Реализация профессиональной направленности общеобразовательной дисциплины «Химия» в профессиональной образовательной организации

Обложка
  • Авторы: Федорова Н.А.1
  • Учреждения:
    1. Волгоградский техникум железнодорожного транспорта — филиал Ростовского государственного университета путей сообщения (ВТЖТ — филиал РГУПС)
  • Выпуск: Том 6, № 3 (2025)
  • Страницы: 280-288
  • Раздел: Образование на транспорте: практический опыт в России и за рубежом
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2687-1025/article/view/324397
  • DOI: https://doi.org/10.46684/2687-1033.2025.3.280-288
  • ID: 324397

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Освещается вопрос обеспечения профессиональной направленности общеобразовательной дисциплины (ОД) «Химия» при обучении по программе среднего профессионального образования (СПО) на основе синхронизации предметных, метапредметных и личностных результатов освоения дисциплины с общими и профессиональными компетенциями специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Представленная методика преподавания ОД «Химия» с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы СПО включает структурирование и отбор профессионально-ориентированного содержания курса и использование современных, эффективных способов его реализации. Предложено целенаправленное использование методов активного обучения (кейс-технологии, игровые технологии, решение задач с практико-ориентированным содержанием, разработка междисциплинарных индивидуальных проектов). Анализ результатов исследования, проведенного в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта — филиале Ростовского государственного университета путей сообщения в 2023–2024 учебном году, показал, что в процессе преподавания ОД «Химия» с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы СПО уровень мотивации обучающихся к изучению курса общеобразовательной дисциплины значительно возрастает. Можно сделать вывод, что описываемый подход к преподаванию способствует повышению качества освоения содержания ОД и становится условием формирования базы профессиональных компетенций.

Об авторах

Н. А. Федорова

Волгоградский техникум железнодорожного транспорта — филиал Ростовского государственного университета путей сообщения (ВТЖТ — филиал РГУПС)

преподаватель 400120, г. Волгоград, ул. Комитетская, д. 11

Список литературы

  1. Травкина Н.Н. Повышение качества общеобразовательной подготовки студентов колледжа — вектор развития СПО // Педагогический поиск. 2022. № 8. С. 6–11. EDN FGIRBE.
  2. Валахов Е.Б., Годлевская Е.В. Обеспечение профессиональной направленности дисциплин общеобразовательного цикла в образовательных программах профессиональных образовательных организаций: опыт Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 36–43. EDN OKRMWO.
  3. Котова И.А. Особенности формирования общих компетенций обучающихся посредством использования приемов организации их деятельности // Техник транспорта: образование и практика. 2022. Т. 3. № 2. С. 142–147. doi: 10.46684/2687- 1033.2022.2.142-147. EDN SVFPAU.
  4. Демченко И.В. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов // Педагогическое образование в России. 2011. № 12. С. 95–100.
  5. Егоров В.Н., Низамов И.Д. Практико-ориентированные задания при обучении химии // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. 2018. С. 55–56. EDN XVGMTB.
  6. Соколова М.Г., Гуськова Н.А. Профессиональная направленность занятий по химии при подготовке будущих специалистов лесного хозяйства // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. Т. 19. № 3. С. 50–53. EDN YLKMCL.
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5 (1328). С. 55–61. EDN SGUKWN.
  8. Княжева В.В. Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии // Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 590–595. EDN XIFOTF.
  9. Ливинская С.Н., Филимонюк Л.А. Педагогическое проектирование технологии формирования профессиональной компетентности обучающегося средствами профессионального образования // Современная техника и технологии: исследования, разработки и их использование в комплексной подготовке специалистов: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. 2024. С. 316–322. EDN JPRDYW.
  10. Федорова Н.А. Преподавание общеобразовательной дисциплины «Химия» с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы среднего профессионального образования // Преподаватель высшей школы в ХХI веке: труды Международной научно-практической конференции. 2022. С. 98–105. EDN OHATAG.
  11. Кадохова А.Г. Практико-ориентированные задания по химии: учебно-методический материал. Задачи практического характера по некоторым разделам химии // Nsportal.ru. 2014. URL: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/02/21/praktiko-orientirovannye-zadaniya-po-khimii
  12. Кендиван О.Д.С. Практико-ориентированные задания в обучении химии // Химия в школе. 2009. № 8. С. 43–47. EDN KWORAB.
  13. Санникова Е.Ю., Сибагатуллина О.К. Реализация преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности для студентов технологических специальностей (СПО) // Академия педагогических идей Новация. 2022. № 1. С. 10–18. EDN PXHWAX.
  14. Резинкина Л.В. Формирование профессиональной направленности студентов СПО при реализации общеобразо- вательных дисциплин // Сохранение приоритетов профессионального образования как инструмент кадрового обеспечения региональной экономики: Международная научно-практическая конференция. 2023. С. 32–38. EDN ZYXDOC.
  15. Резинкина Л.В. Актуализация потенциала общеобразовательных дисциплин в процессе формирования профессиональной направленности студентов СПО // Непрерывное педагогическое образование как фактор развития региональной экосистемы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2023. С. 66–72. doi: 10.34680/978-5-89896-840-3/2023.education.11. EDN XDXKOQ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».