Том 5, № 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Культура и текст

Специфика нарратива в творчестве позднего Л.Н. Толстого (на материале рассказа «Две различные истории улья с лубочной крышкой»)

Абрамовских Е.В.

Аннотация

Нарративная организация рассказа-притчи «Две различные истории улья с лубочной крышкой», написанного Л.Н. Толстым в 1900 г., содержит целый ряд художественных открытий. Исследование, предпринятое автором данной статьи, обнаруживает, что писатель обращался к таким приемам, как использование «ненадёжной» наррации и «ненадёжной» фокализации; изменение притчевой конструкции, в которой императивная картина мира сменяется прецедентной; вариативность/множественность точек зрения на изображенные события; различные нарративные стратегии для каждой из представленных версий; попытки разрушить монологическое повествование. Подобные приёмы направлены на смещение акцентов в сторону воспринимающего сознания с целью повышения со-творческого участия реципиента.

Сфера культуры. 2024;5(1):13-20
pages 13-20 views

Архитектоника субъекта визуальной поэзии Светы Литвак

Брусиловская Я.В.

Аннотация

В исследовании предпринимается попытка рассмотрения и реконструкции лирического субъекта визуальных стихов Светы Литвак (р. 1959); кратко обозревается методология изучения субъектности в контексте неоавангарда в целом, приводится теоретическое обоснование определенных подходов к рассматриваемому вопросу. Аналитика строится на актуализации понятия «точка зрения» субъекта в теории С.Н. Бройтмана и концепции «Сверх-Я» Й. Ужаревича. Делается вывод, что субъектное поле визуальной поэзии является многокомпонентным и сложноорганизованным конструктом, который формируется за счёт непрерывной взаимоинтеграции авторской и читательской инстанций.

Сфера культуры. 2024;5(1):21-33
pages 21-33 views

Несовпадение внешней и внутренней точки зрения в тексте с ненадежным нарратором (на материале рассказа Л. Андреева «Мысль»)

Смоленская М.А.

Аннотация

Рассказ Л. Андреева «Мысль» отличает сложная нарративная организация. Автор статьи доказывает, что в ткани повествования присутствуют два нарратора – первичный и вторичный. Первичный нарратор знакомит читателя с обстоятельствами преступления и показывает финальную сцену суда. Будучи надежным нарратором, он предпочитает сохранить нарративную интригу и обрывает повествование сообщением о разделении мнения присяжных поровну. Вторичный нарратор – доктор Керженцев, совершивший преступление, пишет для судебной экспертизы записки, в которых предстаёт нарратором ненадёжным с измененным сознанием. В исследовании раскрывается основной принцип построения текста рассказа Л. Андреева – бинарная оппозиция: два нарратора, разделение точки зрения нарратора Керженцева на внешнюю и внутреннюю, противопоставление его нарратива запискам «на клочках» из момента рассказывания, которые показывают «истинное лицо» нарратора.

Сфера культуры. 2024;5(1):34-46
pages 34-46 views

Культура и искусство

Стиль ампир в моде Франции рубежа XVIII–XIX вв.

Вовк А.Н., Наумова О.С.

Аннотация

Исследование посвящено особенностям формирования стиля ампир во Франции конца XVIII – начала XIX столетия и воздействию данного процесса на европейскую моду. В результате анализа отдельных произведений искусства авторы приходят к выводу о влиянии на генезис стиля ампир общественно-политических взглядов и художественно-нравственных воззрений императора Франции Наполеона Бонапарта. Французский ампир в дамской моде проявлялся, с одной стороны, в ориентации на античное искусство, с другой – в стремлении продемонстрировать поддержку политики императора-завоевателя, состоятельность владелицы модного костюма, её разборчивость в дорогих тканях, интерес к новым фасонам и шику.

Сфера культуры. 2024;5(1):49-64
pages 49-64 views

Новгородский художественный фарфор 1950-х гг.

Воропаева Т.А.

Аннотация

В 1950-е гг. в развитии фарфоровой промышленности СССР произошёл значительный подъем. На заводах страны, в том числе на новгородских предприятиях «Пролетарий» и «Красный фарфорист», сложились художественные лаборатории. Приоритетной задачей, стоявшей перед отраслью в данный период, было производство массовой продукции утилитарного значения и произведений декоративного характера для оформления жилого пространства. В статье прослеживается история новгородских предприятий, связанных с выпуском фарфора, предпринята попытка искусствоведческого анализа продукции новгородских фарфоровых заводов.

Сфера культуры. 2024;5(1):65-75
pages 65-75 views

Культура и образование

Актуализация проблемы развития технологических умений студентов в процессе освоения художественной керамики: тезаурусный подход

Воронков А.Н.

Аннотация

При освоении технологии художественной керамики в гуманитарных вузах особое значение придаётся проблеме оптимизации процесса развития профессиональных умений и навыков учащихся. Признавая важность и неотъемлемость системного, синергетического и семиотического подходов в образовательном пространстве высшей школы, автор обосновывает необходимость повышения эффективности преподавательской деятельности и решения трудностей в восприятии технических знаний студентами декоративно-прикладных направлений посредством тезаурусного подхода. Данный инновационный методологический инструментарий позволяет сбалансировать технологический и художественный аспекты преподавания специальных дисциплин.

Сфера культуры. 2024;5(1):79-91
pages 79-91 views

Культура и цифровизация

Фикрайтеры и фикридеры как участники литературного процесса: к созданию социально-психологического портрета

Солина А.В.

Аннотация

На современном этапе для институтов инфраструктуры чтения особую значимость приобретает определение специфики деятельности фандомов по сочинению и чтению фанфикшна. В исследовании приведены данные опроса 74 авторов (фикрайтеров) и 153 активных читателей фанфикшн (фикридеров), в результате которого установлена взаимосвязь между социально-демографическими характеристиками участников популярных фандомов и их читательскими предпочтениями. Раскрыты причины интереса к написанию и чтению фанфикшна, а также особенности сюжетов и героев литературных произведений, значимые для участников фандомов. Институтам, входящим в инфраструктуру чтения, прежде всего образовательным учреждениям и библиотекам, это открывает возможности поиска наиболее результативных практик стимулирования читательской активности молодежи.

Сфера культуры. 2024;5(1):95-107
pages 95-107 views

Книжная культура

Структурные и содержательные особенности советских букварей

Куприянова Т.Г.

Аннотация

Исследование освещает основные вехи формирования советского букваря под влиянием процессов, характерных для идеологической, культурной, общественно-политической и народно-хозяйственной жизни РСФСР 1919–1991 гг. Показана структурная эволюция данного вида учебных изданий от комплектов простейших «рассыпных» листов до качественных и стабильных произведений печати книжного формата. Отмечена зависимость функциональной нагрузки текста и иллюстраций, предназначенных для идейного воспитания детей, от конкретно-исторической ситуации в стране и общего уровня развития советской букваристики.

Сфера культуры. 2024;5(1):111-120
pages 111-120 views

Документальное наследие и библиография

Деятельность российских библиотек в области ретроспективной научно-вспомогательной библиографии: вопросы теории и современная практика

Левин Г.Л.

Аннотация

Библиотеки различного типа и вида начиная с конца 1920-х гг. являются главными центрами подготовки отечественной библиографической продукции, среди которой особое место занимают ретроспективные указатели литературы подытоживающего характера, требующие значительной исследовательской работы. Научно-вспомогательная библиография выступает в качестве органичной части научно-информационной деятельности и, более того, представляет собой неотъемлемый компонент науки как социальной системы. В статье приводится обзор ретроспективных библиографических ресурсов фундаментального характера, опубликованных федеральными и региональными библиотеками России в 2000-2023 годах.

Сфера культуры. 2024;5(1):123-137
pages 123-137 views

Конволюты личного архива Е.П. Иорданского как явление самиздата

Яранцев В.Н.

Аннотация

В исследовании приводится характеристика самодельных конволютов из архива поэта Е.П. Иорданского с точки зрения их принадлежности самиздатовским практикам: периодическим изданиям и библиотеке самиздата. Рассматривается деятельность Е.П. Иорданского по созданию андеграундных изданий, а также влияние философии «тетражизма», разработанной его учителем, поэтом А.В. Маковским, на структуру конволютов. Автор приходит к выводу о сохранении «мозаичной» конструкции в типографских книгах Е.П. Иорданского и отмечает необходимость комплексного подхода к изучению явлений самиздата.

Сфера культуры. 2024;5(1):138-149
pages 138-149 views

Рецензии

Память вещи – ожившая история затерянного артефакта

Аванесова Н.А.

Аннотация

В фокусе рецензируемой монографии «Память вещи: “Дух Армении” в образах и сюжетах забытого артефакта» – семейный гобелен, образец художественного ковроткачества 1909 г., выполненный в Самарканде. Через историю бытования данного произведения раскрывается опыт духовного преодоления вызовов времени армянского народа на фоне драматичных событий начала XX века. Являясь примером междисциплинарного исследования, книга профессора В.И. Ионесова, погружает читателя в прошлое Армении, показывает пути сохранения национально-культурной идентичности в условиях великих испытаний. Автор доказывает, что «память вещи» способна стать продуктивной основой не только для исторической реконструкции, но также для актуального социокультурного проектирования и художественного творчества.

Сфера культуры. 2024;5(1):153-158
pages 153-158 views

Обзор

Ансамбль «Сибирский сувенир»: к 40-летию со дня основания

Столбовский В.Г., Шаренда О.Г., Банзаракцаева Е.В.

Аннотация

Ансамбль народной музыки и танца «Сибирский сувенир» внёс значительный вклад в формирование имиджа Восточно-Сибирского государственного института культуры как центра сохранения и популяризации культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока. Авторы рассматривают два периода в истории коллектива (1983-2002 и 2016-2024 гг.), описывают его достижения, репертуар, состав и место в творческой жизни вуза. В статье показана роль ансамбля «Сибирский сувенир» в поддержании преемственности музыкальных и хореографических традиций среди преподавателей и студентов ВСГИК.

Сфера культуры. 2024;5(1):161-169
pages 161-169 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».