005. Identifikasi ketidaktepatan penggunaan unggah ungguh bahasa jawa mahasiswa program studi pendidikan bahasa Jawa. Litera: Jurnal Penelitian Bahasa, Sastra dan Pengajarannya 4 (2). 149-158.
  46. Widiana, Yuli, Sumarlam Sumarlam, Sri Marmanto, Dwi Purnanto & Muhamed Zain Sulaiman. 2020. Intrusive busybody or benevolent buddy: Phatic communication among Javanese women. GEMA Online Journal of Language Studies 20 (2). 36-56.
  47. Wijayanto, Agus, Mauly Halwat Hikmat & Aryati Prasetyarini. 2018. Impoliteness in EFL complaints: Exploring its intentions and motivating factors. Lingua Cultura 12 (1). 97-104.
  48. Wijayanto, Agus. 2019. Evaluating impoliteness in L2: A study of pragmatic competence of Indonesian EFL teacher trainees. The Journal of Asia TEFL 16 (4). 1152-1167.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Виджаянто А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».