Жанр светских слухов в дискурсе англоязычных массмедиа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Многомерность слухов как неотъемлемого элемента системы массовой коммуникации обусловила необходимость осмысления их лингвистической природы. Настоящая статья посвящена исследованию данного коммуникативного феномена и тех дискурсивных практик, которые реализуют его в континууме англоязычного массмедийного дискурса. Обращение к теории дискурс-анализа в качестве методологической основы в данной работе обусловливает интеграцию подходов и привлечение различных методов к изучению исследуемого конструкта, что обеспечивает возможность проникновения в его сложную природу. Объектом исследования избраны медиаслухи категории celebrity gossip (светские слухи) , размещенные в электронных версиях англоязычных периодических изданий (газет и журналов) и оригинальных сетевых изданиях в 2015-2018 годах. Цель настоящего исследования заключается в выявлении специфики медиаслухов как речевого жанра англоязычной медиакоммуникации на примере текстов-слухов о селебрити. Указанная цель реализуется посредством выявления содержательного (тематического) и формального (структурно-композиционного) уровней архитектоники исследуемого текстотипа с привлечением стилистического компонента. В результате установлено, что тематический план медийных текстов-слухов о селебрити отличается широким диапазоном топосов, охватывающих как публичную сферу (социальные взаимодействия), так и приватную, зачастую интимную область жизни знаменитостей, с явным акцентом на последней. При этом сенсационность и скандальность оказываются доминантными дискурсивными характеристиками репрезентаций исследуемого текстотипа. В плоскости формального устройства дискурс светских слухов конституируется текстами, облеченными в различные журналистские формы: от жанров информационного блока до публицистических вариаций категории features, которые используются авторами в качестве средства конструирования реальности, связанной с культурой селебрити. Информация, имеющая, по сути, тривиальный по содержанию и сомнительный в силу своей неподтвержденности характер, с помощью разнообразных языковых и текстовых ресурсов камуфлируется под сведения, обладающие высокой степенью достоверности и эпистемической ценности. Полученные результаты свидетельствуют о существовании в рамках обширного коммуникативного пространства массмедиа специфического типа дискурса, гибридного по своей природе и неэвидентного в верификативном плане.

Об авторах

Светлана Викторовна Иванова

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: svet_victoria@mail.ru

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английской филологии член редколлегии журнала Russian Journal of Linguistics

Санкт-Петербург, Россия

Гульнара Шарифулловна Хакимова

Филиал Южно-Уральского государственного университета в г. Златоусте

Email: gkhakimova@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарных

Златоуст, Россия

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237-280. [Bakhtin, Mikhail M. 1986. Problema rechevykh zhanrov (The problem of speech genres). Aesthetics of verbal creativity. Moscow: Iskusstvo, 237-280. (In Russ.)]
  2. Войтак М. О жанрах речи и их публицистических/печатных конкретизациях // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа / по ред. Л.Р. Дускаевой. СПб.: СПбГУ, 2014. С. 9-13. [Voitak, Mariya. 2014. O zhanrakh rechi i ikh publitsisticheskikh/pechatnykh konkretizatsiyakh (On speech genres and their journalistic/printed representations). In Liliya Duskaeva (eds.), Medialinguistics. Mass media speech genres 3. 9-13. (In Russ.)]
  3. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 312 с. [Teun A. van Dijk. 1989. Language. Cognition. Communication. Moscow: Progress Publ. (In Russ.)]
  4. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с. [Dement'ev, Vadim. 2010. Teoriya rechevykh zhanrov (The theory of speech genres). Moscow: Znak. (In Russ.)]
  5. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. 4-е изд. М.: Красанд, 2013. 244 с. [Dobrosklonskaya, Tatiana G. 2013. Voprosy izucheniya mediatekstov: Opyt issledovaniya sovremennoi angliiskoi mediarechi. (Studying media texts: Experience in the study of modern English media speech). Moscow: Krasand. (In Russ.)]
  6. Добросклонская Т.Г. Типологическое описание медиатекстов в системе медиалингвистики // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа / под ред. Л.Р. Дускаевой. СПб.: СПбГУ, 2014. С. 17-21. [Dobrosklonskaya, Tatiana G. 2014.Tipologicheskoe opisanie mediatekstov v sisteme medialingvistiki (Typological description of media texts in the system of medialinguistics). In Liliya Duskaeva (eds.), Medialinguistics. Mass media speech genres 3. 17-21. (In Russ.)].
  7. Дубин Б.В., Толстых А.В. Слухи как социально-психологический феномен // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 77-81. [Dubin, Boris V. & Aleksandr V. Tolstykh. 1993. Slukhi kak sotsial’no-psikhologicheskii fenomen (Rumours as a social and psychological phenomenon). Voprosy Psychologii 3. 77-81. (In Russ.)]
  8. Дускаева Л.Р. Интенциональность медиаречи: онтология и структура // Медиатекст как полиинтенциональная система: сборник статей / под ред. Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. СПб., 2012. С. 10-17. [Duskaeva, Liliya R. 2012. Intentsional'nost' mediarechi: ontologiya i struktura (Media speech intentionality: ontology and structure). In Liliya Duskaeva & Natalia Tsvetova (eds.), Mediatekst kak poliintentsional'naya sistema (Media text as a polyintentional system) 10-17. (In Russ.)]
  9. Земская Е.А. Городская устная речь и задачи её изучения // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988. С. 5-44. [Zemskaya, Elena A. 1988. Gorodskaya ustnaya rech' i zadachi ee izucheniya (Perspectives of urban oral speech studying). Types of urban oral speech, 5-44. (In Russ.)]
  10. Иванова С.В. Актовая речь как гибридная полидискурсивная практика // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2017. Т. 21. № 1. С. 141-160. [Ivanova, Svetlana V. 2017. Commencement Speech as a Hybrid Polydiscursive Practice. Russian Journal of Linguistics 21 (1), 141-160. (In Russ.)]. doi: 10.22363/2312-9182-2017-21-1-141-160
  11. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с. [Karasik, Vladimir I. 2004. Yazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs (Language circle: personality, concepts, discourse). Moscow: Gnozis. (In Russ.)]
  12. Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс: учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 352 с. [Kim, Maksim N. 2005. Novostnaya zhurnalistika (Broadcast journalism). Basic course: Textbook. St. Petersburg: V.A. Mikhailov Publ. (In Russ.)]
  13. Коньков В.И. Принципы классификации газетных жанров: острова стабильности // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа / по ред. Л.Р. Дускаевой. СПб.: СПбГУ, 2014. С. 32-35. [Kon'kov, Vladimir I. 2014. Printsipy klassifikatsii gazetnykh zhanrov: ostrova stabil'nosti (Journalist genres classification principles: stability islands). In Liliya Duskaeva (eds.), Medialinguistics. Mass media speech genres 3. 32-35. (In Russ.)]
  14. Корнилова Н.А. Антиномия фатических и информативных РЖвмассмедиа // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа / по ред. Л.Р. Дускаевой. СПб.: СПбГУ, 2014. С. 55-59. [Kornilova, Natalia A. 2014. Antinomiya faticheskikh i informativnykh RZh v massmedia (Antinomy of phatic and informative speech genres in mass media). In Liliya Duskaeva (eds.), Medialinguistics. Mass media speech genres 3. 55-59. (In Russ.)]
  15. Куликов Е.М. Слухи как элемент Интернет-пространства в условиях информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. С. 86-88. [Kulikov, Evgeniy M. 2011. Slukhi kak element Internet-prostranstva v usloviyakh informatsionnogo obshchestva (Rumours as an element of web space in conditions of information society). Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya 1. 86-88. (In Russ.)]. DOI: 0421100093019
  16. Куликов Е.М. Слухи в информационно-коммуникационной среде общества начала XXI в.: концептуальные основы социологического анализа // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 3 (25). С. 90-93. [Kulikov, Evgeniy M. 2014. Rumors in the information-communication environment of the society of thebeginning of the XXI century: the conceptual bases of the sociological analysis. Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA 3 (25). 90-93. (In Russ.)].
  17. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана: разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. 7-е изд. М.: Ленанд, 2015. 520 с. [Lapteva, Olga A. 2015. Zhivaya russkaya rech' s teleekrana: razgovornyi plast televizionnoi rechi v normativnom aspekte (TV broadcasting colloquial Russian language speech in the normative aspect). 7th edn. Moscow: Lenand. (In Russ.)]
  18. Лесная М.В. Популярная пресса на британском медиарынке // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. Вып. 2. Майкоп, 2009. С. 65-67. [Lesnaya, Marina V. 2009. Populyarnaya pressa na britanskom mediarynke (Popular press on the British media market). The Bulletin of the Adyghe State University, the series "Philology and the Arts" 2. 65-67. (In Russ.)]
  19. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 256 с. [Luman, Niklas. 2005. The reality of mass media. Moscow: Praksis. (In Russ.)]
  20. Майдурова О.Ф. Информационные жанры в региональных новостных телепрограммах: актуальные тенденции. СПб.: СПбГУ, 2011. [Maidurova, Olga F. 2011. Informatsionnye zhanry v regional'nykh novostnykh tele-programmakh: aktual'nye tendentsii (Information genres in local newscasts: essential trends). St. Petersburg: St. Petersburg State University Publ. (In Russ.)]
  21. Мальцева Р.И., Лесная М.В. Новые концепции печатных СМИ // Телевидение, печать, Интернет: концепции, аксиология. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2008. С. 44-53. [Mal'tseva, Raisa I. & Marina V. Lesnaya. 2008. Novye kontseptsii pechatnykh SMI (New conceptions of printed media). Televidenie, pechat', Internet: kontseptsii, aksiologiya (TV, press, Internet: conceptions, axiology), 44-53. Krasnodar: Kuban State University Publ. (In Russ.)]
  22. Осетрова Е.В. Слухи в парадигме лингвистической генристики // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 80-89. [Osetrova, Elena V. 2015. Rumours in the paradigm of linguistic genristics. Speech genres 2 (12), 80-89. (In Russ.)]
  23. Панченко Н.Н. Сплетни как жанр бытового общения // Жанры речи. 2007. № 5. С. 224-232. [Panchenko, Nadezhda N. 2007. Spletni kak zhanr bytovogo obshcheniya (Gossip as a genre of social interaction). Speech genres 5. 224-232. (In Russ.)]
  24. Понтон Д., Ларина Т.В. Дискурс-анализ в 21 веке: теория и практика (II) // Вестник Рос-сийского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2017. Т. 21. № 1. С. 7-21. [Ponton, Douglas. & Tatiana V. Larina. 2017. Discourse Analysis in the 21st Century: Theory and Practice (II). Russian Journal of Linguistics 21 (1). 7-21. doi: 10.22363/2312_9182_2017_21_1_7_21
  25. Рабенко Т.Г. Сплетня: юмористический профиль жанра (на материале рассказа А. Аверченко «Сплетня») // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13. Вып. 3. С. 45-50. [Rabenko, Tatiana G. 2013. Gossip: Humorous Genre Type (on the Material of the story by A. Averchenko «Gossip». Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philology. Journalism 13 (3). 45-50. (In Russ.)]
  26. Сазонов Е. Феномен «желтой прессы» [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал «Relga». 2005. № 7 (109). URL: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=497&level1=main&level2=articles (дата обращения: 25.02.2018). [Sazonov, Evgeniy. 2005. Fenomen «zheltoi pressy» (The phenomenon of yellow press). Relga 7 (109). Retrieved from: http://www.relga.ru/ Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=497&level1=main&level. (Accessed 25 February 2018). (In Russ.)]
  27. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 158 с. [Tertychnyi, Aleksandr A. 2000. Zhanry periodicheskoi pechati (Genres in the periodical press). Moscow: Aspekt Press. (In Russ.)]
  28. Тертычный А.А. Слухами полнятся СМИ… // Журналист. 2003. № 11. С. 73-75. [Tertychnyi, Aleksandr A. 2003. Slukhami polnyatsya SMI (Mass media are full of rumours). Journalist 11. 73-75. (In Russ.)]
  29. Тертычный А.А. Перспективы развития жанровой системы СМИ России // Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22-24 сент. 2010 г.) / под ред. А.П. Короченского, М.Ю. Казак. Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. С. 51-57. [Tertychnyi, Aleksandr A. 2010. Perspektivy razvitiya zhanrovoi sistemy SMI Rossii (The development potential of the Russian mass media genre system). In Aleksandr Korochenskii & Aleksandr Kazak (eds.), Journalism and Media Education-2010, 51-57. Belgorod: BSU Publishing. (In Russ.)]
  30. Хакимова Г.Ш. Концепт «слух» в фокусе лексикографического анализа. Ч. 1 // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2016а. Том 13. № 2. С. 29-36. [Khakimova, Gulnar Sch. 2016a. Kontsept "slukh" v fokuse leksikograficheskogo analiza (Chast' 1) [Concept “rumour” in terms of lexicographic analysis. Part 1. Vestnik YuUrGU. Seriya «Lingvistika» 13 (2). 29-36. (in Russ.)]. doi: 10.14529/ling160206
  31. Хакимова Г.Ш. Концепт «слух» в фокусе лексикографического анализа. Ч. 2 // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2016б. Т. 13. № 3. С. 38-46. [Khakimova, Gulnar Sch. 2016b. Kontsept “slukh” v fokuse leksikograficheskogo analiza (Chast' 2) [Concept “rumour” in terms of lexicographic analysis. Part 2. Vestnik YuUrGU. Seriya «Lingvistika» 13 (3). 38-46. (in Russ.)]. doi: 10.14529/ling160307
  32. Шмелева Т.В. Современная медиапрактика с позиций теории речевых актов // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа / под ред. Л.Р. Дускаевой. - СПб.: СПбГУ, 2014. С. 51-55. [Shmeleva, Tatiana V. 2014. Sovremennaya mediapraktika s pozitsii teorii rechevykh aktov (Contemporary media practice from the perspective of the speech act theory). In Liliya Duskaeva (eds.), Medialinguistics. Mass media speech genres 3. 51-55. (In Russ.)]
  33. Boyd-Barrett, Oliver. 1977. Media imperialism: towards an international framework for the analysis of media systems. In Michael Gurevitch, James Curran & Janet Woollacott (eds.), Mass Communication and Society, 116-135. London: Edward Arnold. Demerath, Loren, & Andrey V. Korotayev. 2015. The Importance of Gossip Across Societies: Correlations with Institutionalization. Cross-Cultural Research 49 (3). 297-314. doi: 10.1177/1069311454383
  34. Dubois, David, Derek D. Rucker, & Zakary L. Tormala. 2011. From rumors to facts, and facts to rumors: The role of certainty decay in consumer communications. Journal of Marketing Research 48 (6). 1020-1032. doi: 10.1509/jmr.09.0018
  35. Gelfert, Alex. 2012. Coverage-Reliability, Epistemic Dependence, and the Problem of RumourBased Belief. Philosophia 41 (3). 763-786. doi: 10.1007/s11406-012-9408-z
  36. Levin, Jack & Allan J. Kimmel. 1977. Gossip Columns: Media Small Talk. Journal of Communication, 169-175. Winter
  37. Walls, Jeannette. 2001. Dish: How Gossip Became the News and the News Became Just Another Show. New York: HarperCollins Publishers
  38. Chambers, Deborah. April 2009. The flaunting of fertility: popular media representations of maternal. Retrieved from: http://atelim.com/the-flaunting-of-fertility-popular-mediarepresentations-of-th.html
  39. Mole, Tom. Nov. 2004. Hypertrophic Celebrity. M/C Journal 7 (5). Retrieved from: http://journal.media-culture.org.au/0411/08-mole.php.
  40. Collins English Dictionary. URL: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/english. Retrieved from: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/english. (Accessed 03April 2018).
  41. Webster’s New World College Dictionary. URL: http://websters.yourdictionary.com/ Retrieved from: http://websters.yourdictionary.com. (Accessed 12 March 2018).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иванова С.В., Хакимова Г.Ш., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».