Формирование художественно-творческого сознания учащихся средствами искусства в процессе обучения музыке (на примере конкурса по музыкальной литературе)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Формирование художественно-творческого сознания личности неизменно остается одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике педагогики искусства. В статье определяются пути его развития на занятиях музыкой с использованием потенциала смежных видов искусства. Оцениваются возможности синергетического соединения музыки и живописи. Авторами анализируется практический опыт по проведению конкурса в системе дополнительного образования, который нацелен на решение указанных задач. Рассматриваются основные этапы его организации и создание методического контента. Обобщаются полученные результаты и опыт работы по формированию «эмоционального интеллекта».

Полный текст

Формирование художественно-творческого сознания является одной из приоритетных задач в системе педагогики искусства. Оно понимается как особый тип сознания, который вбирает в себя и творчески перерабатывает полученную информацию. Его назначение многообразно. С одной стороны, это потенциал для успешной самореализации личности в различных сферах деятельности, и прежде всего в творческих профессиях (в том числе в актуальной ныне креативной индустрии). С другой стороны, это особая способность воспринимать искусство, генерировать новые смыслы, обогащающие духовную жизнь человека и расширяющие пространство его личности.

Деятельность в этом направлении неизменно актуальна, она остаётся в центре внимания педагогической общественности и осуществляется на различных ступенях образовательного процесса в многообразных формах работы. Однако на практике можно наблюдать и негативные тенденции. Они заключаются в фактическом редуцировании смысла и назначения музыкально-исторических дисциплин (музыкальная литература, история музыки и др.). Имеется в виду практика, при которой их изучение сводится к рассмотрению творческой деятельности, а также биографии композиторов, являющихся классиками в мировой музыке; даются знания о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка и выразительных средств музыки, о роли жанров и музыкальных инструментов.

Все эти параметры музыкального искусства, безусловно, входят в преподавание дисциплин, но они не должны ограничиваться ими. В противном случае утрачивается специфика музыки как искусства, т. е. информации особого рода – художественной, а её понимание и восприятие формализуется, сводится к изучению теории, что не затрагивает личностного эмоционального восприятия учащихся.

Этими обстоятельствами вызвано обращение к теме статьи, в которой предлагается практический опыт использования потенциала искусства в процессе занятий по предмету музыкальная литература для подготовки учащихся системы дополнительного образования (ДШИ, ДМШ) к творческому конкурсу. Форма конкурса избирается в силу того, что именно состязательный процесс способствует активизации деятельности.

Методологией исследования послужили основополагающие труды в области методики, музыкальной педагогики, искусствоведения и психологии искусства. Среди них: теория художественной одарённости и музыкального восприятия [1; 2]; интонационная теория Б. Асафьева [3]; семиотический подход в музыкальном искусстве [4; 5]; работы в области теории и практики музыкального образования [6; 7], а также актуальные исследования последних лет по данному направлению [8-11] и др.

Говоря о художественно-творческом сознании, мы трактуем его как многомерное понятие. Оно имеет различные определения, но его сущность заключается в особом отражении действительности в формах духовной деятельности человека. По своей структуре художественно-творческое сознание близко соприкасается с эстетическим сознанием. В современной науке его изучают исследователи во многих областях гуманитарного знания – психологии, педагогики, культурологии и т. д. Теория вопроса раскрывается в трудах Б.М. Теплова [1], Е.В. Назайкинского [2], М.Г. Арановского [12] и других выдающихся учёных. В частности, Л.И. Стрелец отмечает такие категории художественного восприятия, как «оригинальность, осознание условности мира, субъективная организация текста» [13].

Огромную роль в формировании художественно-творческого сознания играет искусство. Научить понимать произведение искусства, его смысл и язык на чувственном уровне с позиции образного содержания – одна из основных задач художественного образования. Согласно современному определению: «Художественный образ – присущая искусству форма творческого воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов» [14]. Образ способен оказывать эмоциональное воздействие, которое передаётся системой индивидуальных художественных средств.

Предпосылкой художественного восприятия является способность к эмоциональной отзывчивости при общении с искусством. Эта мысль, высказанная в середине XX в. Б.М. Тепловым, получила широкое распространение в теории и практике художественного образования и признана сейчас как базовое понятие. Она берётся нами в качестве основы, на которой выстраивается методология практической работы. На современном этапе в науке перспективное развитие получила идея «эмоционального интеллекта» [15], разрабатываемая отечественными и зарубежными учёными. Она заключается в том, что чувства, мысли, взаимоотношения, проблемы человека – всё это эмоциональные проявления интеллекта. Развивая эту мысль, С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что нужно говорить «о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального внутри самих эмоций, также как внутри самого интеллекта» [16, с. 153].

В дальнейшем американские учёные разработали методику для понимания эмоционального интеллекта и измерения способностей в этой сфере. Её суть заключается в том, что, индивидуум анализирует эмоции, интерпретирует их и использует полученные результаты для принятия каких-либо решений в практической деятельности [16].

Данная идея справедлива и по отношению к искусству. Так, в процессе обучения музыке идёт работа с особым типом восприятия – музыкальным. Будучи частью художественно-эстетического сознания, оно имеет свою специфику и заключается в способности воспринимать музыку через эмоции, а от эмоций идти к музыкальному содержанию произведения.

В свою очередь, музыка передаёт смысл посредством интонации как всеобщей категории этого вида искусства. Согласно фундаментальной теории музыковеда академика Б.В. Асафьева, «музыка – это искусство интонируемого смысла» [3, с. 356].

Содержание всякого произведения транслируется через систему художественных средств, характерных для каждого конкретного вида искусства. Музыкальное сочинение структурируется из лада, тональности, мелодии, гармонии, тембра, формы и других средств, создающих каждый раз неповторимую целостность произведения. Умение распознать через них эмоционально-образное содержание – это навык, приобретаемый в процессе обучения.

В качестве теоретической базы анализа музыкального произведения нами берётся метод семиотики, оперирующий категориями означающего и означаемого. Означающее – система музыкальных средств, означаемое – скрытое за ними музыкальное содержание, постигаемое через комплекс чувственного и логического восприятия, но прежде всего через «эмоциональный интеллект».

Художественный образ может приобретать бо́льшую ёмкость вследствие синтеза искусств, который представляет собой плодотворный путь активизации творческого мышления. Явление, давно известное в практике искусства, вызывает большой интерес и с точки зрения педагогики. Воздействие одного вида искусства на другой даёт сильный эффект. Возникает синергетическое единство. Смысл его заключается в том, что слияние нескольких видов искусства превышает их простое суммирование. Оно парадоксальным образом выражается в формуле 1+1>2.

Формирование художественно-творческих способностей учащихся осуществляется на всех занятиях по музыке. Музыкальная литература предоставляет для этого большие возможности, так как имеет прямую связь не только с музыкальным искусством, но и с литературой, МХК, живописью, театром и т. д. Обучение и воспитание искусством происходит в широком контексте художественного творчества и на базе лучших образцов мировой культуры. Развитие творческих способностей, эмоционального интеллекта, образного и ассоциативного мышления осуществляется посредством расширения эрудиции в сфере искусства и литературы. Практическая реализация протекает и в учебном процессе, и в других формах деятельности – внеурочной, воспитательной и др.

Так, в МБУ ДО ДШИ № 11 г.о. Самара (ныне МБУ ДО ЦДТ «Успех» г. о. Самара) данное направление работы осуществляется в соответствии с Программой развития «Одарённый ребёнок», принятой в школе в 2018 году. В программе разработан комплексный подход по выявлению и сопровождению детей, имеющих художественную одарённость. Он включает все звенья образовательного и воспитательного процессов: ученики, педагоги, родители, административные структуры и реализует следующие практики:

  1. Создание системы выявления и отслеживания развития одарённых детей, включающей:
– организацию диагностики одарённости детей, её реализацию в практике дополнительного образования, проведение консультаций для детей и родителей;
– формирование условий для выявления одарённых детей, стимуляцию их обучения через систему конкурсов, концертов;
– разработку программы адресного мониторинга достижений детей – победителей конкурсов по различным направлениям обучения (внедрение «Дневника наблюдений», отражающего динамику всестороннего развития учащегося, его достижений и перспектив).
  1. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности, которая осуществляется посредством:
– организации взаимодействия партнерства по выявлению одарённых детей и работе с ними;
– привлечения профильных вузов и ссузов г.о. Самара для проведения конкурсов учащихся, организацию методической и консультативной работы;
– участия в конференциях по проблемам работы с одарёнными детьми с привлечением образовательных организаций различных типов;
– обобщения накопленного опыта работы в публикациях различного уровня: научно-практических, методических и тематических сборниках статей и т. д.
  1. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых детей в рамках дополнительного образования, в том числе:
– обобщение существующего опыта и разработка новых педагогических технологий сопровождения одарённых детей;
– разработка и апробация новой позиции педагога в работе с одарёнными детьми – позиции наставника, модератора и др.;
– создание условий для участия в конкурсах детей разного возраста, профессионализация с целью поступления в вузы и ссузы профильной направленности.
  1. Организация подготовки педагогических кадров к работе с одарёнными детьми, которая включает:
– повышение квалификации педагогических кадров в вопросах сопровождения одарённого ребёнка, ежегодное проведение Творческих мастерских для преподавателей дополнительного образования города по отдельным направлениям обучения;
– обучение педагогических кадров организации сопровождения развития одарённых детей на уровне методической работы в дополнительном образовании; разработка системы наставничества.

В рамках этой деятельности при поддержке Администрации г.о. Самара на базе и по инициативе МБУ ДО ЦДТ «Успех» с 2010 г. ежегодно проводится Городской конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам «Мы любим музыку». Задачи конкурса многообразны, среди приоритетных отметим развитие творческих способностей, музыкально-эстетических потребностей, умение понимать произведения высокого искусства.

Для проведения конкурса осуществляется организационная и методическая работа. На первом этапе определяются условия и задания. По замыслу организаторов конкурса, они не должны носить строго академический характер, демонстрирующий лишь знание учебного материала (ответы на вопросы по изученным темам, проведение викторин и т. д.). Так, в номинации «Музыкальная открытка» предлагается задание, заключающееся в написании эссе. Участники получают картину, к которой следует подобрать музыкальное произведение наиболее точно, по мнению автора эссе, соответствующее образу картины. Далее требуется словесно охарактеризовать избранное сочинение и его средства выразительности, кратко изложить свои наблюдения в виде литературного текста в жанре эссе, предполагающем изложение собственного взгляда на описываемый предмет или событие.

Так создается проблемная ситуация, в которой художественное содержание постигается в аспекте синтеза искусств, осуществляется синестетический перевод зрительного образа в слуховой. Перед конкурсантом ставится задача выявить соответствие в первую очередь в образном строе, а не только и не столько в тематике и сюжете, так как один и тот же сюжет может раскрываться совершенно по-разному.

Картины подбираются для трёх возрастных групп: младшей (7–9 лет), средней (10–12 лет) и старшей (13–16 лет). Художественные работы отбираются с позиций яркости содержания, а также с учётом особенностей восприятия каждого возраста, степени подготовленности и интересов конкурсантов.

Это могут быть и хорошо известные полотна выдающихся мастеров, и работы современных авторов, не столь знакомые широкой аудитории, и даже картины профессионального художника – преподавателя учебного заведения. Например (в разные годы) младшая группа получала картины «Ангел» В. Низовцева, иллюстрации И. Билибина к сказкам А. Пушкина; средняя – «Наблюдающее око» Е. Меньшиковой, «Весна» К. Сомова; старшая – «Победа» П. Скорубского, «Зловещие» В. Пурыгина, «Всадники» Л. Афремова и т. д.

На втором этапе происходит работа педагогов с учащимися. Методика выполнения заданий такого рода не имеет широкого распространения, является оригинальной и вырабатывается в процессе подготовки к конкурсу. Однако базовые знания, умения и навыки постоянно закладываются на различных занятиях, и прежде всего уроках музлитературы. Преподаватели опираются на такие известные приёмы работы, как погружение в образы картины, подбор и прослушивание музыкального произведения, анализ его содержания и выразительных средств, обсуждение впечатлений ученика, работа над литературным текстом и др. Они достаточно давно закрепились в «классической» методике преподавания музыки и имеют широкое распространение.

Так, сначала преподаватель и ученик знакомятся с картиной, выявляют её содержание, образы, средства выразительности. Уже здесь важно стимулировать собственные впечатления и отношение ученика к произведению художника. Следующий шаг – переход к музыкальному материалу, выбор образного аналога картины. Необходимо максимально задействовать музыкальный «багаж» памяти учащегося. Привлекаются произведения, изученные на музыкальной литературе, специальности, а также внеурочные впечатления от прослушивания музыки дома, посещения концертов и т. д. Возникшую гипотезу выбора необходимо подкрепить аргументами из анализа музыкального произведения – его образа и выразительных средств. После совместного обсуждения этого вопроса преподавателем и учеником можно переходить к написанию эссе. Его небольшой объём (1–2 страницы) требует от автора умения кратко, концентрированно и литературно грамотно изложить полученные результаты.

В таком процессе используются и частные методики. Среди них: метод размышления о музыке, который основан Д.Б. Кабалевским (ученик рассуждает и делает выводы совместно с педагогом); метод создания художественного контекста, принадлежащий Л.В. Горюновой (в этом случае происходит обращение к смежным видам искусства и эстетическим явлениям реальной жизни); метод установления художественного и технического взаимодействия на интонационной основе, разработанный Е.В. Николаевой [6, с. 127] и др.

Конкретные формы и методы работы выбирает каждый преподаватель, так как это творческий процесс для педагога. Консультируя ученика, он выступает в роли наставника, «режиссёра», создающего условия для успешной реализации потенциала своего подопечного. В ходе этой работы реализуется разработанная учёными «модель способностей» [17]. Согласно ей, восприятие «эмоционального интеллекта» проходит несколько стадий. Первая заключается в распознании эмоций (в ситуации данного конкурса – это знакомство с произведением искусства). Затем – преобразование эмоций с учётом собственного восприятия (перевод полученных впечатлений в анализ образа и выразительных средств картины и музыкального произведения). Далее происходит интерпретация данной информации и построение своей деятельности (выражение собственного замысла в виде литературного эссе).

Подготовка к конкурсу потребовала и от участников, и от их педагогов проявить творческие возможности, фантазию, способность к пониманию искусства. Задание практически исключает прямые заимствования из Интернета, так как не имеет готовых решений.

На третьем этапе конкурса жюри оценивает эссе и анализирует полученный контент. Безусловно, уровень работ бывает разнородный, но в основном, за небольшим исключением, все справлялись с поставленной задачей. Причём в отдельных текстах можно отметить тонкие суждения, интересные мысли о содержании, глубокое проникновение в образ, выражение собственного отношения к материалу, как это и предполагается в эссе.

Например, картину из серии «Бабочки» Д. Кустановича1 автор эссе (младшая группа) сопоставляет со II частью Концерта для арфы с оркестром Г. Генделя2. Фантазия участницы конкурса позволила не только дать удачное название – «Бал бабочек», но и театрализовать образы, выразить их как картину придворного церемониала. В описании ученицы нашли отражение музыкальные контрасты материала: сопоставление «короля» и «придворных» (tutti-solo в оркестре), выстроившихся вокруг него; изысканность и изящество музыки «галантного» XVIII века; тембральная красочность инструментов.

Другой пример – картина Е. Меньшиковой «Наблюдающее око»3, имеющая философско-мистическое содержание и выполненная в авангардной стилистике. Она побудила участницу конкурса (средняя группа) сравнить её со знаменитым Рондо из Кончерто-гроссо № 1 А. Шнитке4 и дать название «Ожидание неизбежного».

На картине П. Скорубского «Победа»5 показан полустанок, на котором люди встречают возвращающихся солдат с фронта. Солнечный свет весны, упоение жизнью сочетаются с пронзительным чувством «радости со слезами на глазах». Ведь победа далась дорогой ценой: кто-то получил тяжёлое ранение, а кто-то из встречающих не дождётся близкого человека. Амбивалентность образа картины удачно отражена в ряде работ (старшая группа), в которых в качестве музыкального аналога предлагаются не парадные марши, а лирические песни военных лет, например «День Победы» Д. Тухманова6.

Оценка конкурсных работ осуществлялась по таким критериям, как:

– логичность, музыкальная и литературная грамотность;
– креативность;
– самостоятельность мышления.

Критерий логичности и грамотности подразумевает понимание смыслов рассматриваемых произведений искусства, верную методику анализа художественного материала, а также литературную грамотность при написании эссе.

Критерий креативности оценивает творческие проявления учащегося, яркость его фантазии, глубину художественного мышления, способность к синестезии и т. д.

Критерий самостоятельности учитывает собственный вклад ученика в работу, проявление его личностных возможностей, достаточно высокую степень оригинальности текста.

На заключительном этапе конкурса после оценивания работ и выявления недостатков вырабатываются пути их устранения. Обсуждение итогов и коррективы в планах дальнейшей деятельности происходят в рамках Творческих мастерских, которые ЦДТ «Успех» регулярно проводит для преподавателей системы дополнительного образования города.

Таким образом, многолетний опыт проведения конкурса свидетельствует об устойчивом интересе к нему участников (за 14 лет существования это – более 600 конкурсантов, некоторые из них участвовали по 2–3 раза). Уровень работ в целом подтверждает достижение поставленных целей по формированию художественно-творческого развития учащихся в условиях занятий музыкой с привлечением смежных видов искусства. Предложенный методический контент позволяет учащимся раскрыть творческие возможности и обогатить свои личностные качества. Данные методы возникли на основе актуальных научных теорий и обобщения современного практического опыта преподавателей музыкальных дисциплин. Использованная методология опирается на объективные закономерности восприятия и может широко применяться в художественном образовании на всех его ступенях – от начального до высшего, при обучении специалистов различных направлений.

 

1 Д. Кустанович. Из серии «Бабочки». Холст, масло [Электронный ресурс]. URL: https://www.livemaster.ru/topic/101411-volshebnye-babochki-dmitriya-kustanovicha (дата обращения: 22.02.2025).

2 Г. Гендель. Концерт для арфы с оркестром. II часть [Электронный ресурс] / исполн. Ольга Белькова. URL: https://rutube.ru/video/09b19530b62f05657e2b3b6021fa8d40/?ysclid= m7lx8810jv589329509 (дата обращения: 22.02.2025).

3 Е. Меньшикова. «Наблюдающее Око». Холст, масло [Электронный ресурс]. URL: https://in.gallerix.ru/artcado/vpic/nablyudayushee-oko (дата обращения: 22.02.2025).

4 А. Шнитке. Кончерто гроссо № 1. Рондо. Аудиозапись [Электронный ресурс]. URL: https://rutube.ru/video/0a3ac0de77bce1a6ec968776a988b034/ (дата обращения: 22.02.2025).

5 П. Скорубский. «Победа». 1970-е. Масло [Электронный ресурс]. URL: https://umcistra.ru/fotokollektsiya/kartina-pobeda.php (дата обращения: 28.02.2025).

6 Д. Тухманов, сл. В. Харитонова «День Победы» [Электронный ресурс] / исполн. Лев Лещенко. URL: https://rutube.ru/video/3ba8c7e2b1b0f2750e8c916c69311ec8/ (дата обращения: 28.02.2025).

×

Об авторах

Нина Сергеевна Миловидова

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: milovidova@bk.ru

кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры фортепиано и музыковедения

 

Россия, ул. Фрунзе, 167, Самара, 443010

Лариса Аркадьевна Фролова

Центр детского творчества «Успех» городского округа Самара

Email: royal11samara@mail.ru

заместитель директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

Россия, ул. Силина, 10, Самара, 443115

Список литературы

  1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. 488 с.
  2. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. Москва: Музыка, 1972. 383 с.
  3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Ленинград: Музыка, 1971. 376 с.
  4. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие для студ. вузов искусств и культуры / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. 4-е изд., испр. Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2014. 319 с.
  5. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке. Москва: Музыка, 2015. 254 с.
  6. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издат. центр «Академия», 2004. 336 с.
  7. Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие для учителя музыки и студ. сред. и высш. учеб. заведений / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др.; Рос. акад. образования, Ин-т худож. образования. Лаб. муз. искусства. Москва: Флинта; Наука, 1998. 329 с.: нот.
  8. Козинская О.Ю. Развитие творческих способностей школьников на уроках музыки: учеб. пособие. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2018. 55 с.
  9. Гольдман И.Л. Восприятие и интерпретация медиатекста как носителя художественной информации в медиаобразовательной деятельности // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 12 (54). С. 8–17.
  10. Кирнарская Д.К. Исследование интонационного слуха в структуре музыкальной одарённости // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 50. С. 106–111.
  11. Кирнарская Д.К. Ноmo Musicus. О способностях, одарённости и таланте. Москва: Слово, 2021. 464 с.
  12. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. Москва: Композитор, 1998. 343 с.
  13. Стрелец Л.И. Специфика художественной информации и проблема неадекватности ее восприятия читателями-школьниками // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37. С. 163–165.
  14. Роднянская И.Б. Художественный образ [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/khudozhestvennyi-obraz-79d7d7 (дата обращения: 03.02.2025).
  15. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83–95.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 720 с.
  17. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0): руководство. Москва: Ин-т психологии РАН, 2010. 176 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Миловидова Н.С., Фролова Л.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».