Лингвокреативность и дискурсивные профили художественной повести в англоязычной детской литературе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Для современной лингвистики дискурса актуальной является проблема отсутствия методов контрастивного анализа субдискурсов, применение которых позволило бы оперировать числовыми и сопоставимыми данными при их разграничении и описании. Цель исследования состоит в разработке метода дискурсивного профилирования, который тестируется при проведении контрастивного анализа лингвистической креативности в разных типах дискурса детской англоязычной повести; при этом лингвистическая креативность как ведущая форма языкового поэзиса изучается через параметрический анализ ее языковых маркеров на всех уровнях языковой репрезентации письменной формы дискурса. Материалом исследования выступают образцы неавтобиографического и автобиографического субдискурсов детской англоязычной приключенческой повести Дж. Джорджа, Ф. Гибсона, Дж. Улльмана и Дж. Даррелла общим объемом 120 тыс. знаков, которые подверглись аннотированию по 52 параметрам лингвистической креативности (с использованием процедуры ручного аннотирования) на фонологическом, морфологическом, словообразовательном, лексическом, синтаксическом и графическом уровнях. Гипотеза исследования заключается в том, что распределение частоты, или активности параметров дискурс-структурирующей категории лингвокреативности может быть использовано для проведения контрастивного анализа субдискурсов при установлении степени сопряженности их многомерных векторов лингвокреативности. Результаты анализа активности индивидуальных параметров и их групп позволили определить ряд значимых отличий в субдискурсах: автобиографический дискурс Д. Даррелла демонстрирует повышенную активность параметров на словообразовательном уровне (использование словосложений), лексическом уровне (использование терминологии, стилистических тропов, аллюзивных имен, переключений регистров), синтаксическом уровне (использование параллельных структур и интенсификаторов). Сниженная активность обнаружена у некоторых морфологических параметров (категориальные трансформации), синтаксических параметров (использование эллиптических конструкций) и лексических параметров (переключение на разговорный регистр, использование имен собственных). Наглядно представленные профили субдискурсов демонстрируют как отличительные, так и схожие проявления лингвокреативности в рассматриваемых дискурсах. Проведенный анализ корреляций векторов лингвокреативности субдискурсов показал сниженный коэффициент сопряженности в отношении автобиографического фрагмента, что свидетельствует в пользу результативности метода дискурсивного профилирования как способного разграничивать субдискурсы.

Об авторах

Мария Ивановна Киосе

Московский государственный лингвистический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: maria_kiose@mail.ru

доктор филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра социокогнитивных исследований дискурса Московского государственного лингвистического университета. В сферу ее научных интересов входят: когнитивная семантика, непрямое наименование в тексте, референциальная семантика, окулографические и корпусные методы анализа восприятия и порождения текста. Контактная информация

Россия, 119034, Москва, ул. Остоженка, 38

Список литературы

  1. Agres, Kathleen, Stephen McGregor, Matthew Purver & Geraint Wiggins. 2015. Conceptualizing creativity: from distributional semantics to conceptual spaces. Proceedings of the 6th International Conference on Computational Creativity, 118-125.
  2. Aijmer, Karin & Diana Lewis (eds.). 2017. Contrastive Analysis of Discourse-pragmatic Aspects of Linguistic Genres. Berlin: Springer.
  3. Ariel, Mira. 2004. Accessibility marking: discourse functions, discourse profiles, and processing cues. Accessibility in Text and Discourse Processing: A Special Issue of Discourse Processing 37 (2). 91-116. doi: 10.1207/s15326950dp3702_2
  4. Bergs, Alexander. 2019. What, if anything, is linguistic creativity? Gestalt Theory 41 (2). 173-183. doi: 10.2478/gth-2019-0017
  5. Carter, Ronald. 2016. Language and Creativity. The Art of Common Talk. 2nd edn. New York: Routledge.
  6. Demjankov, Valeriy Z. 2008. Yazykovoe tvorchestvo i rechevaya kreativnost' [Language art and speech creativity]. Yazyk kak mediator mezhdu znaniem i iskusstvom [Language as Mediator Between Knowledge and Art]. 11-19. Мoscow: Azbukovnik.
  7. Feschenko, Vladimir V. 2020. Ot lingvoestetiki k lingvoevristike: slovotvorchestvo v hudozhestvennom i nauchnom diskursah [From linguistic aesthetics to linguistic heuristics: verbal creativity in literary and academic discourses]. Critique and Semiotics 1. 92-113.
  8. Gernsbacher, Morton A. 1996. The structure-building framework: what it is, what it might also be, and why. In Bybruce K. Britton & Arthur C. Graesser (eds.), Models of Understanding Text, 289-311. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.
  9. Gordon, Taylor & Tingguang Chen. 1991. Linguistic, cultural, and subcultural issues in contrastive discourse analysis: Anglo-American and Chinese scientific texts. Applied Linguistics 12 (3). 319-336.
  10. Gridina, Тatiana А. 2018. Smyslovaya perspektiva slova v igrovom hudozhestvennom tekste [Sense perspective of a word in fiction texts]. In Tatiana A. Gridina (eds.), Lingvistika Kreativa [Linguistics of Creative-4]. 270-281. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University.
  11. Gylling-Jørgensen, Morten. 2013. The Structure of Discourse: A Corpus-Based Cross-Linguistic Study, PhD Series. Frederiksberg: Copenhagen Business School (CBS).
  12. Iriskhanova, Olga K. 2009. O ponyatii kreativnosti i ego roli v metayazyke lingvisticheskih opisanij [On the notion of creativity and its role in the metalanguage of linguistic description]. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Cognitive Studies of Language] 5. 157-171.
  13. Iriskhanova, Olga K. & Alan Cienki. 2018. The semiotics of gestures in cognitive linguistics: contribution and challenges. Issues of Cognitive Linguistics 4. 25-36. doi: 10.20916/1812-3228-2018-4-25-36
  14. Jones, Rodney. 2012. Discourse and Creativity. London: Routledge.
  15. Kiose, Maria I. 2020. Vektornye modeli lingvokreativnosti kak instrument ocenki variativnosti diskursa [Vector models of linguistic creativity and their applicability in discourse diversity assessment]. In Irina V. Zykova & Victoria V. Krasnykh (eds.), Yazyk, Kultura, Tvorchestvo: Mirovye Praktiki Izucheniya [Language, Culture and Creativity: World Practices in Studies], 113-129. Moscow: Gnozis.
  16. Kiose, Maria I. & Andrej A. Efremov. HETEROSTAT. Program for discourse parameters variance calculation. Registered 21.09.2020. Registered Number 2020661240.
  17. Mann, William C. & Sandra A. Thompson. 1988. Rhetorical structure theory: toward a functional theory of text organization. Text 8 (3). 243-281.
  18. Maxwell-Reid, Corinne. 2013. The challenges of contrastive discourse analysis: reflecting on a study into the influence of English on students’ written Spanish on a bilingual education program in Spain. Written Communication 28 (4). 417-435. doi: 10.1177/0741088311421890
  19. Mikolov, Tomas, Kai Chen, Greg Corrado & Jeffrey Dean. 2013. Efficient estimation of word representations in vector space. Proceedings of ICLR Workshop, 430-443.
  20. Musolff, Andreas. 2019. Creativity in metaphor interpretation. Russian Journal of Linguistics 23 (1). 23-39. doi: 10.22363/2312-9182-2019-23-1-23-39
  21. Neff, Joanne, Emma Dafouz, Mercedes Díez Prados, Rosa Prieto, Craig Chaudron. 2004. Contrastive discourse analysis: argumentative text in English and Spanish. In Carol L. Moder & Aida Martinovic-Zic (eds.), Discourse Across Languages and Cultures, 267-283. Amsterdam: John Benjamins.
  22. Paradis, Carita, Simone Löhndorf, Joost van de Weijer & Caroline Willners. 2015. Semantic profiles of antonymic adjectives in discourse. Linguistics 53 (1). 153-191. doi: 10.1515/ling-2014-0035
  23. Perek, Florent. 2016. Using distributional semantics to study syntactic productivity in diachrony. A case study. Linguistics 54 (1). 149-188. doi: 10.1515/ling-2015-0043
  24. Péry-Woodley, Marie-Paule. 1990. Contrasting discourses: contrastive analysis and a discourse approach to writing. Language Teaching 23 (3). 143-151.
  25. Ponton, Douglas M. 2016. Movements and meanings: towards an integrated approach to political discourse analysis. Russian Journal of Linguistics 20 (4), 122-139.
  26. Sherratt, Sue. 2007. Multi-level discourse analysis: a feasible approach. Aphasiology 21 (3-4). 375-393. doi: 10.1080/02687030600911435
  27. Silva, Beatriz A. A. & Sheila V. C. Grillo. 2019. New paths for science: a contrastive discourse analysis of modifications in popularizing science through digital media Bakhtiniana. Revista de Estudos do Discurso 14 (1). 51-73.
  28. Simpson, Paul (eds.). 2019. Style, Rhetoric and Creativity in Language. Amsterdam: John Benjamins.
  29. Singer, Murray. 2013. Profiles of discourse recognition. Discourse Processes 50 (6). 407-429. doi: 10.1080/0163853X.2013.822297
  30. Sligh, Allison C., Frances A. Conners & Beverly Roskos-Ewoldsen. 2005. Relation of creativity to fluid and crystallized intelligence. Journal of Creative Behavior 39. 123-136.
  31. Sokolova, Olga. 2019. Ot Avangarda k Neoavangardu: Yazyk, Sub"ektivnost', Kul'turnye Perenosy [From Avant-garde to Neo Avant-garde. Language, subjectivity, and Cultural Transfer]. Moscow: Kulturnaya Revolutsia.
  32. Steels, Luc. 2016. Meaning and Creativity in Language. In Mirko D. Esposti, Eduardo G. Altmann, François-David Pachet (eds.), Creativity and Universality in Language, 197-208. Berlin: Springer.
  33. Swann, Joan, Rob Pope & Ronald Carter (eds.). 2011. Creativity in Language and Literature. The State of the Art. Melbourne: Red Globe Press.
  34. Swann, Joan & Ana Deumert. 2018. Sociolinguistics and language creativity. Language Sciences 65. 1-8. doi: 10.1016/j.langsci.2017.06.002
  35. Taboada, Maite, Susana D. Suárez & Elsa G. Alvarez. 2012. Contrastive Discourse Analysis: Functional and Corpus Perspectives. Sheffield: Equinox Publishing Limited.
  36. Tannen, Deborah, Heidi E. Hamilton & Deborah Schiffrin (eds.). 2015. The Handbook of Discourse Analysis 1. Chichester, UK: John Wiley & Sons.
  37. Van Dijk, Teun A. 1997. Discourse as Structure and Process. Discourse Studies: A Multi-disciplinary Introduction. London: SAGE Publications.
  38. Zawada, Britta. 2006. Linguistic creativity from a cognitive perspective. Southern African Linguistics and Applied Language Studies 24 (2). 235-254. doi: 10.2989/16073610609486419
  39. Zykova, Irina. 2020. Verbal sources of cinematic metaphors: From cinematic performativity to linguistic creativity. Lege artis. Language yesterday, today, tomorrow 5 (1). 499-532.
  40. Zykova, Irina V. & Maria I. Kiose. 2020. Parametrizaciya lingvisticheskoj kreativnosti v mezhdiskursivnom aspekte: kinodiskurs vs. diskurs detskoj literatury [Linguistic creativity parametrization in contrasting discourse types: cinematic discourse vs. discourse of children’s literature]. Voprosy Kognitivnoj Lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics] 2. 26-40. doi: 10.20916/1812-3228-2020-2-26-40

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Киосе М.И., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».