Акмеологический подход к профессиональной подготовке специалистов железнодорожной отрасли

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Рассмотрена суть внедрения акмеологического подхода в профессиональное образование, проанализированы компоненты акмеологической направленности личности обучающихся, изучены показатели оценки ее сформированности. На примере Волгоградского техникума железнодорожного транспорта — филиала Ростовского государственного университета путей сообщения представлена система принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи профессиональной подготовки специалистов железнодорожной отрасли. Определено, что предложенная система может быть применена другими профессиональными образовательными организациями для повышения у обучающихся профессиональной мотивации. В рамках проведенных в 2022–2024 гг. опросов обучающихся 2–4 курсов было выявлено, что мотивационные характеристики студентов из курса в курс увеличиваются в процессе обучения под воздействием специфики учебно-профессиональной деятельности, что свидетельствует о позитивном формировании у них акмеологической позиции. Используемый акмеологический подход к профессиональной подготовке специалистов позволяет создать условия в образовательной организации, способствующие получению по окончании обучения выпускника, знающего свои профессиональные цели и ценности; нацеленного на профессиональное саморазвитие и обладающего сформированной профессиональной мотивацией, творческим подходом к дальнейшей трудовой деятельности.

Об авторах

Т. А. Старченко

Волгоградский техникум железнодорожного транспорта — филиал Ростовского государственного университета путей сообщения (ВТЖТ — филиал РГУПС)

методист 400120, г. Волгоград, ул. Комитетская, д. 11

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 282 с.
  2. Кузьмина Н.В., Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. № 1 (33). С. 4–12. doi: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-4-12. EDN KFGILZ.
  3. Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие. М.: РАГС, 2004. 299 с.
  4. Бодалев A.A. О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией // Смысл жизни и акме: 10 лет в поиске. Ч. I. М.: Смысл, 2004. С. 23–30.
  5. Пожарский С.Д. Становление методологических основ акмеологии в России: предыстория и современность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 4. С. 48–53. EDN RVTZDT.
  6. Фетискин Н.П. О научном направлении «Акмепсихология управления в образовательных и социальных сферах деятельности» // Вестник КГУ. 2013. № 5. С. 207–211. EDN RQDRZL.
  7. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление: психолого-акмеологический подход. Томск: Издательство ТПУ, 2007. 201 с. EDN VJKZNV.
  8. Бегидова С.Н., Хазова С.А., Леонтьев А.М. Реализация акмеологического подхода как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 313–322. EDN QZOXBP.
  9. Леонтьев А.М. Акмеологический подход как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности: дис. ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2007. 217 с. EDN NOYOCH.
  10. Бегидова С.Н., Хазова С.А. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 5. С. 26–31. EDN KDNAET.
  11. Шевченко Н.Н., Колесов В.И., Смолонская А.Н. Акмеологический подход к профессиональной подготовке будущего учителя // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 6 (99). С. 206–216. doi: 10.23859/1994-0637- 2020-6-99-18. EDN QSLDRP.
  12. Магомаева Х.С. Акмеология как условие повышения качества образования. Часть 2 // Мировая наука. 2019. № 10 (31). С. 118–120. EDN YGGSQP.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».